Тема урока: «Повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
Цели урока:
1. Познакомить с повестью А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
2. Выявить жанровые особенности повести «Барышня-крестьянка».
3. Проверить внимательность учащихся в чтении большого произведения.
4. Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения
Задачи урока:
* Развивающая — развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
* Обучающая — развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
* Воспитывающая — воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.
Эпиграфы к уроку:
« Повести Белкина» — это драгоценный памятник
благородного образа мыслей и трогательного дружества.
А.С. Пушкин.
Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем.
Ф.М. Достоевский.
Оборудование урока : компьютер, слайд-презентация, тексты произведения, словарь Ожегова, репродукции русских художников.
Новые слова: пейзаж, дворянство.
Дворянство — в феодальном и позднее в капиталистическом обществе: привилегированный господствующий эксплуататорский класс из помещиков и выслужившихся помещиков.
Пейзаж –1) вид какой-либо местности;
2) рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.
Ход урока:
I . 1.Литературная разминка. (Об авторе). Какому автору принадлежат произведения, отрывки из которых сейчас прозвучат:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
Жил старик со своею старухой
у самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Вот из моря вылез старый Бес:
«Зачем ты, Балда, к нам залез?»-
«Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить».
2. Слово учителя.
Да, это были отрывки из литературных сказок А.С. Пушкина. А как вы узнали, что это литературные, а не народные сказки? (Указан автор, они стихотворные.)
А сегодня мы с вами поговорим о его повестях. Обратимся к подсказке С.Г. Бочарова (написано на экране) —
«Это не случайный набор произведений, а цикл, части которого связаны друг с другом. Повести возникали как связанные взаимно, одна с другой, словно части естественного, тяготеющие к единству».
Оказывается, Пушкин написал свои повести не в той последовательности, в какой потом расположил их.
В “Повестях Белкина” (и в повести “Станционный смотритель”, и в повести “Метель”, и в повести “Барышня-крестьянка”) Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая её. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, о городской бедноте, о провинциальном дворянстве.
Пушкин и эпоха Пушкина – 19 век. Что это было за время? Мы с вами жили в этой эпохе, изучая “Повести Белкина”. Пушкин подарил нам встречу с Самсоном Выриным, с героями повести “Метель”.
Обратимся к повести “Барышня-крестьянка”. Перечитаем страницы этого произведения. Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, условно назовем которую – пушкинская.
Что вы знаете о первой половине 19 века?
(крепостное право, существует два класса: дворянство и крестьяне)
Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин предпочитал Михайловское, Болдино Москве и Петербургу. Ему среди деревенского пейзажа лучше писалось. О пушкинской эпохе мы много знаем из художественной литературы, мемуаров, исторических очерков.
Граф Минский и Самсон Вырин. Два полюса жизни – роскошь и бедность, материальное благополучие и нищета. Пушкин не случайно в повести “Станционный смотритель” показал трагедию маленького человека, рожденную временем крепостного права, узаконенного, позволившего сильным, богатым, удачливым ломать жизнь маленьких людей.
… Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное Судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без Закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь Рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого Владельца…
Деревня, 1812 г.
Но вот перед нами другое произведение, которое вошло в “Повести Белкина”. Произведение удивительно легкое, радостное. Новое для вас понятие.
Итак, ребята мы с вами встретили новое для вас понятие-повесть.
— Как мы озаглавим в тетради этот этап нашей работы?
(Жанровые особенности повести.) ПРЕЗЕНТАЦИЯ
II. Самостоятельная работа.
— Попробуйте сами сформулировать эти особенности повести как эпического жанра, основываясь на прочитанном материале.
(учащиеся работают самостоятельно; проверка, если необходимо, дописывают.)
Запись в тетради приобретает следующий вид:
1 В повести происходит много событий в жизни главного героя.
2. В повести много действующих лиц, но главных героев 1-2.
3. В повести одна сюжетная линия, связанная с главным героем.
4. Характер героя не меняется.
5. Повести могут быть лирическими, бытовыми, сатирическими, юмористическими, фантастическими, историческими и т.д.
6. Объем не имеет значения: повести бывают и большими и небольшими.
7. Важен образ повествователя.
III. Инсценирование отрывка повести. (Настя отпрашивается в гости в Тугилово).
А теперь, ребята, давайте пройдёмся по страницам повести «Барышня-крестьянка». Послушаем автора этой повести Ивана Петровича Белкина, познакомимся с некоторыми героями произведения.
ВИКТОРИНА
1. Как Муромский звал свою дочь по-французски? (Бетси)
2. Какое пирожное подавали на именинах у поваровой жены в Тугилово у Берестовых? (Пирожное бланманже синее, красное и полосатое)
3. В какую игру играли на именинах? (В горелки)
4.Что заказала Настя Трофиму пастуху? (Лапти)
5.Каким именем представилась Лиза на первой встрече с Алексеем Берестовым? (Акулина, дочь Василия-кузнеца)
6. Назовите фамилию, имя, отчество главных героев. (Берестов Алексей Иванович, Муромская Елизавета Григорьевна)
7. Мадам англичанка (мисс Жаксон)
8. Какое отношение имеют эти предметы к героям: карандаш и записная книжка? (Акулина училась грамоте)
9. Где была учреждена почтовая контора? (В дупле старого дуба)
10. Что носил Алексей? (Чёрное кольцо с изображением мёртвой головы)
11. Работа в группах. «Помогите героям повести попасть домой».
ТУГИЛОВО: Берестов Иван Петрович, Алексей.
ПРИЛУЧИНО: Муромский Григорий Иванович, Лиза, Настя, Мисс Жаксон, Акулина, Василий-кузнец.
Y . Продолжение введения нового материала.
1. Давайте перечитаем страницы этой повести и подумаем:
Какой художественный образ этой эпохи создал Пушкин в “Барышне-крестьянке”?
Беседа на восприятие произведения.
Где происходят события, изображенные в повести? (отдаленные губернии Берестовых, Муромских). Тугилово и Прилучино.
Какие картины провинциального дворянства возникают при чтении повести? (обеды, отдых, охота, гости.).
Кто из героев вам понравился больше всего и почему?
Что приятно удивляет нас во взаимоотношениях героев? (легкость, доброжелательность).
Какое чувство вызывает у вас финал повести?
Учитель: Мы прошлись по сюжетной линии произведения А.С. Пушкина, теперь давайте определять, повесть ли это.
— Много здесь сюжетных линий или одна? Докажите.
— Попробуйте выделить эпизоды в этой повести.
— Важное значение в литературном произведении имеют люди, их характеры. Давайте посмотрим, как Пушкин создает характеры действующих лиц. Возьмем главных героев. Кто они?
— Какие средства раскрытия характеров вы знаете?
— Есть ли в повести портреты героев, как они их характеризуют?
(Работа с текстом.)
— Какие поступки совершают герои, как они их характеризуют?
— Дают ли другие персонажи оценки героям, какие? Найдите в тексте.
— Как представлена Лиза в повести? (В двух лицах.)
— Что хотел сказать Пушкин таким приемом, как раздвоение героини?
(Любят человека, а не его положение в обществе.)
— Изменяются ли характеры героев?
— Есть ли в повести пейзажи, как они помогают понять героиню?
— Есть ли в повести художественные детали, характеризующие людей?
— А теперь самое главное: кто рассказывает читателю историю Лизы и Алексея? А.С. Пушкин? Присутствует ли он как действующее лицо? Найдите знак присутствия автора-повествователя. Итак, повесть входит в цикл «Повести Ивана Петровича Белкина». А.С. Пушкин не только их написал, но еще и выдумал автора-повествователя Белкина. Но мы с таким явлением в литературе уже встречались. Где? (У Гоголя.)
— А.С. Пушкин, конечно, чувствуется в тех точных и выразительных характеристиках — оценочных словах, которые он придает каждому персонажу.
2. Работа с текстом.
Найдите в тексте описание утра, рощи, где происходит свидание Лизы и Алексея Берестова. Выразительно прочитайте отрывок. (Заря сияла на востоке…)
Какие художественные средства использовал автор в описании.
Учитель рассказывает о русской природе, изображенной на полотнах русских художников Левитана, Поленова, Саврасова, Шишкина.
Какие краски использовал бы художник, рисуя это утро, рощу? (золотые, голубые, розовые)
Что такое пейзаж?
VI. Итоговое слово учителя.
— Почему повесть называется «Барышня — крестьянка»?
Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви, счастья,праздника).
Это было нормой жизни в ту эпоху? (Нет. Норма жизни – трагедия Самсона Вырина).
Значит, идеализировал эпоху? Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Нет, Пушкин не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.
VII. Рефлексия.
— Кто вам больше всех понравился в повести?
— Хотите ли вы познакомиться с другими повестями А. С. Пушкина?
VII I . Домашнее задание (вариативное)
1. Выбрать и записать словесные обороты, которыми автор характеризует Лизу, Алексея, Берестова и Муромского.
2. Иллюстрации понравившихся эпизодов повести.
Тема урока: Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
Цели:
Познакомить учащихся с произведением А.С.Пушкина «Барышня - крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.
Формировать умение анализа художественного текста.
Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.
Оборудование:
Текст повести «Барышня- крестьянка», проектор, экран.
Рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; сравнительный анализ персонажей
Ход урока
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас открытый урок, поприветствуем наших гостей.
Слово учителя .
Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года. (Сообщение о Болдинской осени в жизни А.С.Пушкина)
На сегодняшнем уроке мы с вами будем работать над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».
3. Беседа по тексту.
Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на её заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка ?
Что даёт совмещение этих слов?
Объясните смысл эпиграфа.
Как Пушкиным переосмыслена «романтическая» ситуация, описанная в повести «Барышня-крестьянка» ?
Какие признаки романтизма вы можете назвать в повести?
4. Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ)
Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):
Иван Петрович Берестов
1.Ведет хозяйство на русский манер;
«В будни он ходил в плисовой куртке, по праздникам надевал сюртук из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей ».
Из людей, осуждавших Г.И.Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».
Григорий Иванович Муромский
Англоман:
«…развёл он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его - англичанка. Поля обрабатывал он по английской метод…»
Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно смелым»
Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».
Отмети иронию Пушкина в описании отношений Берестова - старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы. Однако, несмотря на отличия, у них много общего:
Иван Петрович Берестов- русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.
Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком.
Благодаря общности жизни Берестов - старший и Муромский смогли в конце концов найти общий язык и помириться.
Младшее поколение
Алексей Берестов
Характеристика персонажа, портрет:
«Он был воспитан в … университете и намеревался вступить в военную службу, но отец не соглашался… Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного)»
Он был «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».
«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу … барышень. Он первый пред ними явился мрачным и разочарованным, первым говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он чёрное кольцо с изображением мертвой головы. Всё это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума».
Лиза (Бетси)- Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина).
1 .Характеристика персонажа, портрет:
«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье мисс Жаксон…»
«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и её барышня».
Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?
Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?
5.Работа над композицией и сюжетом повести.
Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы?
А какова роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повестью. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция:
На доске:
Экспозиция – завязка- кульминация- развязка- эпилог (не обязателен)
Экспозиция: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.
Завязка : Настя, служанка Лизы, знакомится с А.Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А.Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем .
Кульминация : Случайная встреча с Лизой-Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым- старшим.
Развязка : Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…»
Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома.
6. Домашнее задание
Сочинение-миниатюра «Роль случая в повести А.С.Пушкина «Барышня- крестьянка».
Тема урока: Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
Цели:
Познакомить учащихся с произведением А.С.Пушкина «Барышня - крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.
Формировать умение анализа художественного текста.
Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.
Оборудование:
- текст повести «Барышня- крестьянка», проектор, экран.
Методические приёмы:
- рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; сравнительный анализ персонажей
Ход урока
Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас открытый урок, поприветствуем наших гостей.
Слово учителя.
- Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года. (Сообщение о Болдинской осени в жизни А.С.Пушкина)
На сегодняшнем уроке мы с вами будем работать над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».
3.Беседа по тексту.
- Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на её заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка?- Что даёт совмещение этих слов?
- Объясните смысл эпиграфа.
- Как Пушкиным переосмыслена «романтическая» ситуация, описанная в повести «Барышня-крестьянка» ?- Какие признаки романтизма вы можете назвать в повести?
4.Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ)
Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):
Иван Петрович Берестов
1.Ведет хозяйство на русский манер;
«В будни он ходил в плисовой куртке, по праздникам надевал сюртук из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей ».
Из людей, осуждавших Г.И.Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».
Григорий Иванович Муромский
Англоман:
«…развёл он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его - англичанка. Поля обрабатывал он по английской метод…»
Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно смелым»
Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».
Отмети иронию Пушкина в описании отношений Берестова - старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы. Однако, несмотря на отличия, у них много общего:
Иван Петрович Берестов- русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.
Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком.
Благодаря общности жизни Берестов - старший и Муромский смогли в конце концов найти общий язык и помириться.
Младшее поколение
Алексей Берестов
Характеристика персонажа, портрет:
«Он был воспитан в … университете и намеревался вступить в военную службу, но отец не соглашался… Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного)»
Он был «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».
«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу … барышень. Он первый пред ними явился мрачным и разочарованным, первым говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он чёрное кольцо с изображением мертвой головы. Всё это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума».
Лиза (Бетси)- Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина).
1.Характеристика персонажа, портрет:
«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье мисс Жаксон…»
«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и её барышня».
- Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?
- Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?
5.Работа над композицией и сюжетом повести.
- Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы?
-А какова роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повестью. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция:
На доске:
Экспозиция – завязка- кульминация- развязка- эпилог (не обязателен)
Экспозиция: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.
Завязка: Настя, служанка Лизы, знакомится с А.Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А.Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.Кульминация: Случайная встреча с Лизой-Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым- старшим.
Развязка: Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…»
Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома.
6. Домашнее задание
Сочинение-миниатюра «Роль случая в повести А.С.Пушкина «Барышня- крестьянка».
Прочитать роман А.С.Пушкина «Дубровский»
«Барышня крестьянка» особенности композиции повести Пушкина 1830 года определены в этой статье.
Экспозиция : Рассказ о старшем поколении дворян — Муромский и Берестов. Характеристика младшего поколения Алексея и Лизы.
Завязка : Настя, служанка Лизы, знакомится с А.Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.
Кульминация : Неожиданный приезд Алексея к Муромским, возможность застать Лизу в ее «обычном образе». Но Лиза появляется в образе модной светской барышней, очень напыщенной и он ее не узнает.
Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым- старшим. С этой сцены, представляющей момент наивысшего напряжения действия, начинается и разрешение конфликта, переходящего в развязку.
Развязка : Отсутствует. Повесть заканчивается словами: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку».
Пушкин сюжетом повести утверждает, что не всегда обязательно давать подробную развязку. Она здесь очевидна и может быть хорошо представлена читателем самостоятельно. Каждый представит ее по-своему. Но общее — это родительское благословение, начало которого положено восклицанием Муромского: «Ага! да у вас, кажется, дело совсем уже слажено… «- и дальнейшая счастливая судьба молодых.
Создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей: Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского. Попробуйте ее использовать для объяснения причины их плохих отношений.
У Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского, казалось, было много общего: оба - русские помещики, вдовцы, постоянные жители деревенских усадеб. Один вырастил сына, другой - дочь, заботясь об их судьбах. Хлебосольны, особенно Иван Петрович, к которому постоянно съезжалось большое количество гостей. Они оба деятельны и предприимчивы. Хозяйственные нововведения Ивана Петровича, основанные на отечественной манере ведения дел, приводят его к успеху, чем он очень гордится и противопоставляет себя англоману Григорию Ивановичу. Хозяйственные новации Муромского, наоборот, приводят к росту долгов и закладу имения в Опекунский совет. В целом, как показывает развитие сюжета повести, они оба амбициозные, но весьма добродушные люди. Амбициозность и стала причиной их неприязненных отношений. Берестов, как уже было сказано, жестко критиковал Григория Ивановича, тот остро реагировал и сердился на своего зоила (критика). Однако простой случай на прогулке - падение Муромского с лошади - заставил их забыть прежние обиды, примириться, подружиться и даже почувствовать желание породниться. Конечно, мотивы каждого были весьма прагматичны. Муромский видел в Алексее Берестове богатого наследника, Иван Петрович ценил в Григории Ивановиче человека редкой оборотистости и имеющего большие связи, что может помочь Алексею в устройстве его служебной карьеры. Так что такой подход к жизни их тоже сближал.Нарисуйте групповой портрет уездных барышень. При его создании используйте то, что вы узнали в начале повести о Лизе Муромской.
Уездные барышни, среди которых была и Лиза Муромская, отличались сентиментальной и романтической настроенностью. Как правило, они воспитывались иностранными гувернантками. Пушкин с добродушным юмором описывает их («Что за прелесть эти уездные барышни!»). Они судят о жизни по произведениям, прочитанным на французском языке. Вспомним, что Лиза во время приема гостей разговаривает с Алексеем по-французски. Благодаря романтическим книгам они вырастают мечтательными, чувствительными и ожидают любовных приключений. Событием считаются звон колокольчика приближающегося экипажа, поездка в город, посещение гостя. Но несмотря на эти странности, по мнению Пушкина, они обладают рядом достоинств благодаря жизни на свободе, в уединении. Немаловажное замечание делает автор об их самобытности, которая порой выгодно отличает их от столичных барышень, где характер света сглаживает индивидуальность и делает души однообразными. С горничными светские дамы общались как с наперсницами, что нельзя сказать о Лизе, для которой «Настя была в селе Прилучине лицом гораздо более значительным, нежели любая наперсница во французской трагедии».
Внимание уездных барышень к Алексею, все их домыслы о нем подчеркивают их мечтательность, любовь ко всему таинственному и романтическому. И, видимо, Алексей, зная эти качества, вел себя в их обществе совсем по-другому, чем среди крестьянских девушек. Вместе с тем уездные барышни, судя по Лизе, могут быть находчивыми, предприимчивыми, знающими особенности деревенской жизни.
Найдите важнейшие элементы композиции: завязку и кульминацию.
Завязка - принятие Лизой решения под видом крестьянской девушки познакомиться с Алексеем и начало осуществления этого плана. Кульминация - момент наивысшего напряжения, перелома, после которого действие движется к разрешению конфликта, к развязке. Таким моментом является сцена приезда Алексея в дом Муромского, «дабы откровенно с ним объясниться», встреча с Лизой и узнавание в ней любимой Акулины. С этой сцены, представляющей момент наивысшего напряжения действия, начинается и разрешение конфликта, переходящего в развязку.
Повесть заканчивается словами: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку». Попробуйте рассказать в нескольких словах о том, как вы представляете себе эту развязку. Чувствуете ли вы подсказку автора?
Пушкин сюжетом повести утверждает, что не всегда обязательно давать подробную развязку. Она здесь очевидна и может быть хорошо представлена читателем самостоятельно. Каждый из вас представит ее по-своему. Но общее - это родительское благословение, начало которого положено восклицанием Муромского: «Ага! да у вас, кажется, дело совсем уже слажено…» - и дальнейшая счастливая судьба молодых.
Попробуйте порассуждать о том, как эпиграф повести связан с ее сюжетом.
В любом произведении эпиграф обязательно связан либо с сюжетом, либо с идеей произведения, либо с характеристикой героев. Сюжет повести, в основе которого лежит переодевание, перекликается с эпиграфом. Взяв в качестве эпиграфа цитату из поэмы И. Ф. Богдановича «Душенька», Пушкин подчеркнул, что зародившаяся в душе Алексея Берестова любовь к крестьянской девушке сильнее всех социальных предрассудков. Лиза-Акулина привлекла Алексея своей душевной красотой, природным умом, чувством собственного достоинства, естественностью поведения. Она и сама почувствовала сердечное влечение к нему, хотя начала игру из чистого любопытства, наслушавшись о приехавшем молодом человеке много таинственного.
В разных странах законы определяют статус языков терминами государственный, официальный, иногда национальный. В государствах, где население пользуется более чем одним языком, официальный статус, как правило, имеют несколько языков. Так, например, в Швейца
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн