ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА"
ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ
КАФЕДРА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА И КНИГОРАСПРОСТРАНЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
по дисциплине "БИБЛИОГРАФИЯ"
Вариант задания № 3
" Составление а ннотированн ого библиографическ ого спис к а , включающ его литературу о родном крае "
Выполнил а : студент ка группы № 4111з
Муртазаева Ирина Олеговна
Проверил : Депцова Татьяна Юрьевна
Самара 2007 г.
ПЛАН РАБОТЫ
1. Вводная часть
2. Основная часть
2.1 Информационный поиск
2.2 Библиографический отбор.
2.3 Библиографическое описание
2.4 Аннотирование
2.5 Библиографическая группировка
3. Заключительная часть (искомый аннотированный библиографический список).
4. Перечень использованной литературы
1. ВВЕДЕНИЕ Целью контрольной работы является демонстрация компетентности в следующих вопросах:- назначения, видов, правил и особенностей использования библиографической записи и библиографического описания;- методики библиографического поиска и отбора, библиографической систематизации и аннотирования;- практического составления аннотированного библиографического списка.В ходе подготовки к контрольной работе была изучена действующая в России система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу, а также комплекс пособий государственной, научно-вспомогательной и рекомендательной библиографии, и в особенности ту ее часть, в которой изложены основные методические вопросы составления аннотированного библиографического списка.Настоящая контрольная работа посвящена подготовке аннотированного библиографического списка, включающего литературу о родном крае. Краеведческая библиография характеризуется разнообразием тем, предлагает ориентиры, позволяющие заглянуть в прошлое родного края, осветить насущные проблемы современности.В качестве источниковедческой базы использован краеведческий ассортимент из фонда библиотеки по месту работы, то есть коллективной библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник".До выполнения этой работы коллектив редакции не располагал четким перечнем (каталогом), позволяющим проанализировать наличие и содержательную часть краеведческих источников, имеющихся в редакционной библиотеке. Подготовленный аннотированный библиографический список поможет творческому коллективу редакции свободно ориентироваться в краеведческой литературе редакционной библиотеки.Алгоритм построения контрольной работы состоит из последовательных процессов.В подразделах "Информационный поиск" и "Библиографический отбор" будут определены объект и предмет, методы и возможные типовые схемы поиска; сформулированы ограничения и основные признаки отбора изданий по варианту контрольной работы, проанализирован библиотечный фонд.В подразделе "Библиографическое описание" представлены особенности и основные виды библиографического описания, использованные в процессе выполнения контрольной работы.В подразделе "Аннотирование" изложен процесс аннотирования отобранных изданий, основные виды использованных аннотаций и особенности их составления.В подразделе "Библиографическая группировка" автор охарактеризует особенности, основные признаки и виды библиографической систематизации, применяемые в составляемом библиографическом списке.В заключении представлен результат проделанной работы - искомый аннотированный библиографический список. При этом в это понятие вкладывается следующее определение: библиографический список - это библиографическое пособие перечислительного (перечневого) характера, в котором библиографические записи систематизированы по одному какому-либо признаку (алфавитному, хронологическому, тематическому и т.п.). [ 9 , с. 145 ]2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.1 Информационный поиск 2.1.1 Формулирование задачи поиска Определяем содержание работы. В данном случае необходимо подготовить аннотированный библиографический список литературы, хранящейся в фондах библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник". Рамки контрольной работы ограничивают область и особенности интересующей нас литературы - это литература о родном крае. Таким образом, цель поиска - основные документы и издания по вопросам краеведения.2.1.2 П рограмм а информационного поиска В рабочей программе поиска постараемся максимально конкретизировать поставленную задачу, что будет способствовать большей целенаправленности, глубине, всесторонности, методической рационализации и эффективности информационного поиска. ОБЪЕКТ ПОИСКА - фонды библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник". ПРЕДМЕТ ПОИСКА - информационные источники (литература) по краеведению Самарской области. ВИДЫ ПОИСКА:а) тематический библиографический поиск, осуществляемый на основании библиографических данных (уточнения библиографического описания);б) документальный поиск;в) фактографический поиск. ОГРАНИЧЕНИЯ ПОИСКА:а) тематическое - только по вопросам краеведения Самарской области;б) хронологическое - ретроспективный поиск за период с начала XIX в. по настоящее время;в) языковое - издания только на русском языке (в т.ч. переводные);г) типологическое - в списке должны найти отражение по возможности все основные виды изданий (монографии, сборники, справочники, библиографические пособия, журналы, газеты, отдельные статьи из них и т.д.);д) географический охват - страноведческий поиск, т.е. информационные источники, изданные в нашей стране (не исключая изданий, переведенных с иностранных языков).е) полнота поиска - избирательный поиск, т.е. выбираются в наибольшей мерепримечательные издания;ж) интенсивность поиска - разовый, т.е. специально для настоящей работы;з) категория потребителей - специальный поиск, т.е. ориентированный на творческий состав редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник". МЕТОД ПОИСКА - диалектический, т.е. использована вся возможная совокупность существующих методов библиографической эвристики. К ним относятся:Сплошной метод - обследуется сплошь и без пропусков все наличие пособий и источников, имеющихся в фонде библиотеки. В данном случае его реально реализовать, так как весь библиотечный фонд не слишком объемный и составляет в общей сложности около 600 экземпляров.Выборочный метод - жанрово-видовой критерий поиска используем при анализе публикаций в периодических изданиях (источниках).Интуитивный метод - использование так называемого библиографического чутья. Постараемся задействовать все четыре основных класса интуиции (по Бунге): восприятие, воображение; разум и оценку.Типологический ( рецептурный ) метод - многообразие возможных задач поиска обобщаем в определенную совокупность типовых задач (модель). В данном случае оптимальной моделью является библиографическое описание - совокупность идентификационных сведений о документе.Индуктивный логический метод - мысль наводится на какое-либо общее правило (закономерность), присущее всем единичным предметам какого-либо класса. Применительно к задаче контрольной работы можно сформулировать ориентировочный ряд частных суждений. Например: в Самарской области выпускаются издания, посвященные вопросам краеведения; есть ряд издательств, специализирующихся на их выпуске. Такие издания выпускают издательства "Книга"; Самарский Дом печати, издательство НТЦ, редакционно-издательские центры вузов и Самарского областного филиала РАН и т.д.Дедуктивный логический метод - когда новая мысль выводится логическим путем из предшествующих мыслей, то есть использование общих положений при исследовании конкретных фактов.Применительно к задаче контрольной работы в русле этого метода можно констатировать следующее. Во-первых, процесс поиска литературы и его теория (краеведение) как частный случай (тема) входят в содержание таких наук, как история, география, археология и их теорий. Следовательно, именно в пособиях (информационных изданиях), отражающих содержание этих наук, мы можем найти интересующие сведения по теме поиска. Во-вторых, существуют региональные информационные органы, которые занимаются информационным обслуживанием этих сфер наук. Устанавливаем, что таковыми являются: Самарский областной филиал РАН, научно-издательские центры гуманитарных самарских вузов, научный центр Самарского областного историко-краеведческого музея имени Алабина и т.д.. В третьих, определим, какие пособия этих организаций в общем могут отражать интересующую нас литературу. Таковыми являются: научно-популярные издания, учебные пособия, монографии, специализированная периодика и т.д. В-четвертых, путем сплошного или выборочного (используя оглавление, вспомогательные указатели и т.п.) изучения указанных пособий мы можем сформировать искомый список литературы по вопросу информационного поиска.Метод информационного поиска по библиографическим ссылкам . Такая библиографическая ссылка может быть приведена или в основном тексте документа (внутритекстовая ссылка), или в подстрочном (внизу страницы) и затекстовом (в конце основного текста) примечании, или частично в основном тексте, а частично в подстрочном (затекстовом) примечании, или в прикнижном (пристатейном) списке использованной (рекомендованной) литературы.Используя библиографические ссылки, можно установить определенный ряд источников. Можно также исходить не из библиографической ссылки (списка) в целом, а из отдельных ее элементов (например, автор книги по краеведению).М етод восхождения от абстрактного к конкретному , состоящий из четырех основных этапов:А. Целенаправленное ограничение поиска только поиском библиографических пособий, в которых, возможно, отражается информация об искомых источниках (библиографический поиск);Б. Восхождение от абстрактного - совокупности библиографических пособий к конкретному - искомой литературе вопроса, библиографическому списку по теме поиска;В. Определение источников, в которых обязательно имеется интересующая нас информация (документальный поиск). Роль абстракций здесь выполняют и библиографические описания источников, и сами эти источники. В результате формируется искомый массив необходимых источников по теме поиска;Г. Определение искомой совокупности фактографической информации по заданной теме (фактографический поиск) путем чтения и конспектирования источников. В результате формируется искомый массив фактографической информации, или исходный материал для аннотаций. ЗАТРУДНЕНИЯВ библиотеке отсутствуют какие-либо внутренние каталоги и картотеки, а имеющийся в бухгалтерской отчетности предметный указатель литературы, числящейся на балансе редакции, не отражает всю полноту библиотечного фонда. ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ - аннотированный библиографический список.2.2 Библиографический отбор Процесс библиографического отбора выстраивался в соответствии с принятыми в программе информационного поиска ограничениями по тематике, хронологии, языку, типологии, географии, полноте и интенсивности поиска, категории потребителей (см. выше).Выяснилось, что библиотечный фонд литературы и источников по краеведению сегодня насчитывает 86 экземпляров. Типологический состав: книги, брошюры, периодические и продолжающиеся издания, журналистские аудио- и электронные материалы, неопубликованные материалы, карты, альбомы, атласы и др. Их тематика достаточно широка. Наиболее полно представлены такие темы, как природа, география, население, окружающая среда, культурная жизнь, история, этнография Самары и губернии. В подавляющем большинстве это издания, вышедшие в свет во второй половине XX - начале XXI вв.Учитывая форматные ограничения контрольной работы, для заданного аннотированного библиографического списка были отобраны только в наибольшей мерепримечательные источники по теме.2.3 Библиографическое описание Библиографическое описание - совокупность сведений о документе (его части или группе документов), дающих возможность идентифицировать документ, а также получить представление о его содержании, читательском назначении, объеме, справочном аппарате и т.д. Библиографическое описание является основной частью библиографической записи.В контрольной работе библиографическое описание используется как в интересах поиска и отбора необходимых документов (источников), так и для составления конечного аннотированного библиографического списка. Его объектами являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителяхОбщие требования и правила составления библиографического описания документа, его части или группы документов: набор областей и элементов библиографического описания, последовательность их расположения, наполнение и способ представления элементов, применение предписанной пунктуации и сокращений определены действующим ГОСТ 7.1-2003 [ 1 ] . Формирование заголовка библиографической записи регламентирует ГОСТ 7.80-2000 .Области и элементы приведены в установленной стандартом последовательности, которая представлена в таблице:Наименование | |||
Область
з
аглавия
и сведений
об ответственности | Основное заглавие объекта описания, а также иные заглавия (альтернативное, параллельное, другое), прочие относящиеся к заглавию сведения и сведения о лицах и (или) организациях, ответственных за создание документа | ||
Область
издания | Информация об изменениях и особенностях данного издания по отношению к предыдущему изданию того же произведения | ||
Область
с
пецифических
сведений | Применяется при описании объектов, являющихся особым типом публикации или размещенных на специфических носителях. К ним относятся карты, нотные документы, сериальные и другие продолжающиеся ресурсы, отдельные виды нормативных и технических документов, электронные ресурсы и т.д. | ||
Область
выходных данных | Сведения о месте и времени публикации, распространения и изготовления объекта описания, а также сведения об его издателе, распространителе, изготовителе | ||
Область
ф
изической
характеристики | Обозначение физической формы, в которой представлен объект описания, в сочетании с указанием объема и, при необходимости, размера документа, его иллюстраций и сопроводи-тельного материала, являющегося частью объекта описания | ||
Область
серии | Сведения о многочастном документе, отдельным выпуском которого является объект описания | ||
Область примечания | Дополнительная информация об объекте описания, которая не была приведена в других элементах описания. Сведения, приводимые в области, заимствуют из любого источника информации и в квадратные скобки не заключают | ||
Область
стандартного номера (или его альтернативы) и условий доступности | Международные стандартные номера, присвоенные объекту описания: Международный стандартный номер книги (ISBN) или Международный стандартный номер сериального издания (ISSN), либо любой другой международный номер, присвоенный объекту описания в установленном порядке |
– Международный день сказки)
Истоки русской сказки
1. Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней. – Саратов: Надежда. – 1996. – 688 с., ил. Скифы, сарматы, половцы, хазары, булгары и другие загадочные народы, некогда обитавшие на волжских берегах и народы, ныне живущие на Волге-русские, татары, марийцы, чуваши, мордва, немцы, малороссы, калмыки, казаки, -представлены в этой книге своими сказаниями и легендами. Этнографические материалы и исторические документы, предваряющие фольклорные разделы сборника, делают книгу своеобразной энциклопедией нравов, жизни, культуры и быта поволжских народов. Иллюстрации мастеров изящных искусств XIX века позволяют увидеть Волгу в первозданном виде.
2. Корепова лубочная сказка / . – Москва: Форум, 2012. – 464 с. : ил. Книга посвящена русской лубочной сказке. Впервые исследуется жанровая природа лубочной сказки, история жанра, влияние лубочных изданий на устную сказочную традицию, некоторые проблемы текстологии.
3. Поэзия детства: русское народное творчество для детей / сост., вступ. ст. и примеч. ; отв. ред. . – Санкт-Петербург: Алетея, 2004. – 576 с. В сборник включены произведения русского народного творчества о детях и для детей. Состоит из разделов – «Песни и прибаутки», «Сказки», «Загадки», «Пословицы и поговорки», «Игры» и др.
4. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 2. Детство: Отрочество / сост., подгот. текстов, вступ. статья и коммент. В. Аникина; подбор ил. В. Жигулевой; фото А. Рязанцев. – Москва: Художественная литература, 1994. – 525 с.: ил. – (Мудрость народная). Второй выпуск включает в себя детские сказки и загадки. Это свод народной мудрости, с которой знакомился подрастающий ребенок. Из сказок крестьянские дети усваивали основы житейской морали. Сказки давали богатую пищу для беспредельной игры воображения. Загадки приучали мыслить поэтическими образами-сравнениями и метафорами.
5. От прибаутки до былины: (русский фольклор) / сост. и примеч. В. Аникина. – Москва: Художественная литература, 199с. В книгу вошли наиболее известные и популярные образцы русского устного творчества, публиковавшиеся в разное время в сборниках известных ученых-фольклористов XIX - XX вв.
6. Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 1. – Москва: Дрофа: Вече, 2002. – 320 с. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы). В книгу включены песни, игры, загадки, пословииы, поговорки и сказки народов России.
7. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / вступит. статьи, сост. и коммент. , Д. С, Лихачева и; ил. . – Москва: Детская литература, 1979. – 640 с., л. ил. – (Б-ка мировой литературы для детей, т. 1). В книге представлены признанные образцы русского эпоса, русские народные сказки и древнерусские повести в переводе с древнерусского языка и пересказе.
8. Победитель змея. Из севернорусских сказок / 15 сказок в записи; вступит. ст. . – Москва, 2008. – 160 с. Предлагаемое издание представляет собой публикацию с комментариями редких сказочных текстов на один сюжет-«Победитель змея» - из архива фольклорной секции ИАЭ АН, собранных известным фольклористом во время экспедиции1926, 1927 и 1928 гг. в Заонежье и по рекам Пинеге и Мезени. Книга сопровождается комментариями и вступительной статьей, посвященной происхождению и распространению этого сюжета в европейском фольклоре.
9. Славянская мифология: справочник / Авт.-сост. , - Москва: Мегатрон, 1999. – 259 с. В книге широко и в системе отражены представления славян языческих племен. Статьи сборника описывают образы и символы славянской мифологии, персонажей славянских сказок, знакомят с народными обычаями, обрядами и праздниками, культом богов.
10. , Медведев славянской мифологии. – Нижний Новгород: Русский купец, Братья славяне, 1995. – 368 с. Широко представлено понятие о восточнославянской мифологии со времен палеолита до нынешних дней.
11. Персонажи славянской мифологии / сост.: , ; худож. . – К.: Корсар, 1993г. – 224 с.: ил. В книге даются оригинальные характеристики и рисунки персонажей мифологии древних славян.
12. Русская волшебная сказка: антология / сост., вступ. ст., коммент. . – Москва: Высшая школа, 1992. – 525 с. – (Б-ка студента-словесника). Здесь представлены основные сюжеты русской волшебной сказки в версиях и вариантах. Вступительная статья и комментарий помогут узнать о судьбах русской сказки, глубоко понять ее жанровую специфику, соотношение национального и интернационального в этом жанре. В издании приводятся исследования фольклористов по проблемам теории и истории волшебной сказки.
13. Предания земли русской / худож. В. Нечитайло. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 608 с. В сборник вошли произведения русского народа: исторические песни, предания, легенды, былички и былины, записанные в разное время и рассказанные разными людьми. Истории о славных русских богатырях, разбойниках, леших, водяных и русских русалках будут интересны как самым маленьким читателям, так и их старшим друзьям.
14. Ом Хтони. Родные сказы / Х. Ом. – Кострома: Костромаиздат, 2007. – 700 с. Серия книг «Родные сказы» - особая часть большого проекта «Живучесть основ культуры». Это одна из первых попыток заинтересовать детей освоением основ культуры. Детская часть этой серии содержит первую книгу «Детям» и презентацию новой части монографии «Живучесть основ культуры. Сокровища и тайны языка», а также презентации «Взрослым детям», «Старым детям», «Разнообразие» и приложения.
В «Сказах» создан оригинальный мир детской планеты. Языком сказок, песен, частушек, загадок, игр, бесед о сути жизни, а также с помощью микросонетов, басен, крылатых фраз, вечных образов герои книги зовут в чудесное, парадоксальное, в то, без чего нет счастья. В приложениях дана впервые публикуемая систематизация результатов почти тридцатилетних исследований по живучести основ культуры.
15. Северные сказки в собрании Н Е. Ончукова / сост., подг. текстов, вступ. ст., комментарии, указатель и словарь. – Санкт-Петербург: Мир, 2008. – 750 с. В настоящем издании тексты сказок, впервые выверенные по доступным материалам архивов РАН и РГО, представлены записями разных по своим целям, задачам, научной подготовке и опыту собирателей (, Д. Георгиевского). При комментировании текстов сказок учитывалась степень распространения сюжетов у восточных славян, произведено сопоставление каждого сюжета с другими северными вариантами для определения специфики или традиционности публикуемого варианта, даны необходимые сведения об истории сюжета, его первых публикациях и литературных обработках
Русскую сказку в первую очередь должны
изучать русские – это наш долг.
В. Пропп. Русская сказка. – Москва,2000.
16. Рождественские сказки: сказки, легенды, истории / предисл. Н. Голя; пер. Л. Брауде, А. Ганзен, Т. Озерской и др. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2009. – 368 с. : ил. В сборник включены народные и литературные сказки и истории разных стран мира о холодной зиме, веселом Рождестве и немного таинственном новогоднем празднике. Зимние праздники любят везде, но справляют их по-разному. Можно сравнить русские и зарубежные традиции.
сказок на ночь / сост. ; художники, . – Ярославль: Академия развития, 1997. – 368 с., ил. – (Мои первые книжки). Сказка, как любой вид устного народного творчества, проходит многовековой путь и вбирает в себя наиболее существенные черты быта, психологии и мировоззрения народа. Отшлифованная годами сказка становится отражением многих сторон жизни и может о многом рассказать.
Сказки учат не платить злом за добро, уважать человека, оказывать помощь в трудную минуту.
18. Народные русские сказки: в 5 т. Т. 1-3 / предисл. А. Афанасьева. – Москва: ТЕРРА, 19с. Блестящий историк, правовед, этнограф, фольклорист и журналист Александр Николаевич Афанасьев () посвятил свою жизнь бережному изучению устного народного творчества. Он собрал и обработал множество сказок, легенд и былин, сохранив их для потомства.
В первый-третий тома вошли «Народные русские сказки».
19. Жили-были…: произведения русского устного народного творчества для детей / сост., предисл. и коммент. В. Калугина. – Москва: Молодая гвардия, 1988. – 367 с. – (Б-ка молодой семьи. Т. 11). Сборник знакомит читателей с самыми разными фольклорными жанрами: это и считалки, и страшилки, и загадки, и игры, и, конечно, сказки и былины. В предисловии рассказывается о значении народного творчества для нравственного и эстетического воспитания детей.
20. Шангина дети и их игры. – Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2000. – 296 с. Известный санкт-петербургский этнограф – увлекательно рассказывает о том, как в прошлых веках воспитывали детей в традиционной русской семье «по заветам дедов», уделяя особое внимание игре – первооснове народной педагогики.
Песенки, считалки, жеребьевки, приговоры, загадки, дразнилки – все, что сопровождало раньше детские игры, а также описания самих игр составляют второй раздел книги.
Материалы для проведения школьных праздников «Широкая масленица», «Осенины», «Наум-грамотник» и др. вошли в заключительный раздел.
21. Никифоров и сказочник / ; сост., вступ. ст. . – Москва, 2008. – 376 с. / Александр Исаакович Никифоров – один из лучших русских фольклористов первой половины XX в., чьи работы до сих пор остаются недооцененными. В сборнике представлены исследования Никифорова о русской сказке, не потерявшие актуальности и по сей день. Детальный анализ огромного количества конкретных текстов делают эти работы оригинальными, доказательными и по-настоящему интересными.
22. Пропп корни волшебной сказки. / ; ред., коммент. . – Москва: Лабиринт, 2000. – 336. Это самая знаменитая работа одного из классиков гуманитарной науки XX века. Необычайно широкий охват культурологического материала, глубина его освоения и доходчивость в изложении – вот что определяет место «Исторических корней…» в обязательном фонде знаний современного человека.
23. Пропп сказка: (собрание трудов) / ред., коммент. . – Москва: Лабиринт, 2000. – 416. В очередной том полного Собрания трудов входит его итоговая работа о сказке, представляющая собой своего рода популярную энциклопедию сказки: свод информации о собирании, изучении, структуре («морфологии ») и развитии, форме бытования всех видов сказок.
24. Мир детства и традиционная культура: сборник научных трудов и материалов / сост. . – Москва: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1995. – 192 с. В сборнике даются материалы и исследования по современному и традиционному фольклору детей и подростков, рассматривается ряд проблем традиционной фольклористики, этнопедагогики, «педагогического» репертуара русских крестьян, а также вопросы современного состояния прозаического и стихотворно-песенного фольклора в контексте детской и подростковой субкультуры.
7. Научно-методическая деятельность учителя: методические исследования. технологические находки / авт.-сост. . – Волгоград: Учитель, 2011. – 170 с. Представлен опыт работы инновационных поисков современной педагогики, направленных на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива . Предлагаемые материалы помогут организовать научно-методическую деятельность учителя и правильно выстроить концепцию работы школы нового поколения. Интересна будет технологическая находка Л. С Черноклиновой – «Авторские сказки на уроках литературного чтения» .
8. Зинкевич-, Кудзилов через рисунок в сказкотерапии / -Евстигнеева, . – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 144 с., цв. вкл. Практическое пособие по проективной психодиагностике: исторический обзор и сравнительный анализ графических методов. Описаны методики для исследования семейных отношений, психологической резистентности, эмоциональной сферы и внутреннего мира личности, целепологания.
9. Тренинг по сказкотерапии. – Санкт-Петербург: Речь, 2000. – 254 с. В этой книге представлены семь программ для развития и коррекции поведения у детей.
10. Ткач детских проблем. / . – Санкт-Петербург: Речь; Москва: Сфера, 2010. – 118 с. Книга раскрывает секреты психологической помощи детям от 3 до 10 лет. Автор просто и подробно передает заботливым родителям знания, примеры и рекомендации для решения многих проблемных ситуаций с помощью терапевтических сказок.
11. Зинкевич-Евстигнеева зависимостей. Метод сказкотерапии / -Евстигнеева. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 176 с. Метод, описанный в книге, эффективно используется в рамках антинаркотической профилактической и реабилитационной работы среди несовершеннолетних и молодежи.
12. Короткова для дошкольников и младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы / . – Москва: ЦГЛ, 2004. – 246 с. Использование сюжетов сказок дают возможность с интересом и ненавязчиво для детей проводить нравственные беседы.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
13. Бутман правильных правил: книга для чтения и о чтении / . – Санкт-Петербург: КАРО, 2003. – 272 с.: ил. – (Сказкотерапия). Этот веселый сборник предназначен для ненавязчивой работы родителей с детьми. Вы можете поговорить с детьми о добре и жадности, о благородстве и предательстве, о трусости и храбрости и т. д. Писатель, отец пятерых детей, делится своими мыслями о воспитании юного поколения.
14. Синицына для игры и развития / . – Москва: Лист Нью, Вече, КАРО, 2002. – 256 с.: ил. Сказки, представленные в книге, познакомят Ребенка с азбукой, числами, окружающим миром, элементарными географическими и астрономическими понятиями и многим другим.
15. Гнездилов сказки. Мелодии дождя на петербургских крышах / . – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 260 с. Сказки доктора Балу помогают людям преодолевать возникающие у них проблемы и неприятности, видеть красоту и гармонию мира, относиться к жизни с мудростью и оптимизмом.
16. Гнездилов сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу) /. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 292 с. Известный петербургский врач и сказочник собрал сказки, помогающие людям в затруднительных ситуациях!
17. , В театре нашем для вас поем и пляшем: музыкальные сказки-спектакли для дошкольников/, ; худож. , . – Ярославль: Академия развития: Академия, К и компания: Академия Холдинг, 2000. – 112 с.: ил. – (Детский сад: день за днем). Разнообразные спектакли-сказки, которые учат доброте, отзывчивости, честности, смелости. Это влияет на нравственное и эстетическое воспитание дошкольников. После каждого спектакля приводится нотный текст.
18. Малюткина сказка, или Как накормить ребенка/. – Санкт-Петербург: КАРО. 2003. – 128 с.: ил. – (Сказкотерапия). Как решить проблему аппетита ребенка? С помощью сказки! Вы сможете найти здесь и новое для себя блюдо!
19. Расскажи мне сказку…: литературные сказки для детей: книга для воспитателей детского сада, детей младшего школьного возраста, родителей/сост. . – Москва: Просвещение, 1993. – 63 с.: ил. Сказки русских и зарубежных писателей XIX - XX вв.
20. Сорокина театр для самых маленьких: (театральные занятия с детьми от 1 года до 3 лет) / , - Москва: Линка-Пресс, 2009. – 224 с. Данное пособие поможет создать кукольный театр. Даются приемы управления куклами различных систем (пальчикового, картинок на фланелеграфе, перчаточного театра, рукавичек, настольного).
.
***
21. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников. // Дошкольное воспитание№ 7 – С.19-24. К сожалению сейчас родители больше внимания уделяют интеллектуальному развитию своих детей, рано начинают обучать их, готовить к взрослой жизни, но для ребенка важнее развитие внутренней жизни, эмоциональной сферы, чувств, которые являются главным регулятором его деятельности.
22. «Путешествие по сказкам » Литературная игра для младших школьников: (игра по станциям) / // Внешкольник. – 2010. - № 3. – С.50-53.
23. – первый профессионал книжной графики [Текст] / Е. Алехина // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 10. – С.51-63.При имени Билибина сразу возникает одна ассоциация: пушкинские Царь Салтан и Золотой петушок, Иван Царевич и Василиса Прекрасная, страшный Кощей Бессмертный, настоящий Серый волк и фантастическая Царевна-лягушка.
24. Использование сказок при индивидуальном консультировании / И. Стишенок // Школьный психологсент. – С.24-26. Психологические сказки раскрывают многообразие жизненных ситуаций и помогают человеку найти ответы на свои вопросы, определить способы разрешения имеющихся проблем.
25. Осенний праздник по мотивам народной сказки «Перепелка и спорыш»: сценарий / А. Гвайта // Дошкольное образование. - №7, авг. – С.
26. Педагогика народной сказки [Текст] / М. Ковель // Директор школы. – 2009. №3. – С. 69-75. Мы постоянно обращаемся к народной мудрости, отраженной прежде всего в народных сказках. Традиции, выработанные народом за многие столетия и проверенные поколениями, имеют не только этнографическую, культурную, но и социально-психологическую ценность. Сказки становятся для детей ключиками к пониманию истинных причин наших проблем.
27. Счастливый случай: (игра для учащихся V класса, посвященная фольклору) / М. Гребенникова // Воспитание школьников. – 2009. - №2. – С. 73-76.
28. Лебедева аксиологического компонента родительской компетентности при помощи фольклорного материала [Текст] / // Семейная психология и семейная терапия. – 2012. - №3. – С.54-78. Представлена программа «Открытый детский сад» как форма работы психолога с функциональной семьей. Типичные для русской народной культуры представления о мире, жизненном цикле и отношениях между поколениями иллюстрируются на примере сказки «Курочка Ряба». Раскрывается понятие родительской компетентности и ее состовляющих.
29. Зинкевич-Евстигнеева, Татьяна. Сказки для мальчиков и девочек [Текс] / Т. Зикевич-Евстигнеева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. - №6.- С. 13-16. Это ключевой вопрос в педагогике: чем отличаются игры мальчиков и девочек!
30. Азизова у младших школьников эстетических чувств средствами кукольного театра [Текст] / // Воспитание школьников. – 2012. -№4. – С.44-47. Навыки и эталоны поведения, полученные в театролизованных играх дети смогут использовать в повседневной жизни
НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
Аннотированный список литературы
САМАРА 2010
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
«Весна. Девятый день у мая
День чёрно-красный для страны
Цена заплачена большая,
Чтобы пришёл конец войны».
А. Б олутенко
КНИГИ
1. Т3(0)62 Ш-517 Бомсдорф Ф. 60-летие окончания Второй мировой и Великой Отечественной: Победители и побежденные в контексте политики, мифологии и памяти: Материалы к Междунар. Форуму (Москва,сент.2005) /Под.ред. Ф.Бомсдорфа, Г.Бордюгова.-М.:Фонд Фридриха Науманна: АИРО-ХХI,2005.-246 с.- ([Б-ка либер.чтения];[Вып.16]).
Хранение: ЧЗГ2. Т3(2) В-272 Великая Отечественная война, 1941-1945:События. Люди. Документы:Крат. ист.справ./[В.И.Андрианов и др.].-М.:Политиздат,1990.-463 с.:ил.
Хранение: ЧЗГ, Науч.3. Т3(2) В-272 Великая Отечественная война 1941-1945:Слов.-справ./Под общ.ред.М. М. Кирьяна.-2-е изд.,доп.-М.:Политиздат, 1988.-559 с.
Хранение: ЧЗГ4. Т3(2)6 В-65 Война и общество 1941-1945: В 2 кн./ Рос.акад.наук.Ин-т рос. истории; Отв.ред.Г.Н.Севостьянов.-М.:Наука. Кн.1.-2004.-480 с.:ил.
Хранение: БСГ5. Т3(2)6 В-65 Война и общество 1941-1945: В 2 кн. /Рос.акад.наук.Ин-т рос. Истории; Отв.ред.Г.Н.Севостьянов.-М.:Наука.Кн.2.-2004.-411 с.
Хранение: БСГ6. Т3(2)6 К-585 Кожинов В.В. Наследники победы.-М.:Алгоритм, 2007.-480 с.-(Оклеветанная Русь).
Хранение: ЧЗГ 7. Т3(2)622 К-474 Кларк А. План Барбаросса. Крушение Третьего рейха 1941-1945: [Пер.сангл.] .-М. :Центрполиграф,2004.-491 с.-(Вторая мировая война).Хранение: БСГ8. Т3(2) К-906 Кульков Е.Н. Война 1941-1945 /Е.Н.Кульков, М.Ю.Мягков, О.А.Ржешевский.-М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-479 с.:ил.-(Мировая история.Войны и мир).
Хранение: БСГ9. Т3(2)622 К-908 Куманев Г.А. Проблемы военной истории отечества (1938-1945 гг.)/Рос.акад.наук.Ин-т рос.истории.-М.:Собрание,2007.-654 с. :ил.
Хранение: ЧЗГ10. Т3(0) О-80 От "Барбароссы" до "Терминала":Взгляд с Запада /Сост.: Ю.И.Логинов.-М. :Политиздат,1988.-463 с.:ил.
Хранение: КХ, ЧЗГ11. Т3(2)622 С-202 Саркисов Д.С. День Победы (к 55-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне).-М.:Азбука,2002.-33 с.
Хранение: ЧЗГ, БСГСТАТЬИ
12. Аннинский Л. Великая Отечественная /Лев Аннинский //Родина.-2005.-N 4.-С.3.
Рассуждения о том, чем стала для России Великая Отечественная война.13. Беспалов В.В. Правда и вымыслы о победе советского народа в Великой Отечественной войне (1941-1945) //Социально-гуманитарные знания. -2010.- № 1. -С. 23-34.
14. Мяло К. Та война /К. Мяло //Россия XXI.-2005.-N 3. - С. 50-63.
15. Осипов Г. В. Значение подвига советского народа /Г.В.Осипов //Социологические исследования.- 2005.-N 5. - С. 9-10.
О значении, величии и непреходящй ценности Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
16. Плимак Е. Г. Великий День Победы 9 мая 1945 года: о решающей роли СССР в разгроме гитлеровской Германии/Е. Г. Плимак //Вопросы философии.-2005.-N 5. - С. 3-15.
Осмысление 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
17. Поляков Ю.А. Великая Победа 1945 г. и как ею распоряжались /Ю.А. Поляков //Отечественная история.-2007.-N 3. - С. 3-8.
О социально-политических событиях в мире как следствии Второй мировой войны. Синдром победы.
18. Ренькас Я. В.Сила и стойкость народа /Я.В. Ренькас, Е. А. Мултых //Наука в России.-2005.-N 2. - С.70-78.
На протяжении многих десятилетий, последовавших за разгромом Германии в 1945 г., шло научное осмысление событий Второй мировой войны. Не исключение и годы, предшествовавшие 60-летию Великой Победы. Свидетельство тому - появление новых трудов на эту тему. В их числе фундаментальное здание: Война и общество, 1941-1945:в 2 кн. (М.: Наука, 2004) , в котором представлена широкая панорама боевых действий Вооруженных Сил СССР против вермахта, завершившихся полным его поражением, а также массового трудового героизма наших людей в столь суровый час.
19. Северикова Н.М. Живая связь поколений/Н. М. Северикова //Вестник Московского университета. Сер. 7 Философия.-2005.-N 4.- С. 112-118 .
Эмоциональный рассказ о событиях Великой Отечественной войны, о солдатах, сложивших головы на фронтах Великой Отечественной войны, об идее защиты Отечества.
20. Тюшкевич С.А. Духовный потенциал Великой Победы /С.А. Тюшкевич //Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология.-2005.-N 2. - С. 3-19 .
Влияние духовного потенциала советского народа на победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
21. Чистяков О.И. Великая Отечественная и современность/О.И. Чистяков //Вестник Московского университета. Сер. 11, Право.-2005.-N 3. - С. 12-25.
Рассматриваются некоторые проблемы военного времени. Разговор ведется не столько об Отечественной, сколько вообще о Второй мировой войне, частью которой стала первая. Ошибки Сталина. Роль наших союзников во второй мировой войне. Организация ленд-лиза, который оказал большую помощь нашей стране.
КАНУН И НАЧАЛО ВОЙНЫ
«Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!»
Степан Щипачев
22. Т3(2)721 К198 Канун и начало войны: Док. и материалы/[Сост.:Л.А.Киршнер].-Л.:Лениздат,1991.-431с.:16л.ил.-(Страницы истории. Экспресс-выпуск).
СТАТЬИ
23. Васильев А. Ф. Был ли в 1941 г. Советский Союз готов к войне?/А. Ф. Васильев //Вопросы истории.-2005.-N 1. - С.105-110.
По мнению автора, в предвоенные полтора десятилетия в Советском Союзе была проделана огромная и многообразная работа по подготовке страны к войне, что позволило советскому народу в конечном итоге одержать победу над мощныи и коварным врагом, опиравшимся на ресурсы почти всей Европы. Вместе с тем наряду с успехами и достижениями в укреплении обороны страны в этом деле были допущены грубейшие, ничем не оправданные промахи, за что советскому народу пришлось уплатить за свою победу в войне очень дорогую цену.
24. Волков В.К. Призрак и реальность "Барбароссы" в политике Сталина (весна-лето 1941г.) /В.К.Волков //Вопросы истории.-2003.-N6.-С.31- 58.
Ситуация, сложившаяся в мире и СССР накануне Великой Отечественной войны. Позиции Сталина и Молотова во внешней политике СССР в этот период времени.
25. Комаров Д. И. Нефтяной дефицит и германские оккупанты/Д. И. Комаров //Вопросы истории.-2005.-N 4. - С.144-149.
Накануне Второй мировой войны гитлеровское военно-промышленное производство и планы завоевания мирового господства значительно превышали сырьевые возможности Германии. Решению этой проблемы за счет советской нефтяной промышленности руководство фашистской Германии придавало первоочередное значение. В районе действия плана "Барбаросса" оказались два важнейших нефтедобывающих района СССР-Кавказский и Западноукраинский.
26. Короленков А.В. Накануне: продолжение дискуссий о событиях предвоенной поры /А.В.Короленков //Отечественная история.-2004.-N 3. - С. 169-176.
Обзор работ, посвященных спорам вокруг событий кануна Великой Отечественной войны. Рассматриваются вопросы характера внешней политики СССР, особенно советско-германских отношений 1939-1941 гг., состояния Красной Армии перед войной и вопроса о том, готовился ли Сталин напасть на Германию.
27. Медведев Ж. А. План "Барбаросса" // Вопросы истории.-2002 .-N 6.- С. 14-35 .
О плане войны против СССР, получившем кодовое название "Барбаросса", утвержденном Гитлером 18 декабря 1940г., намечавшем датой вторжения 15 мая 1941 года. О политической обстановке в СССР и странах Европы накануне войны и ее начальном этапе.
28. Медведев Ж. Сталин и первые дни войны //ЭКО. Экономика и организация промышленного производства.-2002 .-N3.-С.138-148.
Начало Великой Отечественной войны до сих пор окружено множеством загадок. Готовил ли Сталин "освободительный" поход на Запад в июле 1941 г. В какой мере нападение Гитлера было для него неожиданностью? Известные историки, изучающие сталинский период нашей истории, Ж. и Р. Медведевы не поддерживают версию о наступательных военных планах советского вождя, однако переосмысленные ими факты заставляют иначе отнестись к общепринятой версии о растерянности Сталина в первые дни войны. Думаем, что фрагмент из новой работы историков "Сталин и блицкриг" заинтересует всех читателей, а специалистам, придерживающимся алтернативных точек зрения, даст новый материал для размышления.
29. Минц М.М. Представления военно-политического руководства СССР о будущей войне с Германией /М. М. Минц //Вопросы истории.-2007.-N 7. - С.94-104.
Исследование представлений советского военно-политического руководства о стратегическом характере будущей войны имеет особое значение. Именно они определяли общее направление подготовки к предстоящим сражениям, на их основе принимались ключевые решения в области военного строительства. 30.Степанов А.С. Военные планы и оборонная промышленность СССР накануне и в начале Второй мировой войны: британский фактор //Отечественная история. -2006. -№ 3. -С. 33-40.
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ВОЙНЫ
(июнь 1941 г. - ноябрь 1942 г.)
"И пред глазами сорок первый,
Внезапно прерванный войной,
Врагу навстречу шли резервы,
На Запад, часто сразу в бой!"
Ким Добкин
КНИГИ
31. Т3(2)722 А-183 Аввакумов Н.В. Первые залпы войны.-Свердловск:Сред.-Урал.кн.изд-во,1991.-161 с.
Хранение: ЧЗГ 32. Т3(2) В-272 Великая Отечественная война, 1941-1945:В фот.и кинодокументах:[Фотоальбом: В 5 т.] /[Сост.Н.М.Афанасьев].-2-е изд.,доп.- М.:Планета.Т.1.:1941 .-1985.-400 с.:ил.Хранение: ЧЗГ 33. Т3(2) В-272 Великая Отечественная война, 1941-1945:В фот.и кинодокументах:[Фотоальбом: В 5т.] /Сост.Н.М.Афанасьев.- 2-е изд.,доп.-М.:Планета.Т.2.:1942 .-1986.-393 с.:ил.Хранение: ЧЗГ34. Т3(2)722 С457 Скрытая правда войны: 1941 год: Неизвест. документы:[Сб./Сост. П. Н. Кнышевский и др.].-М.:Рус. кн. , 1992.-382с.:ил.-(Россия в лицах, документах, дневниках).
35. Т3(2)728 С-506 Смирнов С.С. Брестская крепость: Докум. кн.-Минск:Мастац.лит.,1991.-411 с.
Хранение: ЧЗГ36. Т3(2)722 Х831 Хорьков А.Г. Грозовой июнь: Трагедия и подвиг войск погранич. воен. округов в нач. периоде Великой Отеч. войны.-М. :Воениздат,1991.-240с.
СТАТЬИ
37. Гаврилов Б.И. В Мясном бору, в "Долине смерти" / Б.И. Гаврилов // Отечественная история. - 2004 . N 3 .- С. 3-13 . Очерк, основанный на воспоминаниях и письмах ветеранов Великой Отечественной войны, посвящен Люблинской наступательной операции Волховского фронта 1942 года и событиям, связанным с прорывом из окружения 2-й ударной армии генерала Власова.
38. Герасимова С. А. Первая Ржевско-Сычевская наступательная операция 1942 года: (новый взгляд) /С.А. Герасимова //Вопросы истории.-2005.-N 5. - С.16-29.
Цели и значение, а также итоги первой Ржевско-Сычевской наступательной операции 1942 г.
39. Первая сводка. //Родина.-2005.-N 4 - С. 4-5 .
40. Первая директива //Родина.-2005.-N 4. - С. 7-9 .
Первая директива из Кремля, направленная 29 июня 1941 года в советские и партийные организации прифронтовых районов о мобилизации всех сил на борьбу с врагом. 41. Пономаренко П.К. "Лучше расстрелять одного": о некоторых важных вопросах войны: /П. К.Пономаренко //Родина.-2005.-N 4. - С.10-14. Публикуется записка Пантелеймона Кондратьевича Пономаренко о политической обстановке и показателях состояния советской и немецкой армии в июле-августе 1941 года.
42. Черкасов П. Г. Лето 1941-го. Между Гомелем и Брянском: (записки младшего лейтенанта)/П. Г. Черкасов; публ. П. П. Черкасова //Отечественная история.-2005.-N 2. - С. 27-42.
Отрывок из мемуаров участника Великой Отечественной войны Петра Гордеевича Черкасова, посвященных первому, самому тяжелому месяцу Великой Отечественной войны.
В список включены книги и статьи, на которые мы советуем обратить внимание. Предлагаемые краткие аннотации помогут ориентироваться в многообразии криптографической литературы. При составлении списка мы не ставили задачу рецензирования включаемой в него литературы.
Введение в криптографию. Под общей редакцией В. В. Ященко. Издание 4-е, дополненное. МЦНМО, М., 2012.
Книга предназначена для первоначального знакомства с математической криптографией. Она не является монографией, но и не относится к категории научно-популярных изданий. Книга состоит из следующих глав: основные понятия криптографии; криптография и теория сложности; криптографические протоколы; алгоритмические проблемы теории чисел; математика разделения секрета; компьютер и криптография; олимпиады по криптографии для школьников. В качестве приложений приводятся: русский перевод основополагающей статьи К. Шеннона “Communication theory of secrecy systems”; аннотированный список рекомендованной литературы; толковый словарь криптографических терминов.
Для чтения глав 2-5 необходима математическая подготовка в объеме программ младших курсов математических факультетов университетов (включая, в частности, основы теории алгоритмов и теории вероятностей). Авторы стремились излагать материал на достаточном уровне математической строгости с использованием научно обоснованной терминологии. Насколько нам известно, данная книга является единственной в своем жанре не только в отечественной, но и в мировой литературе.
О. А. Логачёв, А. А. Сальников, С. В. Смышляев, В. В. Ященко. Булевы функции в теории кодирования и криптологии. Издание второе, дополненное. МЦНМО, М., 2012.
В книге систематически излагается теория булевых функций с точки зрения ее приложений в криптографии и теории кодирования. Книга состоит из следующих глав: арифметика конечных полей и полиномов; булевы функции; классификации булевых функций; линейные коды над полем $\mathbb F_2$; коды Рида — Маллера; нелинейность; корреляционная иммунность и устойчивость; коды, булевы отображения и криптографические свойства; алгебраическая иммунность; совершенная уравновешенность; элементы криптографического анализа. Отметим, что первая глава содержит используемые в книге сведения из алгебры, что делает книгу доступной студентам-математикам младших курсов.
О. Н. Василенко. Теоретико-числовые алгоритмы в криптографии. МЦНМО, М., 2003 (1-е изд.), 2006 (2-е изд.).
Книга посвящена алгоритмической теории чисел. Она содержит описания большого числа теоретико-числовых алгоритмов вместе с обоснованием их корректности и оценками трудоемкости этих алгоритмов. Второе издание книги состоит из следующих глав: тестирование чисел на простоту и построение больших простых чисел; факторизация целых чисел с экспоненциальной сложностью; факторизация целых чисел с субэкспоненциальной сложностью; применение эллиптических кривых для проверки простоты и факторизации целых чисел; алгоритмы дискретного логарифмирования; факторизация многочленов над конечными полями; приведенные базисы решеток и их приложения; факторизация многочленов над полем рациональных чисел с полиномиальной сложностью; дискретное преобразование Фурье и его приложения; целочисленная арифметика многократной точности; решение систем линейных уравнений над конечными полями.
Б. Шнайер. Прикладная криптография. Протоколы, алгоритмы, исходные тексты на языке Си. Издательство ТРИУМФ, М., 2002.
Книга адресована программистам и инженерам. Она содержит подробный справочник по криптографическим протоколам (часть 1), методам криптографии (часть 2) и криптографическим алгоритмам (часть 3). Далее, в части 4 рассматриваются вопросы практической реализации криптографических протоколов и алгоритмов, а также политические вопросы. Кроме того, как указано в заголовке, приводятся исходные тексты (на языке C) некоторых используемых на практике криптографических алгоритмов (часть 5). Изложение ведется на неформальном уровне. Представляет ценность большой список литературы, содержащий 1653 названия.
Х. К. А. ван Тилборг. Основы криптологии. Профессиональное руководство и интерактивный учебник. Мир, М., 2006.
Как и книга Шнайера «Прикладная криптография», эта книга адресована программистам и инженерам, но написана как учебное пособие и поэтому содержит большое число примеров и упражнений. Основные темы книги: классические криптосистемы, последовательности, порождаемые регистрами сдвига, блоковые шифры, теория Шеннона, техника сжатия данных, криптография с открытым ключом, схемы, основанные на различных теоретико-числовых и теоретико-кодовых задачах, теоретико-числовые алгоритмы, хэш-функции, аутентификация сообщений, протоколы с нулевым разглашением, схемы разделения секрета. В приложениях приводятся основные сведения из теории чисел и алгебры, а также краткие биографии ряда знаменитых математиков.
Особенностью рассматриваемой книги является систематическое использование в примерах псевдокода системы Mathematica. К книге прилагается CD-ROM с ее электронной версией. Последнюю можно использовать в качестве интерактивного учебника, позволяющего выполнить в системе Mathematica примеры книги с различными параметрами.
Н. Коблиц. Курс теории чисел и криптографии. Научное издательство ТВП, М., 2001.
Книга предназначена для первоначального знакомства с криптосистемами, основанными на теоретико-числовых задачах, и с теоретико-числовыми алгоритмами. Изложены также основы элементарной теории чисел (для студентов младших курсов). Книга состоит из следующих глав: некоторые вопросы элементарной теории чисел; конечные поля и квадратичные вычеты; криптография; открытый ключ; простота и факторизация; эллиптические кривые.
Т. В. Кузьминов. Криптографические методы защиты информации. Наука, Сибирское предприятие РАН, Новосибирск, 1998.
Рассмотрены следующие основные темы: основные понятия математической криптографии (односторонняя функция, псевдослучайный генератор, шифрование, электронная подпись), конкретные криптосистемы (как с секретным, так и с открытым ключом), некоторые виды криптографических протоколов (в том числе групповых), доказательства с нулевым разглашением. Изложение ведется не очень формально, но математически грамотно. Кроме того, автор использует свою собственную терминологию, отличную от той, которую предлагает толковый словарь на данном сайте. Например, доказательства с нулевым разглашением называются доказательствами с нулевым раскрытием.
Н. П. Варновский. Математическая криптография. Несколько этюдов. Московский университет и развитие криптографии в России. Материалы конференции в МГУ 17–18 октября 2002 г., МЦНМО, М., 2003, с. 98–121.
Статья рассказывает о следующих малоизвестных темах математической криптографии: методы генерации входных данных с известным решением для вычислительно трудных задач, инкрементальная криптография, односторонность конечных функций, неподатливая криптография, вычислительная сложность в среднем. Изложение носит обзорный характер.
Н. П. Варновский, Е. А. Голубев, О. А. Логачёв. Современные направления стеганографии. Математика и безопасность информационных технологий. Материалы конференции в МГУ 28–29 октября 2004 г., МЦНМО, М., 2005, с. 32–64.
Обзорная статья, посвященная математическим исследованиям в стеганографии. Следует отметить, что математическая стеганография, в отличие от математической криптографии, все еще находится на стадии становления.
Электронный вариант статьи можно найти .
Н. П. Варновский, В. А. Захаров, Н. Н. Кузюрин. Математические проблемы обфускации. Математика и безопасность информационных технологий. Материалы конференции в МГУ 28–29 октября 2004 г., МЦНМО, М., 2005, с. 65–90.
Обзорная статья, посвященная математической теории обфускации. Говоря неформально, под обфускацией здесь понимается преобразование программы в другую программу, которая вычисляет ту же функцию, что и исходная (возможно, с незначительным увеличением потребляемых ресурсов), но в некотором смысле является трудной для понимания.
Электронный вариант статьи можно найти .
О. В. Вербiцький. Вступ до криптологii. Видавництво науково-технiчноi лiтератури, Львiв, 1998 (на укр. яз.).
Книга написана на основе курса лекций, который автор читал на механико-математическом факультете Львовского национального университета им. И. Франко. В ней на достаточно высоком математическом уровне изложены некоторые разделы математической криптографии. Мы рекомендуем эту книгу украиноязычным читателям для изучения основ математической криптографии.
Н. П. Варновский. Курс лекций по математической криптографии. Доступна электронная материалов курса.
Конспект, примерно соответствующий курсу лекций, которые автор читает студентам, обучающимся на четвертом курсе кафедры математической кибернетики факультета ВМиК МГУ по специальности информационная безопасность, и четвертого курса факультета управления и прикладной математики МФТИ. Изложение ведется на математическом уровне строгости. От читателя не требуется владения теорией сложности вычислений; необходимые понятия и факты этой теории приводятся в самом курсе. Рассматриваются следующие темы: основные понятия теории сложности вычислений, сильные и слабые односторонние функции, трудные предикаты функций, псевдослучайные генераторы, схемы привязки к битам, генераторы псевдослучайных функций и псевдослучайных перестановок, схемы электронной подписи, универсальные семейства односторонних хэш-функций, доказательства с нулевым разглашением, криптосистемы с открытым ключом, системы электронных платежей. Следует заметить, что на момент написания аннотации конспект является рабочим материалом, периодически подвергаемым правке.
Э. А. Гирш. Курс лекций «Сложностная криптография». Доступно в электронной форме по адресу http://logic.pdmi.ras.ru/%7Einfclub/?q=courses/cryptography
Презентации и видеозаписи курса лекций, прочитанных автором в PDMI Computer Science Club (клубе по математической кибернетике ПОМИ РАН) весной 2008 г. По указанному электронному адресу имеется также ссылка на конспекты лекций по той же теме, которые автор читал ранее на матмехе СПбГУ. Терминология автора несколько отличается от терминологии курса Н. П. Варновского; так, например, в данном курсе для стойкости криптосистем ошибочно используется термин «надежность». По тематике данный курс близок к курсу Н. П. Варновского, но все же отличается от него. Следует также отметить, что курс лекций Э. А. Гирша содержит много упражнений.
Ю. Лифшиц. Курс лекций «Современные задачи криптографии». Доступно в электронной форме по адресу http://yury.name/cryptography/ ; приводимая аннотация относится к версии, находящейся по этому адресу в январе 2010 г.
Презентации и конспекты курса лекций, прочитанных автором на на матмехе СПбГУ осенью 2005 г. Особенностью данного курса является рассмотрение тем, редко встречающихся в материалах по математической криптографии на русском языке. К таким темам относятся византийское соглашение, покер по телефону, электронные выборы, электронные деньги, забывчивая передача данных (oblivious transfer, в другой терминологии — неведомая передача), проверяемое разделение секрета, многосторонние секретные вычисления (multi-party secure computation, в другой терминологии — конфиденциальные вычисления). Кроме того, рассматриваются протоколы разделения секрета, привязки к биту, подбрасывания монеты, доказательства с нулевым разглашением, а также псевдослучайные генераторы и псевдослучайные функции.
O. Goldreich. Foundations of cryptography. Volume 1 (Basic tools). Volume 2 (Basic applications). Cambridge University Press, Cambridge, United Kingdom, 2001 (v. 1), 2004 (v. 2).
Обстоятельная монография по математической криптографии. Основные темы: вычислительная сложность, псевдослучайные генераторы, доказательства с нулевым разглашением, шифрование, электронные подписи, аутентификация сообщений, общая теория криптографических протоколов. Особое внимание уделено различным разновидностям доказательств с нулевым разглашением. Во многих отношениях рассматриваемая книга является № 1 в мировой литературе по математической криптографии. Именно эту книгу мы рекомендуем читателю-математику для систематического изучения математической криптографии. Отметим, что на личной WWW-странице автора (http://www.wisdom.weizmann.ac.il/%7Eoded/) доступны предварительные версии фрагментов рассматриваемой книги.
M. Luby. Pseudorandomness and cryptographic applications. Princeton University Press, Princeton, New Jersey, 1996.
Книга написана на основе курса лекций для аспирантов, прочитанного автором в Калифорнийском университете (Беркли) в осеннем семестре 1990 г. Рассмотрены следующие темы: односторонние функции, псевдослучайные генераторы, шифрование, статистическая и вычислительная неотличимость, энтропия, генераторы псевдослучайных функций и перестановок, функции с секретом, универсальные семейства односторонних хэш-функций, электронные подписи, интерактивные доказательства (в том числе с нулевым разглашением), привязка к биту. Эта книга меньше книги Гольдрайха по объему и отличается от последней тематикой. Изложение строится вокруг псевдослучайности (что отражено в названии книги), а интерактивным доказательствам посвящена только одна лекция. Многие результаты изложены «из первых рук»: автор книги принимал участие в их доказательстве. Насколько нам известно, книга Луби — единственная, где приводится конструкция псевдослучайного генератора на основе произвольной односторонней функции (в неоднородной модели вычислений) с полным обоснованием.
S. Goldwasser, M. Bellare. Lecture notes on cryptography. Доступно в электронной форме на личной WWW-странице Беллара (http://cseweb.ucsd.edu/users/mihir/papers/gb.pdf); приводимая аннотация относится к версии, датированной июлем 2008 г.
Основные темы: односторонние функции, функции с секретом, псевдослучайные генераторы, блоковые шифры, псевдослучайные функции, шифрование (как с секретным, так и с открытым ключом), хэш-функции, аутентификация сообщений, электронные подписи, распределение ключей, криптографические протоколы. Основное внимание уделяется математическим проблемам, возникающим при изучении практических криптографических конструкций. В этом состоит главное отличие данного материала от книг Гольдрайха и Луби. Кроме того, изложение ведется гораздо менее формально, чем в указанных книгах. В приложениях кратко изложены основные определения и факты теории сложности вычислений и теории чисел (включая теоретико-числовые алгоритмы). Это делает материал более доступным для студентов.
Составление аннотации и рецензии развивает критическое мышление, умение обобщать, анализировать. Умело составленные аннотации и рецензии позволяют читателям экономить время и осуществлять наиболее сознательный выбор литературы.
Аннотация- это краткое изложение содержания статьи, книги, монографии и т. п. В аннотации раскрывается наиболее существенное из всего содержания и разъясняется назначение работы.
Виды и типы аннотаций, в зависимости от объекта аннотирования аннотации подразделяются на общие, аналитические и групповые. Общая аннотация характеризует произведения печати в целом. Аналитическая - характеризует отдельную часть произведения или определенный аспект его содержания. Групповая аннотация представляет собой обобщенную характеристику двух или более произведений, близких по тематике.
В соответствии с целевым назначением различают два типа аннотаций- справочные и рекомендательные. Цель справочной аннотации - дать краткую информацию (справку) о содержании и специфике произведения печати. Такие аннотации составляют для характеристики научных, учебных, справочных изданий, а также для раскрытия содержания сборников и собраний сочинений. Объем справочных аннотации различен- от нескольких слов до нескольких строк. Справочные аннотации используются в научно- вспомогательных пособиях, библиографических указателях, адресованных специалистам.
Рекомендательная аннотация, наряду с краткой информацией о произведении печати, преследует и другие цели: заинтересовывать читателя, показать значение и специфику данной книги лил статьи, ее место в ряду других, близких по содержанию и назначению. Главная отличительная особенность рекомендательной аннотации- педагогическая направленность; характеризуются произведения, соответствующие уровню подготовки, возрастным и иным особенностям читателей. Рекомендательные аннотации бывают краткими и развернутыми. Они составляются для рекомендательных пособий в целях пропаганды научно-популярных, массово-производственных изданий, а также произведений художественной литературы.
План аннотации включает в себя:
1. Библиографическое описание работы.
2. Перечисление основных проблем, затронутых в работе.
Действия при написании аннотации могут быть следующими:
1. Разбейте текст на смысловые части.
2. Выделите в каждой части основную мысль, обозначите ее предложением, заимствованным из текста.
3. Сформулируйте основную мысль своими словами.
4. Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения.
5. Определите значимость работы.
Например: И.Унт. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.
Автор книги в популярной форме рассматривает педагогические и психологические проблемы индивидуализации, различные формы дифференциации обучения. Предлагается оригинальная методика индивидуализированной внутриклассной учебной работы в школе. Особое внимание уделяется углубленному изучению отдельных предметов, массовому использованию рабочих тетрадей для самостоятельной работы учащихся.
Структура аннотации
Набор элементов в аннотации зависит от полноты библиографического описания, от конкретных задач и читательского адреса подготавливаемой библиографической информации, от вида самой аннотации и т. д.
В справочной аннотации возможны такие элементы, как уточнение заглавия, дополнительные (преимущественно фактические) сведения об авторе, о хронологическом охвате материала, а также о форме, содержании, жанре, назначении и структуре издания и других особенностях произведения печати, отсутствующих в библиографическом описании.
Сведения об авторе, научной ценности и художественном уровне произведений, о целевом и читательском назначении, о содержании, показ особенностей произведения- все эти элементы органически объединяются в рекомендательной аннотации. Сведения об авторе включают основные даты его жизни и творчества, краткую характеристику эпохи, в которую автор жил, и его общественно-политических взглядов. Иногда указывается профессия автора, приводятся данные о популярности его произведения. Интересны для читателей сведения об истории создания или издания произведения, о времени и месте написания, о факте или событии, рассматриваемом в нем. В ряде случаев характеризуются источники, послужившие основой для создания произведения.
Характеристика научной и художественной ценности произведения включает сведения об общественной значимости книги. В аннотации могут даваться ссылки на критические статьи и рецензии. Иногда приводятся отзывы деятелей науки и культуры.
Краткая характеристика содержания произведения является основным элементом. В аннотации разъясняются заглавие произведения, тема, акцентируется внимание на вопросах, находящихся в центре внимания автора, сообщается о событиях и действующих в произведении лицах, отмечаются особенности данного произведения, его отличие от других, близких по теме.
Характеристика структуры издания и формы изложения материала позволяет акцентировать внимание читателя на особенностях построения произведения, имеющих значение для раскрытия его проблематики.
В аннотациях на учебные, справочные, научно-популярные издания вместо характеристики содержания разделов можно просто их перечислить.
Характеризуя форму изложения материала, следует отметить, как он подан - детально или сжато, популярно или научно, живо, увлекательно или, наоборот, сухо. Указывается литературная форма произведения.
Методические советы призваны помочь в изучении и использовании произведений печати, определяют систему чтения при изучении какой-либо темы, устанавливают последовательность изучения вопросов темы.
Сведения о целевом и читательском назначении позволяют читателю сделать вывод о конкретном использовании произведения в научной или производственной деятельности, учебной работе или в самообразовании. В одних случаях читательских адрес называется точно, в других он формулируется очень широко.
Характеристика художественно-полиграфического и редакционно-издательского оформления книги включает данные о количестве и виде иллюстраций, наличии схем, чертежей; о художниках-иллюстраторах; о полиграфическом исполнении. Кроме того, в аннотациях отмечается наличие элементов научно-справочного аппарата, списка литературы.
Основные этапы аннотирования
Процесс аннотирования можно разделить на нескольких этапов: анализ текста произведения; изучение дополнительных источников; отбор сведений, характеризующих существо данного произведения; литературное оформление и редактирование аннотации.
Анализ текста произведения. Прежде всего, определяется вид издания (моноиздание, сборник, часть многотомного или выпуск серийного издания). Устанавливается, какому вопросу, теме или области науки посвящено произведение. Обращается внимание на структуру издания, выявляется принципы группировки материала.
Анализ формы изложения материала помогает при определении читательского адреса. С этой целью изучает, насколько полно, доступно и наглядно изложены вопросы.
При анализе отмечается особенности полиграфического исполнения и редакционно-издательского оформления, в частности наличие элементов научно-справочного аппарата. Помимо текста самого произведения библиограф просматривает предисловие, вступительную статью, примечания. Если сведений оказывается недостаточно, следует обратиться к дополнительным источникам.
Изучение дополнительных источников. Такими источниками могут быть рецензии, критические статьи, критико-биографические, историческо-литературные работы. Выявить эти источники можно с помощью справочных и библиографических изданий.
Отбор сведений, характеризующих данное произведение. При аннотировании произведений, созданных в прошлые эпохи, приводят фактические данные об авторе, характеризуют идейную, научную и художественную ценность его произведений, а также условия, в которых они были написаны. При составлении аннотаций на современные произведения библиографы должны быть объективными, не должны полагаться только на личные впечатления. Очень распространенным приемом аннотирования является цитирование. В одном случаи цитируются слова автора, в другом- действующего лица, в третьем- отзыв ученого, критика, очевидца событий, воспоминания современников.
Литературное оформление и редактирование аннотации. Лаконичность - отличительная черта литературно оформленной аннотации. Задача состоит в том, чтобы объединить разрозненные сведения, при этом выделить наиболее существенное, главное. Например, чтобы привлечь внимание читателя к конкретной книге, в самом начале рекомендательной аннотации сообщают об интересном факте (событий) или подчеркивают значение данного произведения в ряду других, близких по содержанию.
Все процессы библиографирования органически взаимосвязаны, одни основываются на результатах других, а те, в свою очередь, являются базой для последующих операций. Так без процесса библиографического выявления и поиска невозможен библиографический анализ, а без него -отбор произведений печати; не составив библиографические описания и аннотации, нельзя осуществить библиографическую группировку, а без нее - разработать даже самую простейшую схему организации библиографической информации и т. д. К выполнению всех этих процессов библиограф должен подходить творчески.
Как составить рецензию?
Рецензия- это оценочный критический анализ работы (книги, статьи, рефераты, курсовой, дипломной работы и т.п.). В рецензии главным является краткое объективное воспроизведение взглядов автора работы и развернутое научно-обоснованное отношение рецензента к основным идеям автора, их интерпретация в соответствии с взглядами и убеждениями рецензента.
Структура рецензии может быть различной. В одном случае рецензент, последовательно изложив позиции автора, дает общую оценку работы в целом. В другом, излагая идеи автора, высказывает свое отношение, дает критическую оценку.
Действия при написании рецензии:
1. Определите актуальность работы.
2. Определите степень новизны, поднятых в роботе проблем.
3. Выделите моменты, которые вызывают критическое отношение.
4. Сформулируйте вопросы, недостаточно раскрытые в работе.
5. Укажите на недостатки, недочеты, допущенные в работе.
6. Определите практическое значение работы.
Например:
Р Е Ц Е Н З И Я на дипломную работу выпускницы 252 группы ФИЯ Алексеевой Т.И. «Использование личностной ндивидуализации при обучении иноязычному общению в 7 классе». Рецензент д.п.н., профессор Иванова Н.В.
«Дипломная работа Алексеевой Т.И. посвящена одной из наименее исследованных проблем в методике обучения иностранным языкам - проблеме индивидуализации обучения иноязычному общению в средней школе.
На основе изучения достаточно большого объема научно-педагогической литературы в дипломной работе обобщены результаты педагогических и методических исследований по проблеме индивидуализация обучения. Разведены понятия «индивидуальный подход», «индивидуализация», «дифференциация» обучения.
В качестве теоретической основы исследования в дипломной работе принята психологическая теория индивидуализации, разработанная в трудах психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, методистов Е.И. Пассова, В.П. Кузовлева.
Т.И. Алексеева исходит из представлений о структуре индивидуальности, включающей индивидную, субъектную и личностную подструктуры.
Несомненным достоинством дипломной работы является разработанная автором программа МХК для группы учащихся 7 класса, сбор материала для МХК проведен на основе разнообразных психологических и педагогических исследовательских методик, что свидетельствует о владении автором методологией научно-педагогического исследования. Проведенное автором экспериментальное обучение, построенное с учетом личностной индивидуализации на основе МХК по теме «Спорт», подтвердило выдвинутую гипотезу.
Однако интерпретация полученных результатов вызывает ряд сомнений. Обобщая результаты экспериментальной работы, автор констатирует, что «использование личностной индивидуализации способствует повышению и качественных показателей речи», в то время как количественные сдвиги по таким критериям, как грамотность, количество предложений и целенаправленность, очень незначительны, и вряд ли могут быть основанием для подобного вывода. Думается, что основной эффект личностно-ориентированного обучения состоит в повышении мотивационного аспекта речевого поведения, активизации речемыслительной деятельности учеников. Поэтому необходимо было уделить больше внимания качественному анализу результатов проведенной экспериментальной работы.
В целом работа отвечает требованиям, предъявляемым к выпускным работам».
10.05.04 Иванова (подпись, печать)
________________________________________
Как сделать библиографическое описание публикации?
При написании аннотации или рецензии на публикацию обязательно делается библиографическое описание работы. К элементам библиографического описания публикации относятся:
Название книги, её подзаголовок /если оно есть/
Порядковый номер издания /если книга издается впервые, то не указывается/;
Порядковый номер тома, части, выпуска;
Место издания;
Название издательства;
Год издания;
Количество страниц;
1. Библиографическое описание книг:
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М. Педагогика, 1989.-208с.
Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн. Для учителя. - М.: просвещение, 1989.-240с.
2. Переводные издания:
Древс У. Фурман Э. Организация урока /в вопросах и ответах/: Пер. С нем. : Пособия для учителя М.: Просвещение, 1984.-128 с.
3. Библиографическое описание статьи:
Название статьи, подзаголовок;
Наименование журнала /газеты, сборника/;
Год выхода журнала /число выхода газеты/;
Страницы журнала, сборника занимаемые статьей.
Например:
Артемов А. Некомпьютерные игры // Семья и школа. - 1990. №5.- С.50-53
Краевский В.В. Педагогическая теория в системе связи науки и практики // Профессиональная подготовка педагога: Сб. науч. трудов. - М., 1993.- С.18-24.
Описание сборника трудов с общим названием: Педагогический поиск /Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1988. - 544с.
В описании допускается некоторые сокращения слов. Сокращения не касается названия работы. Например, дет. лит.; иностр. лит.; учебн. пособие; метод. пособие ср.шк.; ин-т; биб-ка; ма—тер. /материалы/; лит. /литература/; высш.шк.; сб.науч. тр. и др.
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн
/ Учет запасов Нормативно-справочная информация: подсистема учета запасовВсю нормативно-справочную информацию, которая используется для отображения операций с запасами, можно условно поделить на две группы:Объекты аналитического учета операций с запасами