Презентация на тему передвижники 19 века. Передвижники - скачать презентацию. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

13.12.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Николаева Екатерина

Презентация знакомит с наиболее знаменитыми художниками, которые входили в Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники), существовавшее в последней трети XIX века. Презентация будет полезна всем, кто интересуется историей культуры.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: «Художники-передвижники» Выполнила: Николаева Екатерина 10В

Художники-передвижники - объединение художников-реалистов России конца 19 века, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923 гг.), развивавшие лучшие традиции Артели художников. История организации Товарищества Передвижных Художественных Выставок

14 студентов-выпускников Императорской Академии художеств, во главе с И.Н. Крамским обратились к Совету академии с просьбой разрешить им самостоятельно выбрать сюжеты картин для участия в конкурсе на Большую золотую медаль. Со времени основания Академии художеств для экзаменационной работы предлагались мифологические или библейские события. Золотая медаль давала право на 6-летнюю поездку в Италию оплачиваемую государством.

Полученный от Совета отказ обернулся так называемым «бунтом четырнадцати». Выпускники, оставив Академию, создали «Санкт-Петербургскую артель художников». В 1870 году это объединение было переименовано в «Товарищество художественных выставок». Членами ТПХВ в разные периоды были Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, В.А. Серов, В.Д, Поленов, И.Е. Репин, А.К. Саврасов, В.И. Суриков, И.И. Шишкин и многие другие. Этим художникам удалось создать новое, «живое» искусство, противостоящее безжизненной живописи Академии Художеств. ТПХВ стало символом искусства живописи девятнадцатого века. Устав новой организации был утвержден в 1870 году. В основе главных идей художников-передвижников были постулаты философского романтизма. Их цель – создание нового искусства, освобожденного от сухих безжизненных рамок. Мир должен был увидеть сам себя через призму истории. В целом передвижники ориентировались на современность, создавая большое количество жанрово-бытовых сюжетов. Искусство должно быть связано с реальностью напрямую, согласно принципам передвижников, поэтому основными стилями их работ оставались реализм и импрессионизм. Творчество художников, состоявших в ТПХВ, отличалось обостренным психологизмом и выраженной социальной составляющей.

Знаменитые художники-передвижники Крамской Иван Николаевич (1837 - 1887) Христос в пустыне Портрет неизвестной

Василий Григорьевич Перов (1834-1882) Тройка Охотники на привале

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) Грачи прилетели Весенний день

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) Утро в сосновом бору Корабельная роща

Илья Ефимович Репин (1844-1930) Портрет Павла Михайловича Третьякова Бурлаки на Волге

Ге Николай Николаевич (1831-1894) Что есть истина? - Христос и Пилат

Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) Московский дворик Золотая осень

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Иван царевич на сером волке Т ри богатыря

Василий Иванович Суриков (1848-1916) Боярыня Морозова Меньшиков в Березове

Федор Александрович Васильев (1850-1873) Мокрый луг Болото

Архип Иванович Куинджи (1841-1910) Лунная ночь на Днепре Березовая роща

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) Вечерний звон Золотая осень

Серов Валентин Александрович (1865-1911) Девушка освещенная солнцем Девочка с персиками

Художники 19 века Передвижники
М.Потапенко

Самобытные таланты русские художники 19 века в течении многого времени уставшие от академической монополии в изобразительном искусстве, стремились к независимости творческой работы. Так или иначе, созданию членства объединенных художников способствовала заинтересованность многих художников, реально сблизить искусство с народными массами, тем самым, обеспечить свою независимость от различных учреждений, меценатов и организаций покровительствуемых правительством.

В 1863 году 14 выпускников художников во главе с И. Крамским отказалась писать дипломную картину на предложенную мифологическую тему Пир в Валгалле и потребовали самим выбрать сюжет картины, на что им было категорически отказано, после чего многие художники демонстративно покинули академию. Решение было такое: что необходимо было образовать самостоятельную артель художников по типу коммун, независимую от академической монополии союз русских художников. Просуществовала она не долго и распалась через 7 лет, правда к этому времени в 1870 году зародилось новое движение товарищество передвижников или товарищество передвижных художественных выставок ТПХВ и передвижение их по городам России, это объединение художников профессионалов. Творчество передвижников сближало многих художников в единстве и идейными позициями, неприятиями академизма с его декоративными пейзажами, бутафорской театральностью и различной мифологией.

Русские художники передвижники стремились показать в своих работах идейную сторону изобразительного искусства которая ценилась на много выше, чем, эстетическая, поставив перед собой задачу широкой пропаганды изобразительного искусства, целью которой было общественно-эстетическое просвещение народных масс, сближающего с жизнью демократического искусства. Раскрыть в своих картинах истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей, это было основной задачей. Многие произведения художников передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались под воображением от реальной жизни.
Творчество передвижников

«19 век это золотой век русского изобразительного искусства, породивший большое количество известных художников России оставившие своим потомкам богатое наследие, ценность которого просто неизмеримо. Благодаря русским передвижникам, самым известным художникам того времени, картины русской живописи помогают всему человечеству осмыслить те представления о жизни тех лет и творчестве русских художников, которые с большим трудом добились создания товарищества передвижных художественных выставок.»
».

Знаменитые художники передвижники



Крамской Иван Николаевич (1837 - 1887)
Известный живописец, один из главных реформаторов в искусстве, известный своей анти академической деятельностью, пропагандирующий в пользу свободного развития молодых художников. Крамской главный учредитель и основатель ТПХВ.
Иван Крамской замечательный мастер портретного жанра, им написанные ряд знаменитых портретов: Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова - Щедрина, Софьи Николаевны Крамской, Портрет неизвестной прекрасной незнакомки.



Василий Григорьевич Перов(1834-1882)
Его знаменитые картины Чаепитие в Мытищах, Приезд станового на следствие,
Картины кисти Перова проникнуты подлинным трагизмом: Старики-родители на могиле сына, Очень трогательное произведение о бедственном положении детей очень трогательная картина Тройка, Птицелов, Последний кабак у заставы, Приезд гувернантки в купеческий дом, картина Рыболов, также очень популярна картина Охотники на привале. которая и в наши дни считается самой обсуждаемой и любимой всеми охотниками.



Алексей Кондратьевич Саврасов(1830-1897)
Прекрасный художник пейзажист, мастер лирического русского пейзажа, его знаменитая картина Грачи прилетели, сумев раскрыть в этой картине всю тонкую красоту русского пейзажа, навеянного необычайным лиризмоми, таинством бытия, что перевернуло всякие представления у современников о родной русской природе.
Его другие картины не менее популярные Лесная дорога, У ворот монастыря, Весенний день.




Василий Дмитриевич Поленов(1844-1927)
Прекрасный художник оставивший значительное наследие в русской пейзажной живописи 19 и 20 века, отличающейся трогательным эмоциональным восприятием и яркой насыщенностью колорита красок.
Творческий потенциал Поленова был склонен к эпическому видению пейзажа, он очень любил русскую природу и соответственно тяготел к пейзажной тематике.
По жизни творчество художника это постоянный поиск прекрасного, пробуждающее к хорошему настроению и умиротворению. Самыми заметными работами Поленов засветился в таких замечательных картинах как, "Московский дворик", "Заросший пруд", Золотая осень и картину Бабушкин сад, которая была, как раз выставлена на передвижной выставке передвижников в 1879 году, с этого момента он стал полноправным членом союза передвижников.



Федор Александрович Васильев (1850-1873)
Творчество этого молодого художника прожившего небольшую, короткую жизнь, обогатило русскую живопись многими пейзажами, такими как Мокрый луг, Оттепель, В крымских горах, ярко в осенних тонах написана Картина болото.
Васильев смог показать в своих работах природу переходного состояния от унылой непогоды к солнечному состоянию. Любимые мотивы в его картинах Богом забытые проселки, овраги, ухабы, вросшие в землю крестьянские ветхие домишки.




Исаак Ильич Левитан(1860-1900)
Великолепный мастер тихих и спокойных пейзажей.
Левитан очень любил свою родную природу, часто он уединялся с ней находя в ней понимание ее красоты, которые отразились в его пейзажах.
Левитан даже в не очень хорошую погоду он находил свои редкие колоритные оттенки русской непогоды. Воспевая природу Верхней волги он показал миру его прекрасные шедевры: Осенний день Сокольники, Хмурый день, Вечерний звон После дождя, мастерски написанные вечерние пейзажи: Вечер на Волге, Золотой плес, и передающая яркое осеннее настроение Золотая осеньзнаменитые полотна - картины Над вечным покоем, Вечер, Весна. Большая вода, Тихая обител и картина Озеро.

Слайд 1

Слайд 2

Передвижники– русские художники-реалисты, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923 гг.), развивавшие лучшие традиции Артели художников. Передвижники отображали народную жизнь, природу, демонстрировали свои выставки в различных городах России. Крупнейшие художники-передвижники: Репин, Суриков, Васнецов, Перов, Шишкин, Левитан, Серов и другие. Создателем товарищества был Крамской.

Слайд 3

9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт 14-ти». Именно они организовали «Художественную артель» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».

Слайд 4

Участики

Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870-1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, A. M. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и др.

Слайд 5

Илья Ефимович Репин (1844 - 1930)

Русский художник украинского происхождения, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен.

Слайд 6

Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова.

Репин И.Е. «Портрет Третьякова», 1883

Слайд 7

Репин И.Е. «Бурлаки на Волге», 1870 -1873

Репин изображает в своих картинах народную жизнь, народные интересы, народную щемящую действительность. Образы бурлаков воплощают покорность судьбе, протест и озлобление, невозмутимость или простодушие.

Слайд 8

Виктор Михайлович Васнецов (1848 -1926)

Выдающийся русский художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты.

Слайд 9

Васнецов В.М. «Богатыри», 1881-1898

Образ Могучих богатырей, являющихся олицетворением спокойной и уверенной в себе силы русского народа, влек к себе Васнецова с начальных шагов творческого пути.

Слайд 10

Васнецов В.М. «Ковер-самолёт» 1880

Виктор Михайлович Васнецов первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам, убежденный, что "в сказках, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим".

Слайд 11

Иван Иванович Шишкин (1832 - 1898)

Русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер.

Слайд 12

Шишкин И.И. «Утро в сосновом лесу», 1889

И.И. Шишкин писал эту картину в сотрудничестве со своим другом, художником-передвижником К.А. Савицким, кисти которого принадлежит изображение медведицы с тремя резвящимися медвежатами. Сам Шишкин написал пейзажную часть – глухую лесную чащу с поваленными стволами деревьев.

Слайд 13

Валентин Александрович Серов (1865 – 1911)

Русский живописец и график, мастер портрета.

Слайд 14

Серов В.А.«Девочка с персиками», 1887

На портрете изображена двенадцатилетняя дочь Мамонтовых Вера. Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая кофточка с черным бантом; на столе нож и персики.

Слайд 15

Серов В.А.«Мика Морозов» , 1901

Работа полна внутреннего движения, сама композиция необыкновенно динамична - кажется, "маленький герой" вот-вот сделает нетерпеливый жест и покинет плоскость картины, "выпрыгивая" нам навстречу.

Слайд 16

Серов В.А.«Дети (Саша и Юра Серовы)» , 1899

Картины Серова удивительно красивы по цвету красок.

Слайд 17

Исаак Ильич Левитан (1860- 1900)

Великий русский художник, мастер пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения».

Слайд 18

Левитан И.И. «Над вечным покоем», 1897

Философской значительностью отмечена картина «Над вечным покоем», которой сам художник придавал большое значение. В образе разверзшихся пространств грозового неба и взбудораженной водной стихии как бы сфокусировались взбаламученная российская действительность, накаленное брожение умов и готовое прорваться долготерпение российского общества.

Слайд 19

Левитан И.И. «Вечерний звон», 1892

Художник и не ставил своей задачей изобразить определенное место - картина является состоянием души, медитацией, в которую погружается человек, когда видит старинный монастырь в золотых лучах заката, и слышит головокружительный перезвон колоколов, зовущих то ли на службу, то ли в небо за журавлями...

ХУДОЖНИКИ-ПЕРЕДВИЖНИКИ

Изобразительное искусство

Составила Ершова Людмила Викторовна ,

учитель 1-ой квалификационной категории,

МОБУ «СОШ №3», г. Оренбурга.

29 ноября 1871 г. в залах Петербургской Академии художеств открылась первая передвижная художественная выставка. Но это была не просто еще одна выставка, таких было тогда немало в Петербурге, а начало, первая страница новой главы в истории русской живописи – главы о передвижниках.

Учащимся последнего курса Академии предстояло написать дипломную картину на соискание золотой медали. Темы для исполнения полотен, которые назначал Совет Академии, преимущественно были взяты из античной мифологии. Такая практика существовала на протяжении целого века, со дня основания Академии

В конце 1850 - начале 1860 - х годов художественная молодежь стала очень остро реагировать на происходящие в России политические и социальные перемены, сочувственно относилась к веяниям «пореформенного времени», и не хотела оставаться в стороне от проблем современного общества. И потому в своих дипломных картинах молодые живописцы, во главе с Крамским, хотели обратиться не к далеким от действительности мифологическим сюжетам, а к отображению реалий своей эпохи

Кто же они такие?

Русские художники 19 века в течении многого времени уставшие от академической монополии в изобразительном искусстве, стремились к независимости творческой работы.

в 1763 году.

Императорская Академия художеств


9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему.

На отказ Совета все 14 человек покинули Академию.

Они потеряли материальную поддержку, лишились жилья. Но их спасла дружба и вера в общее дело. Молодые художники стали жить вместе, организовав артель , брали заказы на портреты, картины и этим зарабатывали деньги.

Позднее артель преобразовалась в Товарищество передвижных выставок.


Это событие вошло в историю как «Бунт 14-ти». Именно они организовали «Художественную артель» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».

В эстетическом плане участники Товарищества , или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального, академического художественного направления.

Основателями общества были:

Иван Николаевич

Григорий Григорьевич Мясоедов

Николай

Василий Григорьевич Перов.

Крамской

Николаевич

С 1870 г. Крамской Н.К. - учредитель и идейный вождь Товарищества передвижных художественных выставок, страстный пропагандист реализма в искусстве.


Члены Товарищества считали важным создание картин, показывающих историю русского народа, современную жизнь России, ее природу.

В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества.

Целью Товарищества стало просвещение простого народа своим искусством, которое предполагалось перевозить по маршруту Петербург-Москва –Тверь – Саратов - Самара и далее. Первая выставка состоялась в 1871 году.

Передвижные выставки открывались каждый год. Тех, кто участвовал в них, стали называть передвижниками. Жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

Иван Николаевич Крамской

«Христос в пустыне» 1872 г. (Государственная Третьяковская галерея)

В Петербурге, на второй передвижной выставке, зрители были захвачены эмоциональной выразительностью и монументальным величием образа. В мрачный, дикий ландшафт каменистой пустыни словно вросла неподвижная фигура сидящего человека. Приняв крещение, Христос сорок дней проводит в одиночестве в пустыне, в тяжелых раздумьях. Глубокая скорбь на Его лице, судорожно сжаты руки, которые будут скоро пробиты гвоздями. О чем размышляет Он?

Портреты Ивана Крамского глубоко психологичны и социальны.

Картина « Неизвестная» (1883) была впервые показана на 11- ой выставке ТПВ, где произвела эффект разорвавшейся бомбы. Композиция, сюжет и настроение этой картины совершенно не соответствовал ни концепции Товарищества, ни представлениям того времени о дозволенном. Есть несколько разных версий создания этой работы. Одна из них - это портрет глубоко любимой дочери Крамского - Софьи, тоже художницы

с трагической судьбой.

По другой версии - прекрасная незнакомка, которая смотрит на нас с картины – личность реальная. Это бывшая крестьянка Матрена Саввишна. За красоту взяла ее барыня в горничные. Как то приехал в гости к тетушке молодой дворянин Бестужев. Увидел Матрену и женился на ней. Однажды в городе встретила она бывшую свою хозяйку. Та, видно, ждала от нее благодарности, но не тут то было! Бывшая горничная проехала мимо, даже не удостоив ее взглядом!

Происхождение картины «Незнакомка» - остается загадкой.

Художник в своей картине нам как бы говорит: «Внешность обманчива!».

Быть может как раз в этом и была задача художника, написавшего собирательный образ женщины своего времени.

  • Замысел художника:
  • не простую иллюстрацию к евангельскому эпизоду видели зрители перед собой, а картину-символ, воплотившую проблему выбора жизненного пути, вставшую перед честными русскими людьми в 70-х гг. XIX в.
  • Жертвовать ли собой ради борьбы за справедливость,
  • за высшие идеалы, или поддаться чувству самосохранения, замкнуться в личном благополучии?

Василий Григорьевич Перов

«Проводы покойника» 1865.

Картина «Тройка» словно продолжает рассказ о судьбе несчастных детей, потерявших отца.

Худые, бледные, измученные дети надрываясь, еле тянут санки с огромной обледенелой бочкой с водой. «Как можно терпеть такое?» - спрашивал себя всякий человек,

стоящий перед этой картиной.

Художник глубоко сострадал своим героям и хотел, чтобы при виде его работ те же чувства испытывали и другие люди. Невыносимая тяжесть безмерного человеческого горя охватывает зрителя при виде такой картины. Художник зримо воплотил всю боль осиротевших детей, прижимающихся к гробу отца, и горе матери, тоскливо и безнадежно опустившей голову.

Дети-сироты, 1864

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834 – 1911)

«Страдная пора (Косцы)» 1887.

Государственный Русский музей, Санкт Петербург.

Изображенные за работой косцы словно поют торжественный гимн природе, звучащий в золотом поле с рожью, в высоком голубом небе с белыми взмахами облаков. Выбранный живописцем композиционный ракурс - снизу, из-за колосков ржи - подчеркивает монументальность и величие образа страны.

«Земство обедает», 1872. Государственная Третьяковская галерея . Москва. Это самое значительное полотно Мясоедова, экспонировавшееся на Второй передвижной художественной выставке. Земство - выборные органы местного самоуправления в России 1860-х. Крестьяне, изображенные на картине, видимо, пришли с какой-то просьбой к членам земства, но вынуждены сидеть под дверью, довольствуясь своим скудным обедом и предоставленные своим невеселым мыслям.

В окошке виден слуга, перемывающий посуду: господа, вероятно, хорошо покушали, и проблемы просящих еще долго не заинтересуют их. Художник показывает контраст межу бедностью и богатством.

Это произведение служит некой визитной карточкой художника-передвижника.

Картина отражает крестьянский быт, который объединяет все поколения в единый трудящийся коллектив.

Николай Николаевич Ге (1831 – 1894)

«Тайная вечеря» 1863. Русский музей. Санкт-Петербург.

Картина принесла художнику настоящую популярность. Это полотно, проникнутое небывалой драматической взволнованностью, отличающееся новой трактовкой евангельского сюжета. За это полотно Ге получил от Академии художеств сразу статус профессора.

В 1871 году участвует в первой выставке художников-передвижников, представляя работу «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Эта картина стала очередным успехом художника, она отличается особой правдивостью и достоверностью. В лице отца и сына Ге увидел противоборство двух сил того времени.

. Петр I смотрит на своего сына сердитым и грозным взглядом, осуждая за какой-то проступок.

Его величественная и гордая осанка говорит о явном недовольстве. Он с выжиданием смотрит на Алексея, словно, ждёт его оправданий или раскаяния в содеянном. Его повёрнутая поза в противоположную сторону от сына может говорить о том, что он как будто и не хочет даже слышать то, что говорит его сын.

Алексей же, в свою очередь, послушно стоит перед отцом. Он чувствует себя виноватым. Возможно, он даже испытывает страх перед гневом отца. Пронзительный взгляд Петра I

будто прожигает его изнутри.


Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный

исследователь искусства и критик В. В. Стасов.

П. М. Третьяков, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу

Павла Михайловича Третьякова.

Владимир Васильевич Стасов

Павел Михайлович Третьяков


В рядах передвижников зажглись и навечно засияли ярчайшие звезды русской живописи

Исаак

Левитан

Алексей

Саврасов

Михаил

Нестеров

Василий

Суриков

Василий

Поленов

Архип

Куинджи

Валентин

Серов

Илья

Репин

Эти мастера подняли планку русской живописи на невиданную доселе высоту.

«Утро в сосновом бору»

Художник очень любил лес и его природу, любовался каждым кустиком и травинкой, заплесневелыми стволами деревьев украшенные обвисающими от тяжести листвы и хвои ветвями. Всю эту любовь Шишкин отражал на обычном льняном холсте, чтобы потом весь мир увидел непревзойденное и по ныне мастерство великого русского мастера. Глядя на картину, чувствуется присутствия зрителя. Разум человека полностью вливается в атмосферу леса с дивными и могучими великанами соснами.

«Корабельная роща» впервые была выставлена на передвижной выставке, и вызвала всеобщую похвалу и восхищение коллег художников и посетителей. Картина навеяна лиризмом и любви художника к лесу с его неиссякаемым богатством, она легко воспринимается всеми любителями лесной природы.

В этой последней своей работе Шишкин продемонстрировал в 1898 году все свое нажитое за многие годы мастерство, которое ни сколько не угасло к концу жизни.

Прекрасный художник пейзажист, мастер лирического русского пейзажа. Его знаменитая картина «Грачи прилетели». В ней художник раскрыл всю тонкую красоту русского пейзажа, навеянного необычайным лиризмом и, таинством бытия, что перевернуло всякие представления у современников о родной русской природе.

В.Г. Перов

А.К.Саврасов (1830-1897)

А.К. Саврасов . «Грачи прилетели». 1871 .

И.Н. Крамской

И.И.Шишкин (1832 -1897)

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Основой картины Ильи Репина стало историческое событие 1676 года. Сюжет шедевра - Запорожские казаки пишут ответ на предложение турецкого султана перейти на сторону Османской империи. Тогда Казаки вольной Запорожской Сечи охраняли страну от турок. Султан Махмуд IV прислал запорожским казакам письмо, где предлагал сдаться ему без сопротивления. Желая устрашить казаков, турецкий султан привел в заглавии письма множество своих званий. Казаки же лишь рассмеялись над напыщенным стилем письма и написали свой, весьма едкий ответ султану. В картине не найти главного героя, здесь представлены многие запорожцы, и каждый из них

по-своему колоритен. Каждый выписан с такой тщательностью, словно художник создавал только его портрет.

Илья Ефимович Репин (1844-1930гг.).

«Бурлаки на Волге», 1873. Типичный пример творчества передвижников. Репин стал членом товарищества в 1878 году. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе живописец выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах.

Василий Иванович Суриков (1848 – 1916 гг.)

Замечательный русский художник, прекрасный мастер цвета и колорита красок, живописных приемов , очень хорошо знавший русский быт и нравы прошедших эпох. Во многих своих произведениях Суриков изображал трагические фрагменты русской истории , отражая яркие психологические образы своих героев в крупномасштабных полотнах . Полотна Сурикова – это художественно воссозданная история, главным героем которой является русский народ.

В золотой фонд Русской художественной культуры вошли знаменитые полотна:

«Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», Переход Суворова через Альпы» и др. Это – целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.

"Боярыня Морозова " - картина, которая передает максимальное количество эмоций, изображающая сцену из периода церковного раскола в 17 веке. Суриков решает одну из важнейших проблем содержательной формы. По мере движения раскрывается внутренняя связь между каждым персонажем и самой боярыней. Определяется степень самых разных и контрастных состояний. Здесь есть испуг, жалость, страх, сочувствие, насмешка, любопытство.

«Утро стрелецкой казни», 1878-1881гг.

На полотне мы видим не саму казнь, а полные огромного психологического напряжения минуты перед неотвратимой казнью. Действие происходит в Москве на Красной площади, на фоне храма Василия Блаженного.


Последним главой товарищества , избранным в 1918 году, был

Радимов Павел Александрович (1887 – 1967гг.)

В 1922 году организовал 47-ю выставку передвижников.

Дебют П.А.Радимова состоялся на 39-ой выставке Товарищества передвижников и был признан удачным. В 1914 году за картину "Старый мезонин" П.Радимова принимают в члены Товарищества передвижных выставок. Его поручителями были И.Е.Репин и В.Д.Поленов. В эти же годы выходят книги его стихов "Полевые псалмы" и "Земная риза". Радимовым-художником были созданы циклы пейзажных и жанровых работ, посвященные средней полосе России и Средней Азии.

"Художник - поэт! Поэт в живописи и художник в поэзии." Этими словами определяется творческий путь П.А.Радимова.


Товарищество Передвижных Художественных Выставок является ключевой вехой в развитии русского искусства. Художники-передвижники стали, своего рода, символом русской живописи 19 века. Возникшее как реакция на мертвое безжизненное искусство Академии Художеств, Товарищество Передвижников стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Никогда - ни до, ни после этого - искусство русских художников не было так близко и понятно народным массам.

Товарищество Передвижных Художественных Выставок распалось в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни русского общества достигло своей кульминации и сыграло огромную роль в развитии реалистического искусства той эпохи.


Интернет – ресурсы:

  • http://art-portrets.ru/hudojniki_peredvijniki.html
  • http://ilyarepin.ru/ ?
  • http://tphv.ru/idea2.php
  • http://www.liveinternet.ru/users/gregoryh/post247805396
  • http://www.palitra.co/post/363

МХК, 11 класс

Урок № 19-20

Русские художники-передвижники

Д.З.: Глава 18, ?? (с.206), тв. задания (с.206-209)

© ред. А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • Содействовать осознанию учащихся роли русской школы художников-передвижников в изобразительном искусстве;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведение живописи;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров русской школы художников-передвижников.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

Урок № 19

  • общество передвижных выставок;
  • передвижники;
  • «Бунт 14-ти»;
  • В. Г. Перов;
  • реалистический пейзаж;
  • И. И. Шишкин;
  • И. И. Левитан;
  • Н. Н. Ге;
  • В. В. Верещагин;
  • В. М. Васнецов;
  • реалистическая живопись;
  • И. Е. Репин;
  • «Бурлаки на Волге»;
  • «Крестный ход в Курской губернии»;
  • «Иван Грозный и сын его Иван»;
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Урок № 19

  • выявлять своеобразие находить соотносить произведения выявлять авторскую позицию
  • выявлять своеобразие творческой манеры русских художников-передвижников по сравнению с современниками и деятелями предшествующих эпох;
  • находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию о русской живописи передвижников;
  • соотносить произведения художников-передвижников с определенной эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
  • классифицировать, систематизировать и характеризовать специфические особенности творчества передвижников в рамках свободной дискуссии;
  • выявлять авторскую позицию , особенности мировоззрения и отношения к актуальным проблемам действительности;
  • сравнивать, сопоставлять произведения И. Е. Репина, посвященные определенной тематике, но созданные в разные периоды творчества;
  • исследовать причины и характерные особенности эволюции творческого метода художника;
  • разрабатывать заочную экскурсию в музей И. Е. Репина в Пенатах

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Урок № 19

В. Г. Перов

И. И. Шишкин

И. И. Левитан

И. Е. Репин

И. Н. Крамской

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество русских художников-передвижников?


подвопросы

Урок № 19

  • Общество передвижных выставок. «Бунт 14-ти» (организация, цели, программы и форма деятельности). Обращение к социальной тематике. Крестьянские и народные типы в произведениях И. Н. Крамского, Н. А. Ярошенко. Бытовой жанр в творчестве В. Г. Перова. Развитие жанра реалистического пейзажа (на примере творчества И. И. Шишкина и И. И. Левитана). Мастера исторической живописи: Н. Н. Ге, В. В. Верещагин, В. М. Васнецов.
  • Реалистическая живопись И. Е. Репина. Многогранность творческого дарования художника. Жанровое и тематическое разнообразие произведений. Галерея народных типов и особенности их изображения (на примере известных картин художника). Достоверность изображения исторических событий и глубина психологических характеристик в исторических полотнах. И. Е. Репин - скульптор и иллюстратор.

В. И. Суриков

Н.Ярошенко

Ф. А. Васильев

И. И. Шишкин

И. Н. Крамской

П. А. Федотов

А. Г. Венецианов

Н. Н. Ге

В. Г. Перов

И. И. Левитан

И. Е. Репин

А.К. Саврасов

9 ноября 1863 г. в российской Академии художеств произошло неординарное событие:

14 самых лучших студентов (претендентов на золотые медали и поездку в Италию) отказались писать выпускную картину на заданную тему.

Они подали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем» для своих произведений, но Совет Академии им отказал. Не желая подчиняться они покидают стены Академии.

« Бунт 14-ти» под таким названием он вошёл в историю. Именно эти бунтари организовали

«Артель художников», которая впоследствииполучила название

«Товарищество передвижных выставок» (1870 г.).

«Бунт 14-ти»


Общество передвижных выставок

В 1870 г. молодые художники создали «Товарищество передвижных художественных выставок», во главе которого встал художник-портретист Иван Николаевич Крамской . Члены этой организации ежегодно устраивали выставки в разных городах России. Первая выставка открылась 29 ноября 1871г. В Петербурге, а затем 18 апреля 1872 г. в Москве. «Звёздами первой величины» на них стали картины «Петр I » допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе Н.Н.Ге, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова и «Охотники на привале» В.Г.Перова.


участники

Архипов А.Е. , Бялыницкий В., Васильев Ф.А., Васнецов В.М., Васнецов А.М., Ге Николай Н., Дубовской Н., Иванов С.В., Жуковский С., Каменев Л.Л., Касаткин Н.А., Киселев А.А., Корзухин А.И., Крамской И.Н., Куинджи А.И., Левитан И.И., Маковский В.Е., Маковский К.Е., Максимов В.М., Малютин С.В., Мясоедов Г.Г., Неврев Н.В. Нестеров М.В., Остроухов И., Перов В.Г., Петровичев П., Поленов В.Д., Похитонов И.П., Прянишников И., Репин И.Е., Рябушкин А., Савицкий К.А., Саврасов А.К., Серов В.А., Степанов А.С., Суриков В.И., Туржанский Л., Шишкин И.И., Якоби В.И., Ярошенко Н.


Иван Николаевич Крамской (1837-1887)

Портрет был

написан с натуры.

Под Петербургом, на

станции Сиверской,

где художник жил на даче, ему

позировал один из местных

жителей.

Облик этого пожилого, многое

видевшего в жизни человека

конкретен и сугубо индивидуален.

Взгляд его глаз ясен, выражающий

острый и сметливый ум. Загорелое,

морщинистое лицо светится и

добротой и лукавством.

Светлый колорит портрета,

не типичный для Крамского.

Особенно красива серо-голубая

рубаха крестьянина и его волосы,

подобные старому серебру.

Портрет Мины Моисеева вообще

одно из самых выдающихся

живописных произведений Ивана

Николаевича Крамского.

автопортрет

И. Н. Крамской. Мина Моисеев.



Николай Александрович Ярошенко (1846-1898)

Это первое изображен ие

рабочего человека в

русском искусстве.

Под низкими, закопчённы ми

с водами котельной, освещённый

ярким пламенем топки, стоит

кочегар. Он лишь на минуту

прервал свой тяжёлый труд и

теперь устало смотрит на зрителя. Натруженные жилистые руки.

Цветовая гамма картины

(темно-коричневый колорит с

багровыми отсветами огня

на руках и лице кочегара)

усиливает драматизм образа. Перед зрителем предстаёт не

придавленный судьбой рабочий,

а человек, в котором начинают

пробуждаться недовольство и

протест.

После смерти И. Н. Крамского (1887)

Н.А. Ярошенко суждено было стать

идейным руководителем

«товарищества» передвижников.

Н. А. Ярошенко. Кочегар.


Значительный вклад в развитие бытовой живописи внесли художники В. Г. Перов (1834-1882), И. Е. Репин (1844-1930), В. Е. Маковский (1846-1920), Г. Г. Мясоедов (1834-1911), И. М. Прянишников (1840-1894), К. А. Савицкий (1844-1905), В. М. Максимов (1844-1911).

Василий

Григорьевич

Перов (1834-1882).

Проводы

покойника.

Никого нет рядом,

никто вместе с

ними не провожает

в последний путь

единственного

кормильца

крестьянской

семьи. И оттого,

что у них нет

сочувствующих,

ещё в большей

степени ощутим

трагизм

происходящего.

Кругом холодное

безмолвие и

бесконечная,

мучительная

тишина...


Перов В.Г.Спящие дети.

Перов В.Г. «Тройка»,

Перов В.Г. Охотники на привале.

Перов В.Г. Рыбная ловля.


Существенный вклад в развитие жанр а реалистического пейзажа внесли русские художники: А. К. Саврасов (1830-1897), И. И. Шишкин (1832-1898), А. И. Куинджи (1841-1910), В. Д. Поленов (1844-1927) и И. И. Левитан (1860-1900) .

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1898)

А.К. Саврасов. Распутица

А.К. Саврасов «Грачи прилетели»


Величественная панорама лесных массивов показана как бы с высоты

птичьего полёта. Справа, слегка наклонясь, стоит одинокая

сосна, рядом две каменные глыбы. Пробежав взглядом небольшую

солнечную полянку, погружаемся в глухие дебри дремучего бора. Где-то вдалеке, среди тёмной зелени, голубеет лесное озеро или излучина реки. В высоком небе плывут и тают лёгкие облака, отражаясь в зеркальной и сверкающей глади воды. В палитре красок вся любовь к Отчизне.

Шишкин И.И. Лесные дали


Шишкин Иван Иванович (1832-1898), пейзажизст

Утро в сосновом лесу (Медведи)

Сосновый лес

Рожь


Исаак Ильич Левитан. Владимирка. 1898 год

Скорбная тема народного страдания. Холодный и серый день. Безлюдно. Только одинокая фигура странницы затерялась в этом безбрежном просторе, над которым нависло мрачное небо с наползающими друг на друга тучами. Главный художественный образ картины - это разбитая просёлочная дорога, уходящая вдаль. Где-то у самого горизонта она теряется. По обе стороны от неё тянутся поля, а в глубине темнеет лес. Когда-то по этой дороге, звеня кандалами, шли в Сибирь люди, приговорённые к каторжным работам.


Золотая осень

Родился в г. Кибарты (Литва), ученик А.К. Саврасова, В.Д. Поленова. В юности остался сиротой.

У омута.

И. И. Левитан

Март


Крамской И.Н.

Портрет А.И.Куинджи. 1872

Грек турецкого происхождения, из семьи сапожника, рано осиротел.

Вид на Кремль и Храм Василия Блаженного. 1882г.

Куинджи А.И. Радуга

Куинджи Архип Иванович. Радуга


«Московский дворик»

Василий Дмитриевич

Поленов (1844-1927, усадьба Борок, Тульская область) - русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник Республики (1926).

Основой этой художественной разносторонности был редкостный талант Поленова, обладавшего способностями, казалось бы, несовместимыми в одном человеке, - пленэрным видением, настолько точным, что его называли «абсолютным зрением» по аналогии с «абсолютным слухом» у музыкантов, и врожденным декоративным даром.


Больших успехов достигли русские мастера исторической живописи: Н. Н. Ге (1831-1894), В. В. Верещагин (1842-1904), В. М. Васнецов (1848-1926), И. Е. Репин (1844-1930) и В. И. Суриков (1848-1916). Их произведения отличают глубокий интерес к национальной истории, судьбе выдающихся исторических личностей, понимание роли народа как основной движущей силы, обращение к важнейшим переломным событиям, умение правдиво раскрыть их во всей полноте и сложности, стремление к психологической трактовке образов.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) , патриот и славянофил, основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна.

В своих ранних произведениях Васнецов выступает как художник-жанрист.

Его работы отличает наблюдательность

и меткость характеристики персонажей: "Нищие певцы" (1873), "В чайной" (1874), "Книжная лавочка" (1876), "С квартиры на квартиру" (1876), "Преферанс" (1879). В этот период (с 1974 г.) он начинает принимать участие в выставках художников передвижников.

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 год


В.М. Васнецов. Витязь на распутье. 1878

В.М. Васнецов. Богатыри.

В.М. Васнецов. Богоматерь с младенцем.


Ге Николай Николаевич (1831-1894). Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижников, порвавшим свое творчество с монополией академизма. Ге приверженец отечественной истории, его картина «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» принесла ему успех и популярность современников.

Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижников, порвавшим свое творчество с монополией академизма.

Н.Н. Ге

«А.С. Пушкин

в селе

Михайловском»

Н.Ге « Пётр I допрашивает сына Алексея Петровича в Петергофе»


Суд царя Соломона

Тайная вечеря. 1863. Звание профессора

Ахиллес, оплакивающий Патрокла

Аэндорская волшебница

вызывает тень Самуила


Федотов Павел Андреевич

1852гг.

Завтрак аристократа

Сватовство майора

П.А. Федотов - высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи родился в Москве в 1815 году. График, академик живописи, один из крупнейших представителей русского романтизма


Выдающийся русский художник (живописец и график) Серов Валентин Александрович родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман).

Отец умер, когда мальчику было шесть лет. После потери отца Серов с 1872 по 1874 гг. жил в Мюнхене, где учился рисованию у немецкого художника Кеппинга.

Девочка с персиками

(Вера Мамонтова).

1887 г.

Похищение Европы

Портрет императора

Николая II . 1907г.


  • Русский художник Илья Ефимович Репин родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца.
  • Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова; с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
  • Репин И. Е. также являлся крупнейшим художником-портретистом. Среди его работ портреты выдающихся современников: М.П. Мусоргского (1881), А.Г. Рубинштейна (1881), В.И. Сурикова (1885), Д.И. Менделеева (1885), П.М. Третьякова (1883), М.И. Глинки (1887), И.Н. Крамского (1882) и др.

В. Д. Поленов. Портрет художника Ильи Ефимовича Репина.


Картина была заказана Репину к 100-летию Императорского Лицея в Царском Селе по инициативе Лицейского общества. По воспоминаниям современников, художник стал настоящим «пушкинистом» в период подготовки написания картины, потому что прочел массу литературы о лицейском этапе биографии Пушкина.


И.Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина замечательна не только силой социального звучания, но и мастерством художественного решения - особенностями композиционного построения

и богатством колорита. Фактура грубого сукна крестьянских лохмотьев и парчи…


И.Е. Репин. Не ждали.

С холста на нас взирает семья, которая уже и не чаяла возвращения одного из своих членов, а он неожиданно для них вернулся.

Отбывший ссылку революционер, верный своим идеям, пришел домой. Он стоит посреди комнаты, ожидая того, как он будет принят родными, которые немало пережили из-за него. Изумленная старушка-мать, изможденная переживаниями за сына и бессонными ночами в молитвах о нем, пережила немало.

В образе супруги одновременно отразилась целая гамма чувств.


И.Е. Репин.

1581 г.

ГТГ, Москва


И.Е. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1878-1891 гг.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

С чувством оптимизма Репин сумел передать силу казацкой вольницы, её неиссякаемое чувство юмора и стремление к свободе. Впервые в русской живописи было передано чувство единения народных масс и вождя - предводителя воинского братства.


И.Е. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Высшее достижение искусства реализма 1870-х гг., начало «славы по

всей Руси великой» как неповторимого русского художника. Автор от назидания и обличения, привычных для бытовой живописи, и впервые

выразил не только страдание людей тяжёлого физического труда, но и грозную общественную силу. С по разительным мастерством Репиным была дана социально-психологическая «биография» народа, воссоздана неповторимая индивидуальность каждого персонажа. В одиннадцати фигурах бурлаков был создан типичный портрет народной Руси, а перед зрителем предстали все сословия русского общества.


Поистине неисчерпаема многогранность

творческого дарования И. Е. Репина,

пробовавшего себя не только в

живописи, но и в других видах

изобразительного искусства. Он много

работал в графике, в том числе и как

иллюстратор произведений Н. В. Гоголя,

Л. Н. Толстого и В. М. Гаршина.

В скульптуре он успешно разрабатывал

форму психологического портрета. Его

огромное эпистолярное наследие

(переписка с деятелями искусства,

занимающая несколько томов) читается

как увлекательная повесть о жизни

великого человека.

Репину также принадлежат

замечательные воспоминания-мемуары

«Далёкое близкое», выдержавшие более

десяти изданий.

Невозможно не признать

справедливость слов его друга и

художественного критика В. В. Стасова:

«Репин неисчерпаем».

Творческое наследие И. Е. Репина

является неотъемлемой частью русской

духовной и художественной культуры.

И.Е. Репин. Портрет

Л. Н. Толстого.


Контрольные вопросы


1 . В чём особенность изображения идей народничества в России в конце XIX в. в картинах И. Е. Репина «Арест пропагандиста» (1 880-1892); «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885); «Не ждали» (1884-1888) и др.? Какую «биографию» русского революционера ему удалось создать в своём творчестве?

2 . Идеальной портретной моделью для И. Е. Репина оказался

Л. Н. Толстой. 3а 30 лет знакомства с писателем художник выполнил десятки графических и живописных его портретов. Какими художественными средствами автор передаёт внутреннее состояние великого писателя?

3. Художественный критик В. В. Стасов увидел в картине

И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» «достойного товарища» «Бурлакам на Волге». Как вы думаете, чем можно объяснить такое сравнение? Что имел в виду критик, причислявший эти картины к жанру «хоровых»? В чём выразилось художественное мастерство, «поразительный талант» их автора?


ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

Урок № 20

  • реалистическая живопись;
  • В. И. Суриков;
  • художественный вымысел;
  • «Утро стрелецкой казни»;
  • колорит картины;
  • «Меншиков в Берёзове»;
  • «Боярина Морозова»;
  • «Покорение Сибири Ермаком»;
  • «Не ждали»;
  • «Царевна Софья»

Проверка знаний учащихся

1 . В одном из писем И. Е. Репин написал: «Окружающая жизнь меня слишком волнует, сама просится на холст». Что особенно волновало художника в окружающей жизни? Каким проблемам современной действительности он отдавал предпочтение? Как в его произведениях выразились гражданская позиция и особенности художественного мировосприятия?

2. И. Н. Крамской отмечал, что «Репин обладает способностью сделать русского мужика именно таким, каков он есть... Только у Репина он такой же могучий и солидный, как он есть на самом деле». Попробуйте подтвердить справедливость этих слов, используя картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» и портреты крестьян.

Универсальные учебные действия

Урок № 20

  • классифицировать, систематизировать и характеризовать выявлять авторскую позицию , особенности мировоззрения и отношения к актуальным проблемам действительности; сравнивать, сопоставлять произведения исследовать причины и характерные особенности эволюции творческого метода художника;
  • выявлять своеобразие творческой манеры В. И. Сурикова по сравнению с современниками и деятелями предшествующих эпох;
  • находить с помощью различных средств , выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию об исторической живописи В. И. Сурикова;
  • соотносить произведения художника с определенной исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой;
  • классифицировать, систематизировать и характеризовать специфические особенности творчества В. И. Сурикова в рамках свободной дискуссии;
  • выявлять авторскую позицию , особенности мировоззрения и отношения к актуальным проблемам действительности;
  • сравнивать, сопоставлять произведения И. Е. Репина и В. И. Сурикова на основе общности тематики и художественного мастерства, отношения к истории, государственной власти и народу;
  • исследовать причины и характерные особенности эволюции творческого метода художника;

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Урок № 20

В. И. Суриков


подвопросы

Урок № 20

  • Реалистическая живопись В. И. Сурикова. Многогранность творческого дарования художника. Вклад в развитие исторического жанра (на примере творчества автора). Реалистическая направленность и своеобразие творческого метода. Соотношение реализма и художественного вымысла. Общая характеристика позднего творчества .

  • Василий Иванович Суриков родился в сибирском городке Красноярске 12 января 1848 года в казачьей семье . С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных.
  • Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина, и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником. Учился Суриков в Академии успешно, брал от занятий все возможное. С июня 1877 года художник окончательно переехал в Москву, сделав в течение двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Больше Суриков никогда на заказ не писал.
  • Умер Суриков 6 марта 1916 года и похоронен рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.

автопортрет


Василий Иванович Суриков (1848-1916)

Для своих полотен он

выбирал исторически

значимые, переломные

моменты в жизни России ,

показывал их невероятную

сложность, трагизм и

психологическую глубину. В

полной мере он владел

искусством выявлять в

конкретных, реальных фактах

общие исторические

закономерности, показывать

истоки внутренних национальных

противоречий. Создавая

художественный образ

исторического прошлого, он

нередко видел его через судьбу

отдельной личности, воплотившей

«героическую душу своего

народа» (М. В. Нестеров).

В.И. Суриков. Переход Суворова через Альпы.


В.И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея

В картине «Утро стрелецкой казни» отразил последствия бунта стрельцов, поддержавших в 1698 г. царевну Софью и выступивших против законной власти, принадлежавшей её младшему брату - Петру 1. Не кровь и не казнь хотел передать автор в этом произведении, а народную национальную трагедию, рассказать о той страшной цене, которую платит народ, живущий в эпоху перемен и попавший под колесо истории.


В.И. Суриков.

Менщиков в Берёзове.

«бессмысленного и беспощадного» «русского бунта».

Трагедия

семьи человека, бывшего некогда одним из самых влиятельных

деятелей петровского времени, сосланного вместе с семьёй в далёкий

Берёзов.


В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Суриков изобразил печальный но непобедимый образ главной героини полотна Боярыни Морозовой в 1887 году, в самом композиционном центре картины она богато одета в шубе из бархата, ее везут на санях по улицам Москвы на верную погибель закованную в кандалы, ее руки повязаны цепью, с поднятой рукой вверх выкрикивает толпе народа прощальные слова, она фанатично предана своей старой вере и не за какие коврижки она ее не продаст и народ в большинстве своем безропотно сочувствует ей и переживает ее трагедию также как свою.


В. И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ермак – казачий атаман, успешно начавший по приказу Ивана Грозного войну с ханом Кучумом. В 1581 году войско из более 1,5 тыс. человек под руководством Ермака организовало поход против Кучума и победило в битве. На картине изображена кульминация битвы – обстрел из пушек и пищалей татарского войска и ответные действия татар – стрельба из луков. Картину приобрел царь Николай II, и за нее Совет Академии Художеств присвоил Сурикову звание академика.


В.И. Суриков. Степан Разин.

Огромное 6-метровое полотно – последняя историческая картина художника – изображает эпизод из жизни любимого героя народных былин и песен. Написана виртуозно, но без сложного полифоничного драматизма.Первый вариант картины был показан публике в 1906 году, в период, названный впоследствии Первой русской революцией. «В самую революцию попал», замечал автор. Актуальна времени идейная суть картины – судьба людей, выступивших против власти. Это не призыв к действиям и не буйный протест, а размышления о судьбе народа в переломные исторические эпохи – на примере допетровского времени.


У даль и отвага русского человека в столкновении с природой, его мужество и храбрость в преодолении неслыханных препятствий нашли отражение в произведениях позднего периода

творчества Сурикова.

В.И. Суриков. Взятие снежного городка.


Контрольные вопросы

3. Что интересовало В. И. Сурикова в историческом прошлом России? Каким темам и почему он отдавал предпочтение? В какой мере можно говорить о современном осмыслении художником исторических событий? Какие личности и почему привлекали творческое воображение В. И. Сурикова? Что вы могли бы сказать об особенностях соотношения реализма и художественного вымысла в его произведениях? В чём общность и различие художественных трактовок исторических событий и личностей в произведениях И. Е. Репина и В. И. Сурикова?

4. В письме к В. В. Стасову И. Е. Репин отмечал, что «Суриков необыкновенно художественен». В чём, с вашей точки зрения, заключается художественное мастерство живописца? Какие открытия принадлежат ему в области колористического и композиционного решения картин?


Темы проектных исследований или презентаций

4. Сравните картины И. Е. Репина «Царевна Софья» и В. И. Сурикова «Меншиков в Берёзове». В чём особенность решения проблемы исторической личности в истории? Каков характер её взаимоотношений с государственной властью? Как художник отвечает на вопрос о праве отдельной личности решать судьбу всего народа и влиять на ход истории?

5. Что и как может рассказать картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» о жизни различных социальных слоёв Руси XVII в.? Какова её главная идея? В какой мере в ней выражена позиция автора? Почему и как в ней противопоставлены «лик страдания» и «личина глумления»? В чём смысл такого противопоставления?


  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская СОШ», р.п. Ермишь, Рязанская область
  • Горбунов Д., http://presentacid.ru/ppt/76230-prezentaciya_po_mhk__hudozhniki-peredvizhniki
  • Забавина В. Ф. учитель МХК МОУ СОШ № 9 г. Переславля-Залесского http://kopilkaurokov.ru/
  • Стригина Г.Н., учитель ИЗО и МХК, МБОУ "СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №10, г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский А.О. http :// nsportal.ru / strigiagalina
  • Прокина Л.В., учитель МХК МБОУ «Приреченская СОШ» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, http :// infourok.ru /-12982.html


Последние материалы сайта