Михаил шолохов судьба человека анализ. Анализ «Судьба человека» Шолохов. Малограмотный человек или настоящий рабочий

30.06.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для всего русского народа. Конечно, последствия того времени можно заметить спустя годы. Для каждого отдельного человека и отдельно взятой семьи война 1941-1945 годов принесла множество бед, страхов, горестей, болезней и смертей. События того времени часто освещаются и по сей день. Написано множество книг, в которых главной темой является Великая Отечественная война. Одной из таких книг является рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека».

Сюжет этого произведения построен на реальных событиях. Однажды автор встретил человека, рассказавшего ему свою печальную историю жизни, которая позже превратилась в литературный шедевр 20 века.

Главной темой произведения выступает тема человека на войне. Любое трагическое событие, особенно в масштабах целой страны, заметно ударяет по качеству жизни каждого человека, меняя или полностью раскрывая его личностные качества. Главный герой рассказа Андрей Соколов в мирной жизни не был ничем отличен от любого другого человека. Но в ходе военных действий, пережив страхи и опасности для жизни, побывав в плену, он раскрыл свои лучшие качества человека: стойкость, отвагу, силу, волю, смелость и глубокое чувство любви и преданности родине.

Кроме этого М. А. Шолохов поднимает тему человеческой силы воли. Ведь Андрей Соколов не только смог отважно преодолеть тяготы войны, но и сумел выдержать боль от потери семьи. После войны перед ним, как и перед множеством других людей, стоял вопрос: «Как жить дальше и где брать силы для последующей жизни?» Соколов смог проявить стойкость и не сломиться, а найти смысл жизни в заботе о мальчике, сироте, также потерявшего все из-за войны.

Множество проблем охватывает этот небольшой по объему рассказ. Проблема выбора прослеживается постоянно. Так, например, Андрею Соколову из раза в раз следовало выбрать верность Родине или предательство, слабость или духовную силу. Проблема беззащитности человека перед ужасами военных действий прослеживается в течение всего прохождения нелегкого пути Соколова. От героя не зависит порой ничего, обстоятельства обрушиваются на его голову, пытаясь сломить его. Соколов теряет семью и кров, но это далеко не его вина.

«Судьба человека» - это своеобразное послание читателю. Рассказ, несущий нам мысль о том, что необходимо помнить о боли, которую несет за собой война. Каждый должен видеть над собой мирное небо и пытаться, во что бы то ни стало, не повторять ошибок прошлого.

Литературный анализ

Произведение относится по жанровой направленности к реалистическим новеллам писателя, основанным на реальных событиях, ключевой темой которых является изображение проявления человеческой силы воли в условиях военного времени.

Композиционная структура рассказа условно разделяется на две части, в первой из которых повествование осуществляется от имени автора, а вторая часть представляется собой жизненную историю, рассказанную случайно повстречавшимся человеком. При этом финал произведения завершается авторским заключением. Тем самым писатель использует в произведении художественный прием, именуемый рассказ в рассказе.

Главным героем рассказа является Андрей Соколов, представленный писателем в образе обыкновенного человека, простого рабочего, не отличающегося высокой грамотностью, вынужденного отправиться на фронт для защиты родины, где проявляет свое душевное благородство, мужество и силу духа. Втором основным персонажем представляется мальчик по имени Ванюшка, оставшийся в результате наступления войны полным сиротой.

Сюжетная линия рассказа объединяет двух героев произведения, пострадавших во время ожесточенной войны, и дает им надежду на дальнейшее мирное и спокойное будущее. Андрей Соколов по окончании войны, пройдя через тяжелейшие испытания, немецкий плен, ранения, предательства и трусость товарищей, остается в полном одиночестве, поскольку его семья погибает во время бомбовых обстрелов, а старшего сына убивают на фронте. Случайно повстречав Ванюшку, который беспризорничает в районе вокзала, Соколов называется мальчику его отцом и решает приютить ребенка.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в изображении двух людей, оставшихся на белом свете одинокими, неприкаянными и ненужными, обретающих при встрече истинный жизненный смысл, возрождая в собственных душах веру в счастье.

Отличительной особенностью произведения является языковой прием, используемый писателем в повествовательном содержании, выражающий многоголосье и лейтмотивы русских характеров в виде народных поговорок, пословиц и выражений.

Писатель намеренно в названии рассказа не использует фамилию своего героя, поскольку демонстрирует созвучие судьбы Соколова с огромным количеством иных русских людей, на долю которых выпадает военное время, сумевших, несмотря на это, сохранить в себе человечность и любовь.

Вариант 3

Одним из самых значимых и известных произведений в литературном творчестве Михаила Александровича Шолохова является рассказ "Судьба человека". В его основу легли реальные события. Повстречав на переправе мужчину с ребенком, Михаил Александрович узнал их судьбу, и спустя 10 лет в печати появилось произведение "Судьба человека", повествующее читателю о ужасах войны и тяжелых человеческих судьбах.

На первой странице рассказа Михаил Андреевич оставил посвящение: " Евгении Григорьевне Левицкой, члену КПСС с 1903 года". Эта женщина, издательский и библиотечный работник, член ВКП, сыграла большую роль в жизни писателя. Именно она была первым читателем многих его работ.

Произведение повествует читателю о состоянии России в первый послевоенный год. Действия происходят весной, это - символ расцвета, оживания страны после долгой войны. Место событий - Верхний Дон, родина писателя. Все географические названия не являются выдуманными: при желании можно посетить Букановскую станицу - место встречи рассказчика и главного героя.

Война оставила свой отпечаток на жизни людей. Особенно сильно это заметно в деревенском быте: во время пути главному герою и его товарищу приходится переправляться через речушку на видавшем виды "виллисе". Во время войны люди не могли ухаживать за хозяйством, потому большинство из этих вещей состарилось и испортилось, как лодка.

Дальнейшее повествование посвящено рассказу о жизни и судьбе главного героя - Андрея Соколова, представляющего собой общий образ всех солдат, побитых войной. Впервые он появляется в рассказе вместе с мальчиком Ванюшей. Их образы связаны ненавязчивым противопоставлением как в одежде, так и в общих образах героев.

Андрей предстает очень добродушным человеком, однако при воспоминании о войне резко меняется в лице:"он положил на колени большие темные руки, сгорбился".

Рассказывая о своей жизни, Андрей упоминает самые значительные ее факты. Из этого монолога читатель понимает, что жизненные трудности настигли героя еще до начала войны. Андрей - очень трудолюбивый и чуткий человек. Вспоминая о жене, Андрей не назвал ни одного ее недостатка, искренне ценил и любил ее, свою "Иринку". Также он относится и к детям, называя их "Настенькой и Олюшкой". В ходе повествования героя автор сравнивает прошлое с о степью, затянутой легкой дымкой.

В рассказе героя особенно выделяется сцена прощания с женой и детьми, отправление Андрея на войну. Его жена, Ирина, чувствовала, что видит мужа в последний раз, а потому восприняла расставание с такой горечью. Вспоминая об этом спустя многие годы, Андрей корит себя за то, что оттолкнул ее в тот момент, тем самым не признавая ее предчувствия, надеясь на скорейшее возвращение.

Особую роль играет сцена в церкви. Она показывает, какой набожностью и высокой моралью обладают русские солдаты. Многие из них не смогли сходить в туалет в церкви - им было совестно, их нравственное воспитание не позволяло подобные вещи. Немцы же повели себя бесчеловечно - на просьбы солдат выпустить их на несколько минут, они открыли дверь и расстреляли многих из них. Этим они показали свое наплевательское отношение к ценностям других людей, желание уничтожения русского народа.

Находясь в плену, Андрей вел себя мужественно и смело. Придя к немецкому генералу, Андрей отказался пить за успех своих врагов. Это показывает то, что герой готов защищать и отстаивать права своей родины ценой жизни.

Из монолога Андрея читатель понимает, что тот испытал многое - побывал в плену, потерял жену и детей, был ранен и, вернувшись обратно, не нашел ничего сохранившегося. Однако герой не опустил руки, а продолжил жить дальше. Андрей усыновил мальчика Ванюшу, взял на себя ответственность за него, т.к. увидел в нем родственную душу.

Подросткам свойственно увлекаться каким-то видом деятельности, который может иметь общественную пользу. Нет ничего удивительного в том, что группа молодых людей по своей инициативе решила оказывать посильную помощь семьям погибших защитников Родины

  • Критика о повести Барышня-крестьянка Пушкина

    Произведение является завершающей из новеллой, вошедшей в сборник писателя под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», состоящий из пяти повестей.

  • Герои произведения Что делать Чернышевского

    Вера Розальская. Молодая особа, основное действующее лицо «Что делать?», с помощью сновидений которой, писатель трактует собственные рассуждения и мировоззренческие мысли

  • Сочинение Загрязнение окружающей среды

    Человечество погрязло в эпохе потребления. Да, именно погрязло, как в болоте. Каждый день изготавливают новые товары, предлагаются разные услуги. Производство невозможно без спроса, и мы его создаем.

  • Нельзя забывать уроки, которые человечество вынесло из общей трагедии народа, Великой Отечественной войны. Война нанесла непоправимый ущерб миллионам наших сограждан, и одним из них был Андрей Соколов, главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека». Достоверность величайшего творения автора завоевало мировую популярность, поражая своим трагизмом и человечностью. Предлагаем анализ произведения «Судьба человека» по плану, для подготовки к уроку литературы в 9 классе.

    Краткий анализ

    Год написания – 1956 г.

    История создания – В основу рассказа легли реальные события. Свою историю писателю рассказал один человек, повстречавшийся ему на охоте. История поразила писателя до того, что он решил обязательно напечатать рассказ.

    Тема – Основной темой произведения является тема войны, наряду с ней раскрывается тема силы духа человека, поиска жизненного смысла.

    Композиция – Композиция этого произведения состоит из двух рассказов, сначала повествование идет от лица автора, потом свою историю рассказывает его новый знакомый. Заканчивается произведение словами автора.

    Жанр – Рассказ.

    Направление – Реализм.

    История создания

    Интересна история создания этого рассказа. Однажды на охоте, М. Шолохов встретил человека. Между новыми знакомыми завязался разговор, и случайный прохожий рассказал Шолохову о своей печальной судьбе. Трагическая история глубоко затронула душу писателя, и он решил обязательно написать рассказ. К работе он приступил не сразу, в течение десяти лет писатель муссировал эту идею, и лишь потом, всего за несколько дней, перенес ее на бумагу, и год написания рассказа стал 1956. Произведение увидело свет в самом конце года, в канун года 1957.

    Рассказ «Судьба человека», был посвящен писателем Е. Г. Левицкой. Она была в числе первых читателей «Тихого Дона», и способствовала выпуску этого романа в свет.

    Тема

    В рассказе «Судьба человека» анализ произведения сразу же выявляет главную тему , тему войны, и не только войны, а человека, участвовавшему в ней. Эта трагедия целой страны раскрывает самые глубины человеческой души, она ясно дает понять, что представляет собой человек на самом деле.

    До войны, Андрей Соколов был обычным человеком, у него был дом, семья, работа. Как и все обычные люди, Соколов жил и трудился, может быть, о чем-нибудь мечтал. Во всяком случае, война в его планы никак не входила. Андрей выучился на шофера, работал на грузовике, дети хорошо учились в школе, жена занималась хозяйством. Все шло, как обычно, и вдруг грянула война. Уже на третий день Соколов отправился на фронт. Как истинный патриот своей Родины, Соколов становится ее защитником.

    Шолохов был одним из писателей, который был уверен в силе духа русского человека, способного и кровавом побоище сохранить настоящие человеческие качества. В его рассказе основной мыслью озвучена судьба Андрея Соколова, сумевшего остаться человеком, и его судьба созвучна с миллионами других советских людей, прошедших через мясорубку войны, плен, концлагеря, но сумели вернуться к нормальной жизни, не потеряв в себе самого главного – человечности.

    В этом произведении выражена проблематика нравственности и духовности. Война каждого поставила перед выбором, и каждый сам решает эти проблемы. Такие, как Андрей Соколов, не согнулись перед врагом, сумели устоять, выдержать, и только еще больше укрепить свою веру в могущество Родины и русского народа. Но были и такие, которые ради сохранения своей мелкой, никчемной жизни, готовы были предать и товарища, и Родину.

    Человек остается человеком в любой ситуации, какой бы страшной она не была. В худшем случае, человек выберет смерть, но человеческое достоинство не позволит совершить предательство. А если человек выбирает себе жизнь ценою жизни своих товарищей, он уже не может называться человеком. Так поступил и Соколов: услышав о готовящемся предательстве, он просто придушил этого подленького гаденыша.

    Трагически сложилась судьба Андрея Соколова, и на войне ему приходилось несладко, а после войны стало еще хуже. Его семью разбомбили немцы, старший сын погиб в День Победы, и остался он совсем один, без семьи, и без дома. Но и тут выстоял Соколов, подобрал беспризорного мальчишку, и назвался его отцом, дав надежду на будущее как ему, так и себе.

    Сделав анализ рассказа, можно сделать вывод, что человечность непобедима, так же как и благородство, смелость и отвага. Каждый, кто прочитает «Судьбу человека», должен понять, чему учит этот героический рассказ. Этот рассказ о мужестве и героизме целого народа, победившего вероломного врага, и сохранившего веру в будущее страны.

    Годы войны сломали множество судеб, отобрали прошлое, и лишили будущего. Герой рассказа прошел все тяготы военного времени, и остался один, потеряв дом и семью, он теряет и смысл жизни. Без дома и семьи остался и маленький мальчуган, такой же неприкаянный, как и Соколов. Два человека нашли друг друга, и снова нашли смысл жизни, и возродили веру в будущее. Теперь им есть, для кого жить, и они счастливы, что судьба свела их вместе. Такой человек, как Соколов, сумеет воспитать достойного гражданина страны.

    Композиция

    Композиционно в произведении представляется рассказ в рассказе , речь идет от двух авторов. Повествование начинается от лица автора.

    Один из критиков тонко подметил, как отличается язык автора от языка Соколова. Эти выразительные художественные средства умело применяет Шолохов, и его произведение получает яркость и глубину содержания, придает необычайный трагизм истории Соколова.

    Главные герои

    Жанр

    Сам Шолохов назвал свое произведение рассказом, по сути своей он и соответствует этому жанру. Но по глубине содержания, по своей трагичности, охватывающей судьбы целого человечества, его можно сравнить с эпохальной эпопеей, по широте обобщения, «Судьба человека» – это изображение судьбы всего советского народа в годы войны.

    Рассказ имеет ярко выраженное реалистическое направление, оно создано на реальных событиях, и герои имеют своих прототипов.

    Тест по произведению

    Рейтинг анализа

    Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1662.

    «Судьба человека»


    Уже само название рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» свидетельствует о том, что речь в нем пойдет не только о жизни конкретных героев, но и о судьбе человека в широком смысле. В этой связи в произведении немало философских обобщений. «Да что десять лет! Спроси у любого пожилого человека, приметил он, как жизнь прожил!.. Прошлое - вот как та дальняя степь в дымке», - восклицает герой рассказа.

    Примечательна композиция произведения. Это так называемый рассказ в рассказе. М.А. Шолохов использует так называемую сказовую манеру.

    Рассказчик встречает на Дону мужчину и мальчика. Во время перекура завязывается разговор с путниками. Благодаря ряду колоритных художественных деталей автор с первых страниц рассказа знакомит нас с героями. Мужчина достает памятный кисет с надписью «Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы» и сетует на то, что не мужское дело с ребенком путешествовать. Затем выясняется, что тот приходится ему приемным сыном. Образ мальчика, который во время Великой Отечественной войны остался сиротой, чрезвычайно колоритный. Не случайно автор акцентирует внимание на улыбке и светлых, как небушко, глазах ребенка.

    Далее следует обстоятельный рассказ о жизни главного героя. Андрей Соколов рассказывает о том, как складывались его семейные отношения. Эта история демонстрирует простое человеческое счастье в работе и хозяйственных заботах: хлопотливая жена, дети, небольшой домишко. Война разрушила все в один момент. Ярким трагизмом окрашена в рассказе сцена прощания Андрея с женой. Она прижалась к нему, «как лист к ветке», всхлипывала и дрожала, «будто подрубленное дерево». Каскад сравнений передает всю глубину горя женщины, провожающей мужа на фронт («глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека», «губы белые, как мел»). До самой смерти будет вспоминать он, как оттолкнул ее в прощальный час.

    М.А. Шолохов использует в этой сцене прием развернутого портрета, акцентируя внимание читателя на двух основных деталях: губы и глаза. После сцены прощания героя с женой следует о том, как тяжело пришлось женщинам и детям в тылу. Лишь после гибели семьи понял Андрей Соколов, что та довоенная жизнь в заботах и каждодневном труде и была самым счастливым временем в его судьбе. Через портрет героя М.А. Шолохов мастерски передает его переживания сцены прощания с женой: «Чужое волнение передалось и мне. Искоса взглянул я на рассказчика, но ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы...» При воспоминаниях у героя сердце «будто тупым ножом режут...»

    Редко писал герой домой, избегая жаловаться жене: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Глазами Андрея Соколова показываются в рассказе ужасы войны: стрельба, разрыв снарядов, в клочья пробитая машина. Герой попадает в окружение.

    После Великой Отечественной войны в Советском Союзе было предвзятое отношение к тем, кто возвратился из плена. Конечно, среди пленных были и трусы, и предатели. Но в основном солдаты все-таки пытались выполнить свой воинский долг до конца, а попали в плен, выходя из окружения или при мощных наступательных маневрах противника. М.А. Шолохов своим рассказом реабилитировал этих людей. Осудить их на фоне многочисленных жертв и увечий было проще, чем войти в то непростое положение, в котором они оказались. Недаром М.А. Шолохов так подробно рассказывает о том, как Андрей попал в плен: герой рассказа выполнял приказ командира доставить боеприпасы на батарею, был контужен и подобран фашистским отрядом. Соколов не мог смириться с участью пленного, пытался бежать, но его снова поймали. Всем ходом развития сюжета рассказа М.А. Шолохов подчеркивает, что Андрей не виноват в том, что попал в плен. Он не был предателем и стойко выносил все лагерные мучения. В то же время писатель не пытается лакировать действительность и не скрывает от читателей горькой правды: в плену некоторые солдаты вели себя недостойно (выдавали взводных, доносили на своих товарищей по несчастью). В то же время это явление не носило массовый характер.

    Мужественное поведение Андрея в лагере, умение хладнокровно взглянуть в глаза смерти вызывает уважение даже у немецкого коменданта. «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников», - говорит он.

    При первой же возможности Андрей возвращается на родину, да еще и привозит с собой важного языка, - немецкого майора с портфелем документов. С горечью пишет М.А. Шолохов о том, какой душевной травмой даже для такого сильного духом человека, как Соколов, оказался плен. Два года герой не видел человеческого обращения. Даже когда немцы оказывали ему милость и давали продукты, он чувствовал себя собакой, которой бросили кусок. Долго еще после плена оставалась у Андрея привычка втягивать голову в плечи при разговоре, опасаясь удара. Однако самые тяжелые удары нанесли Соколову фашисты не в лагере: после возвращения из плена узнал он, что в начале войны погибли его жена и дочки, а от родного дома осталась одна воронка. Остался сын Анатолий - последняя надежда отца, да и того убил немецкий снайпер прямо в День Победы.

    Вернувшись с войны, взял Андрей к себе осиротевшего мальчика. Так две одинокие души нашли семейную привязанность и обрели теплоту. Лишь по ночам вспоминает Андрей теперь погибшую семью. А у Ванюшки тоже порой всплывают воспоминания о родном отце, и тогда задает он Соколову свои детские, но непростые вопросы.

    В финале произведения рассказчик с раздумьями смотрит вслед уходящим отцу и сыну, которых породнила война. Действие произведения происходит весной. В это время, когда оживает заснувшая на зиму природа, еще сильнее воспринимается невосполнимость людских потерь в годы Великой Отечественной войны. Недаром у рассказчика, глядящего на двух осиротевших и нашедших друг друга людей (мужчину и мальчика), наворачиваются на глаза слезы. Он желает им только одного, чтобы хватило сил выдержать все испытания и «все преодолеть на своем пути, если к этому позовет... Родина». В конце рассказа вновь звучит мысль о том, что Андрей Соколов - человек, воплотивший национальный русский характер. И Ванюшку он тоже вырастит достойным человеком.

    В 1956 году написан этот рассказ. С момента окончания войны прошло у тому времени десять лет. Но у такого всенародного горя нет срока давности. И пока живы свидетели этих тяжелых событий, острота восприятия утраты не притупится.

    Михаил Александрович Шолохов написал произведение "Судьба человека" в 1956 году. Оно, по сути, является кратким содержанием рассказа, который писатель услышал на фронте. Это первый рассказ, в котором глубоко затронута проблема солдат, оказавшихся в плену у немецких оккупантов. Коротко говоря, эта история повествует о человеческих горестях, потерях и вместе с тем надежде на другую жизнь, вере в человека. В этой статье мы рассмотрим краткий анализ "Судьба человека" Шолохова.

    Главный герой рассказа

    Сюжет рассказа и его главная тема выстроена, как исповедь. Главного героя зовут Андрей Соколов, он простой работяга, который в довоенное время работал в колхозе. Жизнь Соколова спокойная и размеренная, он кормит свою семью и живет, как и многие другие. Но вот все резко меняется, потому что нападают фашисты.

    Каждый в то время считает своим долгом отправиться на фронт, чтобы защитить родную землю от агрессора, Андрей Соколов не исключение. Во время анализа "Судьба человека" становится понятно, что Шолохов не хочет представить читателям Соколова героем и вознести его в какой-то особый статус. Однако его пример - это возможность показать, что происходит в душе всех русских людей, жизнь главного героя - это судьба народа. Шолохов старается вызвать у читателя чувство гордости за мужество, выдержку и силу воли, которые были проявлены в тяжелые времена войны.

    Характеристика Андрея Соколова

    Невозможно сделать анализ рассказа "Судьба человека" Шолохова без характеристики главного героя. Следя за рассказом Соколова, мы замечаем слова, передающие нотки настоящего русского характера. Много в его речи пословиц. Хотя Андрей не отличается высокой грамотностью, потому что он простой рабочий, и зачастую в его выражениях присутствуют простые или неверные речевые обороты, это не главное.

    В характеристике Андрея Соколова видно, что он настоящий мужчина, он любит свою семью. Шолохов изображает своего главного героя во всех красках, ведь можно прочитать и том, как он - простой солдат - почувствовал всю тяжесть военного времени, можно узнать и о том, как он побывал в немецком плену. В судьбе Соколова произошло многое: он встретился с предательством и трусостью, солдатской дружбой и единомыслием. Соколову даже пришлось совершить убийство. Это было во время плена, когда пленный солдат собирался предать командира, отдав его немцам. Далее произошло знакомство с доктором. Тот тоже был пленён, но проявил небывалое мужество и человеческое сочувствие.

    Выводы

    Чтобы сделать точный анализ рассказа "Судьба человека" Шолохова, мы рекомендуем вам обязательно прочесть это произведение, хотя бы его краткое содержание . Конечно, кажется, что события, произошедшие в судьбе Андрея Соколова, чью характеристику вы могли прочесть выше, не являются особенными и трудно назвать его действия подвигами. Но ведь в этом и состояла задумка Шолохова.

    Да, главный герой получил несколько легких ранений и сделал то, что сделали многие в то время, но на эпизодах жизни Соколова ярко видно, как проявились мужество, сила воли, гордость, любовь к своей стране и другие выдающиеся качества. А это и является подвигом, то, что обязан сделать каждый - пройти через всё, остаться человеком, жить дальше и трудиться на благо других. В характеристике Андрея Соколова это и проявилось.

    Рассказ Шолохова «Судьба человека» был опубликован в 1956-1957 годах, через десять лет после окончания Великой Отечественной войны. Тематика рассказа необычна для литературы того времени о войне: именно Шолохов впервые затронул тему солдат, попавших в фашистский плен.
    Как хорошо теперь известно, участь этих людей была не менее трагична, чем участь солдат, побывавших на полях сражений. Над военнопленными зверски издевались не только в фашистских концлагерях. Этих людей в полном смысле слова предавала и их родина - в СССР они считались врагами народа, шпионами. Дома советских военнопленных, в большинстве случаев, ссылали в лагеря ГУЛАГа, где они продолжали испытывать те же муки, что и в фашистском плену.
    Но не об этом повествует нам Шолохов в своем рассказе. В центре его внимания - очень типичная для военного времени и, вместе с тем, героическая судьба русского солдата, на долю которого выпала Великая Отечественная война.
    Композиционно рассказ делится на несколько частей: экспозицию, завязку, рассказ-исповедь главного героя (в котором также выделяется несколько частей), развязку, концовку. Повествование «делится» между героем-рассказчиком и главным героем, судьба которого - в центре рассказа. Помимо Шолохова, такой повествовательный прием использовал, в частности, Лермонтов в «Герое нашего времени», М. Горький в своих романтических рассказах.
    Из экспозиции произведения мы узнаем, что рассказчик - герой, близкий к писателю, - направляется в одну из донских станиц. Но из-за разлива реки он вынужден задержаться на берегу, дожидаясь лодки.
    Вокруг буйствует пробуждающаяся природа, и эта картина особо радует глаз рассказчика - в какой-то степени это знак возрождения жизни после разрушительной войны. Повествователь наслаждается, «покорясь тишине и одиночеству», но вдруг он видит мужчину с мальчиком, устало бредущими ему навстречу.
    Так мы впервые знакомимся с героем рассказа - Андреем Соколовым. Он и его сынишка в этой части произведения показаны нам через восприятие рассказчика. В портрете Соколова подчеркиваются его «грубые, черствые», натруженные руки простого человека, а также глаза, «словно присыпанные пеплом, наполненные … неизбывной смертной тоской».
    Мы понимаем, что смысл жизни этого героя сосредоточен в его сыне, недаром одежда Ванюши была гораздо опрятнее, чем одежда Соколова, - герой не обращает внимания на себя, заботясь лишь о сыне.
    Далее о судьбе Соколова мы узнаем из его собственных уст - раскрыть мир своих душевных переживаний автор поручил самому герою. Андрей предельно откровенен со случайным собеседником - он рассказывает ему обо всей своей жизни, не скрывая очень личных подробностей. Мы понимаем, что Соколов принял рассказчика за «своего» - такого же простого человека, шофера, как и он сам.
    Из рассказа героя выясняется, что он рано остался сиротой, воевал в гражданскую войну, батрачил на кулаков в деревне. После войны Соколов перебрался в город, где вскоре женился. А еще немного погодя (в 1929 году) Соколов увлекся машинами и стал шофером.
    Можно смело сказать, что жизнь этого человека была счастливой - он занимался любимым делом, у него была дружная семья, любящая жена, дети. Андрей открывает перед рассказчиком душу, рассказывает о своей жизни все, вплоть до мелочей, и мы понимаем, что жизнь этого героя типична для того времени. Шолохов убеждает нас, что Соколов - простой русский человек, каких миллионы в России.
    Тем страшнее и величественнее подвиг, которым является вся жизнь героя. Во время Великой Отечественной войны Соколов попадает в немецкий плен. Во время боя герой решает совершить почти невозможное - прорваться сквозь заслон врага и доставить нашим войскам снаряды. Важно, что в ту минуту он не думал о своей жизни, об опасности, которая ему грозит. Соколов знал лишь одно: он должен сделать все, что в его силах, ведь там, за фашистскими заслонами, погибают наши безоружные солдаты.
    Однако план Соколова не удался - он попал в плен к фашистам. Но такова была сила характера героя, что и здесь он не упал духом, а сохранил спокойствие, чувство собственного достоинства, чувство юмора. Именно поэтому, когда молодой немецкий солдат приказал ему снять приглянувшиеся сапоги, Соколов снял еще и портянки, как бы издеваясь над фрицем.
    Впервые в литературе Шолохов показывает нам ужасы, творившиеся в немецком плену. Писатель подчеркивает, что в нечеловеческих условиях многие люди теряли свое «человеческое лицо»: ради куска хлеба или сохранения жизни они шли на любое унижение, предательство, даже убийство. И тем выше, чище и сильнее представляется нам характер Соколова, его мысли и поступки.
    Даже перед лицом смертельной опасности (кульминационный эпизод беседы героя с лагерфюррером Мюллером) он вел себя чрезвычайно достойно. Поведение Соколова вызвало уважение даже у врага, готового уничтожить строптивого русского солдата. Беседа этих людей закончилась признанием немцами (врагами!) несгибаемого характера советского солдата.
    Знаменательно, что «противостояние» Соколова и Мюллера происходило в тот момент, когда шли бои под Сталинградом. И нравственная победа русского стала как бы символом победы советских войск.
    После окончания войны герой рассказа в полной мере испытал на себе ее отголоски: он узнал, что пока воевал, потерял жену, дочь, сына. Все надежды Соколова на счастливую семейную жизнь, все то, что было его опорой и поддержкой, исчезло. Он остался один - полностью опустошенный, потерявший смысл жизни.
    И лишь счастливая случайность - встреча с сиротой Ванюшей - не позволила Соколову полностью опуститься, погибнуть. Этот мальчик стал для героя сыном, его смыслом жизни.
    С помощью различных художественных приемов - портрета, рассказа-исповеди, речевой характеристики - писатель максимально полно раскрывает перед нами характер своего героя - простого русского человека, прекрасного и величественного, сильного и полного чувства собственного достоинства. На долю Андрея Соколова выпали страшные испытания, судьбу его в полном правом можно назвать трагической, однако мы невольно восхищаемся этим характером. Соколова не смогли сломить ни война, ни гибель близких. Он нашел смысл своей жизни - в том, чтобы помочь другому живому существу.
    Шолохов подчеркивает, что гуманизм, наряду со стойкостью и чувством собственного достоинства, - коренные черты русского характера. Именно поэтому русский народ победил немцев в той страшной и великой войне.
    Рассказ «Судьба человека», название которого, с одной стороны, еще раз убеждает нас в типичности характера Соколова, а с другой - подчеркивает величие этого героя, имеющего все основания называться Человеком, дало толчок к возрождению в советской литературе классической традиции - внимания к судьбе «маленького человека», в полной мере достойного уважения



    Последние материалы сайта