Название проекта:
«Музей в чемодане»
Цель проекта:
создание вокруг ребёнка одухотворённой среды, приобретение личного опыта соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.
Задачи:
1. Формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим.
2. Развитие чувства духовности и патриотизма у подрастающего поколения.
3. Воспитание музейной культуры.
4. Выработка навыков общения с музейными предметами.
Введение.
Где-то в дальнем углу антресолей
Дерматиновый, пылью покрытый,
Чемоданчик потертый, забытый.
В нем хранятся обрывки историй.
В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа – музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.
Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан.
Идея
заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.
Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам).
«Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выставок, ведения занятий в образовательных учреждениях и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.
Обоснование проекта:
В нашем школьном музее много материала и экспонатов, рассказать о каждом из них за одну обзорную экскурсию невозможно. Необходимы тематические лекции, а также новые формы проведения лекций и экскурсий. Какую новую форму работы мы можем выбрать для обучающихся нашей школы? Форму игры, так как дети младшего школьного возраста познают мир в процессе игры. Для ребят старших классов нужны иные формы работы. Мы решили наглядно представить экспонаты из фонда нашего музея и рассказать о них аудитории в форме мобильного «Музея в чемодане».
Таким образом, актуальность нашего проекта заключается в популяризации историко-культурного наследия поколений, прививании подрастающему поколению уважения к истории своего края.
Содержание проекта:
Обучающиеся имеют возможность приобщиться к культурным и историческим традициям родного края, соприкоснуться с прошлым через живое восприятие, через реальный предмет – музейный экспонат, стать непосредственным участником действия.
Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.
Участники проекта:
Воспитанники Салемальской школы-интерната, воспитатель.
Сроки реализации проекта:
В течение учебного года.
Механизм реализации проекта:
Программа реализуется воспитанниками и воспитателем с помощью музейных экспонатов, фотодокументов, слайдов, фильмов, творческих заданий.
Методы
, использованные в работе над проектом: исследовательский, информационный.
Ожидаемые результаты:
Мы надеемся, что, благодаря проекту «Музей в чемодане», у учеников школы и воспитанников детского сада сформируется интерес к истории родного края, дети научатся обращаться с музейными экспонатами.
Из пассивных слушателей, перейдут в активные, так как проект способствует развитию диалога с экскурсоводом, музейным экспонатом, быть активными, самим принимать участие в исследованиях. Обязательным условием также является коллективный творческий характер вместе со сверстниками в неформальной обстановке.
В основе проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, изучение культурного наследия, взаимодействие учащегося с материальными предметами школьного музея и т.д.
Оценка результатов: Оценка проекта будет осуществляться на основе анализа проведенного опроса, отзывов слушателей.
Уникальность проекта: в том, что теперь музей сам приходит в гости, наши экспонаты можно потрогать, узнать о них новое, придумать о нем сказку или рассказ, исследовать его.
План реализации
Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные | Результат |
|
Опрос воспитанников интерната о смене форм деятельности | Октябрь 2018 года | Воспитанники 3 семьи, воспитатель | Выявление мнений воспитанников о деятельности музея. |
|
Обработка опроса | Ноябрь 2018 года | Воспитанники 3 семьи | Смена экскурсионной работы (передвижная Экскурсия в чемодане) Сбор материала для создания текста экскурсий. Обязательно введен элемент общения со слушателями (вопросы, практические задания). |
|
Отбор экспонатов необходимых для экскурсий, поиск чемодана. | ноябрь 2018 года | Салиндер Е.Н., руководитель, воспитанники 3 семьи | Найден чемодан. Отобраны экспонаты для проведения первых экскурсий. |
|
1.Нашему округу – 88 лет! | Декабрь 2018 года | Салиндер Е.Н., руководитель, воспитанники интерната 3 семьи | Проведена работа в подготовке по теме экскурсии. Проведена экскурсия. |
|
2.Л.В.Лапцуй –«Строка моя-счастливая зарница» | Февраль 2019 года | Салиндер ЕН., руководитель, воспитанники интерната 3 семьи | ||
Март 2019 года | ||||
4.Великая Отечественная война; | Май 2019 года | |||
Создание альбома, стенда о деятельности проекта | Май 2019 года (По мере реализации проекта) | Создание фото-альбомов, стендов по каждой теме экскурсий. |
||
Проведение опроса о проделанной работе | Май 2019 года | Воспитанники интерната | Оценка проекта |
Оценка результатов
Оценка проекта будет осуществляться на основе анализа проведенного опроса, отзывов слушателей, мониторинга публикаций в СМИ.
На данный момент проведена экскурсия
«Голь на выдумки хитра». Эта пословица как никогда подходит для учителей, чей пыл и желание работать «на всю катушку» не расходятся с делом. Так получилось и в нашей средней 400 школе имени Александра Невского. Несмотря на то, что в школе уже 20 лет существует замечательный музей «Сыны Отечества», состоящий из двух залов – Александровского и Кавалерского, творческим и неординарным педагогам удалось воплотить в жизнь давнюю мечту создания мобильного музея – «Музей в чемодане». Отличие такого музея от стационарного тем, что экспонаты можно не только разглядывать, но и трогать, и даже примерять. Это повышает интерес учащихся, особенно начальной школы к изучаемым предметам. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.
Такой чемодан и оказался на антресоли одного из наших педагогов. Особая ценность этого чемодана оказалась в том, что он был выпущен в 1978 году на Усть-Фанерном комбинате, рядом с которым и располагается наша школа. Вот вам и история! И тут работа закипела! Первое, что пришло в голову, это создание экспозиции, посвященной ВОВ и приурочить её к 70-летию Великой Победы. Общими усилиями собрали предметы, так или иначе связанные с солдатскими боевыми буднями. Это и армейский котелок с флягой, солдатский вещмешок, тельняшка и гюйс, пилотка и солдатский письмо - треугольник. На такой экскурсии-проекте ребята узнали и о том, какие военные песни помогли людям не только выжить, но и победить.
«Голь на выдумки хитра». Эта пословица как никогда подходит для учителей, чей пыл и желание работать «на всю катушку» не расходятся с делом. Так получилось и в нашей средней 400 школе имени Александра Невского. Несмотря на то, что в школе уже 20 лет существует замечательный музей «Сыны Отечества», состоящий из двух залов – Александровского и Кавалерского, творческим и неординарным педагогам удалось воплотить в жизнь давнюю мечту создания мобильного музея – «Музей в чемодане». Отличие такого музея от стационарного тем, что экспонаты можно не только разглядывать, но и трогать, и даже примерять. Это повышает интерес учащихся, особенно начальной школы к изучаемым предметам. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически. А началось все с замечательного стихотворения Татьяны Лавровой «Ода о старом чемодане»
Где-то в дальнем углу антресолей
Дерматиновый, пылью покрытый,
Чемоданчик потертый, забытый.
В нем хранятся обрывки историй.
Такой чемодан и оказался на антресоли одного из наших педагогов. Особая ценность этого чемодана оказалась в том, что он был выпущен в 1978 году на Усть-Фанерном комбинате, рядом с которым и располагается наша школа. Вот вам и история! И тут работа закипела! Первое, что пришло в голову, это создание экспозиции, посвященной ВОВ и приурочить её к 70-летию Великой Победы. Общими усилиями собрали предметы, так или иначе связанные с солдатскими боевыми буднями. Это и армейский котелок с флягой, солдатский вещмешок, тельняшка и гюйс, пилотка и солдатский письмо - треугольник. На такой экскурсии-проекте ребята узнали и о том, какие военные песни помогли людям не только выжить, но и победить.
Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам). «Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности может быть использован для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, разных городах, образовательных учреждениях, детских садах и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.
Проект «Музей в Чемодане»,
посвященный 70-летию Великой Победы
Цели проекта - содействие в гражданско-патриотическом и нравственном воспитании учащихся .
Ход занятия:
I Орг. момент
II Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня стартует необычный проект, который называется «Музей в Чемодане». Это необычный мобильный музей, в который мы не только заглянем, но и познакомимся с его экспонатами. Необычность нашего музея в том, что он будет перемещаться из класса в класс, а его экспонаты можно будет потрогать и даже примерить. Сегодняшняя наша экспозиция посвящена ВОВ.
III Актуализация знаний.
Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила,
Что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.
Порой ночной
Мы распростились с тобой.
Нет прежних ночек,
Где ты, платочек,
Милый, желанный, родной?..
А на фронте про синий платочек удивительно душевно пела Клавдия Шульженко. Но все чаще и чаще мучило ее чувство: не те слова... В начале апреля сорок второго года, в последние дни существования Дороги жизни (машины уже шли по талой воде), певица со своими музыкантами приехала из блокадного Ленинграда в Волхов. После концерта познакомилась с сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта «В решающий бой» лейтенантом Михаилом Максимовым. Узнав, что ее собеседник пишет стихи, попросила: «Может, сложите новые слова «Синего платочка»? Песня очень популярна в народе, но сегодня требуются другие стихи - о нашей битве с фашизмом». И вот боевое задание: написать новые слова на старую мелодию. Стихи родились в ночь с 8 на 9 апреля, а 12-го Клавдия Шульженко в железнодорожном депо станции Волхов впервые пела:
Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала
И обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю: с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок дорогой.
Успех превзошел все ожидания: и певицу и поэта наградили неслыханным по тем временам подарком - куском торта и стаканом клюквы.
Вскоре текст песни напечатали многие фронтовые газеты. «Синий платочек» появился на почтовой открытке, зазвучал с граммофонной пластинки. Ни одно выступление Шульженко без него уже не обходилось...
Письма твои получая,
И между строчек
Синий платочек
Снова встает предо мной.
И часто в бой
Провожает меня образ твой.
Чувствую рядом:
Любящим взглядом
Ты постоянно со мной.
Как-то после концерта в 4-м гвардейском истребительном полку ВВС Краснознаменного Балтийского флота летчик, гвардии капитан Василий Голубев, сказал певице: «Земной поклон за ваше искусство, за душевные песни... Ваш «Синий платочек», Клавдия Ивановна, будет с нами во всех боях, и первый же сбитый нами «юнкерс» или «мессер» мы посвятим вам». Ждать артистке пришлось недолго: на следующий день Голубев поджег фашистского стервятника. И снова немало повидавший автофургон с фронтовой концертной бригадой прибыл в расположение авиационной части, и снова звучал «Синий платочек», целых пять раз!
Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой...
Нежные речи,
Девичьи плечи
Помним в страде боевой.
За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик -
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!
IV Первичная проверка понимания
А сейчас я задам несколько вопросов и проверю, как внимательно вы слушали экскурсию.
1. Применялись ли во время ВОВ противогазы и почему?
2. Как называется нательная рубашка моряка? Почему она полосатая?
3. Почему солдатское письмо не заклеивали в конверт?
4.Что такое гюйс? Вспомните историю его появления.
МОГИЛЕВ, 24 июн — Sputnik, Мария Зуева. Идея организовать акцию "Музей в каждый двор" родилась у директора Круглянского историко-краеведческого музея Вии Гапаевой. Недавно местные жители подарили музею старый советский чемодан. Он-то и натолкнул на создание необычной выездной экспозиции.
"У нас нет недостатка в посетителях. К нам часто приходят на экскурсии школьники. Но у родителей не всегда есть время привести к нам ребенка, и мы решили пойти к детям сами. Просто пройти по дворам и рассказать о том, как жили наши предки", — рассказала Виа Гапаева.
© Sputnik Мария Зуева
В чемодане собраны предметы быта, музыкальные инструменты, тряпичные куклы-обереги. Экспонаты датированы XIX — первой половиной XX века. Диковинные вещи — иллюстрация обычной жизни белорусской деревни. Но современные дети на вопрос, к примеру, как гладили одежду наши предки, только развели руками. Некоторые и вовсе предположили, что прабабушки и прадедушки ходили в мятом.
© Sputnik Мария Зуева
Однако нехитрые деревянные приспособления — рубель и валек — убедили в обратном. Дети сами попробовали погладить льняную скатерть, и у них получилось. Увлекательным развлечением стала попытка поднять чугунок ухватом. Но особый восторг у детворы вызвали трещотки, бубны и дудки. Каждый был не против сыграть в детском оркестре народных инструментов.
"Я учусь в музыкальной школе, играю на фортепиано. Видела очень много разных инструментов. Но такие — впервые. Сейчас такого на концерте не увидишь", — поделилась девятилетняя Аня.
© Sputnik Мария Зуева
"Фишка" такой выставки, когда все экспонаты разрешено трогать руками, и притягивает детвору. Этого нет в обычных музеях. Чемоданная же экспозиция максимально удовлетворяет детскую любознательность. Даже сам момент открытия чемодана для этой публики — уже волшебство и чудо.
"Нам рассказали, что подкова раньше была в каждом доме. Чтобы была жизнь счастливая, ее вешали рогами вверх. Как чаша изобилия получалось. А на улице — наоборот. Это как защита от бед", — похвастался новыми знаниями восьмилетний Стас.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михаленинская основная школа
Историко-краеведческий музей
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«МУЗЕЙ В ЧЕМОДАНЕ»
Актив музея
Сигаева Елена Валентиновна,
руководитель музея
д.Михаленино
-2017-
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
606763 Нижегородская обл.
Варнавинский район
д.Михаленино, ул.Школьная, д.2
Сигаева Елена Валентиновна (руководитель школьного музея), актив музея
Кто осуществляет проект
Старшая группа детского объединения по краеведению «Память»
Финансовая поддержка проекта
не потребуется, т.к. экспонаты необходимые для экскурсий хранятся в школьном музее.
Для кого задуман данный проект
Любая возрастная группа
Цель проекта :
привлечение к деятельности музея через выход в социум.
Задачи проекта:
Способствовать формированию ощущения присутствия прошлого в настоящем и будущем посредством общения с экспонатами.
Провести экскурсии для тех, кто не может прийти к нам (пожилые жители села, инвалиды).
Способствовать приобщению широкого круга детей и взрослых к сохранению исторической памяти.
Основная идея проекта
Из пассивных слушателей, перейдут в активные, так как проект способствует развитию диалога с руководителем музея, экскурсоводом, музейным экспонатом, быть активными, самим принимать участие в исследованиях. Обязательным условием также является коллективный творческий характер вместе со сверстниками в неформальной обстановке.
2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
Наша школа находится в 5 км. от районного центра. Не у всех жителей близлежащих деревень есть возможность выехать, а тем более посетить музеи, театры. Связующим звеном сельского социума является школа. Тем более, что в нашей школе есть замечательный музей. Многие экспонаты нашего музея выставляются на празднике нашего поселения – Тихонова година, на празднике поселка Варнавино – Варнавинской године.
Не могут жители быть частыми гостями в нашем музее, так как он расположен в здании Михаленинского детского сада «Теремок». Чтобы попасть в него, нужно пройти через весь садик, что делать нежелательно – запрещено САНПИНом.
Но актив музея, члены детского объединения по краеведению «Память», участвующее в деятельности музея, проводят для учащихся школы, ребят детского сада, жителей села и гостей экскурсии. За годы деятельности музея все экспонаты изучены и рассмотрены. Привычные экспонаты, находящееся в витринах не вызывают у ребят должного интереса, прикоснуться к ним нельзя, тем самым понять для чего он предназначался, создать образ.
Поэтому перед нами встал вопрос, что – то нужно изменить? Актив музея остановился на создании проекта «Музей в чемодане».
Для чего мы это делаем?
Привлечь жителей села к деятельности музея.
Внести новизну.
Дать возможность участникам проекта ощутить присутствие прошлого в настоящем и будущем посредством общения его с культурным наследием.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : привлечение к деятельности музея через выход в социум.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
Способствовать формированию ощущения присутствия прошлого в настоящем и будущем посредством общения с экспонатами.
Провести экскурсии для тех, кто не может прийти к нам (пожилые жители села, инвалиды).
Способствовать приобщению широкого круга детей и взрослых к сохранению исторической памяти.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате реализации проекта ожидается, что:
Из пассивных слушателей, перейдут в активные, так как проект способствует развитию диалога с руководителем музея, экскурсоводом, музейным экспонатом, быть активными, самим принимать участие в исследованиях. Обязательным условием также является коллективный творческий характер вместе со сверстниками в неформальной обстановке.
В основе проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, изучение культурного наследия, взаимодействие учащегося с материальными предметами школьного музея и т.д.
Увеличится количество желающих посещать школьный музей;
В ходе реализации проекта, экскурсии будут проведены для всех учащихся школы, ребят и работников детского сада, местного населения, гостей школы. А также возможен и выездной вариант. Но вначале необходимо дать объявление о проведении выездной экскурсии с целью посещения пожилых жителей села и инвалидов. В целом в ходе проекта мы можем охватить большое количество человек.
РЕСУРСЫ:
Для реализации проекта большая часть ресурсов у нас имеется, а именно:
Экспонаты
Материал для экскурсий
Экскурсоводы (имеющие опыт проведения экскурсий).
Нам необходимы дополнительные кадровые ресурсы, для подготовки экскурсоводов, и дополнительного содержательного материала для экскурсий. Поэтому мы обращаемся за помощью к школьному и сельскому библиотекарю, в Варнавинский районный историко-художественный музей.
Для оформления информационной папки-альбома мы обращаемся к педагогу-организатору. Так же нам нужен чемодан, в котором мы будем переносить экспонаты. Цифровой фотоаппарат нам предоставит школа. Фотографии распечатывает администрация школы.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка проекта будет осуществляться на основе анализа проведенного опроса, отзывов слушателей, мониторинга публикаций в СМИ.
УНИКАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА в том, что теперь музей сам приходит в гости, наши экспонаты можно потрогать, узнать о них новое, придумать о нем сказку или рассказ, исследовать его.
Завести «Полевую книга отзывов», которую необходимо брать с собой. По окончанию экскурсии желающие могут написать в ней отзыв.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
Разработка планируемых экскурсий:Этого забывать нельзя!
Великая Отечественная война;
Лапшангскому краю 400 лет!
Дорога в никуда…
Март 2017г.
Сбор материала для создания текста экскурсий. Обязательно введен элемент общения со слушателями (вопросы, практические задания).
Отбор экспонатов необходимых для экскурсий, поиск чемодана.
Март 2017г.
Е.В. Сигаева руководитель музея, актив музея
Отобраны экспонаты, хранящиеся в музее для проведения экскурсий. Найден чемодан.
Подготовка экскурсий
Апрель 2017г.
Е.В. Сигаева руководитель музея, актив музея
Проведена работа в подготовке
Экскурсоводов по темам экскурсий.
Выезд в районный историко-художественный музей для работы с экскурсоводами.
Апрель 2017 года
Е.В. Сигаева руководитель музея, экскурсоводы музея.
Проведен мастер-класс для экскурсоводов
Проведение экскурсий
Апрель-октябрь
2017 г.
Е.В. Сигаева руководитель музея, экскурсоводы.
Проведение экскурсий 1
Освещение реализации проекта в СМИ
В ходе проектной деятельности
Е.В. Сигаева руководитель музея, актив музея, общественность
Создание альбома, стенда о деятельности проекта
По мере реализации проекта
Е.В. Сигаева руководитель музея, актив музея
Создание фото-альбомов, стендов по каждой теме экскурсий.
Проведение опроса о проделанной работе
Декабрь 2017 года
Актив школьного музея
Оценка проекта
Приложение №1
Анкета для выяснения необходимости проекта:
1. Как вы считаете, нужны ли нашему музею новые формы работы?
Да, нужны. Время движется вперед, все меняется, музей так же должен меняться.
Конечно.
Хотелось бы новенького….
2. Какие темы экскурсий вы бы хотели услышать
Самые популярные варианты ответов:
О знаменитых людях села, края, тем более нам есть кем гордиться….
О земляках – фронтовиках, чтобы современное поколение на забыло
О нас, кто жил, живет и поднимет село
О традициях сельчан
Эпистолярный жанр и его развитие - одна из интереснейших проблем в отечественном литературоведении. Это связано с тем, что жанр письма, занимая равноправное место среди других эпических жанров, является недостаточно исследованной областью литературоведения.
Жанр письма, как известно, существует в литературе более двух тысяч лет, поэтому проблемы истории и теории эпистолярного жанра рассматриваются нами с античности до первой четверти XIX в.
Вопросы истории и теории эпистолярного жанра с античных времен интересовали теоретиков искусства, писателей, философов. Литературоведением накоплен определенный опыт, связанный с исследованием жанра письма
Эпистолярная литература охватывает большое число памятников разных эпох, разных авторов и разного содержания от подлинной переписки частных лиц до посланий, обращенных к широкому читателю. Форма письма, удобная для выражения внутреннего мира человека, охотно использовалась как чистая условность в сочетаниях биографического, этического и дидактического характера, а в поздние времена античности, когда “малые формы” стали особенно популярны, возник даже жанр беллетристического, фиктивного письма, вполне независимый от реальной переписки и сближающийся с жанром античного романа. Писание писем подчинялось четким стилистическим нормам, разработанным риторикой, и принадлежала таким образом области словесного искусства .
Письмо приспособлено к передаче возможно большей и разнообразной информации в возможно меньшем объеме послания. Подобная «экономность» сообщения закрепилось исторически: ведь частная переписка отражает всю повседневную жизнь людей за пределами их официальных отношений, а это огромный комплекс эмоций, размышлений, поступков.
Значение частных писем больше, так как интимная беседа позволяет о многом говорить открыто, поднимать вопросы, которые публично ставить нельзя - политические, философские, исторические. То есть эпистолярная литература открывала возможность для обмена мнениями по проблемам, которые считались недискуссионными.
Деятели культуры и искусства подняли язык писем на уровень языка художественных произведений. Они даже публиковали некоторые свои письма в качестве художественных и публицистических произведений. Например, статьи Н.В.Гоголя в «Выбранных местах из переписки с друзьями» являются отрывками из личных писем автора. Личные письма А.С.Пушкина, А.П.Чехова, В.А.Жуковского и многих других писателей читали в свое время в кружках и салонах как литературные произведения. А сами авторы писали письма не с меньшим старанием, чем свои художественные произведения. Сохранились черновики некоторых писем известных деятелей культуры и искусства, которые свидетельствует о тщательной работе над содержанием и слогом писем.
Все это особенно важно, когда речь идет об эпистолярном наследии великих людей, писателей, так как их письма является историческими документами для характеристики самих авторов и современной им эпохи, их языка.
Обращение к эпистолярному наследию творческой интеллигенции является неслучайным, поскольку дружеские письма писателей, театральных деятелей, художников конца XIX - начала XX веков имеет большое значение для современной культуры как в собственно языковом отношении, так и в культурно-историческом.
Творческая интеллигенция была носителем элитарной речевой культуры, что проявлялось, прежде всего, в особом языковом вкусе, то есть в системе идейных, психологических, эстетических и иных установок человека или общественной группы в отношении языка и речи на данном языке, в простоте и живости построения фразы, в явном самоконтроле речевого поведения. Именно в дружеских письмах, характерной чертой которых являются «раскованность», содержательная свобода, доверительно-дружеские отношения между коммуникантами, раскрывается «секрет» использования языка, обнаруживается система речевых предпочтений.
Дружеская переписка носила не только интимный характер, но и становилась своеобразной формой общественно-публицистических и литературных бесед, являясь творческой «лабораторией», в которой формировался русский литературный язык, наиболее полно раскрывалась языковая личность. Дружеские письма творческой интеллигенции - это своеобразные документы эпохи.
Письма писателей - важный источник, представляющий большое и разностороннее значение для изучения личности и творчества их авторов, времени, в которое они жили, людей, которые их окружали и входили с ними в непосредственное общение. Но писательское письмо - не только историческое свидетельство: оно имеет свое отличие от любого другого письменного памятника, архивной записи или даже прочих эпистолярных документов. Письмо находится в непосредственной близости к художественной литературе и может порой превращаться в особый вид художественного творчества, видоизменяя свои формы в соответствии с литературным развитием, сопутствуя последнему и предупреждая его будущие жанровые и стилистические особенности.
Попробовав один раз кекс на сгущенке, влюбитесь навсегда в этот десерт. Очень рекомендую всем попробовать кекс на сгущенке – нежный, воздушный и необыкновенно ароматный! Рецепт очень доступный, а кекс нереально вкусный. Можно готовить и готовить, радуя св
– прекрасное кушанье, которое можно подавать к столу и на завтрак, и на обед, и на ужин. Мультиварка позволяет оптимизировать и упростить процесс приготовления блюда.Творожные запеканки могут быть разные: с дополнительными ингредиентами и без них, сладки
ПредисловиеКогда-то в недавнем прошлом людей, умеющих создавать и поддерживать хорошие связи, высмеивали в кино и прессе, называя это явление прохиндиадой. А ведь это особый талант, особый стиль жизни, который направлен в первую очередь на созидание и про
В разных странах законы определяют статус языков терминами государственный, официальный, иногда национальный. В государствах, где население пользуется более чем одним языком, официальный статус, как правило, имеют несколько языков. Так, например, в Швейца
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова