Валентин григорьевич распутин краткая биография. Основные события жизни В. Г. Распутина. Достижения и наследие исторической особы

31.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Советский и российский писатель, прозаик Валентин Григорьевич Распутин родился в поселке Усть-Уда Иркутской области. Вскоре родители переехали в деревню Аталанка, которая впоследствии попала в зону затопления после строительства Братской ГЭС.

Отец будущего писателя Григорий Распутин, демобилизовавшись после Великой Отечественной войны, работал в Аталанке начальником почты. Через некоторое время у него срезали сумку с общественными деньгами, за что отец был арестован и осужден. Вернулся по амнистии уже после смерти Сталина инвалидом, матери пришлось практически одной растить троих детей.

В 1954 году Валентин Распутин окончил среднюю школу и поступил на первый курс историко-филологического факультета Иркутского государственного университета.

Параллельно с учебой в университете, он сотрудничал с газетой "Советская молодежь". Был принят в штат газеты до защиты диплома в университете в 1959 году.

В 1961-1962 годах Распутин занимал должность редактора литературно-драматических передач Иркутской студии телевидения.

В 1962 году он переехал в Красноярск, где устроился литературным сотрудником в газету "Красноярский рабочий". В качестве журналиста сотрудничал с газетами "Советская молодежь", "Красноярский комсомолец".

Первый рассказ Распутина "Я забыл спросить у Лешки…" был опубликован в 1961 году в альманахе "Ангара". Там же начали публиковаться рассказы и очерки будущей книги писателя "Край возле самого неба". Следующей публикацией стал рассказ "Человек с этого света", напечатанный в газете "Восточно-Сибирская правда" (1964).

Первая книга Валентина Распутина "Край возле самого неба" вышла в 1966 году. В 1967 году была издана книга "Человек с этого света" и повесть "Деньги для Марии".

В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970). Затем последовали рассказ "Уроки французского" (1973), повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матерой" (1976).

В 1981 году вышли его рассказы "Наташа", "Что передать вороне", "Век живи — век люби". В 1985 году была опубликована повесть Распутина "Пожар", вызвавшая большой интерес у читателя остротой и современностью поставленной проблемы.
В 1990-е годы вышли в свет очерки "Вниз по Лене-реке" (1995), рассказы "В ту же землю" (1995), "Поминный день" (1996), "Нежданно-негаданно" (1997), "Отчие пределы" (1997).

В 2004 году состоялась презентация книги писателя "Дочь Ивана, мать Ивана".

В 2006 году вышло третье издание альбома очерков "Сибирь, Сибирь".

По произведениям Валентина Распутина в разные годы были сняты фильмы "Рудольфио" (1969, 1991) режиссеров Динары Асановой и Василия Давидчука, "Уроки французского" (1978) Евгения Ташкова, "Продается медвежья шкура" (1980) Александра Итыгилова, "Прощание" (1981) Ларисы Шепитько и Элема Климова, "Василий и Василиса" (1981) Ирины Поплавской, "Живи и помни" (2008) Александра Прошкина.

С 1967 года Валентин Распутин являлся членом Союза писателей СССР. В 1986 году он был избран секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР. Был сопредседателем и членом правления Союза писателей России.

В первой половине 1980-х годов Распутин начал заниматься общественной деятельностью, став инициатором кампании за спасение озера Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Он публиковал очерки и статьи в защиту озера, принимал деятельное участие в работе природоохранных комиссий. В августе 2008 года в рамках научной экспедиции Валентин Распутин совершил на дно Байкала на глубоководном обитаемом аппарате "Мир".

Распутин активно выступал против проекта поворота северных и сибирских рек, который был отменен в июле 1987 года.

В 1989-1990 годах писатель был депутатом Верховного Совета СССР, являлся членом Президентского совета СССР.

В 1992 году Распутин был избран сопредседателем Русского национального собора (РНС), на первом соборе (съезде) РНС был переизбран сопредседателем. В 1992 году входил в политсовет Фронта национального спасения (ФНС).

С 2009 года писатель был сопредседателем Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.

Валентин Распутин был лауреатом Государственной премии СССР (1977, 1987), Государственной премии России (2012), Премии Президента РФ в области литературы и искусства (2003). В 1987 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Писатель был награжден орденами Знак Почета (1971), Трудового Красного Знамени (1981), двумя орденами Ленина (1984, 1987), а также орденами России — "За заслуги перед Отечеством" IV и III степеней (2002, 2007), Александра Невского (2011).

Валентин Распутин был лауреатом многочисленных премий, среди которых премия Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина (1968), премия имени Л.Н. Толстого (1992), премия имени Святителя Иннокентия Иркутского (1995), литературная премия Александра Солженицына (2000), премия имени Ф.М. Достоевского (2001), премия имени Александра Невского "России верные сыны" (2004).

В 2008 году писатель премию "Большая книга" в номинации "За вклад в литературу".

В 2009 году Валентин Распутин был Премии Правительства РФ в области культуры.

В 2010 году писателю была премия Святых равноапостольных братьев-просветителей славян Кирилла и Мефодия.

русский писатель и публицист, общественный деятель

Валентин Распутин

Краткая биография

Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин (15 марта 1937, село Усть-Уда, Восточно-Сибирская область - 14 марта 2015, Москва) - русский писатель и публицист, общественный деятель. Один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы». В 1994 году выступил инициатором создания Всероссийского фестиваля «Дни русской духовности и культуры „Сияние России“» (Иркутск).Герой Социалистического Труда (1987). Лауреат двух Государственных премий СССР (1977, 1987), Государственной премии России (2012) и Премии Правительства РФ (2010). Член Союза писателей СССР с 1967 года.

Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутская область) области в крестьянской семье. Мать - Нина Ивановна Распутина, отец - Григорий Никитич Распутин. С двух лет жил в деревне Аталанке Усть-Удинского района. Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа, об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» в 1961 году.

В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии «Роман-газеты».

Жил и работал в Иркутске, Красноярске и в Москве.

9 июля 2006 года в результате авиакатастрофы, произошедшей в аэропорту Иркутска, погибла дочь писателя, 35-летняя Мария Распутина, музыкант-органист. 1 мая 2012 года в возрасте 72 лет умерла жена писателя - Светлана Ивановна Распутина.

Смерть

12 марта 2015 года был госпитализирован, находился в коме. 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия, Валентин Григорьевич Распутин скончался во сне, а по иркутскому времени это было 15 марта, поэтому земляки считают, что он умер в свой день рождения. Соболезнования родным и близким писателя выразил Президент России Владимир Путин. 16 марта 2015 года в Иркутской области был объявлен траур. 19 марта 2015 года писатель был похоронен в Знаменском монастыре Иркутска.

Творчество

Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

В 1965 году показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири Владимиру Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика. Среди русских классиков своими учителями Распутин считал Достоевского и Бунина.

С 1966 года - профессиональный литератор, с 1967 года - член Союза писателей СССР.

Первая книга «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света». В том же году повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара» (№ 4), а в 1968 году она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве «Молодая гвардия».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Затем последовали: рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).

В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне?», «Век живи - век люби».

Появление в 1985 году повести «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке». На протяжении 1990-х годов Распутин опубликовал ряд рассказов из «Цикла рассказов о Сене Позднякове»: Сеня едет (1994), Поминный день (1996), Вечером (1997).

В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь…» (предыдущие издания 1991, 2000).

В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе.

В Иркутской области его произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению.

Повести

  • Деньги для Марии (1967)
  • Последний срок (1970)
  • Живи и помни (1974)
  • Прощание с Матёрой (1976)
  • Пожар (1985)
  • Дочь Ивана, мать Ивана (2003)

Рассказы и очерки

  • Я забыл спросить у Лёшки... (1965)
  • Край возле самого неба (1966)
  • Костровые новых городов (1966)
  • Уроки французского (1973)
  • Век живи – век люби (1982)
  • Сибирь, Сибирь (1991)
  • Эти двадцать убийственных лет (в соавторстве с Виктором Кожемяко) (2013)

Экранизации

  • 1969 - «Рудольфио», реж. Динара Асанова
  • 1969 - «Рудольфио», реж. Валентин Куклев (студенческая работа во ВГИК) Рудольфио (видео)
  • 1978 - «Уроки французского», реж. Евгений Ташков
  • 1980 - «Встреча», реж. Александр Итыгилов
  • 1980 - «Продаётся медвежья шкура», реж. Александр Итыгилов
  • 1981 - «Прощание», реж. Лариса Шепитько и Элем Климов
  • 1981 - «Василий и Василиса», реж. Ирина Поплавская
  • 1985 - «Деньги для Марии», реж. Владимир Андреев, Владимир Храмов
  • 2008 - «Живи и помни», реж. Александр Прошкин
  • 2017 - «Последний срок». Канал «Культура» экранизировал спектакль Иркутского драматического театра им. Охлопкова

Общественно-политическая деятельность

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу, занимал последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечное письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18 января 1989), «Письмо писателей России» (1990), «Слово к народу» (июль 1991), обращение сорока трёх «Остановить реформы смерти» (2001). Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна».2 марта 1990 года в газете «Литературная Россия» опубликовано «Письмо писателей России», адресованное Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР и ЦК КПСС, где, в частности, говорилось:

«В последние годы под знамёнами объявленной „демократизации“, строительства „правового государства“, под лозунгами борьбы с „фашизмом и расизмом“ в нашей стране разнуздались силы общественной дестабилизации, на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники откровенного расизма. Их прибежище - многомиллионные по тиражам периодические издания, теле- и радиоканалы, вещающие на всю страну.Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны, по существу объявляемого „вне закона“ с точки зрения того мифического „правового государства“, в котором, похоже, не будет места ни русскому, ни другим коренным народам России».

Был среди 74 литераторов, подписавших это обращение.

В 1989-1990 - народный депутат СССР.

Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР впервые высказал предложение о выходе России из СССР. Впоследствии утверждал, что в нём «имеющий уши услышал не призыв к России хлопнуть союзной дверью, а предостережение не делать с одури или сослепу, что одно и то же, из русского народа козла отпущения».

В 1990-1991 - член Президентского совета СССР при Горбачёве. Комментируя в позднейшей беседе этот эпизод его жизни, писатель считал работу в совете безрезультативной и сожалел о согласии в нём участвовать.

В декабре 1991 года был одним из тех, кто поддержал обращение к Президенту СССР и Верховному Совету СССР с предложением о созыве чрезвычайного Съезда народных депутатов СССР.

В 1996 году был одним из инициаторов открытия Православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Иркутске.

В Иркутске содействовал изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входил в совет литературного журнала «Сибирь».

В 2007 году выступил в поддержку Геннадия Зюганова. Являлся сторонником КПРФ.

С почтением относился к исторической роли Сталина и к его восприятию в общественном сознании. С 26 июля 2010 года - член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь)

30 июля 2012 высказался в поддержку уголовного преследования известной феминистской панк-группы Pussy Riot; вместе с Валерием Хатюшиным, Владимиром Крупиным, Константином Скворцовым опубликовал заявление под названием «Молчать не позволяет совесть». В нём он не только ратовал за уголовное преследование, но и весьма критически отозвался о письме деятелей культуры и искусства написанном в конце июня, назвав их соучастниками «грязного ритуального преступления».

6 марта 2014 года подписал обращение Союза писателей России к Федеральному собранию и Президенту России Путину, в котором выразил поддержку действиям России в отношении Крыма и Украины.

Семья

Отец - Григорий Никитич Распутин (1913-1974), мать - Нина Ивановна Распутина (1911-1995).

Супруга - Светлана Ивановна (1939-2012), дочь писателя Ивана Молчанова-Сибирского, родная сестра Евгении Ивановны Молчановой, супруги поэта Владимира Скифа.

Сын - Сергей Распутин (род. 1961), преподаватель английского языка.

Дочь - Мария Распутина (8 мая 1971 - 9 июля 2006), музыковед, органист, преподаватель Московской консерватории, погибла в авиакатастрофе 9 июля 2006 года в Иркутске, в память о ней в 2009 году советский русский композитор Роман Леденёв написал «Три драматических отрывка » и «Последний полёт », в память о дочери Валентин Распутин передал Иркутску эксклюзивный орга́н, сделанный много лет назад петербургским мастером Павлом Чилиным специально для Марии.

Библиография

  • Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 150 000 экз.
  • Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Художественная литература, 1990. - 100 000 экз.
  • Собрание сочинений в 3-х томах. - М.: Молодая гвардия - Вече-АСТ, 1994. - 50 000 экз.
  • Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Современник, Братск: ОАО «Братсккомплексхолдинг»., 1997.
  • Собрание сочинений в 2-х томах (Подарочное издание). - Калининград.: Янтарный сказ, 2001. (Русский путь)
  • Собрание сочинений в 4 томах (комплект). - Издатель Сапронов, 2007. - 6000 экз.
  • Малое собрание сочинений. - М.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2015. - 3000 экз. (Малое собрание сочинений)
  • Распутин В. Г. У нас остается Россия: Очерки, эссе, статьи, выступления, беседы / Сост. Т. И. Маршковой, предисл. В. Я. Курбатова / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2015. - 1200 с.

Награды

Государственные награды:

  • Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1987, орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот») - за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с пятидесятилетием со дня рождения
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (8 марта 2008 года) - за большие заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28 октября 2002 года) - за большой вклад в развитие отечественной литературы
  • Орден Александра Невского (1 сентября 2011 года) - за особые личные заслуги перед Отечеством в развитии культуры и многолетнюю творческую деятельность
  • орден Ленина (16 ноября 1984 года) - за заслуги в развитии советской литературы и в связи с 50-летием образования Союза писателей СССР
  • орден Трудового Красного Знамени (1981),
  • орден «Знак Почёта» (1971),

Церемония вручения Большой литературной премии России за 2011 год.
1 декабря 2011 года

Премии:

  • Лауреат Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2012 года (2013)
  • Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2003),
  • Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010),
  • Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987),
  • Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968),
  • Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992),
  • Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994),
  • Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995),
  • Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева,
  • Лауреат премии Александра Солженицына (2000),
  • Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001),
  • Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004),
  • Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, 2005),
  • Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005),
  • Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011),
  • Лауреат премии «Ясная поляна» (2012),

Почётный гражданин Иркутска (1986), Почётный гражданин Иркутской области (1998).

РАСПУТИН
Валентин Григорьевич
Писатель, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР

Родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. Отец - Распутин Григорий Никитич (1913-1974). Мать - Распутина Нина Ивановна (1911-1995). Супруга - Распутина Светлана Ивановна (1939 г. рожд.), пенсионер. Сын - Распутин Сергей Валентинович (1961 г. рожд.), преподаватель английского языка. Дочь - Распутина Мария Валентиновна (1971 г. рожд.), искусствовед. Внучка - Антонина (1986 г. рожд.).
В марте 1937 года в семье молодого работника райпотребсоюза из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился сын Валентин, впоследствии прославивший этот чудный край на весь мир. Вскоре родители перебрались в родовое отцовское гнездо - деревню Аталанка. Красота природы Приангарья захлестнула впечатлительного парнишку с первых же лет жизни, навсегда поселившись в потаенных глубинах его сердца, души, сознания и памяти, проросла в его произведениях зернами благодатных всходов, вскормивших своей духовностью не одно поколение россиян.
Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. В том, что он таков, никто и не сомневался - в деревне ведь любой с рождения виден как на ладони. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет - уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом -у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.

В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.
В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, увлекался Ремарком, Хемингуэем, Прустом. О писательстве не помышлял -видно, не пришел еще срок.
Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодежной газеты. Еще до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты «Советская молодежь», куда пришел и будущий драматург Александр Вампилов. Жанр журналистики порой не вписывался в рамки классической словесности, но позволил приобрести жизненный опыт и крепче встать на ноги. Отец после смерти Сталина был амнистирован, домой вернулся инвалидом и едва дотянул до 60 лет…
В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее - строительство железнодорожной магистрали Абакан - Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи и т. д. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций. Его первый рассказ «Я забыл спросить у Л?шки», несовершенный по форме, пронзителен по содержанию, искренен до слез. На лесоповале упавшая сосна задела 17-летнего парня. Ушибленное место стало чернеть. Друзья взялись сопровождать пострадавшего до больницы, а это 50 километров пешком. Поначалу спорили о коммунистическом будущем, но Лешке становилось все хуже. До больницы он не дотянул. А друзья так и не спросили у паренька, вспомнит ли счастливое человечество имена простых трудяг, таких, как они с Л?шкой...
В это же время в альманахе «Ангара» стали появляться очерки Валентина, ставшие основой его первой книги «Край возле самого неба» (1966) о тафаларах - маленьком народе, живущем в Саянах.
Однако самое знаковое событие в жизни писателя Распутина случилось годом раньше, когда разом, один за другим появились его рассказы «Рудольфио», «Василий и Василиса», «Встреча» и другие, которые автор и ныне включает в издаваемые сборники. С ними же он поехал на Читинское совещание молодых писателей, в числе руководителей которого были В. Астафьев, А. Иванов, А. Коптяева, В. Липатов, С. Наровчатов, В. Чивилихин. Последний и стал «крестным отцом» молодого литератора, чьи произведения были напечатаны в столичных изданиях («Огонек», «Комсомольская правда») и заинтересовали широкий круг читателей «от Москвы до самых до окраин». Распутин еще продолжает публиковать очерки, но большая часть творческой энергии отдается уже рассказам. Их появления ждут, к ним проявляют интерес. В начале 1967 года рассказ «Василий и Василиса» появился в еженедельнике «Литературная Россия» и стал камертоном прозы Распутина, в которой глубина характеров героев с ювелирной точностью ограняется состоянием природы. Она - неотъемлемая составляющая практически всех произведений писателя.
...Василиса не простила давней обиды мужу, взявшемуся как-то по пьянке за топор и ставшего виновником гибели их так и не родившегося ребенка. Сорок лет прожили они рядом, но не вместе. Она - в доме, он - в амбаре. Оттуда ушел на войну, туда же и вернулся. Василий искал себя на приисках, в городе, в тайге, он так и остался подле жены, сюда же привел и хромоногую Александру. Сожительница Василия пробуждает в ней водопад чувств - ревность, обиду, злость, а позже - принятие, жалость и даже понимание. После того как Александра ушла искать сына, с которым их разлучила война, Василий по-прежнему оставался в своем амбаре, и только перед самой смертью Василия Василиса прощает его. Василий и видел, и чувствовал это. Нет, она ничего не забыла, она простила, сняла с души этот камень, но осталась тверда и горда. И это мощь русского характера, познать который не суждено ни врагам нашим, ни нам самим!
В 1967 году после публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез - его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью. Уважая читателя, он не мог себе позволить совмещать даже такие близкие по творчеству жанры, как журналистика и литература.
В 1970 году в журнале «Наш современник» была опубликована его повесть «Последний срок». Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хотелось погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни. О чем в ней речь? Обо всех нас. Все мы - дети своих матерей. И у нас тоже есть дети. И пока мы помним о своих корнях, имеем право называться Людьми. Связь матери с детьми - самая важная на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни. Все остальное - менее важно. Работа, успехи, связи, по сути своей, не могут быть определяющими, если ты потерял нить поколений, если забыл, где твои корни. Вот и в этой повести Мать ждет и помнит, она любит каждое свое дитя, независимо, живо оно или нет. Ее память, ее любовь не дают ей умереть, не повидавшись с детьми. По тревожной телеграмме они съезжаются в родной дом. Мать уже и не видит, и не слышит, и не встает. Но какая-то неведомая сила пробуждает ее сознание, как только приезжают дети. Они давно уже повзрослели, жизнь разбросала их по стране, но им невдомек, что это слова материнской молитвы распластали над ними крылья ангелов. Встреча близких людей, давно не живущих вместе, едва ли не порвавших тонкую ниточку взаимосвязи, их беседы, споры, воспоминания, словно вода засохшую пустыню, оживили мать, даровали ей несколько счастливых мгновений перед смертью. Без этой встречи она не могла уйти в мир иной. Но больше всего эта встреча нужна была им, уже очерствевшим в жизни, теряющим в разлуке друг с другом родственные связи. Повесть «Последний срок» принесла Распутину всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков.
Год 1976-й подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость. В «Прощании с Мат?рой» писатель продолжил живописать драматическую жизнь сибирской глубинки, явив нам десятки ярчайших характеров, среди которых по-прежнему доминировали удивительные и неповторимые распутинские старухи. Казалось бы, чем знамениты эти необразованные сибирячки, которым за долгие годы жизни то ли не удалось, то ли не захотелось повидать большой мир? Но их житейская мудрость и выстраданный годами опыт стоят иной раз больше, чем знания профессоров и академиков. Старухи Распутина - особая стать. Сильные духом и крепкие здоровьем, эти русские бабы - из породы тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Это они рожают русских богатырей и их верных подруг. Это их любовью ли, ненавистью ли, гневом ли, радостью крепка наша земля-матушка. Они умеют любить и созидать, поспорить с судьбой и одержать над ней победу. Даже обижаясь и презирая, они созидают, а не разрушают. Но вот пришли иные времена, которым противостоять старики не в силах.
...Состоит из многих островов, приютивших людей на могучей Ангаре, островок Мат?ра. Жили на нем предки стариков, пахали землю, дали ей силу и плодородие. Здесь народились их дети и внуки, и жизнь то бурлила, то плавно текла. Здесь ковались характеры и испытывались судьбы. И стоять бы островной деревеньке века. Но строительство крупной ГЭС, такой нужной людям и стране, но ведущей к затоплению сотен тысяч гектаров земель, затоплению всей былой жизни вместе с пашней, полями и лугами, для молодежи это, возможно, и был счастливый выход в большую жизнь, для стариков - погибель. А по сути, - судьба страны. Эти люди не протестуют, не шумят. Они просто горюют. И сердце разрывается от этой щемящей тоски. И природа вторит им своей болью. В этом повести и рассказы Валентина Распутина продолжают лучшие традиции русских классиков - Толстого, Достоевского, Бунина, Лескова, Тютчева, Фета.
Распутин не срывается на обличительство и критиканство, не становится трибуном и глашатаем, призывающим к бунту. Он не против прогресса, он за разумное продолжение жизни. Его дух восстает против попрания традиций, против потери памяти, против отступничества от прошлого, его уроков, его истории. Корни русского национального характера именно в преемственности. Нить поколений не может, не должна быть прервана “иванами, родства не помнящими”. Богатейшая русская культура и держится на традициях и устоях.
В произведениях Распутина человеческая многогранность переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев - особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными. Так берет за душу эта суровая правда жизни. Есть среди героев писателя тихие омуты, есть люди почти блаженные, но в основе своей - это могучие русские характеры, которые сродни вольнолюбивой Ангаре с ее порогами, зигзагами, плавной ширью и лихой прытью.
Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии СССР. История Настены, жены дезертира, - тема, о которой писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие реальные подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Они могли сомневаться, но все же принимали единственно правильное решение. Такие образы воспитывали героические качества наших современников, служили примером для подражания.
...К Настене вернулся муж с фронта. Не героем - днем и по всей деревне с почетом, а ночью, тихо и крадучись. Он - дезертир. Войне уже виден конец. После третьего, очень сложного ранения он сломался. Вернуться к жизни и вдруг умереть? Не смог он перешагнуть этот страх. У самой Настены война отняла лучшие годы, любовь, ласку, не позволила ей стать матерью. Случись что с мужем - захлопнется перед ней дверь в будущее. Скрываясь от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, мечется в зимнюю стужу, пробираясь в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко, без оглядки. Результат этой любви - будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же - позор! Считается, что муж на войне, а жена - гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане. Власти подозревают ее в связи с дезертиром и следят. Пойти к мужу - указать место, где он скрывается. Не пойти - уморить его голодом. Круг замыкается. Настена в отчаянии бросается в Ангару.
Душа рвется на части от боли за нее. Кажется, вместе с этой женщиной под воду уходит весь мир. Нет более красоты и радости. Не взойдет солнце, не поднимутся в поле травы. Не зальется трелью лесная птица, не зазвучит детский смех. Ничего живого не останется в природе. Жизнь обрывается на самой трагической ноте. Она, конечно, возродится, но без Настены и ее неродившегося ребенка. Казалось бы, судьба одной семьи, а горе - всеобъемлющее. Значит, есть и такая правда. И главное - есть право ее отображать. Отмолчаться, спору нет, было бы проще. Но не лучше. В этом глубина и драматизм философии Распутина.
Он мог бы писать многотомные романы - их бы с восторгом читали и экранизировали. Потому что образы его героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой. Распутин предпочел убедительную краткость. Но как же при этом богата и неповторима речь его героев («затаенная какая-то девка, тихоомутная»), поэзия природы («искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух»). Язык распутинских произведений словно речка струится, изобилуя чудными по звучанию словами. Что ни строчка - кладезь русской словесности, речевые кружева. Случись так, что до потомков в следующих веках дойдут только произведения Распутина, они будут восхищены богатством русского языка, его мощью и неповторимостью.
Писателю удается передать накал человеческих страстей. Его герои сотканы из черт национального характера - мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия, из самого бытия. Они народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны. На генном уровне, с молоком матери передают они следующим поколениям накопленный опыт, душевную щедрость и стойкость. Такое достояние богаче банковских счетов, престижнее должностей и особняков.
Простой русский дом - та крепость, за стенами которой покоятся человеческие ценности. Их носителям не страшны дефолты и приватизация, они не подменяют совесть благополучием. Главными мерилами их поступков остаются добро, честь, совесть, справедливость. Героям Распутина нелегко вписываться в современный мир. Но они в нем не чужие. Именно такие люди определяют бытие.
Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом повести «В больнице», «Пожар». Люди ищут и оценивают себя в непростом современном мире. Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье. Он пишет мало, потому что бывают времена, когда молчание художника тревожнее и созидательнее слова. В этом весь Распутин, ведь он по-прежнему чрезвычайно требователен к себе. Особенно во времена, когда в «герои» выдвинулись новые русские буржуа, братки и олигархи.
В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска. В 1989 году Валентин Распутин был избран в депутаты союзного парламента, при М.С. Горбачеве вошел в состав Президентского совета. Но эта работа не принесла писателю морального удовлетворения - политика не его удел.
Валентин Григорьевич пишет очерки и статьи в защиту оскверняемого Байкала, работая в многочисленных комиссиях во благо людей. Пришло время передавать опыт молодым, и Валентин Григорьевич стал инициатором ежегодно проводимого в Иркутске осеннего праздника «Сияние России», собирающего в сибирский город наиболее честных и талантливых писателей. Ему есть о чем поведать своим ученикам.
Немало наших именитых современников в литературе, кинематографе, на эстраде и в спорте родом из Сибири. Силу и свой искрометный талант впитали они из этой земли. Распутин подолгу живет в Иркутске, каждый год бывает в своей деревне, где родные люди и родные могилы. Рядом с ним родные и близкие по духу люди. Это жена - верный спутник и самый близкий друг, надежный помощник и просто любящий человек. Это дети, внучка, друзья и единодумцы.
Валентин Григорьевич - верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться суррогатами литературы. Его хлеб - с горчинкой, без изысков. Он всегда свежевыпечен и без душка. Он не способен зачерстветь, потому что не имеет срока давности. Такой продукт испокон века выпекали в Сибири, и назывался он вечным хлебом. Так и произведения Валентина Распутина - незыблемые, вечные ценности. Духовный и нравственный багаж, ноша которого не только не тянет, но и придает сил.
Живя в единении с природой, писатель по-прежнему неброско, но глубоко и искренне любит Россию и верит, что ее сил хватит для духовного возрождения нации.

Распутин Валентин Григорьевич, биография которого будет описана в данной статье, безусловно, является одним из столпов русской литературы. Его произведения известны и популярны у русских и зарубежных читателей. Давайте же ознакомимся с жизненной дорогой нашего великого соотечественника.

Родился писатель в селе Аталанка на Ангаре в 1937 году. Валентин Григорьевич Распутин, биография которого очень интересна и полна событий, часто вспоминает военные годы и голодное время, хотя он тогда был еще ребенком. Несмотря на это он называет свое детство счастливым: оно прошло в деревне, с ребятами он часто рыбачил и ходил в тайгу за грибами и ягодами.

В 1959 году Валентин закончил обучение в Иркутском университете, после чего стал работать журналистом в изданиях “Советская молодежь” и “Красноярский комсомолец”.

Уже в 1961 году было опубликовано его первое произведение - “Я забыл спросить у Лешки...” Сюжет рассказа такой: на лесоповале упавшая сосна задевает молодого Лешку, которого пешком сопровождают в больницу два друга, на руках у которых он умирает. Уже в первом рассказе писателя присутствуют характерные черты его творчества - природа как персонаж произведения, которая чутко реагирует на случившееся, и мысли героя о справедливости и судьбе. Далее последовало еще несколько ранних рассказов: “Рудольфио”, “Продается медвежья шкура” и “Василий и Василиса”.

Как вспоминает писатель, он был способным учеником и любил читать. После окончания четырех классов школы в деревне ему рекомендовали продолжить образование. Распутин Валентин Григорьевич, биография которого была частично отражена в одном из самых популярных его рассказов - “Уроки французского”, в мальчике, главном герое, во многом описал себя самого. Сюжет рассказа: мальчика одиннадцати лет отправляют из деревни в город, где есть восьмилетняя школа. Он одарен, и вся деревня надеется, что он станет образованным человеком. Однако время послевоенное, голодное. У мальчика едва хватает денег на редкую банку молока. Он начинает играть на деньги, об этом узнает его учительница французского языка. Решая помочь своему воспитаннику, она играет с ним на деньги дома, так как в долг мальчик их брать не хотел. По этому рассказу был снят художественный фильм.

В сборники произведений молодого писателя “Что передать вороне?” и “Век живи - век люби” вошли рассказы, повествующие о жизни людей на Байкале и природе.

В конце 1960-х в ряды Союза писателей СССР был принят молодой Распутин Валентин Григорьевич, биография которого пополняется новыми произведениями: “Деньги для Марии”, повестью “Последний срок” и многими другими. Отличительными чертами этих и всех последующих творений автора стали тема сибирской деревни, любовное описание жизни простого народа, традиций и нравственных конфликтов.

О своих бабушке и дедушке Распутин пишет в рассказе “Василий и Василиса”. Как признался писатель, образ его бабушки живет и в старухе Анне в произведении “Последний срок”, и в старой Дарье из “Прощания с Матерой”. Распутин Валентин Григорьевич, биография которого началась в русской деревне и всю жизнь была с ней тесно связана, признается, что истории жизней его односельчан и родного села есть почти во всех книгах.

В 1974 году была издана повесть “Живи и помни”, в которой писатель размышляет о том, как обычный деревенский житель Андрей Гуськов мог пойти на дезертирство и предательство. Благодаря этому произведению и повести “Пожар” Распутин дважды становится лауреатом Госпремии СССР.

В 2007 году орденом "За заслуги перед Отечеством" 3 степени за многолетнее творчество и активное участие в развитии российской литературы был награжден Распутин Валентин Григорьевич.

Биография краткая его была представлена здесь. По сей занимает активную гражданскую позицию, выступая за защиту природы и озера Байкал, он пишет статьи в газеты и журналы.

Произведения Распутина знают и любят многие. Распутин Валентин Григорьевич - русский писатель, один из наиболее известных представителей «деревенской прозы» в литературе. Острота и драматизм этических проблем, стремление найти опору в мире крестьянской народной нравственности отразились в его рассказах и повестях, посвященных современной ему сельской жизни. В этой статье мы расскажем об основных произведениях, созданных этим талантливым писателем.

«Деньги для Марии»

Эта повесть была создана в 1967 году. Именно с нее Распутин (фото его представлено выше) вступил в литературу как самобытный писатель. Повесть «Деньги для Марии» принесла автору широкую известность. В этом произведении обозначились главные темы его дальнейшего творчества: бытие и быт, человек среди людей. Валентин Григорьевич рассматривает такие нравственные категории, как жестокость и милосердие, материальное и духовное, добро и зло.

Распутин ставит вопрос о том, насколько других людей трогает чужое горе. Способен ли кто-нибудь отказать попавшему в беду человеку и оставить его погибать, не поддержав материально? Как эти люди после отказа смогут успокоить свою совесть? Мария, главная героиня произведения, страдает не только от обнаруженной недостачи, но, возможно, в большей степени от равнодушия людей. Ведь еще вчера они были хорошими знакомыми.

Повесть об умирающей старухе

Главная героиня повести Распутина «Последний срок», созданной в 1970 году, - умирающая старуха Анна, которая вспоминает прожитую жизнь. Женщина ощущает, что она причастна к круговороту бытия. Анна переживает таинство смерти, ощущая ее как главное событие в человеческой жизни.

Четверо детей противопоставлены этой героине. Они приехали, чтобы проститься со своей матерью, проводить ее в последний путь. Дети Анны вынуждены 3 дня находиться рядом с ней. Именно на это время Бог отсрочил уход старухи. Поглощенность детей повседневными заботами, их суетность и суетливость представляют резкий контраст с той духовной работой, которая происходит в угасающем сознании крестьянки. В состав повествования включены большие пласты текста, отражающие переживания и мысли персонажей произведения, и прежде всего Анны.

Основные темы

Темы, которые затрагивает автор, более многогранны и глубоки, чем может показаться при беглом чтении. Отношение детей к родителям, взаимоотношения между различными членами семьи, старость, алкоголизм, понятия чести и совести - все эти мотивы в повести «Последний срок» сплетены в единое целое. Главное, что интересует автора, - проблема смысла человеческой жизни.

Внутренний мир восьмидесятилетней старухи Анны наполнен заботами и переживаниями о детях. Все они давно уже разъехались и живут отдельно друг от друга. Главная героиня желает только в последний раз увидеть их. Однако дети ее, уже выросшие, - занятые и деловые представители современной цивилизации. У каждого из них есть своя семья. Все они думают о множестве различных вещей. Им хватает сил и времени на все, кроме матери. Они почему-то практически не вспоминают о ней. А Анна только и живет мыслями о них.

Когда женщина ощущает приближение смерти, она готова еще несколько дней потерпеть, лишь бы увидеть свою семью. Однако дети находят для старухи время и внимание лишь ради приличия. Валентин Распутин показывает их жизни так, словно они вообще живут на земле ради приличия. Сыновья Анны погрязли в пьянстве, тогда как дочери всецело поглощены своими «важными» делами. Все они неискренни и нелепы в своем желании уделить немного времени умирающей матери. Автор показывает нам их нравственное падение, эгоизм, бессердечие, черствость, которые завладели их душами и жизнями. подобные люди? Их существование мрачно и бездуховно.

На первый взгляд кажется, что последний срок - последние дни Анны. Однако на самом деле это последний шанс для ее детей что-то исправить, проводить свою мать достойно. К сожалению, они не смогли использовать этот шанс.

Повесть о дезертире и его жене

Проанализированное выше произведение является элегическим прологом трагедии, запечатленной в повести под названием «Живи и помни», созданной в 1974 году. Если старуха Анна и ее дети собираются под отцовской крышей в последние дни ее жизни, то Андрей Гуськов, который дезертировал из армии, оказывается отрезан от мира.

Отметим, что события, о которых рассказывается в повести «Живи и помни», происходят в конце Великой Отечественной войны. Символ безысходного одиночества Андрея Гуськова, его нравственного одичания - это расположенная на острове посреди реки Ангары волчья нора. Герой скрывается в ней от людей и властей.

Трагедия Настены

Жену этого героя зовут Настена. Эта женщина втайне посещает своего мужа. Каждый раз для встречи с ним ей нужно переплывать реку. Настена не случайно преодолевает водную преграду, ведь в мифах она отделяет друг от друга два мира - живых и мертвых. Настена является подлинно трагической героиней. Эту женщину Валентин Григорьевич Распутин ставит перед непростым выбором между любовью к своему супругу (Настена и Андрей повенчаны в церкви) и необходимостью жить среди людей, в миру. Ни в одном человеке героиня не может отыскать ни поддержки, ни сочувствия.

Окружающая ее поселковая жизнь - уже не цельный крестьянский космос, гармоничный и замкнутый в своих пределах. Символом этого космоса, кстати, является изба Анны из произведения «Последний срок». Настена совершает самоубийство, унося с собой в реку ребенка Андрея, которого так хотела и которого зачала со своим мужем в его волчьем логове. Их смерть становится искуплением вины дезертира, однако она не в силах возвратить этому герою человеческого облика.

Повесть о затоплении поселка

Темы расставания с целыми поколениями людей, которые жили и трудились на своей земле, темы прощания с с матерью-прародительницей звучат уже в «Последнем сроке». В повести «Прощание с Матерой», созданной в 1976 году, они трансформируются в миф о гибели крестьянского мира. В этом произведении рассказывается о затоплении сибирского села, расположенного на острове, в результате создания «рукотворного моря». Остров Матера (от слова «материк»), в противоположность острову, изображенному в «Живи и помни», - символ земли обетованной. Это последнее пристанище для живущих по совести, в согласии с природой и Богом.

Основные персонажи «Прощания с Матерой»

Во главе старух, доживающих здесь свои дни, стоит праведница Дарья. Эти женщины отказываются покинуть остров, переселиться в новый поселок, символизирующий новый мир. Старухи, которых изобразил Валентин Григорьевич Распутин, остаются здесь до самого конца, до смертного часа. Они охраняют свои святыни - языческое Древо жизни (царственный листвень) и кладбище с крестами. Только один из переселенцев (по имени Павел) приезжает, чтобы навестить Дарью. Им движет смутная надежда приобщиться к истинному смыслу бытия. Этот герой, в противоположность Настене, плывет в мир живых из мира мертвых, представляющего собой механическую цивилизацию. Однако мир живых в повести «Прощание с Матерой» погибает. На острове в финале произведения остается лишь его Хозяин - мифический персонаж. Его отчаянным криком, который слышится в мертвой пустоте, завершает повествование Распутин.

«Пожар»

В 1985 году, через девять лет после создания «Прощания с Матерой», Валентин Григорьевич решил снова написать о гибели общинного мира. На этот раз он погибает не в воде, а в пожаре. Огонь охватывает торговые склады, расположенные в леспромхозовском поселке. В произведении пожар разгорается на месте ранее затопленной деревни, что имеет символическое значение. Люди не готовы к совместной борьбе с бедой. Вместо этого они поодиночке, соревнуясь друг с другом, начинают растаскивать добро, выхваченное из огня.

Образ Ивана Петровича

Иван Петрович - главный герой этого произведения Распутина. Именно с точки зрения данного персонажа, работающего шофером, автор описывает все происходящее на складах. Иван Петрович - это уже не герой-праведник, типичный для творчества Распутина. Он находится в конфликте с самим собой. Иван Петрович ищет и никак не может отыскать «простоту смысла жизни». Поэтому авторское видение изображенного им мира дисгармонизируется и усложняется. Из этого следует эстетическая двойственность стиля произведения. В «Пожаре» образ горящих складов, запечатленный Распутиным во всех подробностях, соседствует с различными символико-аллегорическими обобщениями, а также с публицистическими зарисовками быта леспромхоза.

В заключение

Мы рассмотрели лишь основные произведения Распутина. Рассказывать о творчестве этого автора можно долго, однако это все равно не передаст всего своеобразия и художественной ценности его повестей и рассказов. Произведения Распутина, безусловно, стоит прочесть. В них читателю представлен целый мир, полный интересных открытий. Кроме названных выше произведений рекомендуем ознакомиться со собрником рассказов Распутина «Человек с того света», изданным в 1965 году. Рассказы Валентина Григорьевича не менее интересны, чем его повести.



Последние материалы сайта