«баядерка», опыт интерпретации. Особенности композиционной структуры акта "теней" из балета "баядерка" Сцена теней из балета баядерка 1904 год

01.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Л. Минкус балет «Баядерка»

Литературной основой либретто балета стали сразу два произведения - драма древнеиндийского поэта Калидасы под названием «Шакунтала» и баллада И.В. Гёте «Бог и баядерка». На основе этих бессмертных творений балетмейстеру русской императорской труппы Мариусу Петипа и драматургу С.Н. Худекову удалось создать красивую историю о несчастной любви, ставшую одной из самых известных в русском балете. А придворный композитор императора озвучил ее чарующей музыкой, тем самым создав свое лучшее произведение.

Краткое содержание балета Минкус «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Никия баядерка, танцовщица
Солор благородный и храбрый воин страны
Гамзатти дочь Дугманта
Дугманта раджа Гольконда
Великий брамин духовный наставник, жрец
Айя рабыня, горничная Гамзатти

Краткое содержание «Баядерки»


Действие спектакля разворачивается в Индии во времена глубокой древности. Главные герои – индийская танцовщица Никия и храбрый воин Солор страстно влюблены друг в друга. Они тайком встречаются в храме и планируют побег – только так они смогут быть вместе. Но достичь столь заветного счастья влюбленным не суждено: на их пути возникает множество препятствий. Это великий брамин, одержимый жаждой мести отвергшей его Никии, раджа, собирающийся выдать свою дочь за Солора, ну и, конечно, сама соперница баядерки – Гамзатти.

Никия не может отказаться от своей любви и тем самым обрекает себя на гибель: по приказу дочери раджи после танца ей дарят корзину цветов со спрятанной внутри змеей. Коварный план соперницы срабатывает, и Никия погибает от укуса ядовитой хищницы. Но смерть танцовщицы не может простить бог Вишну, который обрушивает свой гнев на индийский народ, в самый разгар свадьбы землю сотрясает сильнейшее землетрясение. Храм, в котором в это время завершается свадебный обряд Солора и Гамзатти, разрушается, навсегда оставляя под своими руинами всех участников пиршества. Души Никии и Солора наконец-то соединяются, чтобы быть навеки вместе…

Интересные факты

  • Долгое время считалось, что оригинальная партитура «Баядерки» Л. Минкуса в 4-х действиях (1900 года) утеряна, и балет ставился в 3-х. Только лишь в начале 2000-х годов подлинная партитура была обнаружена в архивах Мариинского театра. Спектакль сразу же был поставлен в полной версии. Однако не все театры вернулись к оригиналу, и поэтому, если пойдете на «Баядерку» и увидите ее в 3-х актах, не удивляйтесь.
  • Доподлинно неизвестно кто является автором либретто. Многие считают, что С.Н. Худеков, но сам М. Петипа это отрицал.
  • М. Петипа беспокоился, что на премьере зал не заполнится публикой из-за дорогих билетов, на которые руководство петербургского Большого театра накануне сильно подняло цены. Но его опасения были напрасны, премьера собрала аншлаг и прошла с грандиозным успехом. Зрители еще полчаса стоя аплодировали после спектакля.
  • Балет «Баядерка» стал «мостиком» между эпохами романтизма и классицизма в балете . Неслучайно в качестве места действия выбрали Индию, далёкую и экзотическую страну, популярную в романтических произведениях.
  • Несмотря на то, что в России «Баядерку» уже считали классикой, произведение было почти неизвестно европейскому зрителю в XX веке.
  • «Баядерка» означает «индийская танцовщица, которая исполняет ритуальный танец», именно такое название закрепилось в Европе. В Индии их называют «деваси».


  • На премьере спектакля Петипа пошел на крайние меры и главную партию поручил русской танцовщице. Стоит отметить, что впервые главную партию в спектаклях исполняла не итальянская балерина, как это было ранее.
  • К моменту заказа балета «Баядерка» уже около тридцати лет проработал в России, руководя одной из лучших трупп в мире.
  • Легендарная Анна Павлова исполняла партию Никии, начиная с 1902 года. Считается, что именно эта роль и отрыла великую балерину всему миру.
  • Балетмейстер специально ввел в спектакль национальные танцы: «Индусский танец», «Тени» и «Танец со змеей».
  • Сам сюжет был заимствован из драмы древнеиндийского поэта, однако некоторые изменения он все же претерпел. Так, например, исследователь К. Скальковский отметил, что некоторые моменты из балета противоречат реальности. В пример приводится то, что только лишь куртизанки могут петь и танцевать, а если женщина нарушает эти строгие традиции, то тут же ее наказывают презрением касты.
  • Чтобы приблизить балет к Индии, постановщик Александр Горский решил облачить теней в сари, национальный наряд.
  • В своей хореографии Петипа будто заглянул в будущее и предвосхитил творчество Джорджа Баланчина и его современников, которые создали бессюжетный белый балет. Речь идет о сцене «Тени», которая часто исполняется отдельно от спектакля. Так, во время гастролей в Париже (1956) Кировский театр представил публике именно танец «Теней», что вызвало грандиозный успех.

Популярные номера из балета «Баядерка»

Вариация Гамзатти (слушать)

Тени - адажио (слушать)

Танец Никии с цветами (слушать)

История «Баядерки»

В 1876 году внимание главного хореографа Петербургской императорской труппы Мариуса Петипа привлекла идея создать балет «Баядерка». Он довольно быстро составил примерный план будущего произведения. В качестве соавтора было решено пригласить Сергея Николаевича Худекова, который являлся не только профессиональным юристом, но также обладал прекрасным литературным талантом. Сергей Николаевич представлял собой превосходного историка балета и часто разрабатывал сюжеты для спектаклей. За основу «Баядерки» взяли драму поэта Калидасы, которая датируется I и VI веками «Абхиджняна-Шакунтала».

Стоит отметить, что первоисточником все же явилась не сама древнеиндийская книга, а другой балет – «Шакунтала», который был написан по сценарию Готье, постановкой занимался брат балетмейстера Мариуса – Люсьен Петипа (1858 г). Музыкальную часть спектакля создал композитор Луи Этьенн Эрнест Рейер. Почему же вдруг на европейской сцене возник столь неожиданный интерес к индийской тематике? Все дело в том, что Теофиль Готье в 1839 году в Париже стал свидетелем выступлений популярной индийской труппы «Баядерас». Тогда он обратил свое пристальное внимание на приму – Амани. С тех пор Готье много раз упоминал о ней в своем творчестве. Когда Амани через некоторое время покончила с собой, это глубоко потрясло Готье и он решил создать балет в ее память. Этот спектакль и получил название «Шакунтала», который собственно и использовал позднее Петипа в основе своего балета «Баядерка».

Исследователь Ю. Слонимский отмечал, что Мариус взял из первоисточника главную героиню, имена других героев, а также некоторые ситуации. Вот только в итоге получился уже совсем другой балет, а не вариант французского, как можно подумать. Хореограф смог так органично переделать все материалы, внести в них новшества, что спектакль стал для него своим.


На первом плане в балете выделяется весьма характерная тема для произведений того времени – стремление к счастью, а также любви. Мариус Петипа доверил музыкальную часть спектакля талантливому композитору Людвигу Минкусу . На первый взгляд может показаться, что в музыке балета нет ярких, знаковых характеристик героев, раскрывающих их индивидуальность, она лишь рисует настроение и выступает неким фоном. Вместе с тем музыкальная часть невероятно мелодична, полностью подчинена танцам и пантомиме, и в ней тесно соединяются драма и лирика. Кроме того, музыка очень тонко следует за хореографией, что было крайне важно балетмейстеру.

Постановки и различные версии


Долгожданная премьера спектакля состоялась 23 января 1977 года в Санкт-Петербурге. Главную роль Никии исполнила Екатерина Вазем, у которой как раз в этот день был бенефис. Дирижером балета выступил А. Папков. Эта постановка отличалась яркими костюмами танцоров, невероятно сложнейшими декорациями. Древность и некая экзотика тесно переплеталась с мелодраматическим сюжетом балета, которому дополнительную яркость придавали индийские мотивы. Однако несмотря на это, чисто индийским спектакль назвать нельзя, ведь это всего лишь подражание, а сам балет полностью соответствует всем европейским признакам. Хореография была исполнена на высшем уровне, где каждое движение было продумано до мельчайших подробностей, а каждый отдельный персонаж наделен своим, исключительным танцем, который тонко выражал его чувства, мысли и переживания.

Через несколько лет Большой театр в Санкт-Петербурге был временно закрыт, а вся труппа переехала в Мариинский. На новой сцене премьера спектакля состоялась в 1900 году, ее постановкой также занимался М. Петипа. Из-за того, что зал бы немного меньше, пришлось корректировать немного партитуру и уменьшать кордебалет. Так, после небольшой правки он был уменьшен вдвое, до 32 участниц в картине "Тени".

После этого в 1920 году постановку балета снова возобновили для Ольги Спесивцевой, которая исполняла партию Никии. Однако с этой постановкой произошло непредвиденное, в результате наводнения сильно пострадали декорации к четвертому акту, поэтому осенью 1929 года «Баядерка» ставилась уже без финала.

В 1941 году решили вновь возобновить этот спектакль, только на этот раз Владимир Пономарев, который занимался исследованием классического балета, вместе с хореографом Вахтангом Чабукиани немного изменил произведение Минкуса, переделав его в трехактное. Кроме того, персонажи также получили новое видение. Так, Солор приобрел танцевальную партию, хотя до этого был лишь мимическим персонажем. Причем эта роль досталась хореографу Вахтангу Чабукиани, а после ее исполнял уже Семен Каплан.


За рубежом публика тоже отлично знала творчество Минкуса и Петипа, вот только исполнялся спектакль не полностью, а лишь его небольшая часть «Тени». Все изменилось лишь в 1980 году, когда балерина Кировского театра Наталья Макарова отважилась поставить полную версию спектакля в Американском театре.

В 2002 году в Мариинском театре состоялась постановка спектакля в первоначальной версии, с хореографией Мариуса Петипа, благодаря стараниям балетмейстера Сергея Вихарева. Практически через 102 года спектакль в своем первоначальном виде вернулся на ту сцену, откуда и начал свое мировое шествие. Стоит заметить, что и эта версия подвергалась некой редакции, в связи с видоизменением танцевальной эстетики.

» – это красивая история о любви, верности и предательстве, окутанная индийскими мотивами, словно причудливыми узорами. Спектакль каждый раз задает сложный вопрос зрителю – что же выбрать, прислушаться к зову сердца или голосу разума, чтобы угодить земным законам и строгим правилам? Вот уже более ста лет публика каждый раз переживает вместе с главными героями эту драму, наблюдая за историей любви индийской танцовщицы Никии и знатного воина Солора. Простой и понятный сюжет, красивая музыка, талантливая работа сценариста и режиссера, гениальная разработка хореографа – это и есть те составляющие, благодаря котором спектакль до сих пор с успехом ставится на разных мировых сценах.

Видео: смотреть балет «Баядерка» Минкуса

Введение


Объектом данного исследования является балет М.Петипа «Баядерка».

Предметом исследования являются особенности композиционной структуры акта "Теней" из балета «Баядерка».

Актуальность исследования заключается в необходимости обратить внимание практиков балетного театра на шедевры прошлого, на лучшие образцы классической хореографии, значение которых в профессиональном образовании и кругозоре в последнее время зачасту недооценивается.

Целью исследования является выявление ряда теоретических выводов, а также практических возможностей, которые могут пригодиться практикам балета как при работе с собственными постановками в жанре «балетной сюиты» в сфере «чистого танца», так и смогут помочь им приобрести углубленные знания по истории данного вопроса.Методом исследования является изучение исторического и исследовательского материала, посвященного балету «Баядерка» и непосредственно сценей «Теней», а также анализ собственного зрительского и практического опыта автора, его понимания особенностей структуры и стилистики данного хореографического произведения. Материалами для исследования стали теоретические труды авторитетных балетоведов и хореографов, а также просмотр канонической версии спектакля «Баядерка» в постановке Мариинского театра. Значимость проведенной работы достаточна высока и с теоретической и с практической точек зрения, т.к. в ней достаточно глубоко и детально разобраны основные черты целого направления в хореографии, что дает большое поле для использования и анализа современными хореографами. Структура работы: работы состоит из введения, трех глав (первая глава приводит краткую историю спектакля и непосредственно данной сцены, вторая сосредоточивается на «Тенях» как явлении «чистого танца», третья обращается к композиционным и структурным особенностям сюиты), заключения и научного аппарата.

Глава 1. Из истории создания хореографической картины «Тени» в балете Мариуса Петипа «Баядерка»


Балет «Баядерка» - является одним из старейших спектаклей балет русского балетного репертуара. Его премьера состоялась в 1877 году. По сюжету, знатный индийский воин Солор влюбляется в храмовую танцовщицу Никию, но брак с нею для него невозможен. Тем не менее, Солор клянется Никии в любви. Далее события развиваются трагически. Солор соглашается на брак с дочерью раджи Гамзатти, которая, узнав о любви баядерки и Солора, подстраивает гибель Никии во время исполнения ею свадебного танца на свадьбе Солора и Гамзатти. Однако, на этом трагическая любовная история не заканчивается. Безутешный Солор снова встречается с любимой в волшебных видениях. А в реальности всех виновников смерти Никии ждет кара богов - во время обряда венчания храм рушится, погребая всех под обломками.

Партия Никии была создана для балерины Екатерины Вазем в ее бенефис, роль Солора исполнял ведущий танцовщик, будущий соратник-балетмейстер самого Петипа Лев Иванов. Премьера спектакля традиционно состоялся в Большом театре Петербурга. Лучшие театральный художники создали живописное оформление балета. Музыку написал штатный композитор театра Людвиг Минкус.

После первой постановки спектакль пережил ряд реконструкций. Еще при жизни автора в 1884 году и в 1900 году появлялись измененные редакции, главным образом отличавшиеся оформлением.

После смерти Мариуса Петипа его наследие начали активно переставлять и пересматривать. Балета «Баядерка» это веяние коснулось в 1912 году. Танцовщик Мариинского театра Николай Легат осуществил свою версию. Знаменитый критик тех времен Аким Волынский был крайне скептически настроен по отношению к этой версии спектакля. Он упрекал Николая Легата в упрощении балета, в ненужном сокращении, купюрах. Но тем не менее, балет сохранялся в репертуаре.

После революции балет решили возобновить. В новой версии партию Никии исполняла Ольга Спесивцева, Солора - Вильтзак и Гамзатти - Романова, мать выдающейся советской балерины Галины Сергеевны Улановой.

Важным фактом в истории сценической жизни этого балета было то, что с течением лет был упразднен четвертый акт. Существует много версий исчезновения грандиозного финала. В ряду легенд и мифов на эту тему приводится свидетельство балетмейстера Федора Лопухова о том, что четвертый акт не стали давать, потому что не стало рабочих, которые могут разрушить храм. Есть еще версия о том, что в 1924 году произошло в Петербурге наводнение, и декорации четвертого акта погибли. Существует и «идеологическая» версия о том, что «гнев богов», разрушающий в финале храм - неподходящее завершение советского балетного спектакля.

Новая версия появилась в 1941 году при участии В.Чабукиани и В.Пономарева. И сегодня мы видим на сцене Мариинского театра спектакль 1941 года. В постановку был привнесен ряд неизбежных хореографических изменений, но общая стилистика, сюжет и финал остались прежними. В другом ведущем театре страны, в Большом, сегодня идет также ставшая классической постановка Ю.Григоровича.

В 2002 году в Петербурге известным реставратором аутентичных версий классических балетов Сергеем Вихаревым была сделана попытка восстановить «Баядерку» конца 1890-х, однако она недолго продержалась в репертуаре, показав нежизнеспособность первоначального финала. И сегодня мы знаем спектакль, который заканчивается на красивой лирической и возвышенной ноте - сценой «Теней».

Заметим, что пережим целый ряд перелицовок, спектакль сохранил знаменитую сцену «Теней», которая является одной из вершин творчества Петипа и выдающимся шедевром хореографического искусства в целом.


Глава 2. «Тени» как воплощение традиции «чистого танца»


Балет «Баядерка», созданный знаменитым балетмейстером Мариусом Петипа в 1877 году, сегодня является балетной «классикой» и представлен на всех ведущих мировых и российских театральных сценах. Конечно, у такой жизнеспособности балета, поставленного более ста лет назад, есть свои причины. Одной из них, несомненно, является знаменитая сцена «Теней» из третьего акта спектакля, которая «вошла в историю балета как одно из самых замечательных достижений Петипа» . Обратимся к историческим и исследовательским материалам, а также к современной сценической версии спектакля (за каноническую примем постановку Мариинского театра) и разберем, в чем же заключаются хореографическая гениальность, особенности структуры и образности этого выдающегося произведения балетного театра.

Авторитетнейший исследователь истории русского балета В.Красовская пишет: «Следующий акт «Баядерки» вошел в историю балета как одно из самых замечательных достижений Петипа. Солор, томимый раскаянием, курил опиум, и, в сонме других теней, ему являлась тень Никии. В этом акте снимались какие бы то ни было приметы национального колорита. Исчезали конкретные подробности, уступая место лирическим обобщениям. Действие переводилось в другой план. Оно останавливалось, вернее, прекращалось. Событий не было, но были чувства. Танец уподоблялся здесь музыке, передавая и фон картины и ее эмоционально-действенное содержание» .

Прежде всего, отметим, что основным выразительным средством этой хореографической картины является так называемый «чистый танец». Чистым танцем в балетном театре принято называть такие отрывки в спектаклях, в которых сами по себе движения не несут определенной смысловой или действенной нагрузки, а являются зримым выражением музыки, вдохновения балетмейстера, и выражают не перипетии сюжеа, а эмоционально наполненное и возвышенное обобщенное хореографическое действо. К таким сценам относятся романтические «белотюниковые» вторые акты из балетов «Сильфида» и «Жизель», а также знаменитые лебединые картины из балета «Лебединое озеро». Создавая «Тени» Мариус Петипа в целом отталкивался от достижений романтического балета начала XIX века, который и вывел на сцену «чистый танец». Несомненно, он вспоминал и танцы легкокрылых сильфид из балета Ф.Тальони и красивейшие ансамбли вилисс из «Жизели» Ж.Перро. Использование «чистого танца» можно по праву назвать одним из методов балетного театра, который помогает создать особую сценическую атмосферу и придать сценическому действию необыкновенную выразительность. Исследователь пишет, отмечая взаимосвязь «Баядерки» с постановками прошлого: «Баядерка сама питается воспоминаниями и реминисценциями театра 30-х годов, это ностальгический балет, первый ностальгический балет в истории балетного театра. Лирика ностальгии скрыто пронизывает его, одухотворяет грубоватую мелодраматическую ткань и в открытую изливается в сцене «Теней» - грандиозном хореографическом хороводе. Что вспоминает Петипа? Юные годы романтического театра. <…> Акт «Теней» полон воспоминаний об эпохе «Сильфиды»…» .

Но, отметим, что Петипа, величайший мастер балетного театра второй половины XIX века, настоящий создатель русского балета, при создании хореографической картины «Тени» в балете «Баядерка» не просто ностальгировал и следовал романтической традиции, а отталкивался от своего опыта, использовал собственный хореографический словарь и в рамках своей стилистики преломил идеи «белого балета» и «чистого танца».

В первую очередь, от романтической традиции «Тени» отличают строгость ансамбля и построений. Известно, что балет эпохи романтизма тяготел к ассиметричным группам, к попыткам изобразить на сцене «художественный беспорядок», создать иллюзию не четко задуманных и простроенных заранее, а спонтанно появившихся перед зрителем рисунков. Традиция Петипа - это полная противоположность. Балетмейстер всегда исходил при постановке массовых танцев из принципов упорядоченности и симметрии. И общее число танцовщиц также свидетельствовало о намерении хореографа соблюсти свои эстетические принципы. Изначально в сцене «Теней» участвовало 64 артистики кордебалета. В дальнейшем это число сократилось до 32-х. Тем не менее, в любом варианте танцовщиц можно разделить на 4 одинаковые группы (или еще меньше), чтобы они могли заполнить сцену или исчезнуть за кулисами в строгом порядке.

Отдельно скажем также и о костюмах, которые тоже соответствовали колориту балетов Петипа. На смену длинным «шопеновским» тюникам вилис и сильфид пришли одинаковые белые пачки с белыми же газовыми шарфами, прикрывающими плечи балерин в начале сцены.

Если задуматься о смысловой нагрузке «белого балета», то здесь Петипа абсолютно подчинился романтической традиции. В сцене нет никакого действия, только выражение музыки танцем, которое талант Петипа сделал совершенным. Не помешала ему и в целом ремесленного уровня музыка Минкуса, к тому же поделенная по балетной традиции тех лет на отдельные номера. Петипа поднял музыку до уровня своей гениальной хореографии. Балетмейстер Ф.Лопухов в подтвержение писал: «Я рассматриваю «Тени» как композицию чистого танца, построенную на основе сонатных форм в музыке. Здесь Петипа не имеет равных. У прежних балетмейстеров, да и у нынешних, отсутствуют попытки создавать так называемые grands pas classiques, то есть больше произведения классического танца на сонатной основе, при участии кордебалета и солистов». Возможно, Ф.Лопухов и не вполне справедлив к своим современникам, отвергая их попытки создавать развернутые хореографические формы, но он совершенно справедлив в том, что именно Петипа являлся непревзойденным создателем танцевальных сцен, но красоте и стройности постоения подобных симфонической форме в музыке. Петипа, владея нотной грамотой и профессионально разбираясь в музыке, чувствовал и понимал необходимость проведения основной хореографической темы, контрапункта, мелодизма в танцевальной сюите, каковой и являются «Тени». Здесь - одна из составляющих успех этой картины. Балетмейстер учел и услышал все особенности музыкального материала. Более того, он заранее проработал с композитором музыкальный материал, указав, какие формы, темпы и эмоциональная окраска нужны ему в разных частях «Теней».

В итоге, Петипа создал красивейшую танцевальную сюиту, которая полностью находится в сфере «чистого танца», но при этом, будучи лишена сюжета и оперируя только в сфере обобщений, оказывает невероятное эмоциональное воздействие на зрителя. По сути, «Тени» - это «балет в балете», это законченное хореографическое произведение, островок бессюжетного «чистого танца» в рамках большого сюжетного спектакля, которое несет собственный смысл и имеет особую хореографическую и образную цельность.


Глава 3. Основные выразительные средства и композиционные особенности сцены «Теней»


Несомненно, главные выразительные средства «Теней» - это сама хореография и композиция хореографической картины. Петипа одинаково виртуозно использовал и раскрыл обе эти составляющие. В первую очередь, мастер создал красивые и разнообразные танцы, в которых показал весь свой арсенал движений и глубокое знание классического словаря. А также Петипа предложил замечательное конструктивное решение сцены и соединил в ней композиционные элементы, которые составляют идеальное целое.

Правильно составленная композиция - это возможность для балетмейстера управлять не только происходящим на сцене, уделяя внимание разным элементам спектакля и сочетая их в нужных пропорциях, но и способ управления вниманием зрителя. Развернутая сюита танцев - это сложный жанр, сочетающий и танцы кордебалета, и вариации корифеев и pas de deux солистов. При этом нужно создать полноценные хореографические высказывания для всех участников действия, при этом сохранив иерархию и поставив в центре действия исполнителей главных партий. Чересчур длинные танцы кордебалета могут сделать действие размытым и скучным. Слишко рано поставленные вариации корифеев не позволят сместят смысловые акценты. Только правильное распределение всех этих элементов принесет успех. Имено в этом умении, основанном на многолетнем постановочном опыте, помогло Петипа создать идеальную большую форму.

Начинается сюита традиционно, с выхода кордебалета. С самого начала картины зрителя окутывает лирическая чувственная дымка танца. Первый выход теней, которые будто бы появляются из гималайской скалы - это знаменитый эпизод, который говорит о том, как талант балетмейстера может создать целую симфонию танцы из нескольких простейших движений.

В.Красовская очень точно описывает этот момент: «Первым шагом танцовщицы-тени был устремленный вперед арабеск. Но тотчас же она откидывалась, руки ее тянулись назад, словно ее влекла к себе обратно таинственная тьма пещеры. Однако там уже стояла следующая танцовщица, повторяя начатый пластический мотив. В бесконечно повторяющемся движении арабеска развивалось мерное шествие теней, постепенно заполняя всю сцену. Образуя группы и линии, исполнительницы не нарушали симметричной правильности танца. Медленно разворачивалась на подъеме вверх нога, корпус сгибался вслед за откинутыми назад руками, утверждая в разных вариантах основной орнамент танца. Словно облака клубились у горных вершин» .

Далее, следуя уже заявленному принципу симметрии и гармонии, тени выполняли ряд движений в унисон. Надо отметить, что все это antre, то есть введение, первое представление хореографической темы, поставлено в достаточно медленных темпах и длится несколько минут, что, тем не менее, не делает его скучным или затянутым, а, наоборот, позволяет погрузиться полностью в метидативность танца и проникнуться его настроением. И в этом - несомненное подтверждение высокого таланта хореографа.

Далее, по принципу большой хореографической формы, начинается общий танец теней с рядом переходов, с повторением хореографического лейтмотива. После массового отрывка, но традиционной для Петипа схеме, в ансамбле появлялись три солистки и исполняли так называемое «трио теней». При этом кордебалет также участвует в действии, обрамляя танец корифеек.

Исчерпывающе и кратко описывает характер вариаций В.Красовская: «Первой шла щебечущая вариация, вся в хрустальных мелких заносках. Вторая была построена на высоких кабриолях: выбрасываемые вперед ноги, ударяясь одна о другую, рассекали перед танцовщицей воздух, руки распахивались широко и сильно. Почти мужская по темпам вариация создавала образ гарцующей в небесных пространствах валькирии. Рисунок третьей был снова женственно мягким, стелющимся» .

Петипа являлся не только замечательным создателем стройных и законченных балетных ансамблей и композиции. Он также имел практически бесконечный танцевальный словарь и великолепно комбинировал. Поэтому каждая отдельная вариация, созданная хореографом - это самостоятельный маленький шедевр классического танца. Также Петипа большое внимание уделял применению различных темпов и характеров, что и выразилось в трех вариациях теней, в которых представлена мелкая прыжковая и пальцевая техника, «большие» прыжки, а также апломб и темпы адажио.

Говоря о трио и не забывая о принадлежности «Теней» к традиции «чистого танца» вспомним о трех вариациях вилис из второго акта «Жизели», которые несомненно перекликаются с танцами из «Баядерки».

В продолжении всей сцены кордебалет продолжает аккомпанировать сольным танцам. Петипа здесь явно создает не только самобытный танец, но и является предтечей лебединых построений, которые виртуозно получатся у свидетеля и участника постановки «Баядерки» Льва Иванова в балете «Лебединое озеро».

Но центром картины, несомненно, является дуэт Никии и Солора, построенный по всем правилам классического pas de deux и состоящий из адажио, вариаций и коды. Кроме того, что этот дуэт является самостоятельным элементом спектакля, он, конечно, взаимосвязан со свадебным pas de deux Солора и Гамзатти из второго акта и является лирическим контрапунктом к торжественной и парадной стилистике танцев на свадьбе.композиционный балет баядерка петип

Отметим, что дуэт Никии и Солора Петипа поставил совершенно в ином ключе, полностью подчинив этот танец общему лиризму и кантилене действия «Теней». Мы привыкли к тому, что большой классический дуэт балерины и солиста - это действие «на публику», это возможность с блеском показать технику танца, виртуозность. В «Тенях» же совершенно отсутствует «подача» танца. Сложнейшее адажио с шарфом исполняется в элегической замедленной манере, показывая не столько, как устойчива во время вращения балерина, а то, насколько поглощен Солор видением танцующей Никии. Вариации же, которые в целом, конечно, демонстрируют технический арсенал артистов, также проникнуты атмосферой сцены, ее отрешенностью и лиризмом. Балетмейстер приложил здесь все усилия к тому, чтобы движения и позы не демонстрировали самое себя, а звучали, как нескончаемая прекрасная танцевальная симфония.

И снова прекрасно описывает суть сцены В.Красовская: «Перемежаясь с тремя вариациями солисток, танец балерины, предельно виртуозный по форме, воспринимался как зримая музыка - тревожная и страстная, печальная и нежная, хотя ни одно из движений в отдельности не несло определенного содержания и лишь весь комплекс их создавал эмоциональную насыщенность танца. Стремящиеся вверх движения, улетающие акценты поз сливались с взлетами музыки: простой напев усложнялся и облагораживался стройной гармонией танца. Танцовщица переставала быть актрисой» .

Действительно, в этой сцене нет как таковых Солора-война и Никии-баядерки. А есть вместо этого танцовщики, которые своими движениями и телами создают проникновенный танцевальный ансамбль. Именно в этом и состоит суть «чистого танца», который поднимает нас над бытовыми темами, над обыденностью и переносит в мир высокого искусства и красоты. И здесь еще раз вспомним про одинаковые белые пачки балерин, лишенные каких-либо национальных черт или просто крашений, наглядно символизирующие обобщенную выразительную сферу «белого балета». Согласимся с Ф.Лопуховым в том, что «в бело-тюниковой картине 3-го акта никаких призраков нет, как нет и сюжетного действия балета. Это - поэтическое иносказание. Возникающая после гибели Никии сцена теней воспринимается как образ красоты и радости бытия» .

Отметим, что в финале сцены некоторым диссонансом звучит бравурная музыка Минкуса, который написал традиционную для заключительной части grand pas быструю ритмичную коду, но даже эту музыкальную тему Петипа сумел подчинить своему таланту и вписать в ткань танцевального действия. В завершении общего танца, после вращений балерины и виртуозных прыжков премьера, все 32 тени и солисты снова собираются в строгой композиции в строгую мизансцену. Завершает и сцену «Теней», и спектакль действенный эпизод прощания Солора и покидающего его духа погибшей баядерки. Точка поставлена, история любви завершена.

Кроме замечательной композиции и невероятной структурной целостности, которые уже раскрыты выше, отметим, что одним из самых ценных качеств хореографического произведения является это понятность для зрителя. И здесь Петипа достиг больших высот. Мало того, что он сумел придать настоящую лирическую мощь музыке Минкуса благодаря гениальной хореографии, балетмейстер сумел создать шедевр хореографического искусства, эмоциональная сфера которого способна достичь каждого зрителя, даже если он совершенно далек от мира хореографии. Красота танца, его лирическая мощь трогают душу, они достигают своей высшей цели, вовлекая зрителя в происходящее и заставляя сопереживать произведению искусства.

В целом, резюмируя, можем сказать о том, что сцена «Теней» - это одна из вершин творчества Петипа, созданная до содружества с П.Чайковским, но при этом полная настоящего танцевально симфонизма. Созданная в сфере «чистого танца», картина «Тени» отражает все основные смысловые черты это направления - она построена на бессюжетном танце, который сам является действием, она рассказывает не бытовой сюжет, а является возвышенным гимном чувствам как таковым.

«Белый балет» Петипа стал не только гимном таланту мастера и лирическим проявлением его таланта, он явился проводником этого замечательного стилистического направления от эпохи романтизма в XX век. Если бы не было «Теней» Петипа, Лев Иванов не создал бы великолепные «лебединые картины» в «Лебедином озере». Если бы не было этих двух спектаклей, вполне возможно, не раскрылся бы гений Джорджа Баланчина, для которого сфера «чистого танца» и «белого балета» стали лейтмотивом творчества и который поднял бессюжетный танец на новый уровень. Таким образом, «Тени» являются одновременно и самостоятельным хореографическим шедевром, и шагом на пути развития «чистого танца».


Заключение


В предпринятом исследовании был разобран один из шедевров хореографии XIX века, а именно - сцена «Теней» из балета М.Петипа «Баядерка».

Балет «Баядерка» является одним из спектаклей классического наследия, который вот уже полтора века входит в репертуар ведущих балетных театров мира. Причинами такой жизнеспособности являются талантливая хореография, идеальная конструкция спектакля, а также его сценическое решение. В «Баядерке» собраны все эти составляющие и настоящим их апофеозом является именно сцена «Теней». Созданная в жанре «чистого танца» картина воспела красоту и эмоциональную глубину классического танца, а также стала одним из высочайших достижений Петипа как создателя больших ансамблей.

Теоретический опыт исследования данного танцевального произведения является понимание стиля одного из самых великих балетмейстеров XIX века, а также возможность проследить эволию балетного искусства и конкретно сферы «чистого танца» с эпохи романтизма до XX века. Также важной является возможность ближе познакомиться с хрестоматийным для балетного профессионала спектаклем.

Практическое применение данного исследование - это возможность для современных балетмейстеров детально понять, как создавался классический ансамблевый танец, как эволюционировала «большая форма» и какие основные черты отличают «белый балет» и являются его квинтэссенцией. Практики хореографии, создавая свои произведения, могут опираться на опыт данного исследования и на выявленные в нем основные черты танцевальной сюиты, созданной в сфере «чистого танца». Также профессионалы могут лучше понять суть «белого балета» как особого явления в балетном искусстве.


Список использованной литературы


100 балетных либретто. Л.: Музыка, 1971. 334 с.

Балет. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. 678 с.

Балетмейстер Мариус Петипа. Статьи, исследования, размышления. Владимир: Фолиант, 2006. 368 с.

Вазем Е.О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867-1884. Спб: Планета музыки, 2009. 448 с.

Гаевский В. Дивертисмент. М.: Искусство, 1981. 383 с.

Красовская В. Русский балетный театр второй половины XIX века. М.: Искусство, 1963. 533 с.

Красовская В. Статьи о балете. Л.: Искусство, 1971. 340 с.

Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. Л.: Искусство, 1971. 446 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Балет Л. Минкуса «Баядерка» входит в число самых знаменитых русских балетов 19 века. Автором музыки стал Людвиг Минкус, либретто принадлежит перу а хореография - легендарному Мариусу Петипа.

Как создавался балет

Баядерками называли индийских девушек, которые служили танцовщицами в храмах, куда их отдавали родители по причине того, что они были нелюбимыми и нежеланными.

Есть различные версии, которые объясняют, почему возникла идея создания спектакля на экзотический для России того времени сюжет. Доподлинно это неизвестно, поэтому споры между историками театра ведутся до сих пор.

Идея создания «Баядерки» принадлежит главному хореографу российской императорской труппы - Мариусу Петипа. По одной из версий, он решил поставить в России такой спектакль под влиянием фразцузского балета «Шакунтала», создателем которого был его старший брат Люсьен. Автором музыки к французской постановке был Эрнест Рейер, автором либретто, в основу которого легла древняя индийская драма Калидасты, - Теофиль Готье. Прообразом главной героини стала Амани - танцовщица, прима индийской труппы, гастролировавшей по Европе, которая покончила с собой. Готье решил поставить балет в память о ней.

Но доказательств того, что это действительно так, нет. Поэтому нельзя утверждать, что именно под влиянием «Шакунталы» родилась «Баядерка» (балет). Содержание её очень сильно отличается от сюжета парижской постановки. К тому же балет Петипа-младшего вышел на российскую сцену только через 20 лет после постановки в Париже. Существует ещё одна версия возникновения у Мариуса Петипа идеи создания «Баядерки» - мода на восточную (в частности, индийскую) культуру.

Литературная основа

Разработчиком либретто балета был сам Мариус Петипа совместно с драматургом С. Н. Худековым. По мнению историков, литературной основой «Баядерки» послужила та же индийская драма Калидасты, что и в постановке «Шакунтала», но сюжеты этих двух балетов очень отличаются. По мнению театроведов, в либретто включена ещё баллада В. Гёте «Бог и баядерка», по ней во Франции был создан балет, где главную партию танцевала Мария Тальони.

Персонажи балета

Главные герои: баядерка Никия и знаменитый воин Солор, трагическую историю любви которых рассказывает этот балет. Фото центральных персонажей представлено в данной статье.

Дугманта - раджа Гольконда, Гамзатти - дочь раджи, Великий брамин, Магдавая - факир, Талорагва - воин, Айя - невольница, Джампе. А также воины, баядерки, факиры, народ, охотники, музыканты, слуги...

Сюжет балета

Это спектакль из 4 действий, но в каждом театре своя «Баядерка» (балет). Содержание сохраняется, основная мысль неизменна, в основе лежит то же либретто, та же музыка и те же пластические решения, но количество действий в разных театрах может быть разным. Например, в в балете три действия вместо четырёх. Многие годы партитура 4 акта считалась утерянной, и балет ставился в 3 действиях. Но в фондах Мариинского театра она всё-таки была найдена, и первоначальный вариант был восстановлен, но не все театры перешли на эту версию.

В древние времена в Индии разворачиваются события спектакля «Баядерка» (балет). Содержание первого акта: воин Солор ночью приходит в храм, чтобы встретиться там с Никией, и предлагает ей бежать вместе с ним. Великий брамин, отвергнутый ею, становится свидетелем свидания и решает отомстить девушке.

Второй акт. Раджа хочет выдать свою дочь Гамзатти за доблестного воина Солора, который пытается отказаться от такой чести, но раджа назначает дату свадьбы. Великий брамин сообщает радже, что воин встречался в храме с Никией. Тот решает убить танцовщицу, преподнеся ей корзину цветов с ядовитой змеёй внутри. Этот разговор слышит Гамзатти. Она решает избавиться от соперницы и предлагает ей богатства, если та откажется от Солора. Никия потрясена, что её возлюбленный женится, но не может отказаться от него и в порыве гнева бросается на дочь раджи с кинжалом. Верной служанке Гамзатти удаётся спасти свою госпожу. На следующий день в замке раджи начинается торжество по случаю свадьбы его дочери, и Никии велено танцевать для гостей. После одного из её танцев ей вручают корзину цветов, из которой выползает змея и жалит её. Никия умирает у Солора на руках. Так заканчивается вторая часть спектакля «Баядерка» (балет).

Композитор

Автор музыки к балету «Баядерка», как уже было сказано здесь выше, - композитор Минкус Людвиг. Родился он 23 марта 1826 года в Вене. Его полное имя - Алоизий Людвиг Минкус. Будучи четырёхлетним мальчиком, он начал заниматься музыкой - учился играть на скрипке, в 8 лет он впервые вышел на сцену, и многие критики признали его вундеркиндом.

В 20 лет Л. Минкус попробовал себя в качестве дирижёра и композитора. В 1852 году он был приглашён в Венскую королевскую оперу на должность первого скрипача, а через год получил место капельмейстера оркестра в крепостном театре князя Юсупова. С 1856 по 61 год Л. Минкус служил первым скрипачом в Московском императорском большом театре, а затем стал совмещать эту должность с должностью дирижёра. После того как состоялось открытие Московской консерватории, композитора пригласили туда преподавать скрипку. Л. Минкус написал большое количество балетов. Самый первый из них, созданный в 1857, - «Союз Пелея и Фетиды» для Юсуповского театра. В 1869 году был написан один из самых знаменитых балетов - «Дон Кихот». Совместно с М. Петипа было создано 16 балетов. Последние 27 лет жизни композитор жил на Родине - в Австрии. Балеты Л. Минкуса по сей день входят в репертуары всех ведущих театров мира.

Премьера

23 января 1877 года впервые Петербургской публике был представлен балет «Баядерка». Театр, в котором состоялась премьера (Большой театр, или, как его ещё называли, Каменный), располагался там, где сейчас находится петербургская консерватория. Партию главной героини Никии исполняла Екатерина Вазем, а в роли её возлюбленного блистал танцовщик Лев Иванов.

Различные версии

В 1900 году сам М. Петипа отредактировал свою постановку. Она шла в обновлённом варианте в Мариинском театре, и партию Никии танцевала В 1904 году балет перенесли на сцену московского Большого театра. В 1941 году балет был отредактирован В. Чебукиани и В. Пономарёвым. В 2002 году Сергеем Вихарёвым был вновь отредактирован этот балет. Фото с представления Мариинского театра содержатся в статье.

«Баядерка» (1877) - последний трагический балет Мариуса Петипа и первый в ряду его шедевров. Это красочное, слегка ностальгическое прощание 58-летнего мэтра петербургского балета с романтическими иллюзиями и близкой его сердцу мелодрамой.

До глубокой старости Петипа оставался галантным поклонником прекрасного пола. Для него женщина - символ балета. Мужчине Петипа отводил скромную роль галантного кавалера прекрасной дамы. Такова основа его балетной эстетики, по канонам которой создана и «Баядерка». Об этом пишет в воспоминаниях балерина Екатерина Вазем, создательница партии Никии. Ее партнером на премьере в петербургском Большом театре был Лев Иванов, будущий постановщик бессмертных лебединых сцен в «Лебедином озере».

«Баядерка» - образцовое произведение одного из стилистических направлений ХIХ века - эклектизма, который французы называют то стилем Наполеона III, то необарокко. Эпоха эклектизма оставила потомкам замечательные произведения искусства - роскошное здание Парижской Оперы и казино в Монте-Карло архитектора Шарля Гарнье, картины и гравюры Гюстава Доре и Гюстава Моро.

Чего только «не смешалось» в первой «Баядерке»! Мелодраматический сюжет о любви двух клятвопреступников, классицистский конфликт любви и долга, сословная коллизия - соперничество бедной баядерки и дочери раджи, даже кощунственный для императорской сцены финал: гибель правителей и придворных под руинами храма во время бракосочетания Солора и Гамзатти... При том в ней было огромное количество сольных, ансамблевых классических и характерных танцев, величественные шествия и игровые пантомимные эпизоды, среди которых особой популярностью пользовалась знаменитая «сцена ревности двух соперниц» - Никии и Гамзатти. Но в «Баядерке» есть и мистика, и символика: ощущение, что с первой сцены над героями занесен «меч, карающий с небес».

Балет внутри балета

Конечно, многие творческие личности позитивистского ХIХ века тяготели к мистике, испытывали непреодолимую потребность в познании оккультных наук, родиной которых считался Восток. Вряд ли к ним принадлежал Петипа, скорее всего невольно создавший в «Баядерке» свою «метафизику», свой «белый Восток». Акт теней (как и ивановские лебеди) - балет на века. По ущелью среди Гималаев спускается хоровод теней (тень в романтической традиции - душа). Танцовщицы в белых тюниках с обручами на головах, к которым, как и к рукам, прикреплены имитирующие крылья белые воздушные шарфы. (Вариацию с шарфом танцует и главная героиня - Никия.)

Нескончаемую молитву или восточную мелодию напоминает их почти медитативный ход. Символической «змейкой» спускаются они с мира горнего, а потом выстраиваются в прямоугольник - знак земли. Красноречиво и количество теней: на премьере в петербургском Большом Каменном театре их было 64 (идеальный квадрат!), впоследствии в Мариинском - 32. Эти магические числа еще не раз будут встречаться в классическом балете - тридцать два лебедя в «Лебедином озере», шестьдесят четыре снежинки в «Щелкунчике». Танец теней гипнотизирует, неизменно погружая зрителей в состояние бессознательно-восторженного созерцания красоты. Попутно акт рисует процесс душевного просветления Солора. Начинается он лирическим ноктюрном-воспоминанием о «возлюбленной тени», а завершается ликующей кодой «навсегда вместе».

Судьба «Баядерки» после Петипа

С течением времени «Баядерка» в Мариинском театре (тогда театре оперы балета имени Кирова) подверглась многочисленным переделкам. Последний акт с землетрясением и разрушением храма канул в вечность в послереволюционные годы, тогда не было технических средств для его показа. А сам балет был основательно отредактирован и обогащен танцами в 1941 г. Владимиром Пономаревым иВахтангом Чабукиани. Для себя и Натальи Дудинской (Никии) Чабукиани сочинил дуэт-встречу героев в первом действии, большое свадебное па Солора и Гамзатти, включая мужскую вариацию, во втором,использовав при этом музыку последнего, утраченного действия. Балет завершался самоубийством героя. Но эта сцена впоследствии была заменена другой: Солор просто остается среди теней... В 1948 г. Николай Зубковский поставил для себя знаменитую виртуознейшую вариацию Золотого божка, а Константин Сергеев — дуэт Никии и раба во дворце раджи, когда баядерка приходит благословить его дочь.

«Баядерка» в Большом театре

В 1904 г. балетмейстер Александр Горский перенес «Баядерку» на сцену Большого театра. Среди московских Никий были Любовь Рославлева и Екатерина Гельцер. А в партии Солора выступали и темпераментный нарушитель академического «спокойствия» Михаил Мордкин, и правоверный классик Василий Тихомиров. Впоследствии Горский не раз обращался к этому спектаклю. А в 1917 г. сочинил собственную редакцию, которую в «индусском» духе оформил Константин Коровин. Находясь под влиянием сиамского балетом и памятников индусского изобразительного искусства, особенно чеканки, Горский-новатор отказался от композиций Петипа. Ради правдоподобия он одел исполнительниц теней в разноцветные костюмы, напоминающие сари. Кульминацией «Баядерки» Горского был «свадебный пир», который изобиловал причудливыми по танцевальным линиям и рисунку группами.

В 1923 г. сторонник классического балета Василий Тихомиров восстановил акт теней в хореографии Мариуса Петипа, разместив дополнительно воспитанниц школы на выступах и утесах, которые повторяли движения кордебалета. В этой редакции состоялся московский дебют Марины Семеновой, одной из лучших Никий своего времени. В годы войны балет был возобновлен в филиале театра, главную партию танцевала Софья Головкина. Потом дважды (в 1961-м и 77-м гг.) в репертуаре появлялось лишь «Царство теней», куда была перенесена вариация Солора.

И только в 1991 г. Юрий Григорович вернул в Большой полнометражный балет Мариуса Петипа, по возможности возродив оригинал Мариинского театра. Григорович сохранил старую хореографию, многие мизансцены, но «укрепил» режиссуру балета. Он сочинил ряд новых танцев для факиров, негритят, кордебалета, обогатил танцами партии Гамзатти и Солора, у которых теперь появились новые вариации как в дворцовой сцене, так и в свадебном гран па.

Виолетта Майниеце
(текст из буклета к спектаклю, дается с сокращениями)

Реплика старинного спектакля

Когда историческое здание Большого закрылось на реконструкцию, «Баядерку» стали давать на Новой сцене. А затем, по завершении ремонта, вернули на законное, по праву принадлежащее ей место. За время проката спектакля заметно постарели декорации. К тому же их пришлось приспосабливать под значительно меньший масштаб Новой сцены.

Так что для торжественного возвращения на историческую сцену Большого театра было решено создать новую сценическую редакцию, «одетую» в новые декорации и костюмы. Юрий Григорович обратился к своему давнему соратнику - бывшему долгое время главным художником Большого театра Валерию Левенталю, который в 1991 г. руководил командой создателей декораций и костюмов по мотивам эскизов первой петербургской постановки (1877 г.).

В прежнем составе ту команду собрать уже не удалось. Однако «откликнулся» Николай Шаронов, ученик Валерия Яковлевича Левенталя, в 91-м году практически только начинавший свою карьеру театрального художника. Он - как и двадцать лет назад, под чутким руководством своего мастера - создал новое сценическое оформление «Баядерки» и одел в новые костюмы ее героев.

Николай Шаронов:

– В 1991 г., когда мы работали над своей первой «Баядеркой», всеобщее увлечение аутентизмом еще не начиналось. И это было гениальное предвидение Валерия Яковлевича Левенталя, который сказал нам, что надо делать «реплику старинного спектакля». Что это может быть самым интересным и захватывающим - умбра, сепия, патина старины, зритель смотрит балет, словно листает старинную книгу. И мы пытались сами создать образ такого спектакля, естественно, опираясь на те знания, которыми обладали, однако не воспроизводя досконально какую-нибудь конкретную картинку.

Это была увлекательная игра в некую вымышленную Индию, которую я и сейчас продолжил, но несколько усилив ее индийский мотив. Конечно, Индия эта очень условная - фантастическое пространство, сродни тому Китаю, который являлся в воображении Карло Гоцци. И тем не менее. Лес теперь больше похож на джунгли. Я попытался усилить это ощущение джунглей, чтобы, с одной стороны, декорация выглядела более эффектно и свежо, а с другой, чуть более на индийский манер, что, на мой взгляд, совершенно не нарушает ее условности. Храм больше напоминает индуистские храмы, а не садово-парковый павильон. Он обрел специфическое навершие, стал более вытянутым в длину, окошко не располагается в пятнадцати сантиметрах от края стены. Он открыт, светится изнутри... Я пересмотрел массу материала по индийской архитектуре - и не только по архитектуре.

Нашел священное дерево - «фикус религиозный», как пел Борис Гребенщиков... В сцене свадьбы хотелось подчеркнуть торжественность и праздничность момента, для чего и была сделана декорация более внушительная и «подробная». А Тени в последнем акте теперь спускаются к нам - все ракурсы движения их «цепи» абсолютно не пострадали, это было тщательно выверено - с самых настоящих гор, на середину сцены, одинаково доступные взорам всего зрительного зала.

Наталья Шадрина

Распечатать

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУВПО ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА КАФЕДРА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

по дисциплине «Композиция и постановка танца»

Особенности композиции акта «Теней» в балете Мариуса Петипа «Баядерка»

студентки Шульминой Дарьи Научный руководитель: Козева Мария Борисовна

Екатеринбург 201

Введение

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Объектом данного исследования является балет М.Петипа «Баядерка».

Предметом исследования являются особенности композиционной структуры акта "Теней" из балета «Баядерка». Актуальность исследования заключается в необходимости обратить внимание практиков балетного театра на шедевры прошлого, на лучшие образцы классической хореографии, значение которых в профессиональном образовании и кругозоре в последнее время зачастую недооценивается. Целью исследования является выявление ряда теоретических выводов, а также практических возможностей, которые могут пригодиться практикам балета как при работе с собственными постановками в жанре «балетной сюиты» в сфере «чистого танца», так и смогут помочь им приобрести углубленные знания по истории данного вопроса. Методом исследования является изучение исторического и исследовательского материала, посвященного балету «Баядерка» и непосредственно сцены «Теней», а также анализ собственного зрительского и практического опыта автора, его понимания особенностей структуры и стилистики данного хореографического произведения. Материалами для исследования стали теоретические труды авторитетных балетоведов и хореографов, а также просмотр канонической версии спектакля «Баядерка» в постановке Мариинского театра. Значимость проведенной работы достаточна высока и с теоретической и с практической точек зрения, т.к. в ней достаточно глубоко и детально разобраны основные черты целого направления в хореографии, что дает большое поле для использования и анализа современными хореографами. Структура работы: работы состоит из введения, трех глав (первая глава приводит краткую историю спектакля и непосредственно данной сцены, вторая сосредоточивается на «Тенях» как явлении «чистого танца», третья обращается к композиционным и структурным особенностям сюиты), заключения и научного аппарата.

1. Из истории создания хореографической картины «Тени» в балете Мариуса Петипа «Баядерка»

Балет «Баядерка» - является одним из старейших спектаклей балет русского балетного репертуара. Его премьера состоялась в 1877 году. По сюжету, знатный индийский воин Солор влюбляется в храмовую танцовщицу Никию, но брак с нею для него невозможен. Тем не менее, Солор клянется Никии в любви. Далее события развиваются трагически. Солор соглашается на брак с дочерью раджи Гамзатти, которая, узнав о любви баядерки и Солора, подстраивает гибель Никии во время исполнения ею свадебного танца на свадьбе Солора и Гамзатти. Однако, на этом трагическая любовная история не заканчивается. Безутешный Солор снова встречается с любимой в волшебных видениях. А в реальности всех виновников смерти Никии ждет кара богов - во время обряда венчания храм рушится, погребая всех под обломками.

Партия Никии была создана для балерины Екатерины Вазем в ее бенефис, роль Солора исполнял ведущий танцовщик, будущий соратник-балетмейстер самого Петипа Лев Иванов. Премьера спектакля традиционно состоялся в Большом театре Петербурга. Лучшие театральный художники создали живописное оформление балета. Музыку написал штатный композитор театра Людвиг Минкус.

После первой постановки спектакль пережил ряд реконструкций. Еще при жизни автора в 1884 году и в 1900 году появлялись измененные редакции, главным образом отличавшиеся оформлением.

После смерти Мариуса Петипа его наследие начали активно переставлять и пересматривать. Балета «Баядерка» это веяние коснулось в 1912 году. Танцовщик Мариинского театра Николай Легат осуществил свою версию. Знаменитый критик тех времен Аким Волынский был крайне скептически настроен по отношению к этой версии спектакля. Он упрекал Николая Легата в упрощении балета, в ненужном сокращении, купюрах. Но тем не менее, балет сохранялся в репертуаре. После революции балет решили возобновить. В новой версии партию Никии исполняла Ольга Спесивцева, Солора - Вильтзак и Гамзатти - Романова, мать выдающейся советской балерины Галины Сергеевны Улановой.

Важным фактом в истории сценической жизни этого балета было то, что с течением лет был упразднен четвертый акт. Существует много версий исчезновения грандиозного финала. В ряду легенд и мифов на эту тему приводится свидетельство балетмейстера Федора Лопухова о том, что четвертый акт не стали давать, потому что не стало рабочих, которые могут разрушить храм. Есть еще версия о том, что в 1924 году произошло в Петербурге наводнение, и декорации четвертого акта погибли. Существует и «идеологическая» версия о том, что «гнев богов», разрушающий в финале храм - неподходящее завершение советского балетного спектакля.

Новая версия появилась в 1941 году при участии В.Чабукиани и В.Пономарева. И сегодня мы видим на сцене Мариинского театра спектакль 1941 года. В постановку был привнесен ряд неизбежных хореографических изменений, но общая стилистика, сюжет и финал остались прежними. В другом ведущем театре страны, в Большом, сегодня идет также ставшая классической постановка Ю.Григоровича.

В 2002 году в Петербурге известным реставратором аутентичных версий классических балетов Сергеем Вихаревым была сделана попытка восстановить «Баядерку» конца 1890-х, однако она недолго продержалась в репертуаре, показав нежизнеспособность первоначального финала. И сегодня мы знаем спектакль, который заканчивается на красивой лирической и возвышенной ноте - сценой «Теней».

Заметим, что пережим целый ряд перелицовок, спектакль сохранил знаменитую сцену «Теней», которая является одной из вершин творчества Петипа и выдающимся шедевром хореографического искусства в целом.

2. «Тени» как воплощение традиции «чистого танца»

хореографический балет танец композиционный

Балет «Баядерка», созданный знаменитым балетмейстером Мариусом Петипа в 1877 году, сегодня является балетной «классикой» и представлен на всех ведущих мировых и российских театральных сценах. Конечно, у такой жизнеспособности балета, поставленного более ста лет назад, есть свои причины. Одной из них, несомненно, является знаменитая сцена «Теней» из третьего акта спектакля, которая «вошла в историю балета как одно из самых замечательных достижений Петипа». Обратимся к историческим и исследовательским материалам, а также к современной сценической версии спектакля (за каноническую примем постановку Мариинского театра) и разберем, в чем же заключаются хореографическая гениальность, особенности структуры и образности этого выдающегося произведения балетного театра.

Авторитетнейший исследователь истории русского балета В.Красовская пишет: «Следующий акт «Баядерки» вошел в историю балета как одно из самых замечательных достижений Петипа. Солор, томимый раскаянием, курил опиум, и, в сонме других теней, ему являлась тень Никии. В этом акте снимались какие бы то ни было приметы национального колорита. Исчезали конкретные подробности, уступая место лирическим обобщениям. Действие переводилось в другой план. Оно останавливалось, вернее, прекращалось. Событий не было, но были чувства. Танец уподоблялся здесь музыке, передавая и фон картины и ее эмоционально-действенное содержание».

Прежде всего, отметим, что основным выразительным средством этой хореографической картины является так называемый «чистый танец». Чистым танцем в балетном театре принято называть такие отрывки в спектаклях, в которых сами по себе движения не несут определенной смысловой или действенной нагрузки, а являются зримым выражением музыки, вдохновения балетмейстера, и выражают не перипетии сюжеа, а эмоционально наполненное и возвышенное обобщенное хореографическое действо. К таким сценам относятся романтические «белотюниковые» вторые акты из балетов «Сильфида» и «Жизель», а также знаменитые лебединые картины из балета «Лебединое озеро». Создавая «Тени» Мариус Петипа в целом отталкивался от достижений романтического балета начала XIX века, который и вывел на сцену «чистый танец». Несомненно, он вспоминал и танцы легкокрылых сильфид из балета Ф.Тальони и красивейшие ансамбли вилисс из «Жизели» Ж.Перро. Использование «чистого танца» можно по праву назвать одним из методов балетного театра, который помогает создать особую сценическую атмосферу и придать сценическому действию необыкновенную выразительность. Исследователь пишет, отмечая взаимосвязь «Баядерки» с постановками прошлого: «”Баядерка” сама питается воспоминаниями и реминисценциями театра 30-х годов, это ностальгический балет, первый ностальгический балет в истории балетного театра. Лирика ностальгии скрыто пронизывает его, одухотворяет грубоватую мелодраматическую ткань и в открытую изливается в сцене «Теней» - грандиозном хореографическом хороводе. Что вспоминает Петипа? Юные годы романтического театра. <…> Акт «Теней» полон воспоминаний об эпохе «Сильфиды»…».

Но, отметим, что Петипа, величайший мастер балетного театра второй половины XIX века, настоящий создатель русского балета, при создании хореографической картины «Тени» в балете «Баядерка» не просто ностальгировал и следовал романтической традиции, а отталкивался от своего опыта, использовал собственный хореографический словарь и в рамках своей стилистики преломил идеи «белого балета» и «чистого танца».

В первую очередь, от романтической традиции «Тени» отличают строгость ансамбля и построений. Известно, что балет эпохи романтизма тяготел к ассиметричным группам, к попыткам изобразить на сцене «художественный беспорядок», создать иллюзию не четко задуманных и простроенных заранее, а спонтанно появившихся перед зрителем рисунков. Традиция Петипа - это полная противоположность. Балетмейстер всегда исходил при постановке массовых танцев из принципов упорядоченности и симметрии. И общее число танцовщиц также свидетельствовало о намерении хореографа соблюсти свои эстетические принципы. Изначально в сцене «Теней» участвовало 64 артистки кордебалета. В дальнейшем это число сократилось до 32-х. Тем не менее, в любом варианте танцовщиц можно разделить на 4 одинаковые группы (или еще меньше), чтобы они могли заполнить сцену или исчезнуть за кулисами в строгом порядке.

Отдельно скажем также и о костюмах, которые тоже соответствовали колориту балетов Петипа. На смену длинным «шопеновским» тюникам вилис и сильфид пришли одинаковые белые пачки с белыми же газовыми шарфами, прикрывающими плечи балерин в начале сцены.

Если задуматься о смысловой нагрузке «белого балета», то здесь Петипа абсолютно подчинился романтической традиции. В сцене нет никакого действия, только выражение музыки танцем, которое талант Петипа сделал совершенным. Не помешала ему и в целом ремесленного уровня музыка Минкуса, к тому же поделенная по балетной традиции тех лет на отдельные номера. Петипа поднял музыку до уровня своей гениальной хореографии. Балетмейстер Ф.Лопухов в подтверждение писал: «Я рассматриваю «Тени» как композицию чистого танца, построенную на основе сонатных форм в музыке. Здесь Петипа не имеет равных. У прежних балетмейстеров, да и у нынешних, отсутствуют попытки создавать так называемые grands pas classiques, то есть больше произведения классического танца на сонатной основе, при участии кордебалета и солистов». Возможно, Ф.Лопухов и не вполне справедлив к своим современникам, отвергая их попытки создавать развернутые хореографические формы, но он совершенно справедлив в том, что именно Петипа являлся непревзойденным создателем танцевальных сцен, но красоте и стройности построения подобных симфонической форме в музыке. Петипа, владея нотной грамотой и профессионально разбираясь в музыке, чувствовал и понимал необходимость проведения основной хореографической темы, контрапункта, мелодизма в танцевальной сюите, каковой и являются «Тени». Здесь - одна из составляющих успех этой картины. Балетмейстер учел и услышал все особенности музыкального материала. Более того, он заранее проработал с композитором музыкальный материал, указав, какие формы, темпы и эмоциональная окраска нужны ему в разных частях «Теней».

В итоге, Петипа создал красивейшую танцевальную сюиту, которая полностью находится в сфере «чистого танца», но при этом, будучи лишена сюжета и оперируя только в сфере обобщений, оказывает невероятное эмоциональное воздействие на зрителя. По сути, «Тени» - это «балет в балете», это законченное хореографическое произведение, островок бессюжетного «чистого танца» в рамках большого сюжетного спектакля, которое несет собственный смысл и имеет особую хореографическую и образную цельность.

3. Основные выразительные средства и композиционные особенности сцены «Теней»

Несомненно, главные выразительные средства «Теней» - это сама хореография и композиция хореографической картины. Петипа одинаково виртуозно использовал и раскрыл обе эти составляющие. В первую очередь, мастер создал красивые и разнообразные танцы, в которых показал весь свой арсенал движений и глубокое знание классического словаря. А также Петипа предложил замечательное конструктивное решение сцены и соединил в ней композиционные элементы, которые составляют идеальное целое.

Правильно составленная композиция -- это возможность для балетмейстера управлять не только происходящим на сцене, уделяя внимание разным элементам спектакля и сочетая их в нужных пропорциях, но и способ управления вниманием зрителя. Развернутая сюита танцев -- это сложный жанр, сочетающий и танцы кордебалета, и вариации корифеев и pas de deux солистов. При этом нужно создать полноценные хореографические высказывания для всех участников действия, при этом сохранив иерархию и поставив в центре действия исполнителей главных партий. Чересчур длинные танцы кордебалета могут сделать действие размытым и скучным. Слишком рано поставленные вариации корифеев сместят смысловые акценты. Только правильное распределение всех этих элементов принесет успех. Именно в этом умении, основанном на многолетнем постановочном опыте, помогло Петипа создать идеальную большую форму.

Начинается сюита традиционно, с выхода кордебалета. С самого начала картины зрителя окутывает лирическая чувственная дымка танца. Первый выход теней, которые будто бы появляются из гималайской скалы - это знаменитый эпизод, который говорит о том, как талант балетмейстера может создать целую симфонию танцы из нескольких простейших движений.

В.Красовская очень точно описывает этот момент: «Первым шагом танцовщицы-тени был устремленный вперед арабеск. Но тотчас же она откидывалась, руки ее тянулись назад, словно ее влекла к себе обратно таинственная тьма пещеры. Однако там уже стояла следующая танцовщица, повторяя начатый пластический мотив. В бесконечно повторяющемся движении арабеска развивалось мерное шествие теней, постепенно заполняя всю сцену. Образуя группы и линии, исполнительницы не нарушали симметричной правильности танца. Медленно разворачивалась на подъеме вверх нога, корпус сгибался вслед за откинутыми назад руками, утверждая в разных вариантах основной орнамент танца. Словно облака клубились у горных вершин».

Далее, следуя уже заявленному принципу симметрии и гармонии, тени выполняли ряд движений в унисон. Надо отметить, что все это antre, то есть введение, первое представление хореографической темы, поставлено в достаточно медленных темпах и длится несколько минут, что, тем не менее, не делает его скучным или затянутым, а, наоборот, позволяет погрузиться полностью в метидативность танца и проникнуться его настроением. И в этом - несомненное подтверждение высокого таланта хореографа.

Далее, по принципу большой хореографической формы, начинается общий танец теней с рядом переходов, с повторением хореографического лейтмотива. После массового отрывка, но традиционной для Петипа схеме, в ансамбле появлялись три солистки и исполняли так называемое «трио теней». При этом кордебалет также участвует в действии, обрамляя танец корифеек.

Исчерпывающе и кратко описывает характер вариаций В.Красовская: «Первой шла щебечущая вариация, вся в хрустальных мелких заносках. Вторая была построена на высоких кабриолях: выбрасываемые вперед ноги, ударяясь одна о другую, рассекали перед танцовщицей воздух, руки распахивались широко и сильно. Почти мужская по темпам вариация создавала образ гарцующей в небесных пространствах валькирии. Рисунок третьей был снова женственно мягким, стелющимся».

Петипа являлся не только замечательным создателем стройных и законченных балетных ансамблей и композиции. Он также имел практически бесконечный танцевальный словарь и великолепно комбинировал. Поэтому каждая отдельная вариация, созданная хореографом - это самостоятельный маленький шедевр классического танца. Также Петипа большое внимание уделял применению различных темпов и характеров, что и выразилось в трех вариациях теней, в которых представлена мелкая прыжковая и пальцевая техника, «большие» прыжки, а также апломб и темпы адажио.

Говоря о трио и не забывая о принадлежности «Теней» к традиции «чистого танца» вспомним о трех вариациях вилис из второго акта «Жизели», которые несомненно перекликаются с танцами из «Баядерки».

В продолжении всей сцены кордебалет продолжает аккомпанировать сольным танцам. Петипа здесь явно создает не только самобытный танец, но и является предтечей лебединых построений, которые виртуозно получатся у свидетеля и участника постановки «Баядерки» Льва Иванова в балете «Лебединое озеро». Но центром картины, несомненно, является дуэт Никии и Солора, построенный по всем правилам классического pas de deux и состоящий из адажио, вариаций и коды. Кроме того, что этот дуэт является самостоятельным элементом спектакля, он, конечно, взаимосвязан со свадебным pas de deux Солора и Гамзатти из второго акта и является лирическим контрапунктом к торжественной и парадной стилистике танцев на свадьбе.

Отметим, что дуэт Никии и Солора Петипа поставил совершенно в ином ключе, полностью подчинив этот танец общему лиризму и кантилене действия «Теней». Мы привыкли к тому, что большой классический дуэт балерины и солиста - это действие «на публику», это возможность с блеском показать технику танца, виртуозность. В «Тенях» же совершенно отсутствует «подача» танца. Сложнейшее адажио с шарфом исполняется в элегической замедленной манере, показывая не столько, как устойчива во время вращения балерина, а то, насколько поглощен Солор видением танцующей Никии. Вариации же, которые в целом, конечно, демонстрируют технический арсенал артистов, также проникнуты атмосферой сцены, ее отрешенностью и лиризмом. Балетмейстер приложил здесь все усилия к тому, чтобы движения и позы не демонстрировали самое себя, а звучали, как нескончаемая прекрасная танцевальная симфония.

И снова прекрасно описывает суть сцены В.Красовская: «Перемежаясь с тремя вариациями солисток, танец балерины, предельно виртуозный по форме, воспринимался как зримая музыка - тревожная и страстная, печальная и нежная, хотя ни одно из движений в отдельности не несло определенного содержания и лишь весь комплекс их создавал эмоциональную насыщенность танца. Стремящиеся вверх движения, улетающие акценты поз сливались с взлетами музыки: простой напев усложнялся и облагораживался стройной гармонией танца. Танцовщица переставала быть актрисой».

Действительно, в этой сцене нет как таковых Солора-война и Никии-баядерки. А есть вместо этого танцовщики, которые своими движениями и телами создают проникновенный танцевальный ансамбль. Именно в этом и состоит суть «чистого танца», который поднимает нас над бытовыми темами, над обыденностью и переносит в мир высокого искусства и красоты. И здесь еще раз вспомним про одинаковые белые пачки балерин, лишенные каких-либо национальных черт или просто крашений, наглядно символизирующие обобщенную выразительную сферу «белого балета». Согласимся с Ф.Лопуховым в том, что «в бело-тюниковой картине 3-го акта никаких призраков нет, как нет и сюжетного действия балета. Это - поэтическое иносказание. Возникающая после гибели Никии сцена теней воспринимается как образ красоты и радости бытия».

Отметим, что в финале сцены некоторым диссонансом звучит бравурная музыка Минкуса, который написал традиционную для заключительной части grand pas быструю ритмичную коду, но даже эту музыкальную тему Петипа сумел подчинить своему таланту и вписать в ткань танцевального действия. В завершении общего танца, после вращений балерины и виртуозных прыжков премьера, все 32 тени и солисты снова собираются в строгой композиции в строгую мизансцену. Завершает и сцену «Теней», и спектакль действенный эпизод прощания Солора и покидающего его духа погибшей баядерки. Точка поставлена, история любви завершена.

Кроме замечательной композиции и невероятной структурной целостности, которые уже раскрыты выше, отметим, что одним из самых ценных качеств хореографического произведения является это понятность для зрителя. И здесь Петипа достиг больших высот. Мало того, что он сумел придать настоящую лирическую мощь музыке Минкуса благодаря гениальной хореографии, балетмейстер сумел создать шедевр хореографического искусства, эмоциональная сфера которого способна достичь каждого зрителя, даже если он совершенно далек от мира хореографии. Красота танца, его лирическая мощь трогают душу, они достигают своей высшей цели, вовлекая зрителя в происходящее и заставляя сопереживать произведению искусства. В целом, резюмируя, можем сказать о том, что сцена «Теней» - это одна из вершин творчества Петипа, созданная до содружества с П.Чайковским, но при этом полная настоящего танцевально симфонизма. Созданная в сфере «чистого танца», картина «Тени» отражает все основные смысловые черты это направления - она построена на бессюжетном танце, который сам является действием, она рассказывает не бытовой сюжет, а является возвышенным гимном чувствам как таковым.

«Белый балет» Петипа стал не только гимном таланту мастера и лирическим проявлением его таланта, он явился проводником этого замечательного стилистического направления от эпохи романтизма в XX век. Если бы не было «Теней» Петипа, Лев Иванов не создал бы великолепные «лебединые картины» в «Лебедином озере». Если бы не было этих двух спектаклей, вполне возможно, не раскрылся бы гений Джорджа Баланчина, для которого сфера «чистого танца» и «белого балета» стали лейтмотивом творчества и который поднял бессюжетный танец на новый уровень. Таким образом, «Тени» являются одновременно и самостоятельным хореографическим шедевром, и шагом на пути развития «чистого танца».

Заключение

В предпринятом исследовании был разобран один из шедевров хореографии XIX века, а именно - сцена «Теней» из балета М.Петипа «Баядерка».

Балет «Баядерка» является одним из спектаклей классического наследия, который вот уже полтора века входит в репертуар ведущих балетных театров мира. Причинами такой жизнеспособности являются талантливая хореография, идеальная конструкция спектакля, а также его сценическое решение. В «Баядерке» собраны все эти составляющие и настоящим их апофеозом является именно сцена «Теней». Созданная в жанре «чистого танца» картина воспела красоту и эмоциональную глубину классического танца, а также стала одним из высочайших достижений Петипа как создателя больших ансамблей.

Теоретический опыт исследования данного танцевального произведения является понимание стиля одного из самых великих балетмейстеров XIX века, а также возможность проследить эволюцию балетного искусства и конкретно сферы «чистого танца» с эпохи романтизма до XX века. Также важной является возможность ближе познакомиться с хрестоматийным для балетного профессионала спектаклем.

Практическое применение данного исследования - это возможность для современных балетмейстеров детально понять, как создавался классический ансамблевый танец, как эволюционировала «большая форма» и какие основные черты отличают «белый балет» и являются его квинтэссенцией. Практики хореографии, создавая свои произведения, могут опираться на опыт данного исследования и на выявленные в нем основные черты танцевальной сюиты, созданной в сфере «чистого танца». Также профессионалы могут лучше понять суть «белого балета» как особого явления в балетном искусстве.

Список использованной литературы

1. 100 балетных либретто. Л.: Музыка, 1971. 334 с.

2. Балет. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. 678 с.

3. Балетмейстер Мариус Петипа. Статьи, исследования, размышления. Владимир: Фолиант, 2006. 368 с.

4. Вазем Е.О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867-1884. Спб: Планета музыки, 2009. 448 с.

5. Гаевский В. Дивертисмент. М.: Искусство, 1981. 383 с.

6. Красовская В. Русский балетный театр второй половины XIX века. М.: Искусство, 1963. 533 с.

7. Красовская В. Статьи о балете. Л.: Искусство, 1971. 340 с.

8. Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. Л.: Искусство, 1971. 446 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История хореографической картины "Тени" в балете Петипа "Баядерка". "Тени" как воплощение традиции "чистого танца". Выразительные средства и композиционные особенности сцены. Дуэт Никии и Солора, построенный по всем правилам классического pas de deux.

    реферат , добавлен 11.03.2015

    М. Петипа – родоначальник реформ в русском балетном театре. А. Горский и М. Фокин – реформаторы балетного искусства в Москве и Санкт-Петербурге. "Русские сезоны" С. Дягилева как этап в реформе русского балетного театра, их роль в развитии мирового балета.

    реферат , добавлен 20.05.2011

    Деятельность М. Петипа и Л. Иванова в условиях балетной реформы, их место в отечественном хореографическом творчестве. Оригинальность постановок М. Петипа и Л. Иванова на сюжеты П.И. Чайковского, соединение элементов бального и классического танца.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2013

    История всемирной классической хореографии. Открытие Королевской Академии танца и создание балетных реформ. Развитие балетной школы России начиная с Юрия Григоровича до сегодняшних дней. Мариус Иванович Петипа: его постановки в тандеме с Чайковским.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2014

    Определение понятия "тени", ее свойства как средства организации формы, особенности практического применения в живописи и современном дизайне. Освещение в пространстве. Мастер света и тени Куми Ямашита, использование тени как средства выразительности.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2010

    Общая характеристика жизненного и творческого пути Эдгара Деги. Особенности и истории создания некоторых известных картин этого художника: "Голубые танцовщицы", "Урок танца" и "Абсент". Анализ композиции и главных персонажей картины "Площадь Согласия".

    реферат , добавлен 09.05.2013

    Характеристика хореографии как вида искусства, её основных выразительных средств. Исследование истоков возникновения рисунка танца. Процесс создания художественного образа в хореографии. Методические рекомендации по разработке и подбору рисунка танца.

    дипломная работа , добавлен 30.01.2013

    Основные этапы создания хореографической композиции, построение художественного образа. Специфика выбора музыкального материала для постановки. Экспозиция, завязка, ступени перед кульминацией, кульминация, развязка. Законы драматургии в произведении.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2013

    Роль педагога-хореографа в эстетическом, культурном воспитании и развитии личности. Специфика работы педагога бального танца в хореографической школе искусств. Особенности работы педагога бальных танцев в хореографической школе искусств "Карамель".

    дипломная работа , добавлен 06.05.2015

    Жестикуляция, мимика и пантомима как основа хореографической постановки. Танцевальное движение как материал в хореографии, роль танцевального текста, пространственное строение как элемент композиции. Средства выразительности и важность их использования.



Последние материалы сайта