Музыкальный урок в доу. Конспект музыкального занятия для старших дошкольников «Бумажные истории. Музыкально-дидактическая игра «Ритмические загадки»

30.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Конспект музыкального занятия «Строим новый теремок»


Пахомова Дарья Анатольевна, преподаватель народного пения, МБУДОД ДШИ п.Чегдомын, Хабаровский край Верхнебуреинский район.

Описание материала: Данный материал будет полезен учителям ДШИ, воспитателям детских садов, музыкальным руководителям детских коллективов.

Цель:
формирование музыкальных способностей.

Задачи:
Вспомнить сюжет русской народной сказки «Теремок»;
Развивать музыкальный, ритмический, динамический слух;
Закрепить пройденный материал (артикуляционные упражнения, песни, игры)
Развивать актерское мастерство;
Развивать память, внимание;
Развивать артикуляцию;
Вызвать интерес, пробудить фантазию;
Воспитывать коммуникативные качества личности.
Оборудование: карточки –картинки, музыкальный инструмент, картинка- пазл, мяч.

Предварительная работа: Изготовление карточек-картинок к упражнениям, картинки – пазла, разучивание с детьми музыкального материала (песня "Посмотрите как у нас-то в мастерской", песня-игра "Тили-бом"), разучивание скороговорок.

Ход занятия:

Педагог:
Здравствуйте, ребята! Вспомните из какой сказки эти слова:

«Кто кто в теремочке живет, кто кто в невысоком живет?»
(русская народная сказка «Теремок»)
Правильно, из сказки «Теремок»!

А теперь разучим попевку про Теремок:


Стоит в поле теремок
Он не низок не высок
Кто кто в нем живет
Кто мне дверь отопрет?

(Дети разучивают попевку)

А теперь постарайтесь отгадать мои загадки про героев сказки «Теремок»:
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
(Мышка)


Давайте представим какая она? (маленькая, проворная, любопытная….)
Ребята постарайтесь спеть попевку от лица мышки (дети поют, стараясь интонационно и эмоционально показать какая мышка маленькая, проворная, любопытная...)
Зелёная, но не трава.
Холодная, но не лёд.
Поёт, но не птица-
Вот такая небылица.
(Лягушка)


Как известно лягушки любят прыгать. Попробуем с вами музыкально изобразить как поет эту попевку прыгучая лягушка (педагог пропевает попевку staccato -отрывисто, дети повторяют)
Был он рус, но выпал снег,
Побелел пушистый мех,
И невидим он зимой
Волку с рыжею лисой!
(Заяц)


А зайчик у нас очень трусливый, сердце у него так и уходит в пятки (педагог пропевает попевку так: поет первую строчку и делает 4 хлопка в ладоши, объясняет детям, что так бьется сердце трусливого зайца после каждой строчки попевки)
Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую
(лису)


Лиса хитрая, изворотливая плутовка, у нее красивый пушистый хвост, ребята давайте покажем как лиса горделиво выхаживает красуясь своим хвостом и исполняет попевку. (Дети поют попевку изображая походку лисы, ленивую поступь, как она трогает свой хвост и тд…)
Внешность собаки,
В сереньком фраке,
В лесу под кустами
Щёлкает клыками.
(волк)


Ребята, а какой бывает волк в сказках? (злой, голодный, жестокий, он может быть как глупым (сказка «Лиса и волк») так и мудрым (сказка «Иван Царевич и серый волк») и тд…) А как воет волк? Давайте попробуем с вами повыть (дети пробуют как вместе, так и по одному) А теперь пропоем нашу попевку и после каждой строчки попробуем повыть как голодный серый волк.
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)


Медведь в сказках добрый, сильный, способен защищать слабых, найти справедливость, и единственное верное решение. Но вот беда – он такой неуклюжий, ведь именно он разрушил теремок. Покажите как ходит косолапый медведь. Молодцы! Пропоем попевку от лица медведя, будем петь и изображать как он неуклюже, неторопливо ходит.

Педагог:
А сейчас мы с вами вспомним и повторим скороговорки про героев этой сказки:


(в среднем темпе проговариваем каждую скороговорку по 3 раза, следим за правильным дыханием и четкой дикцией)
Мышка мыла шишки.
Слишком много шишек было
Мышка шишки не домыла.

Лягушка квакушка квакала песню лягушке на ушко.

Заяц косой стоит с косой
Траву косит, сено носит.

В лесу лиса под сосенкой
Стелила постель лисенку.

Возле леса жили волки
Выли ночью волки громко.

Прорычал медведь в берлоге,
У него замерзли ноги.
Педагог:
Молодцы, ребята! А теперь вспомним сюжет сказки «Теремок». Я буду вам задавать вопросы, а вы постарайтесь отвечать правильно:


1. Где стоит теремок? (в поле)
2. Кто первый прибежал к теремку? (мышка)
3. Какой высоты теремок? (не низок, не высок)
4. Кто пришел к теремку после лягушки? (заяц)
5. Кто развалил теремок? (медведь)
6. Сколько зверей собралось в теремке, когда к ним пришел медведь? (пятеро)
7. Кого первым позвала мышка жить в теремке? (лягушку)
8. Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, а как звали волка? (волчок - серый бочок)
9. При каком условии звери были готовы простить медведя за его нелепый поступок?
(если медведь поможет им построить новый теремок)

Педагог:
Ребята, давайте поможем героям сказки построить новый теремок, чтобы места хватило всем, даже медведю? А без чего мы не можем построить дом? (ответы детей)
Загадаю вам загадки:


Головой железной бьёт
Тех в кого он попадёт,
В пол забьёт и в потолок
Гвоздик острый...
(молоток)

Очень важный инструмент.
Заготовит дров в момент.
У неё есть зубы:
Остры, а не тупы.
Догадались, что была
это нужная - …
(Пила)

Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук, да стук.
(Гвоздь)

В нём сучки и нос лопатой,
Со спиною он горбатой.
Нарубил дров полон двор,
Как зовут его?
(Топор)

Уховёртка хвалится -
Танцевать мне нравится.
Я с Шурупами дружу
И любого закружу.
"Посмотри!" Пустилась в пляс
И Шуруп в доске увяз.
(Отвёртка)

Ленту мерную скрутили
И в футлярчик поместили.
Измерять длину по меткам
Помогает нам …
(рулетка)

Как они называются одним словом? (инструменты)Правильно, инструменты!

Педагог:
Так из чего же нашим героям строить дом? Я буду называть материал, а тот, кому я брошу мяч, будет называть, каким будет дом из этого материала (задание для школьников):

Из соломы – соломенный;
Из камня…
Из дерева…
Из металла…
Из стекла …
Из железа…
Из кирпича…

(Для детей младшего возраста можно поиграть в игру по типу «съедобное не съедобное» только наоборот ловить нужно предметы которые пригодятся для строительства, а съедобные не ловить. Например: кирпич, яблоко, гвоздь, отвертка, огурец, помидор, доски и тд…)

Педагог:
Как вы думаете, из чего будет лучше построить крепкий дом?(ответы детей)

А мы попробуем построить дом по своему.(артикуляционные упражнения)


Для установки стен возьмем «молотки» и постучим.

Упражнение «Молоток».
Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка.
Методические рекомендации: стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта.
Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д, т] 5-6 раз.
Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [д] или [т].

В стене они сделали большие светлые окна. Вот такие.

Упражнение «Окно».
Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.
Методические рекомендации: медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

Когда стены и потолок были готовы, звери решили их покрасить. Покрасим потолок.

Упражнение «Маляр».
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх
Методические указания: Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

А теперь окошки и стены покрасим.

Упражнение «Красим окна» - облизать губы; «Покрасим стены» - языком водить внутри щек.

На крыше дома выложим вот такую трубу.

Упражнение «Труба» - губы вытянуть широкой трубочкой

Вымоем пол.

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами

Когда в доме стало чисто, повесили красивые «шторы». Вот такие.

Упражнение «Шторы»
Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов, активировать мышцы языка
Методические указания: улыбнуться широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить за бугорки за верхними зубами, удерживать в таком положении.

Педагог:
А в какой песне, которую мы с вами разучивали, встречаются инструменты? Правильно, песня «Посмотрите как у нас-то в мастерской») Давайте ее пропоем!


Посмотрите, как у нас-то в мастерской,
Там работнички трудятся день-деньской.
Как начнут они топориком рубить, - (дети складывают руки в «замок» и показывают движения рубящего топора)

Молоточком по гвоздочкам колотить. – (кулачком стучат по ладошке)
А пилами-то пилят, пилят, пилят, - (руку выставляют вперед и убирают назад –«пялят»)
Во все стороны опилочки летят.
Время плотничкам работушку кончать,
Вот пойдут они вприсядочку плясать: (мальчики пляшут вприсядку, девочки кружатся)

Ай, люли, ай, люли, ай, люли,
Ай, люли, да, ай, люли, да, ай, люли!

Педагог:
Молодцы, вспомнили песню!
А теперь поиграем в игру «Тили-бом» .

Структура музыкального занятия для детей

Обучение ребенка музыке будет успешным, если педагогом был выбран правильный подход к построению музыкальных занятий. Если говорить коротко, то для дошкольников эффективными считаются занятия, в которых используются разные виды деятельности, применяется игровая методика. При правильном построении музыкальных занятий осуществляется систематическое и всестороннее развитие детей, направленное на достижение поставленных целей. При этом малышам интересно выполнять задачи педагога, они с удовольствием знакомятся с новым материалом, приобретая новые и полезные навыки, умения, знания.

Виды музыкальных занятий

Прежде чем начать занятия музыкой с ребенком, педагог должен определить вид этого занятия, что поможет подобрать дальнейшую структуру и последовательность работы.

Виды музыкальных занятий

Характеристика

Индивидуальная работа и работа с подгруппами Чаще применяется в занятиях с младшими дошкольниками, которым сложно работать большими группами. Длительность таких занятий - 5-10 минут, частота – 2 раза в неделю. Для эффективности индивидуальных занятий объединяют разные виды деятельности, используют игровые приемы, яркие наглядные атрибуты. Индивидуальные занятия могут понадобиться не только детям, которые отстают от своих сверстников: часто подобная работа направлена на развитие и совершенствование конкретных музыкальных способностей, на обучение игры на музыкальных инструментах. Работа с подгруппами уместна, когда несколько детей проявляют интерес к одному музыкальному виду деятельности.
Фронтальные занятия Охватывают все виды музыкальной деятельности, проводятся с детьми всей группы.
Доминантные занятия Доминантное занятие актуально для развития конкретной музыкальной способности, и заключается в доминировании одного из видов музыкальной деятельности:
  • восприятия музыки;
  • пения;
  • музыкально-ритмических движений;
  • игры на музыкальных инструментах;
  • детского музыкального творчества.
Тематическая работа Тематические занятия предусматривают использование всех видов музыкальной деятельности, объединенных общей темой. Различают 3 вида таких занятий: собственно тематическое (может проводиться вместо утренника), музыкально-тематическое, где тема занятия связана непосредственно с музыкой (например, «Динамика», «Тембр в музыке» и т.д.), и сюжетное, которое объединено единой темой и имеет общую сюжетную линию.
Комплексные занятия Содержат различные виды искусства и художественной деятельности, чаще бывают фронтальными, проводятся с группой детей. Целью комплексных занятий является:
  • познакомить детей со спецификой различных видов искусства;
  • акцентировать внимание на особенностях художественных средств разных видов искусства;
  • научить передавать свои мысли и настроения за счет разных видов деятельности.
Рекомендуемая частота таких занятий – раз в месяц.
Типовые занятия Как правило, на типовых занятиях используются различные виды музыкальной деятельности. На практике же выясняется, что во время занятий не используется какой-то один вид деятельности, например, игра на музыкальных инструментах. Если это явление имеет непостоянный характер, то нарушений в организации типового занятия нет – это норма.

Каким требованиям должно отвечать музыкальное занятие?

Хороший педагог, профессионал своего дела, составляя музыкальное занятие должен учитывать общепринятые требования:

  1. Физическую, умственную и эмоциональную нагрузку ребенка.
  2. Последовательность используемых видов музыкальной деятельности и репертуара.
  3. Связь развития музыкальных способностей, освоения навыков и знаний, разучивание музыкального репертуара.
  4. Возрастные особенности учеников, наличие и специфику отклонений в развитии.
  5. Соответствие занятий учебным задачам музыкального развития.

В большей степени эффективность музыкальных занятий зависит от:

  • учебного материала, его качества и содержания;
  • поставленных целей и задач;
  • особенностей ребенка (возрастных и индивидуальных);
  • методов, приемов обучения;
  • профессионализма педагога и его умения контактировать с ребенком.

Структура стандартного музыкального занятия

Стандартное занятие на развитие музыкальных способностей ребенка включает 4 основных направления:

  1. Слушание музыки.
  2. Ритмика.
  3. Развитие слуха.
  4. Развитие способностей к музицированию.

С каждым новым занятием материал должен усложняться и обогащаться новой информацией. Однако не стоит забывать о повторении уже пройденного материала. В каждом музыкальном занятии должна присутствовать новизна, сюрприз, элемент неожиданности. Педагог должен тщательно продумывать каждую секунду предстоящего занятия, тщательно готовиться к его проведению. В музыкальных занятиях приветствуется импровизация – она позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что очень полезно для развития познавательных процессов ребенка.

В музыкальном занятии должны использоваться разные методы музыкальной деятельности. В целом структура занятия может выглядеть так:

  1. Вводная часть занятия: музыкально-ритмические упражнения. Задача: настроить ребенка на занятие, развитие танцевальных навыков, разучивание простых танцевальных движений.
  2. Основная часть занятия:
    a) Слушание музыки. Задача: воспитывать в ребенке умение вслушиваться в мелодию и аккомпанемент, которые создают художественно-музыкальные образы, учить эмоционально реагировать на прослушиваемые произведения.
    b) Пение и подпевание. Задача: развивать певческие навыки ребенка, способствовать развитию музыкального слуха, учить петь чисто, не напрягая голос, правильно забирать и распределять дыхание во время пения.
    c) Музыкально-дидактические игры. Задача – познакомить ребенка с музыкальными инструментами, их особенностями и характеристиками; развивать познавательные процессы ребенка и музыкально-сенсорные способности.
  3. Заключительная часть занятия. Игра или пляска на выбор. Задача: вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой; доставлять эмоциональное наслаждение от выполняемых действий, вызывать чувство радости.

Любое музыкальное занятие можно и нужно корректировать, подстраивать под необходимые цели и задачи, учитывая степень усвоения детьми изучаемого материала и их психоэмоционального состояния. И главное помнить, что музыкальное занятие должно обучать и развивать способности ребенка.

Что влияет на эффективность музыкального занятия?

Существует несколько правил, влияющих на успешность и эффективность музыкальных занятий с детьми.

  1. Педагог должен продумать занятие заранее, тщательно изучить его.
  2. Материал должен отвечать возрасту ребенка, быть последовательным.
  3. Занятия должны включать разные виды музыкальной деятельности.
  4. Наличие музыкально-педагогического оборудования на занятиях музыкой обязательно (музыкальные игрушки и инструменты, дидактические игры музыкального характера, звуковые и экранные пособия со специальным оборудованием, записи классической музыки, костюмы, атрибуты и многое другое).
  5. Важно использовать игровую методику обучения, моменты неожиданности.
  6. Занятия должны быть эмоционально насыщенными, веселыми и интересными.

Не менее важно, чтобы занятия проводились регулярно. Ребенка ничто не должно отвлекать, пока он занимается музыкой, поскольку несосредоточенность негативно влияет на восприятие и запоминание материала, а значит, занятие будет неэффективным, при этом драгоценное время будет потрачено впустую.

1. Содержание и структура музыкальных занятий.

Основная форма образовательной деятельности с детьми – музыкальные занятия, в ходе осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. На музыкальных занятиях осуществляется взаимосвязь в решении музыкально-эстетических и воспитательно-образовательных задач. В ходе активной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально-ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Всё это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических качеств личности.

Дети от природы наделены яркими способностями, но взрослым необходимо как можно раньше создать максимально-благоприятные условия для их развития. Музыкальные занятиянаправлены на развитие у детей дошкольного возраста музыкально-творческих, интеллектуальных и умственных способностей. Программа по музыкальному воспитанию решаетследующие задачи:

ü формирование навыков восприятия произведений музыкального искусства,

ü стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности,

ü развитие воображения и музыкальной памяти.

Вышеперечисленные задачи решаются с учётом возрастных особенностей детей, уровня их психического, интеллектуального и физического развития.

Опора в практической реализации поставленных целей и задач на ребёнка, его непосредственную реакцию, на произведения музыкального искусства.

Основной подход личностно-ориентированный, т. е с учётом специфических особенностей развитиядетей данной возрастной группы и психофизиологических особенностей каждого ребенка, при реализации поставленных задач учитывается принцип развивающего обучения, который и определяет, ведущие методические принципы:

ü Принцип деятельности.

На занятиях ребёнок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действия в игре – способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога .

ü Принцип вариативности.

Материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.

ü Принцип креативности (организации творческой деятельности).

Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которыхребёнок становится художником, поэтом, музыкантом, артистом и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

ü Принцип непрерывности.

Процесс развития не заканчивается на занятиях, а продолжается в домашних условиях.

ü Принцип гуманности.

Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности.

Занятия должны быть построены с учётом постоянного усложнения материала, его развития и обогащения. Архитектоника содержания представляет спираль, по которой происходит восхождение ребёнка к знаниям от простого к сложному. От знаний об эстетическом своеобразии окружающего мира к знаниям об особенностях произведений различных видов искусства. Важнейшим инструментом организации обучающей деятельности является коллективный диалог, при котором педагог включается в беседу – общение с каждым ребёнком. Любой учебный пример осваивается не через репродуктивную деятельность, а через продуктивную, ибо ребёнок сам осуществляет выбор, исходя из своих эстетических представлений и жизненного опыта.

Каждое занятие должно быть тщательно продумано и подготовлено, а также сохраняет для детей элемент непредсказуемости, сюрпризности, новизны. Импровизация присутствует на каждом занятии и необходима как педагогу, так и ребёнку, ибо только она даёт возможность неоднократного проигрывания ситуации в поисках истины и этот поиск осуществляется совместно. Занятия включают чередование различных видов деятельности (пение, ритмика, слушание музыки, игры на детских инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты, музыкально-дидактические игры). В дошкольном возрасте у ребенка уже проявляются эстетические чувства при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к собственным действиям. Поэтому приоритетными становятся задачи.

Усвоение материала на музыкальных занятиях может идти ускоренными или замедленными темпами в зависимости от уровня подготовленности детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю, и их продолжительность составляет 15 минут в средней, иот 20 до 30 минут в старших группах детского сада.На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

Наиболее установившейся структурой музыкального занятия в практике детского сада является следующая последовательность детской музыкальной деятельности: в начале занятия музыкально-ритмические упражнения, вслед за ними слушание музыки, затем пение и после этого музыкальная игра или танец.

1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения.

Цель – настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах и хороводах.

2. Основная часть.

a) Слушание музыки.

Цель — научить ребенка на занятии вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на него реагировать.

b) Подпевание и пение .

Цель – развивать вокальные задатки ребенка и учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и оканчивать пение вместе с воспитателем.

c) Музыкально-дидактические игры .

Цель познакомить с детскими музыкальными инструментами, развивать память и воображение, музыкально-сенсорных способности.

3. Заключительная часть. Игра или пляска.

Цель доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес и желание приходить на музыкальные занятия.

Структура музыкальных занятий, имеющая в практике некоторую стабильность, может и должна варьироваться в зависимости от учебных, воспитательно-образовательных задач, степени усвоения детьми музыкального материала, а также общего психофизиологического состояния детей. Однако при любом варианте структуры музыкального занятия следует соблюдать гигиену нервной системы, учитывая её возрастные особенности и быструю утомляемость.

Музыкальному руководителю и воспитателю следует помнить: любое музыкальное занятие должно обучать и развивать, а главное формировать его базовую структуру.

Любое музыкальное занятие будет успешным, если оно продумывается заранее музыкальным руководителем, а воспитатель знаком с материалом, который будет даваться детям и отвечает требованиям программы. Знания, умения и навыки, формирующиеся таким образом, содействуют развитию музыкальных способностей детей. Соблюдается последовательность в разучивании материала, обеспечивается взаимодействие всех видов музыкальной деятельности. Используются разные методические приемы, выбор которых зависит от этапа разучивания музыкального произведения. У более старших детей появляется интерес к музыкальной грамоте, более ярким становится стремление выразительно исполнить песню, танец, проявить творчество, желание высказать свое мнение об услышанном. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству. Формирование личности ребенка с опорой на музыкальное искусство по-прежнему остается стержнем музыкального воспитания.

При организации занятий необходимо учитывать следующие положения:

восприятие музыки происходит как диалог с композитором, как переживание определенного эмоционального состояния и эстетических чувств, осознание своих эстетических эмоций, связанных с музыкой, что означает, в конечном счете, развитие музыкального вкуса и сознания. Это зависит от педагога, который должен построить работу так, чтобы ребенок приобрел знания, навыки и умение чувствовать образ и передавать его с помощью разных видов искусств и интеграции художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основываются на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическим для каждого из них средствами.

Воплощение переживаемого в творческой деятельности особенно дошкольника 6-7 лет является обязательным. Синтезируя имеющийся у него художественный опыт, он испытывает потребность воплотить свои переживания и фантазии в объективной форме. Известно: чем богаче его художественный опыт, тем точнее критерии оценки, тем выразительнее творчество.

Для успешного музыкального развития детей необходимо наличие музыкально-педагогического оборудования: детских музыкальных инструментов (бубен, барабан, металлофон, ложки, ксилофон, треугольник, трещотка, погремушка, колотушка); музыкальных игрушек (органчик, музыкальные волчки, игрушечное пианино, детская гитара); настольных музыкально-дидактических игр; экранных, звуковых и экранно-звуковых (аудио визуальных) пособий и специального оборудования к ним с записями классической музыки и детским музыкальнымрепертуаром; оборудование для художественно-театральной деятельностив детском саду; атрибутов и костюмов для игр.

Структура музыкального занятия включает чередование различных видов детской деятельности, определяется программой и общевоспитательными задачами каждой возрастной группы.

Виды музыкальных занятий.

В зависимости от состава детей занятия принято подразделять на следующие виды: фронтальные (объединяющие всю возрастную группу), групповые (небольшие группы по 4-7 детей), индивидуальные, объединённые (занимаются 2-3 возрастные группы). В зависимости от содержания занятия они могут быть тематическими (в старших группах) и комплексными.

Каждый из указанных видов музыкальных занятий отвечает общим задачам музыкального воспитания и имеет свои специфические задачи. Тот или иной вид музыкальных занятий заранее намечается в перспективном и календарном планах. Соотношение указанных видов занятий в возрастных группах детского сада определяется учебно-воспитательными задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей, уровнем их музыкального развития и интересов, степенью усвоения программного материала, конкретными условиями жизни данной возрастной группы и всего учреждения в целом.

Рассмотрим некоторые из видов музыкальных занятий в отдельности.

При отборе и последовательности различных видов музыкальной деятельности на занятиях необходимо учитывать способность детского организма и особенно нервной системы дошкольников (всех возрастных групп) справиться с той или иной учебной нагрузкой.

Наиболее типичное фронтальное музыкальное занятие предусматривает последовательное чередование основных видов музыкальной деятельности детей: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений. Структура музыкального занятия может варьироваться. Рассмотрим примерные варианты занятий и их специфику.

1. Музыкальное занятие начинается слушанием музыки. В таком случае вход детей на занятие не требует музыкального сопровождения. В данном случае важно настроить детей на восприятие музыки и сосредоточить их слуховое внимание. По окончании слушания целесообразно перейти к пению и повторению разучиваемого репертуара песен. Здесь же включаются упражнения на развитие певческих навыков, музыкально-сенсорных и творческих способностей. В конце занятия проводятся кратковременные музыкально-ритмические упражнения в целях уточнения движений танца или игры.

2. Музыкальное занятие может начинаться входом детей под музыку марша, затем следует музыкально-ритмические упражнения (с предметами или без них, танцевальные, образные). После этого идёт пение со всем комплексом указанных выше певческих музыкально-сенсорных заданий, повторением и разучиванием одной-двух песен. По окончании пения детям предлагают прослушать знакомое им музыкальное произведение и музыку к новой музыкальной игре, программу которой педагог предварительно раскрывает в сюжетно-образном рассказе. Если игра несюжетная, то слушание музыкального произведения сочетается с анализом его (характера и структуры, средств музыкальной выразительности) и при активном участии детей. Затем даётся объяснение игровых действий и следует музыкальная игра.

3. Музыкальное занятие может быть связано с постановкой творческих задач. Такие варианты музыкальных занятий предусматривают выполнение детьми творческих заданий в области пения и музыкально-ритмических движений. Если творческие задания предлагаются в пении. Целесообразно планировать и проводить их в начале занятия, когда дети не утомлены и наиболее активны.

4. Наиболее эффективными можно считать занятия, сочетающие процесс обучения с творческими заданиями одного или двух разделов детской музыкальной деятельности. Они чередуются с процессом разучивания песен и включаются в музыкально-ритмические движения в играх и плясках.

5. Кроме названных следует разобрать и специфику тематических занятий для старшей и подготовительной группы детского сада. Отбор всех музыкальных произведений определяется его темой. Она является «сквозной» для всех видов музыкальной деятельности – слушания музыки, пения, ритмики и, когда возможно, игры на каком-либо детском музыкальном инструменте.

6. Определённый интерес для общего и музыкального развития детей подготовительной группы имеют комплексные занятия, творческие в нетрадиционной форме, музыкальные занятия познавательной направленности и интегрированные занятия.

Это сообщение было написано Четверг, Май 9th, 2013 в 17:44 в разделе , . Вы можете получать сообщения подписавшись на ленту. Вы можете

Конспект занятия по музыке

(подготовительная группа)

"В мире музыкальных инструментов"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной группы.

Цель:

Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах).

Задачи :

Образовательная:

Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.

Обогатить словарный запас музыкальными терминами.

Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни.

Развивающая:

Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.

Воспитательная:

Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.

Интеграция:

Физическая культура.

Социализация.

Чтение художественной литературы.

Коммуникация.

Оборудование :

Мультимедийная установка для просмотра слайдов.

Музыкальные инструменты: барабан, трещотка, ложки, бубен, маракасы, колокольчик; самодельные инструменты (сапоги - скороходы).

Наглядное пособие: таблицы – домики для размещения картинок с изображением музыкальных инструментов.

Дети заходят в музыкальный зал.

Звучит Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»,

Музыкальный руководитель (приветствие) Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают на приветствие.

Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов. И отправимся в эту страну мы с вами в сапогах – скороходах. Обувайте их скорее.

Дети обувают на ноги «сапоги – скороходы», сделанные из киндер – сюрприза.

Музыкальный руководитель. Ну что, готовы в путь-дорогу? Отправляемся!

Зашагаем дружно в ногу,

Бодрый марш поможет нам!

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(I ч. марш)

Здесь бежим мы на носочках.

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(II ч. бег)

Музыкальный руководитель. Ребята, вот мы с вами и пришли. Посмотрите, как красива наша страна Музыкальных инструментов. Сколько в ней различных музыкальных инструментов (перечисляем). Они все такие разные, но все, же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?

Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Музыкальные инструменты готовились к встрече с вами, но так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Теперь мы с вами должны им помочь найти свои домики. Поможем?

Педагог демонстрирует детям домики.

На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело и уютно в нем.

У собаки конура, у лисички – нора,

У совы – дупло, у малиновки – гнездо.

Ну, а в этих домиках живут музыкальные инструменты.

Первым, кому мы поможем, это будут ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми. Расставить их по местам нам поможет игра «Музыкальная отгадай-ка».

Игра «Музыкальная отгадай-ка»

Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.

Кто в оркестре вам поможет,

Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой, из разных стран.

Ну, конечно,…………….(Барабан)

Ребенок, отгадавший загадку, прикрепляет картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.

Музыкальный руководитель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.

Деревянные крошки,

Постучи-ка немножко.

Можно щи ими хлебать,

А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)

Карточку с изображением деревянных ложек дети размещают в ячейке таблицы.

Ладошка по нему стучит,

Потряхивает вольно.

А он звенит, гремит.

Ему совсем не больно. (Бубен)

Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.

Ты возьми меня в ладошки.

Деревянный, озорной. (Трещотка)

Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.

Ты возьми его в ладонь,

Слышен будет перезвон.

Динь-динь-динь, дон-дон-дон,

Чей же это звон? (Колокольчик)

Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.

Он похож на погремушку,

Только это не игрушка!.. (Маракас)

Карточка с изображением маракаса размещается в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Ребята, наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Давайте вместе с ними расскажем нашим гостям русскую народную сказку «Репка».

Дети при помощи ударных инструментов озвучивают сказку «Репка».

Сказка «Репка».

«Сказочник» (педагог или ребенок) рассказывает сказку, а дети инсценируют.

Дедушка (идет тяжело, прихрамывает) – барабан, медленный темп, ритмический рисунок с паузами.

Бабушка (идет быстро и семенит) – трещотка, ритмический рисунок более спокойный, умеренный темп.

Внучка (бежит вприпрыжку) – бубен, ритмический рисунок состоит из восьмых и четвертных, быстрый темп.

Жучка (бежит и громко лает) – ложки.

Кошка (не торопится и мурлычет) – маракасы, ритмический рисунок с восьмыми длительностями, быстрый темп.

Мышка (спешит и озирается вокруг) – колокольчик, ритмический рисунок с восьмыми длительностями.

Музыкальный руководитель: Вот такую интересную сказку мы с вами рассказали вместе с инструментами. Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже для вас приготовили игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?» А для начала, давайте вспомним, с какими духовыми инструментами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?

Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях: флейта, труба, саксофон, жалейка.

Музыкальный руководитель: Духовые инструменты будут для вас по очереди петь, а вы должны узнать, какой инструмент для вас пел?

Игра «Отгадай, кто поет?»

Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети, узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на наши чудесные домики. Два уже заселены. Инструменты уютно разместились в своих окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на предыдущих занятиях и у вас много друзей – музыкальных инструментов.

Звучит отрывок скрипичного концерта Вивальди.

Музыкальный руководитель:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив звучит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив.

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье – скрипка!

Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах. Струнные инструменты подготовили для нас красочные слайды, рассказывающие о своем многообразии.

У каждой скрипки, есть смычок.

Он верный, преданный дружок.

Когда скрипач смычок ведёт

И плачет скрипка, и поёт.

«Арфа – волшебный инструмент» -

Сказал задумчивый поэт.

Лишь только струн коснутся руки –

И нежные польются звуки.

Гитары звуки у костра.

В них столько света и добра.

Как самый сокровенный друг,

Её напевный, нежный звук.

Под гуслей звонкие напевы

Влюблялись юноши и девы.

На свадьбах гусли запевали,

И молодых благословляли

Звонче балалайки

В целом мире нет.

Она исконно русский

Народный инструмент.

Пели под неё, плясали

И грустили, и вздыхал

В праздники под ахи, Потешались скоморохи

Музыкальный руководитель: Ребята, лишь один домик остался свободным. Какую группу инструментов мы поселим в него?

Дети отвечают: Клавишные инструменты.

Музыкальный руководитель: Первое почетное место должно занять наше доброе пианино, которое исполняет для нас много музыкальных произведений, и является главным помощником на наших праздниках и занятиях.

Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: По другому этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо». Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.

Музыкальный руководитель: Ребята, а какие клавишные инструменты вы еще знаете?

Ответы детей: Рояль, аккордеон, синтезатор.

Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.

Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы и помогли музыкальным инструментам найти свои домики. Я уверена, что вы никогда не забудете такую прекрасную страну Музыкальных инструментов. Мы обязательно еще вернемся сюда, а пока, перед тем как нам отправится в детский сад, сделаем подарок нашим друзьям – инструментам. Споем для них песенку, а поможет нам наше пианино.

Исполняется песня «Мир музыки» слова и музыка Е. В. Машечковой.

Музыкальный руководитель: Скажем нашим друзьям – инструментам – до свиданья. Закрываем глаза и считаем до 5

В детском садике опять.

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось.

Музыкальный руководитель прощается с де

Цель: развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке, их смену.

Задачи: привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, научить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию; развивать способность детей передавать движениями характер музыкального произведения; учить детей передавать эмоциональную окраску песен путем выразительных средств исполнения: грустную, лирическую — ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную — легким звуком, в оживленном темпе.

Под музыку дети спокойно заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики. Музыкальный руководитель поет музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!» по ступеням мажорного трезвучия. Дети отвечают «Здравствуйте!» также по ступеням мажорного трезвучия.

Музыкальный руководитель . Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? (Дети отвечают: настроение веселое, радостное.) Правильно! Настроение у меня очень хорошее, веселое, ведь я очень рада видеть вас на этом музыкальном занятии. А если бы я вдруг поздоровалась вот так? (Повторяет приветствие в миноре. Дети отвечают: грустное, печальное.)

Правильно, ребята. Ведь мы с вами уже знаем, что музыка обладает волшебным свойством — она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть, жалость. Сейчас мы послушаем пьесу, которая называется «Болезнь куклы». Сочинил ее великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Прислушайтесь внимательно, и вы поймете, какие чувства хотел выразить композитор в этой музыке.

Проводится сравнительный анализ двух контрастных по характеру произведений.

Звучит фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома».

Кто нам скажет, какая сейчас прозвучала музыка?

Дети. Эта музыка грустная, печальная, хмурая, тревожная, жалобная, тоскливая, обиженная, плачущая.

1-й ребенок.

Очень грустная музыка,

В ней мы слышим печаль.

И смеяться не хочется,

И кого-то нам жаль...

Музыкальный руководитель.

Это верно. Здесь звучали

Ноты грусти и печали.

А вот мелодия другая —

Вы нам расскажете, какая?

Звучит пьеса «Новая кукла» П. И. Чайковского из «Детского альбома».

Дети . Эта музыка веселая, радостная, игривая, задорная, прыгучая, бойкая, озорная, солнечная.

2-й ребенок.

Очень радостная музыка, —

Ноги сами в пляс идут.

И мальчики, и девочки

Сейчас запляшут тут!

Музыкальный руководитель.

Довольна я ответом вашим.

Ну что ж, друзья,

Давайте спляшем!

Исполняется танец «Смени пару». Для танца можно использовать мелодию песни Г. Струве «Про козлика» или любую другую польку двухчастной формы.

А. Дети парами легко бегут по кругу. Мальчики садятся на одно колено, а девочки обегают их.

Б. Стоя лицом друг к другу, дети делают по три хлопка у правого и левого уха.

Мальчики делают «пружинку», а девочки боковым галопом перебегают к следующему мальчику.

После танца дети садятся на места. Тихо звучит музыка П. Чайковского «Утреннее размышление».

Музыкальный руководитель . Вы помните, ребята, чудесную сказку про Дюймовочку? Посмотрите, какой перед вами красивый цветок! Может быть, мы найдем ее там, внутри? (Раскрывает лепестки и вынимает куколку.) Вот и Дюймовочка! (Сажает куколку между цветами, которые лежат врассыпную на столе.) Помните, в сказке Дюймовочка мечтала о стране эльфов? Мы поможем ей попасть туда, если выполним все музыкальные задания, которые находятся под этими цветами.

Музыкальный руководитель переворачивает цветы по очереди и предлагает детям исполнить задание. Небольшие плоские цветы изготовлены из цветного картона. На обратной стороне каждого цветка — музыкальное задание и нарисованная куколка-эльф с крылышками. Эльф прикрепляется так, что, когда цветок переворачивается, фигурка эльфа приподнимается перпендикулярно цветку.

Музыкальный руководитель.

Первый мы цветок возьмем

И узнаем, что же в нем?

«Чтобы громко, чисто петь,

Надо многое уметь.

Прямо с самого утра

На распевке детвора».

Упражнение на развитие музыкального слуха и голоса «Вот иду я вверх, вот иду я вниз. Топ-топ-топ-топ-топ. Топ-топ-топ-топ-топ!». Упражнение выполняется с различными заданиями. Надо спеть: грустно, весело, хмуро, ласково, сердито, протяжно, в быстром темпе и т.п.

Музыкальный руководитель.

Второй цветочек поднимаем,

Что там задано, узнаем...

«Рано утром в светлый дом

Все мы радостно идем.

В этом доме...

Дети . Детский сад

Музыкальный руководитель. Он устроен...

Дети . Для ребят!

Исполняется песня «Детский сад», слова и музыка Н. Пономаревой

Музыкальный руководитель.

Второй цветочек поднимаем,

Что нам задано, узнаем.

«Ах, вот какая жалость —

Уже четыре дня

Я с куклой поругалась,

Не слушает меня».

Девочки-солистки исполняют песню «Ах, вот какая жалость», слова и музыка Т. Копыловой.

Музыкальный руководитель . Какая грустная песня. Ругаться, дети, не годится, надо срочно по мириться!

Третий мы цветок возьмем

И узнаем, что же в нем?

«Дружит лес, и дружит луг,

Солнышко нам тоже друг!

В круг вам, дети, надо встать

И про дружбу рассказать».

Исполняется веселый танец «Ты мой друг, и я твой друг» под песню А. Пугачевой «Сто друзей». Движения по выбору музыкального руководителя.

Музыкальный руководитель.

Еще цветочек поднимаем.

Сейчас задание узнаем...

«Что за шум, что за звон?

Слышен он со всех сторон.

Так это же милашки —

Наши неваляшки!»

Танец «Неваляшки».

Музыкальный руководитель.

Пора еще цветочек взять,

Что нам задано опять?

«На прощанье еще раз

Потанцуйте вы для нас!»

Исполняется танец «Мы хотели танцевать» или любой другой общий танец по выбору музыкального руководителя. После танца дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель . Наше занятие подходит к концу, и мне очень бы хотелось вас порадовать. Посмотрите, сколько у меня воздушных шариков! Сегодня мы много говорили о настроении в музыке. А как вы думаете, какого цвета грустное настроение? А веселое? Мечтательное? Сердитое? (Дети отвечают.)

А давайте попробуем «оживить» эти воздушные шары! Мы выберем для них «глазки», «бровки», «ротик» и постараемся более точно выразить «настроение» шарика каждого цвета.

Звучит «Утреннее размышление» П. И. Чайковского, дети выполняют задание. Для изготовления глазок, ртов, бровей, носов удобно использовать цветную самоклеящуюся пленку. Глазки и носики можно наклеить заранее, чтобы «лицо» не расползлось за пределы разумного. Выражение «лица» у шарика достигается путем приклеивания в разном положении бровей и ртов.

Музыкальный руководитель . Теперь понятно, что это — грустный шарик. А этот — задумчивый, мечтательный. А этот на что-то очень рассердился. А вот этот — веселый хохотунчик! Они такие разные, каким бывает и наше с вами настроение. Возьмите эти шарики с собой в группу, там вы с ними еще поиграете. А нам пора прощаться. (Поет.) До свиданья, дети! Дети (поют). До свидания!

Под спокойную мелодию дети покидают зал.

Литература

Казначеева Т. Н. Конспект музыкального занятия. / Музыкальная палитра. № 1. 2007. Роот 3. Музыкально-дидактические игры.



Последние материалы сайта