Уроки посвященные творчеству в г распутина. Мероприятия, посвященные памяти валентина распутина. Литературная гостиная «Уроки Распутина»

05.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот


В Иркутской ОДБ им. Марка Сергеева школьникам рассказали о жизни и творчестве всемирно известного писателя, классика русской литературы, сибирского прозаика Валентина Григорьевича Распутина.

Уроки памяти «Мир и слово Валентина Распутина» и литературный час «Военное детство» прошли для старшеклассников 39-й и 46-й школ и для учащихся 7-го класса СКШ № 11 г. Иркутска в отделе краеведения и библиографии Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева. Все мероприятия были посвящены дню рождения и годовщине со дня смерти всемирно известного писателя, классика русской литературы Валентина Григорьевича Распутина.

Миновал год без В. Г. Распутина, который всего несколько часов не дожил до своего дня рождения. На уроках памяти библиотекари познакомили подростков с биографией знаменитого прозаика, чье детство прошло в глухой сибирской деревне, в 400 километрах от Иркутска. Сюжеты произведений представителя деревенской прозы, прототипы героев взяты в основном из детских лет его жизни. Как отмечал сам Валентин Григорьевич: «…Писатель начинается в детстве от впечатлений, которыми напитывается именно тогда. Он может затем долго не знать себя как писателя, а может быть, и никогда не узнать, однако душа засеяна, вздобрена, и она при направленном обращении к ней в любой момент способна дать урожай».

Беседа со школьниками прошла с показом слайд-презентации. В ней были использованы снимки известного иркутского фотохудожника Бориса Дмитриева, который, в частности, проиллюстрировал сборник очерков Валентина Распутина «Сибирь, Сибирь...».

И конечно, главное, о чем шла речь с читателями подрастающего поколения, – это о любви писателя к родной России, Сибири, о его борьбе за сохранение чистоты сибирской жемчужины – озера Байкал и реки Ангары, с которой была тесно связана жизнь прозаика.

Старшеклассники с интересом слушали рассказ библиотекаря. Выходец из крестьянской семьи, благодаря таланту и трудолюбию Валентин Распутин стал одним из классиков русской литературы. Вообще, это был замечательный человек, скромный и деликатный в повседневной жизни, непримиримый и твердый при защите главных человеческих ценностей. Все его художественные произведения, публицистика, выступления – это обращение к душе человека. Недаром Валентина Григорьевича называют совестью России.

Затем библиотекари пригласили молодых людей ознакомиться с оформленной в отделе книжной выставкой «Всю жизнь я писал любовь к России», где представлены произведения В. Г. Распутина разных лет. Особенно привлекали внимание читателей юбилейные и подарочные издания книг автора, сборники очерков «Земля у Байкала», а также повесть «Прощание с Матерой», иллюстрированная иркутянином, заслуженным художником РФ Сергеем Элояном.

А в ходе литературного часа «Военное детство» семиклассники посмотрели отрывки из фильма по рассказу В. Распутина «Уроки французского». Во время беседы учащиеся активно задавали вопросы, обсуждали поступки главного героя, сравнивали послевоенную жизнь и отношения людей тех лет с нашим временем. После мероприятия ребята долго не расходились, с интересом рассматривая книги на выставке.

Красной нитью через все мероприятия прошла мысль о важности чтения и самостоятельного открытия для себя удивительного мира прозаика. Вдохновляюще звучала цитата иркутского критика В. Семеновой: «Что значит помнить писателя? Это значит помнить то главное, ради чего он жил, – его книги. Но прежде их надо прочитать!».


Каширцева Ирина Николаевна, главный библиотекарь,
Журавлева Екатерина Леонидовна, главный специалист по связям с общественностью
Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева
Фото И. Н. Каширцевой

Литературная гостиная «Уроки Распутина»,

посвящённая 80-летию со дня рождения В.Г. Распутина

Корнейчук И.Л.

Педагог доп.образования

школы-интерната №26 ОАО «РЖД»,

г. Нижнеудинск, Иркутской области.

Звучит музыка Листа «Шум леса». На экране слайды. Выходят ведущие.

1 чтец:

До сих пор ходят глупые сказки,

Что Сибирь – де без солнца, без ласки,

До сих пор ходят басни досужие,

Что Сибирь знаменита лишь стужею.

Мол метели там песни заводят,

Да медведи по улицам бродят.

До сих пор ещё часто при встрече

Спросит, ахая, житель столичный:

Из Сибири? Да что вы? Далече!...

Глухомань вам неужто привычна?

2 чтец:

Да, Сибирь далеко от столицы,

Да, здесь вьюга неделями злится,

Да, садами наш край еще беден,

Да, в тайге есть, конечно, медведи,

Но медвежьим одним лишь невежды

Край сибирский считают, как прежде!

3 чтец:

А какие тут дивные вёсны!

А какие тут звонкие сосны!

Тихо кедры мохнатые дремлют,

Разбежались цветы по увалам.

Поглядишь – не поверишь: на землю

Словно радуга с неба упала.

1 ведущий:

Но богат наш сибирский край не только удивительной природой, а, прежде всего, людьми. Многие из них прославили Сибирь. Среди них выдающийся писатель современности Валентин Распутин.

(Ведущие уходят)

На экране – портрет Распутина.

1 ученик: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве»,- писал В.Г. Распутин.

2 ученик: Обратимся к детству В.Г. Распутина, которое сделало его писателем.

«Родился я в трёхстах километрах от Иркутска,- рассказывает писатель,- в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил, воевал… Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва – едва управлялась с делами и семьёй, ей забот, сколько помню, всегда хватало».

1 ученик. Детство Распутина совпало с войной: в первый класс Аталанкской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, полуголодной. Здесь же, в Аталанке, научившись читать, Распутин полюбил книги.

2 ученик. Окончив четыре класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учёбу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это целых 50 километров от родной деревни. Каждый день не наездишься – надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. К тому же, как напишет потом Валентин Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».

О том, как чувствовал себя подросток в незнакомом городе, как жил, о чём думал, повествует Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского»

(Фрагмент фильма «Уроки французского»)

Звучит музыка. Выходят ведущие.

1 ведущий: Как же начинался писатель Распутин?

2 ученик: «По образованию я журналист, окончил Иркутский университет. Начинал с молодёжной газеты. На третьем году работы послали меня подготовить очерк о лесозаготовителях в один из районов Иркутской области. Я такой очерк написал. Но мне сказали, что очерка не получилось, материал ближе к рассказу. Эта подсказка редактора и послужила толчком к серьёзному отношению к литературе. Рассказ назывался «Я забыл спросить у Лёшки» и был опубликован в нашем иркутском альманахе «Ангара» в 1961 году», - говорит Распутин в одном из интервью.

1 ученик: Работая специальным корреспондентом «Красноярского комсомольца», Распутин писал статьи о строительстве железной дороги Абакан-Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС.

В 1967г появилась повесть «Деньги для Марии» . К этому времени Распутин был принят в союз писателей СССР и выпустил 3 книги очерков и рассказов. Однако с повестью «Деньги для Марии» критика связывает появление в литературе большого самобытного писателя, эту же повесть считает началом нового этапа в творчестве и сам автор. Повесть принесла Распутину всесоюзную и всемирную славу: она не раз переиздавалась, по ней была создана пьеса, поставленная в Москве, а затем в Германии, книга выходила в Софии, Праге, Барселоне, Братиславе, Хельсинки, Токио.

2 ученик: Героиня его первой повести «Деньги для Марии» - продавщица единственного на всю деревню магазина. Ревизор обнаружил у нее недостачу в 1000 рублей. Казалось бы, Распутин должен был разразиться негодованием по поводу расхищения общественного имущества. Но писатель поступил с точностью до наоборот. Сделал из Марии героиню с большой буквы. Муж Марии Кузьма решает собрать деньги с миру по нитке, взять в долг, у кого только можно. И писатель при этом заглядывает внутрь человеческой души, говорит о том, кто мы есть, размышляет, откуда в людях появились эгоизм, черствость, бездушие.

(Фрагмент фильма «Деньги для Марии»)

1 ученик: Самые сокровенные уголки людских характеров, самые глубокие переживания героев, чувства людей показаны Распутиными в других его произведениях. Что может быть прекраснее любви? Только сама любовь. Но и любовь может приносить страдания, любовь может менять человека, делать его лучше, делать его взрослее и мудрее. Об этом и говорится в рассказе « Рудольфио».

(Отрывок из фильма «Рудольфио»)

1 ведущий: Читателям всегда интересно заглянуть в творческую лабораторию писателя.

1 ученик: Вот что говорил о своей работе Распутин: « Начинаю писать тяжело – страница-полторы в день. Чаще всего не знаю, что будет в следующей главе. Постепенно материал проясняется, впереди брезжит финал повествования, я уже представляю, как к нему подобраться, и тогда пишу очень много, часто не хватает дня. Пишу карандашом, к сожалению, очень мелко, приходиться потом самому перепечатывать написанное.»

2 ученик: Много сейчас говорят о языке повестей Распутина. Читателей радует его свежесть, образность, неповторимость. Валентин Григорьевич как-то сказал: «Не сочтите за нескромность, но я считаю, что языку, каким пишут «деревенские» писатели – Астафьев, Белов, - выучиться нельзя. Этот язык принадлежит им и их героям, с которыми они долго жили, впитали его. Мои сибиризмы – это моя терминология, язык, на котором говорят сибиряки».

1 ведущий.

Родной сибирский говорок,

Как тёплый лёгонький парок

У губ, когда мороз под сорок.

Как омуль, вымерший почти,

Нет-нет он вдруг блеснёт в пути

Забытым всплеском в разговорах.

2 ведущий.

Родной сибирский говорок,

Меня ты, паря, уберёг

От всех прилизанных речей

Из гладких ровных кирпичей,

Где нет наличников резных

И голубятен озорных,

Как над тобой, моя изба.

Как над тобой, моя судьба.

3 ведущий.

Я был во всём огромном мире

Послом не чьим-нибудь – Сибири,

Хоть я совсем не дипломат.

И до конца – в ответ наветам –

Сибирским буду я поэтом,

А тот, кто мне не верит в этом,

Что ж – тот ничо не понимат.

1 ученик.

От любви к малой родине берут истоки все книги Распутина. Неслучайно в повести «Прощание с Матёрой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления. У Распутина Матёра – и остров, и одноимённая деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Но вот надумали построить на реке мощную гидроэлектростанцию. Остров попадал в зону затопления. Всю деревню надо было переселять в новый посёлок на правом берегу Ангары. Но эта перспектива никак не радовала стариков. Душа, например, бабки Дарьи обливалась кровью. Ведь в Матёре не только она выросла. Это родина её предков. А сама Дарья считает себя хранительницей традиций своего народа.

(Буктрейлер «Прощание с Матерой»)

2 ученик.

Подобная участь постигла и село Аталанка, с которой связаны детские годы Распутина. Его перенесли на другое место. В новую Аталанку переехала мать писателя. Но можно ли на новое место перенести прежний жизненный уклад? Оказалось, что нет. Ведь совершился не просто переезд. Людям пришлось менять ремёсла. Рукотворные моря лишили их привычного уклада. Негде стало сеять хлеб. Многие новые пашни не годились: кругом была в основном глина. В землю тоннами вбухивали удобрения, но они мало помогали. Вот почему стали меняться нравы.

1 ученик: После публикации повести Распутин говорил журналистам: «Не стоит обольщаться – нам уже не вернуть многие добрые традиции. Теперь речь идёт о том, чтобы сохранить оставшиеся, не отказываться от них с той же лёгкостью и бесшабашностью, как это было до недавних пор». Этому – спасению Земли, жизни, полезных традиций – посвящено практически всё творчество и вся общественная деятельность писателя.

2 ученик: Повесть «Пожар». В.Г. Распутин считал «по сути прямым продолжением» повести «Прощание с Матерой». Люди перебрались в новый поселок. Герой повести И.П. Егоров – сосед писателя по деревне И.Е. Слободчиков. Он не изменился с переездом деревни и с переменой ее уклада. Без совести, без любви к земле при любом укладе жить нельзя.

1 ученик: Автор говорит о никому не видимом внутреннем пожаре в душе героя, который пострашнее того, что уничтожил склады. Иван Петрович судорожно размышлял о том, что « свет перевернулся не сразу, а вот так, как у нас: было не положено, не принято – стало положено и принято, было нельзя – стало можно, считалось за позор, за смертный грех – почитается за ловкость и доблесть».

1 ученик: Пожар высветил такие человеческие пороки, как трусость, воровство,

вседозволенность, пьянство, равнодушие, попрание элементарной справедливости. Но он

также показал, что не перевелись на земле нашей настоящие русские характеры, которые

живут по совести, честно трудятся и любят свою землю.

2 ученик: У Распутина всегда было особое отношение к женщине, матери, старухе. У всех его незаметных, негромких героинь душа беспокойна и совестлива, их тревожит, что совесть «истончается» в людях. Его стыдливые, безропотные и чистые старухи, все эти Анны, Дарьи, Насти, Алены стали на пути Зла и Бесстрашия. Патриарх сказал как-то: «…белые платочки бабушек спасли православную церковь от уничтожения». Старухи Валентина Распутина, наши матери и женщины России спасли совесть народа, отогрели его душу, вдохнули силы.

1 ученик: Повесть "Последний срок", которую сам В. Распутин назвал главной из своих книг, затронула многие нравственные проблемы. В этом произведении В.Распутин показал взаимоотношения внутри семьи, поднял проблему уважения к родителям, очень актуальную в наше время, поставил вопрос о совести и чести, который затронул каждого героя повести.

2 ученик. «Моя бабушка Марья Герасимовна не просто помогала мне,- говорит писатель,- а всю себя отдала, вместе с говором, характером, судьбой, мышлением, чтобы я мог написать своих старух - Анну в «Последнем сроке» и Дарью в «Прощании с Матёрой», Василису в «Василии и Василисе». Ни с кем в жизни я не разговаривал

с таким интересом и с такой пользой, как с нею, особенно когда повзрослел, а она слегла, и торопиться ей стало некуда».

1 ученик: Валентин Распутин уверен, что современная молодёжь плохо знает своих стариков, не ценит их. И хочет подчеркнуть, что «наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и Боге, не распылили и не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям, учениям и страстям. Сошлюсь опять на свою Дарью, на её слова, обращённые к внуку: “Я мало видала, да много жила. На чё мне довелось смотреть, до-о-олго на его смотрела, а не походя, как ты”».

2 ученик: «Ни с кого душа не требует так сурово, как с русского человека»… Повесть «Живи и помни» была написана в 1974 году и родилась из пережитого писателем в детстве и размышлений о деревне военных лет. Просто и буднично рассказывает писатель о цене предательства. Предательства, которое выросло из небольших уступок

совести, долгу, чести. Погубив себя, Андрей Гуськов губит и самых дорогих и любимых людей.

1 ученик: После тяжёлого ранения Гуськов отчаянно захотел хоть ненадолго вернуться на родину, лишь взглянуть на свою Атамановку, прижать к груди Настёну, перемолвиться со стариками. Но шла война: она устанавливала свои жестокие законы. Ему не встретились ни патрули, ни проверки, не было придирчивых расспросов. Но избежав трибунала, Гуськов всё же не ушёл от суда, суда совести. Он сам превратил себя в изгоя, не значащегося ни в живых, ни в мёртвых. Он бродит по родной округе, постепенно теряя человеческий облик.

2 ученик: Изменив солдатскому долгу, Гуськов предал не только себя, но и свою жену, которую отлучил от деревни и от народа. Отчаявшись найти выход из создавшегося тупика, бросается Настёна в ледяные воды Ангары. Для Валентина Распутина неприемлема философия всепрощения. В этом и состоит трагический и высокий нравственный урок для настоящих и будущих поколений.

1 ученик: Одна из последних повестей Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» основана на реальных событиях, произошедших с его знакомыми в Иркутске, и рассказывает о том, как героиня повести стала поперек привычному течению жизни, при котором насильник, дав взятку, может уйти безнаказанным. Она сама вершит возмездие - убивает насильника своей дочери из собственноручно изготовленного обреза. Но, по словам В.Распутина: «Она ещё не знала или не хотела говорить, что не миновать ей этой пожизненной каторги под спросом совести и теперь». Писателю удаётся на этом страшно простом материале дать картину жизни современной России, обозначить все болевые точки сегодняшней народной трагедии.

2 ученик: В.Распутин известен не только как автор художественной прозы, но и как яркий публицист. Он хорошо понимал свой долг перед Родиной и совершил свой нравственный подвиг – стал писать статьи в защиту Байкала, обратился лично к президенту России В.В. Путину с просьбой защитить Байкал, доказывая, «что Байкал создан как венец природы не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него воду, главное и бесценное его богатство, любоваться державной его красотой и дышать его заповедным воздухом. И это, прежде всего, необходимо нам.»

Результатом беседы с президентом было то, что ветка нефтепровода проходит не по дну Байкала, а отодвинута от великого озера на несколько километров.

(Под звучание песни о Байкале слайды о Байкале с цитатами В. Г. Распутина из эссе «Байкал передо мною».)

1 ведущий: В статье «Вопросы, вопросы…» В. Г. Распутин размышляет о совести, о деревне, о молодёжи, о патриотизме, о языке, о русскости и о многом другом. Почитайте его раздумья. Не пожалеете! А заканчивается эта статья такими словами:

2-й ведущий: Верю в конечный светлый смысл нашего существования на земле, в то, что жизнью своей мы удобрим какие-то великие цели.

3-й ведущий: Верю в добро, побеждающее зло, в постепенное накопление и объединение добра, в то, что оно свободно будет избрано всеми…

(Видео «В.Распутин. Душа хранит» (до слов о герое нашего времени))

1 ученик: Писателя Валентин Распутина не стало 2 года назад. Его уход стал настоящей потерей для России. Владимир Крупин называет его «человеком трагических предчувствий», взывавшим к соотечественникам не отрекаться от самих себя, помнить и хранить свои святыни.

2 ученик: Творчество Валентина Распутина – это пророчество, сбывшееся при жизни писателя. Это воззвание к человечеству, ставшее сегодня как никогда актуальным. Это призыв сохранить в себе человеческое и оставаться людьми, чтобы было у нас «хорошее сердце и правильная душа»!

Продавит русская весна
Плотину вражеского круга.
Россия будет спасена -
И в этом есть твоя заслуга.

Борьбы невиданной накал
Очистит Родину от смога.
Задышат Волга и Байкал -
И в этом есть твоя подмога.

3 чтец: Излечит русская душа
Народ от горечи и гнета
Из православного ковша -
И в этом есть твоя забота.

1 чтец: Господь Великий как-нибудь
Нас отведет от замогилья.
Осветит солнце Русский Путь
И в этом есть твои усилья.

Урок, посвящённый жизни и творчеству В.Г. Распутина

Цели : углубить знания учащихся о творчестве и личности В. Г. Распутина,

показать высокую гражданственность, самобытность его творчества

На примере творчества В. Г. Распутина воспитывать у учащихся стремление занимать активную жизненную позицию.

Развивать устную речь учащихся, умение свободно владеть словом, чувствовать и передавать то, что тревожит, волнует автора, а также свое собственное отношение к поднятой им проблеме, развивать артистические, художественные способности ребят.

Оформление : выставка книг В.Г. Распутина, иллюстрации учащихся к его произведениям

Столы можно составить буквой «П», в центре на столике цветы. Необходимо пространство для инсценировок.

Ход вечера.

Звучит музыка Листа «Шум леса». На экране слайды. Выходят ведущие.

1 ведущий:

До сих пор ходят глупые сказки,

Что Сибирь – де без солнца, без ласки,

До сих пор ходят басни досужие,

Что Сибирь знаменита лишь стужею.

Мол метели там песни заводят,

Да медведи по улицам бродят.

До сих пор ещё часто при встрече

Спросит, ахая, житель столичный:

Из Сибири? Да что вы? Далече!...

Глухомань вам неужто привычна?

2 ведущий:

Да, Сибирь далеко от столицы,

Да, здесь вьюга неделями злится,

Да, садами наш край еще беден,

Да, в тайге есть, конечно, медведи,

Но медвежьим одним лишь невежды

Край сибирский считают, как прежде!

3 ведущий:

А какие тут дивные вёсны!

А какие тут звонкие сосны!

Тихо кедры мохнатые дремлют,

Разбежались цветы по увалам.

Поглядишь – не поверишь: на землю

Словно радуга с неба упала.

1 ведущий:

Но богат наш сибирский край, прежде всего, людьми. Многие из них прославили Сибирь. Среди них Валентин Распутин.

(Ведущие уходят)

На экране – портрет Распутина.

1 группа рассказывает о детстве писателя.

1 ученик: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве»,- писал В.Г. Распутин.

2 ученик: Обратимся к детству В.Г. Распутина, которое сделало его писателем. «Родился я в трёхстах километрах от Иркутска,- рассказывает писатель,- в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил, воевал… Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва – едва управлялась с делами и семьёй, ей забот, сколько помню, всегда хватало».

3 ученик. Детство Распутина совпало с войной: в первый класс Аталанкской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, полуголодной. Здесь же, в Аталанке, научившись читать, Распутин полюбил книги.

4 ученик. Окончив четыре класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учёбу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это целых 50 километров от родной деревни. Каждый день не наездишься – надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. К тому же, как напишет потом Валентин Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».

О том, как чувствовал себя подросток в незнакомом городе, о чём думал, чем занимался, повествует Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского»

Инсценировка эпизода из рассказа «Уроки французского»

(После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре. Она вышла из учительской и, кивнув, завела меня в класс. Как всегда, она села за стол, я хотел устроиться за третьей партой, подальше от нее, но Лидия Михайловна показала мне на первую, прямо перед собой.

Это правда, что ты играешь на деньги? - сразу начала она. Она спросила слишком громко, мне казалось, что в школе об этом нужно говорить только шепотом, и я испугался еще больше. Но запираться никакого смысла не было, Тишкин успел продать меня с потрохами. Я промямлил:

Правда.

Ну и как - выигрываешь или проигрываешь? Я замялся, не зная, что лучше.

Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверное?

Вы... выигрываю.

Хорошо, хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами?

В первое время в школе я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку. У нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, a у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе - она иногда могла сказать и всласть, а словно бы от притаенности и ненужной экономии. Я готов был свалить все на французский язык: конечно, пока училась, пока приноравливалась к чужой речи, голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке, жди теперь, когда он опять разойдется и окрепнет. Вот и сейчас Лидия Михайловна спрашивала так, будто была в это время занята чем-то другим, более важным, но от вопросов ее все равно было не уйти.

Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?

Нет, не много. Я только рубль выигрываю.

И больше не играешь?

А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?

Покупаю молоко.

Молоко?

Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне. Не смея поднять глаза на нее, я не посмел и обмануть ее. Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?

Она помолчала, рассматривая меня, и я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются своей дурной силой. Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги.

И все-таки на деньги играть не надо, - задумчиво сказала Лидия Михайловна. - Обошелся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись?

Не смея поверить в свое спасение, я легко пообещал:

Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками.)

Звучит музыка. Выходят ведущие.

1 ведущий.

Родной сибирский говорок,

Как тёплый лёгонький парок

У губ, когда мороз под сорок.

Как омуль, вымерший почти,

Нет-нет он вдруг блеснёт в пути

Забытым всплеском в разговорах.

2 ведущий.

Родной сибирский говорок,

Меня ты, паря, уберёг

От всех прилизанных речей

Из гладких ровных кирпичей,

Где нет наличников резных

И голубятен озорных,

Как над тобой, моя изба.

Как над тобой, моя судьба.

3 ведущий.

Я был во всём огромном мире

Послом не чьим-нибудь – Сибири,

Хоть я совсем не дипломат.

И до конца – в ответ наветам –

Сибирским буду я поэтом,

А тот, кто мне не верит в этом,

Что ж – тот ничо не понимат.

1 ведущий.

Как же начинался писатель Распутин?

2 группа. Становление писателя.

1 ученик.

«По образованию я журналист, окончил Иркутский университет. Начинал с молодёжной газеты. На третьем году работы послали меня подготовить очерк о лесозаготовителях в один из районов Иркутской области. Я такой очерк написал. Но мне сказали. Что очерка не получилось, материал ближе к рассказу. Эта подсказка редактора и послужила толчком к серьёзному отношению к литературе. Рассказ назывался «Я забыл спросить у Лёшки» и был опубликован в нашем иркутском альманахе «Ангара» в 1961 году», - говорит Распутин в одном из интервью.

2 ученик.

Будучи журналистом, Распутин написал две книжки очерков о людях современной Сибири, её стройках – Братской, Саяно-Шушенской ГЭС, дороге Абакан – Тайшет.

3 ученик.

Читателям всегда интересно заглянуть в творческую лабораторию писателя. Вот что говорит о своей работе Распутин: « Начинаю писать тяжело – страница-полторы в день. Чаще всего не знаю, что будет в следующей главе. Постепенно материал проясняется, впереди брезжит финал повествования, я уже представляю, как к нему подобраться, и тогда пишу очень много, часто не хватает дня. Пишу карандашом, к сожалению, очень мелко, приходиться потом самому перепечатывать написанное»

4 ученик.

Много сейчас говорят о языке повестей Распутина. Читателей радует его свежесть, образность, неповторимость. Валентин Григорьевич как-то сказал: «Не сочтите за нескромность, но я считаю, что языку, каким пишут «деревенские» писатели – Астафьев, Белов, - выучиться нельзя. Этот язык принадлежит им и их героям, с которыми они долго жили, впитали его. Мои сибиризмы – это моя терминология, язык, на котором говорят сибиряки»

5 ученик

Вот некоторые сибиризмы Распутина.

Шпарить – быстро, энергично говорить

Пошвыркать – похлебать

Вякать – болтать, говорить

Непогодье плохая погода, ненастье

Тюкать – несильно ударять

Хлюзда – плут, обманщик

Притайка – то, что спрятано

Обутка – обувь

Драть – убегать

Выходят ведущие.

1ведущий.

Мечтою чуть не каждый ныне

Стать дворянином обуян –

В архивной утопает тине,

А я горжусь, что из крестьян!

И я горжусь, что наши деды

Растили хлеб, а в дни войны

С мечом шагали до Победы,

Не посрамив родной страны.

2 ведущий.

Ну кто вот так ещё до боли

Любил свой васильковый край?

Они сначала вспашут поле,

Потом уж соберутся в рай.

Хотелось бы поймать жар-птицу,

Чтоб стала жизнь светлей кругом,

И разве кто на заграницу

Из них сменял бы отчий дом?!

3 ведущий.

Не зря в душе растёт тревога:

Заполонил поля бурьян.

Дворян в России стало много,

Зато поди найди крестьян.

3 группа. Вечные и современные проблемы в творчестве писателя.

1 ученик.

От любви к малой родине берут истоки все книги Распутина. Неслучайно в повести «Прощание с Матёрой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления. У Распутина Матёра – и остров, и одноимённая деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Но вот надумали построить на реке мощную гидроэлектростанцию. Остров попадал в зону затопления. Всю деревню надо было переселять в новый посёлок на правом берегу Ангары. Но эта перспектива никак не радовала стариков. Душа, например, бабки Дарьи обливалась кровью. Ведь в Матёре не только она выросла. Это родина её предков. А сама Дарья считает себя хранительницей традиций своего народа.

2 ученик.

Подобная участь постигла и село Аталанка, с которой связаны детские годы Распутина. Его перенесли на другое место. В новую Аталанку переехала мать писателя. Но можно ли на новое место перенести прежний жизненный уклад? Оказалось, что нет. Ведь совершился не просто переезд. Людям пришлось менять ремёсла. Рукотворные моря лишили их привычного уклада. Негде стало сеять хлеб. Многие новые пашни не годились: кругом была в основном глина. В землю тоннами вбухивали удобрения, но они мало помогали. Вот почему стали меняться нравы.

3 ученик.

После публикации повести Распутин говорил журналистам: «Не стоит обольщаться – нам уже не вернуть многие добрые традиции. Теперь речь идёт о том, чтобы сохранить оставшиеся, не отказываться от них с той же лёгкостью и бесшабашностью, как это было до недавних пор». Этому – спасению Земли, жизни, полезных традиций – посвящено практически всё творчество и вся общественная деятельность писателя.

4 ученик.

Для Распутина любовь к земле не абстрактное понятие. Она подкреплена конкретными делами: борьбой за Байкал, стремлением сохранить исторические облики российских городов, возвращением древним центрам страны прежних названий.

Звучит музыка. Загорается яркий свет. Вечер заканчивается.


Разделы: Литература

Цель вечера: продолжить знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести ребят в духовный мир В.Распутина, в нравственный мир его героев, выявить гражданскую позицию художника.

Оформление:

  • книжная выставка с эпиграфом:

“Если соберем волю каждого в одну волю – выстоим!
Если соберем совесть каждого в одну совесть – выстоим!
Если соберем любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!”

(В.Г.Распутин)

  • портрет писателя;
  • фотографии и слайды
  • видеозаписи о Байкале

Ход урока

Зал поделен на несколько зон:

  • Биограф
  • Литературовед
  • Критик
  • Консультант
  • Исполнители
  • Гости – зрители

Выступления биографа: Валентин Григорьевич Распутин (1937) - один из признанных мастеров “деревенской прозы”, один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего с точки зрения нравственно- философских проблем. И снова слово самого писателя: “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды, грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, потом снова шли в лес – большинство наших радостей и наших занятий было связано с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались легенды и песни”.

Ведущая: В.Распутин – из плеяды писателей, способных встревожить души юных читателей, передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. Чтобы понять раздумья, чувства, заботы писателя, важно знать об истоках его жизни.

Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством.

Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру все новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать… Но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Ее сменить нельзя.

“Малая” родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я, например, когда испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, возле моей родной Аталанки, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. Сам Распутин уверен, что все мы с рождения впитываем в себя картины своей Родины.

…Немало в жизни повидал я всяких красот, рукотворных и нерукотворных, но и умирать я буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет. Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел – от вошедшей в меня красоты обомлел от явившегося из нее сознательного и материального чувства родины.

Поэтический отклик Станислава Куняева на “Прощание с Матерой”.

Валентину Распутину

На родине, как в космосе, не счесть
Огня и леса, камня и простора,
Все не вместишь, не потому ли есть
У каждого из нас своя Матера,
Своя Ока, где тянет холодок
В предзимний день от влаги загустевшей,
Где под ногой еще хрустит песок
Крупнозернистый и заиндевевший…
Прощай, Матера! Быть или не быть
Тебе в грядущей жизни человечьей –
Нам не решить, но нам не разлюбить
Твоей судьбы непостижимо вещей.
Я знаю, что необозрим народ,
Что в нем, как в море, света или мути,
Увы, не счесть… Да будет ледоход,
Да будут после нас иные люди!
Прощай, Матера, боль моя, прощай,
Прости, что слов заветных не хватает,
Чтоб вымолвить все то, что, через край
Переливаясь, в синей бездне тает…

Литературовед ведет разговор о повести “Прощание с Матерой”.

Какие общечеловеческие проблемы в этой повести? (О совести, о вечных ценностях, о родине, о смысле человеческой жизни)

Консультант:

Гибель Матеры – это тяжелое время для многих жителей деревни. А тяжелое время - это время испытаний человека. Как писатель выявляет, кто есть кто?

Через отношение к родной земле, к “малой” родине.

И к родной избе, и к могилам тоже! Через отношение к родным могилам и жителей, и начальства, для которого эти могилы ничего не значат.

Необходимо ли затопление Матеры? Ради кого, ради чего это делается?

Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей. Ради тех же материнцев и еще, может быть, тысяч и миллионов. Сколько еще таких Матер до сих пор без света!

Ведущий: В.Г. Распутин. Русский писатель – это пророк, гражданин, учитель и совесть нации. Ему пришлось главные вопросы: “ Кто виноват?” “Что делать?” “Когда же придет настоящий день?” “Что с нами происходит?”

Вот высказывания В.Распутина

  • Его мысли и убеждения, и чувства. О русском народе: “Как бы хотелось призвать к старому нравственному правилу: нельзя мне поступать дурно, ибо я русский. Когда-нибудь, будем надеяться, русский человек возведет эти слова в свой главный жизненный принцип и сделает их национальным путеводством”.
  • О православии: “Нас отрывают от веры – не оторвемся. Душа русского человека нашла свой подвиг и свое пристанище в православии, и только там мы обретем ее для искупительных и спасительных трудов, только там соединимся в своем временном и вечном призвании, а не в блудливых похождениях по задворкам чужих толков и религий.
  • Об интернационализме: “Я за тот интернационализм, в котором, не мешая друг другу, а только дополняя, будет существовать расцветка всех нации. Понятие “национализм” сознательно оболгано. Судить о нем следует не по крайностям и дури, которых не миновать во всякой здоровой идее, а по сердцевине и нравственно-духовным началам”.
  • О гражданственности: “Почему-то стало принятым считать, что гражданин – это непременно бунтарь, ниспровергатель, нигилист, человек, рвущии свою сращенность с отечественным строем души.
    А если рвущий, не принимающий, ненавидящий – какой же он, простите, гражданин?! Позиция, свойственная гражданину, должна быть со знаком плюс, а не минус. Она должна быть созидательного, преобразовательного к лучшему, домостроительного характера, иметь сыновние, а не прокурорские обязанности”.
  • О строе: “Я бы не стал решительно отдавать предпочтение какой-то одной системе – капитализму или социализму. Дело не в названиях, не в обозначениях, они могут быть условными, а в содержании их, в наполнении, в гибком соединении их лучших сторон, в том, что более соответствует хозяйственной “фигуре” народа. Решительно менять в таких случаях “одежку” - занятие опасное”.
  • О правах человека: “ В самом деле, подмена воистину дьявольская: права человека сделались отрицанием прав народа, а человек-то с правами – это, конечно, не рядовая личность, а или хам с телевидения, или плут размера Чубайса и Абрамовича, вокруг которых пасутся стада адвокатов”.

Эти высказывания писателя относятся к разным годам постсоветского периода, начиная с 1991 года. Уже 15 лет писатель хочет достучаться до наших сердец, хочет быть услышанным.

А мы не слышим. А, может быть, надо вслушаться и вчитаться нам всем в слова нашего земляка, иркутянина, настоящего гражданина своего Отечества. Может быть, что-то прозреет в наших душах, и мы обретем память человеческую и повернемся лицом не к сиюминутной суете каждого дня, а вспомним что мы - тоже граждане этого из нас зависит многое в судьбе нашей страны.И,может быть,и в наших судьбах что-то изменится…

Литературовед:

Повесть “Живи и помни” была написана в 1974 году и родилась из соприкосновения пережитого писателем в детстве с его сегодняшними размышлениями о деревне военных лет. Трудно и тяжело было всем – и на фронте, и в тылу. Просто и буднично рассказывает писатель о цене предательство. Предательства, которое выросло из небольших уступок совести, долгу, чести. Погубив себя, Андрей Гуськов губит самых дорогих и любимых людей.

Критик:

А что было предосудительного в том, что Гуськов после тяжелейшего ранения отчаянно захотел хоть ненадолго вернуться на родину, лишь взглянуть на свою Атамановку, прижать к груди Настену, перемолвиться со стариками?

Консультант:

Но ведь шла война и она устанавливала свои жесткие законы. Писатель вовсе не предает беглеца суду военного трибунала, напротив, внешние обстоятельства даже благоприятствуют герою повести. Ему не встретились ни патрули, ни проверки, не было придирчивых расспросов.

Но избежав трибунала, Гуськов все же не ушел от суда. Этот суд может быть, более суровый. Суд совести. Он сам превратил себя в изгоя, не значащийся ни в живых, ни в мертвых, бродит Андрей Гуськов по родной округе, постепенно теряя человеческий облик.

Изменив солдатскому долгу, Гуськов предал не только себя, но и свою жену, которую отлучил от деревни и от народа.

Гуськов у Распутина – человек не столько слабый, сколько эгоистичный. Настена, напротив, натура цельная, чистая, бескорыстная. И есть жестокая несправедливость в том, что замечательные качества героини расходуются впустую, на цель ничтожную – на Гуськова.

Придав Родину, Гуськов предает и самого близкого ему человека.

Отчаявшись найти выход из глупого тупика, бросается Настена в ледяные воды Ангары. Для Валентина Распутина неприемлема философия всепрощения.

В этом состоит трагический и высокий нравственный урок для настоящих и будущих поколений.

Литературовед:

Повесть В. Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана”.

Консультант:

Давайте все вместе попытаемся ответить на вопрос: в чем же заключается правда последней повести Распутина?

Одни сочтут главным и важным убийством – мщение за поругание юной девушки. Но если это главное, почему Распутин, в отличие от многих современных авторов, не описывает ни сцены насилия, ни сцены убийства? Другие – показать правду о существующем положении для новых хозяевах жизни. И все же, как бы мы ни бились над вопросом о том, что является главным в повести, однозначного ответа найти не сможем – ни один ответ не вместит в себя всей полноты правды писателя.

При внимательном прочтении повести мы увидим, что Тамара Ивановна решилась на собственное правосудие только после того, как почувствовала, поняла, что следовать способен принять взятку. Героиня поняла, что надеяться на наше правосудие нельзя, что право далеко от истины. Тамара Ивановна и является тем человеком, который всей жизнью и решительным поступком своим свидетельствуют о необходимости и возможности остаться человеком. Авторское понимание правды – это правда народная: о Тамаре Ивановне говорят в городе как о героине, “ в колонии она пользуется авторитетом…”

Дочь Ивана, мать Ивана имеет силу отстоять свою правду, имеет силу вобрать в свое сердце беду своей дочери, направить сына на верный путь и этом ее правда и ее величие.

Невозможно согласиться с прославлением героини повести Тамары Ивановны, невозможно оправдать выстрел.

Если, по логике повести все беды от рынка, от торгашества, от продажности - и насилие совершается на его задворках – и “правосудие” там же, - то почему умная и волевая мать не уберегла дочь раньше? Почему разрешила уйти из школы, которой не верила. Почему пустила на рынок, не помогла искать другую профессию? Мать борется за будущее – но почему не защитила раньше? Почему не думает, как воскресить душу дочери, а, уходя в тюрьму, оставляет наедине с собой…

Кроме того, образ сына Ивана не совсем убедителен. В большинстве примеров он, на мой взгляд, идет простым, легким путем и взволнован ли он тем, как сложиться судьба матери, Тамары Ивановны, сможет ли он утешить сестру? Если внимательно проанализировать поступки Ивана, то увидишь, что у него нет воли к добру, а есть только рассуждения. И он отправляется работать не в школу, где нужен, но где слишком трудно, а выбирает путь более простой.

Уроки совести и правды показали, что и у многих наших учеников нашлись заветные слова, чтобы выразить свое отношение к творчеству В. Распутина. Свидетельство тому их признания: “Мне дорог и близок Распутин, потому что он в своих произведениях описывает человеческие чувства и душевные качества, которые я очень ценю в людях. Все, что я прочла у него пронизано любовью к простым людям с их порой нелегкой судьбой”; “Распутин пишет о нашей сегодняшней жизни, исследует ее из глубины, будит мысль, заставляет работать душу”; “Повесть Распутина заставляет задуматься над каждым словом. Пишет он просто, но в то же время глубоко и о серьезном. Он прекрасный психолог, художник. Я ясно представляю созданные им картины жизни, волнуюсь, переживаю за судьбы людей. Собираюсь еще раз перечитать его повести. Уверена, что открою для себя новое”

Всероссийский урок по творчеству Распутина

Тема: Валентин Распутин: уроки нравственности и доброты

Цели: познакомить школьников с основными фактами биографии писателя; раскрыть роль его произведений в формировании нравственных начал; прививать интерес к чтению рассказов и повестей В. Распутина.

Ход урока

    Вступительное слово учителя

Имя Валентина Григорьевича Распутина известно практически каждому жителю России. С его произведениями мы начинаем знакомиться на уроках литературы в 6 классе, затем читаем его повести в старшей школе и продолжаем читать их всю жизнь.

15 марта 2017 года Валентину Григорьевичу Распутину исполнилось бы 80 лет. Этой дате посвящен наш урок. Сегодня такие юбилейные уроки памяти проходят во всех российских школах.

Чем же заслужил Валентин Григорьевич Распутин такой почет, такое внимание народа? Давайте поближе познакомимся с этим человеком, его судьбой и творчеством.

    Сообщения уч-ся 8 класса

Биография писателя

1 ученик 1.

Валентин Григорьевич Распутин один из немногих русских писателей, для которых Россия – не просто географическое место, где он появился на свет, а Родина в самом высоком и наполненном смысле этого слова. Ещё его называют «певцом деревни», колыбели и души Руси.

Будущий прозаик родился в сибирской глубинке – посёлке Усть-Уда, на таёжном берегу могучей Ангары. Красота сибирской природы, увиденная Валентином в первые годы жизни, так поразила его, что стала неотъемлемой часть каждого произведения Распутина.

2 ученик 2.

Мальчик рос удивительно смышлёным и пытливым. Он читал всё, что попадалось в его руки: обрывки газет, журналы, книги, которые можно было раздобыть в библиотеке или в домах односельчан. После возвращения с фронта отца в жизни семьи, как казалось, всё наладилось. Мама работала в сберкассе, отец, герой-фронтовик, стал заведующим почтовым отделением. Беда пришла оттуда, откуда её никто не ждал. На пароходе у украли сумку с казёнными деньгами. Заведующего судили и отправили отбывать срок на Колыму. Трое детей остались на попечении матери. Для семьи начались суровые, полуголодные годы.

3 ученик 3.

Учиться Валентину Распутину пришлось в посёлке Усть-Уда, за полсотни километров от деревни, где он жил. В Аталанке имелась только начальная школа. В будущем писатель отобразил свою жизнь этого сложного периода в замечательном и удивительно правдивом рассказе «Уроки французского». Несмотря на трудности, парень учился хорошо. Он получил аттестат с отличием и без труда поступил в Иркутский университет, выбрав филологический факультет. Студенческие годы были удивительно насыщенными и трудными. Парень старался не только блестяще учиться, но и помогать семье, маме. Он подрабатывал, где только мог. Именно тогда Распутин начал писать. Сначала это были заметки в молодёжную газету.

1 ученик 4.

Ещё до защиты диплома он стал сотрудником иркутской газеты «Советская молодёжь», а в 1962-ом Валентин Григорьевич переехал в Красноярск. Вскоре в альманахе «Ангара» начали публиковать первые литературные очерки молодого прозаика. Позже они вошли в первую книгу Распутина «Край возле самого неба». Среди первых рассказов писателя – «Василий и Василиса», «Рудольфио» и «Встреча».

В 1967 году вышла первая повесть Распутина «Деньги для Марии», после публикации которой его приняли в Союз писателей. и известность пришли незамедлительно. В 1970-ом в популярном журнале «Наш современник» вышла вторая повесть Валентина Распутина «Последний срок», которая принесла ему всемирную известность и была переведена на десятки языков. Многие назвали это произведение «костром, возле которого можно отогреть душу».

2 ученик 5.

Спустя 6 лет вышла фундаментальная повесть, которую многие считают визитной карточкой прозаика. Это произведение «Прощание с Матёрой». В нём рассказывается о деревне, которая скоро должна быть затоплена водой из-за строительства крупной ГЭС. Валентин Распутин повествует о том пронзительном горе и неизбывной тоске, которую испытывают коренные жители, старики, прощаясь с землёй и ветхой деревенькой, где знакомая и до боли родная каждая кочка, каждая колода на избе. Здесь нет обличительства, причитаний и гневных призывов. Просто тихая горечь людей, которые хотели дожить свой век там, где зарыта их пуповина.

1977 год. За повесть «Живи и помни» Валентина Распутина наградили Государственной премией СССР. Это произведение о человечности и той трагедии, которую принесла стране Великая Отечественная война. О сломанных жизнях и силе русского характера, о любви и страданиях.

3 ученик 6 .

Судьба России, ее народа, ее природных богатств всегда волновала писателя. Он немало сил и времени на защиту Байкала, воевал с ненавистными ему либералами. Летом 2010-го его избирают членом Патриаршего совета по культуре от Русской православной церкви.

1 ученик 7 .

Долгие десятилетия рядом с Мастером находилась его верная жена Светлана. Она была настоящей единомышленницей своего талантливого мужа. Личная жизнь Валентина Распутина с этой замечательной женщиной сложилась счастливо. Это счастье длилось до лета 2006 года, когда в катастрофе аэробуса в иркутском аэропорту погибла их дочь Мария, педагог Московской консерватории, музыковед и талантливый органист. Супруги вместе пережили это горе, которое подорвало их здоровье.

2 ученик 8.

Светлана Распутина умерла в 2012 году. С этого момента писателя поддерживали на свете сын Сергей и внучка Антонина. Валентин Григорьевич пережил супругу всего лишь на 3 года. За несколько дней до кончины он пребывал в коме. Не стало писателя 14 марта 2015 года. По московскому времени он не дожил до 78-го дня рождения 4 часа. Но по времени того места, где он родился, смерть пришла в день его рождения, который в Сибири и считают настоящим днём кончины великого земляка.

3 ученик 9.

Похоронили писателя на территории иркутского Знаменского монастыря. Проститься с ним пришли более 15 тысяч земляков. Накануне отпевание Валентина Распутина в храме Христа Спасителя совершил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

    Выставка книг В.Распутина и презнтация (выступление библиотекаря)

    Беседа по произведению В. Распутина «Уроки французского»

Рассказ «Уроки французского» появился в 1973 году.

«Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин. – Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».

Ответьте, как называется произведение, основанное на фактах из жизни писателя? (автобиографическое)

Вспомните, где и когда происходит действие. (Через 3 года после окончания войны, в 1948 году, в далекой сибирской деревне)

Кто является главным героем? От чьего лица ведется повествование? (11-летний мальчик, ученик 5 класса, ни имени его, ни фамилии автор не называет)

Коротко перескажите сюжет.

1 ученик

Рассказ ведется от лица деревенского мальчика, отправленного в город для продолжения учебы в средней школе. Шел голодный 1948 год, у хозяев квартиры тоже были дети, которых нужно было кормить, поэтому герою рассказа приходилось самому заботиться о своем пропитании. Мама иногда присылала из деревни передачи с картошкой и хлебом, которые быстро заканчивались, и мальчик почти постоянно голодал. Однажды он попал на пустырь, где дети играли на деньги в «чику», и присоединился к ним. Вскоре он приноровился к игре и стал выигрывать. Но каждый раз уходил после того, как набирал рубль, на который покупал себе на рынке кружку молока. Молоко было необходимо ему как лекарство от малокровия. Но так продолжалось недолго. Ребята дважды избили его, после чего он прекратил игру.

2 ученик

Герой рассказа учился хорошо по всем предметам, кроме французского языка, в котором ему никак не давалось произношение. Учительница французского, Лидия Михайловна, отмечала его старание, но сокрушалась по поводу явных недостатков в устной речи. Она узнала, что её ученик играл на деньги, чтобы покупать молоко, что был избит товарищами, и преисполнилась сочувствием к способному, но бедному мальчику. Учительница предложила заниматься дополнительно французским языком у неё дома, рассчитывая под этим предлогом подкармливать бедолагу.

3 ученик

Однако она еще не знала, с каким крепким орешком довелось ей столкнуться. Все её попытки усадить его за стол были безуспешны – диковатый и гордый мальчик наотрез отказывался «столоваться» у своей учительницы. Тогда она прислала на адрес школы посылку с макаронами, сахаром и гематогеном, вроде бы от мамы из деревни. Но герой рассказа прекрасно знал, что в сельпо таких продуктов купить невозможно, и вернул подарок отправительнице. Тогда Лидия Михайловна пошла на крайние меры – предложила мальчику сыграть с ней в игру на деньги, знакомую ей с детства – «замеряшки». Он не сразу, но согласился, посчитав это «честным заработком». С этого дня каждый раз после уроков французского (в котором он стал делать большие успехи) учительница и ученик играли в «замеряшки». У мальчика снова появились деньги на молоко, и жизнь его стала гораздо сытнее.

4 ученик

Конечно, вечно так продолжаться не могло. Однажды директор школы застал Лидию Михайловну за игрой с учеником на деньги. Разумеется, это посчиталось проступком, не совместимым с дальнейшей её работой в школе. Учительница уехала через три дня на родину, на Кубань. А через какое-то время, в один из зимних дней, на имя мальчика в школу пришла посылка с макаронами и яблоками.

Какие уроки извлекли из этой истории герой рассказа и читатели?

«Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих».

«Будь принципиальным, не пресмыкайся».

«Будь добрым, отзывчивым, люби людей».

«Будь благодарным».

    Просмотр фрагмента фильма «Уроки французского»

Ребятам 6 класса только предстоит познакомиться «Уроками французского». Фильм, снятый в 1978 году по этому произведению режиссером Евгением Ташковым, поможет вам представить персонажей, когда вы будете читать рассказ. А тем, кто уже знаком с героем, приятно будет вновь встретиться с ним.

    Чтение стихотворения «Доброта» М. Пляцковского

Мы видим, ребята, что самый главный урок, который получили и герои рассказа, и читатели, - это урок доброты.

Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

6. Заключительная беседа

Давайте попробуем ответить на вопрос, которым мы задались в начале урока: « Чем же заслужил Валентин Григорьевич Распутин такой почет, такое внимание народа?»

Народной прозы кедр сибирский,
Заступник матушки-земли.
Трудов российская прописка,
Душевной боли светлый лик.

Хранитель русского уклада,
Печальник речек и озер.
В его словах бодрящий ладан
И скорби сотканный узор.

Его душа срослась с глубинкой
И ей болела до конца.
А сердце скромно, по старинке
Светило гением творца.

…Ушел от нас носитель правды,
Но не угас его костер.
Сибирский кедр достоин славы
И слез от речек и озер.

Людмила Башко Валентину Распутину
А победа бывает тихой,
А победа бывает кроткой.
Если бьют по щеке лихо,
То несчастен- держащий плётку.
Сорняки забивают пашни,
И под воду уходят храмы.
Но не назван ещё проигравший-
Ангара исцеляет раны.
И в воде ледяной, проточной,
Окрестившись и выпив Чашу,
Наш защитник по-детски точен
И смиренно жалеет падших.

Скиф В.

Валентин Распутин

Как совесть – неподсуден,

Как свет – необходим

Отечеству и людям

Распутин Валентин.

Для многих – неуютен...

Но он такой один -

Всегда и есть, и будет

Распутин Валентин.

В общенье вправду труден

В столице и в селе...

Зато не словоблудьем

Он занят на земле.

Глумленья не таящий

И в пазухе – камней,

Писатель, говорящий

О Родине своей.

В Отечестве бесправном

Он правило завел

Являть собою правду -

И недругов обрел.

Их раньше – меньше было.

Теперь им несть числа.

Вот только б леность тыла

Его не подвела.

А тыл – все мы, все «наши».

В тылу народ един,

С твоей душою слажен

Распутин Валентин!



Последние материалы сайта