Конспект музыкального занятия в саду. Конспект музыкального занятия для старшей - подготовительной группы доу с использование икт. Конспект музыкального занятия для дошкольников в ДОУ «Увлекательный мир классической музыки» По пьесам П. И. Чайковского из

30.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Цель: развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке, их смену.

Задачи: привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, научить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию; развивать способность детей передавать движениями характер музыкального произведения; учить детей передавать эмоциональную окраску песен путем выразительных средств исполнения: грустную, лирическую — ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную — легким звуком, в оживленном темпе.

Под музыку дети спокойно заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики. Музыкальный руководитель поет музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!» по ступеням мажорного трезвучия. Дети отвечают «Здравствуйте!» также по ступеням мажорного трезвучия.

Музыкальный руководитель . Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? (Дети отвечают: настроение веселое, радостное.) Правильно! Настроение у меня очень хорошее, веселое, ведь я очень рада видеть вас на этом музыкальном занятии. А если бы я вдруг поздоровалась вот так? (Повторяет приветствие в миноре. Дети отвечают: грустное, печальное.)

Правильно, ребята. Ведь мы с вами уже знаем, что музыка обладает волшебным свойством — она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть, жалость. Сейчас мы послушаем пьесу, которая называется «Болезнь куклы». Сочинил ее великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Прислушайтесь внимательно, и вы поймете, какие чувства хотел выразить композитор в этой музыке.

Проводится сравнительный анализ двух контрастных по характеру произведений.

Звучит фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома».

Кто нам скажет, какая сейчас прозвучала музыка?

Дети. Эта музыка грустная, печальная, хмурая, тревожная, жалобная, тоскливая, обиженная, плачущая.

1-й ребенок.

Очень грустная музыка,

В ней мы слышим печаль.

И смеяться не хочется,

И кого-то нам жаль...

Музыкальный руководитель.

Это верно. Здесь звучали

Ноты грусти и печали.

А вот мелодия другая —

Вы нам расскажете, какая?

Звучит пьеса «Новая кукла» П. И. Чайковского из «Детского альбома».

Дети . Эта музыка веселая, радостная, игривая, задорная, прыгучая, бойкая, озорная, солнечная.

2-й ребенок.

Очень радостная музыка, —

Ноги сами в пляс идут.

И мальчики, и девочки

Сейчас запляшут тут!

Музыкальный руководитель.

Довольна я ответом вашим.

Ну что ж, друзья,

Давайте спляшем!

Исполняется танец «Смени пару». Для танца можно использовать мелодию песни Г. Струве «Про козлика» или любую другую польку двухчастной формы.

А. Дети парами легко бегут по кругу. Мальчики садятся на одно колено, а девочки обегают их.

Б. Стоя лицом друг к другу, дети делают по три хлопка у правого и левого уха.

Мальчики делают «пружинку», а девочки боковым галопом перебегают к следующему мальчику.

После танца дети садятся на места. Тихо звучит музыка П. Чайковского «Утреннее размышление».

Музыкальный руководитель . Вы помните, ребята, чудесную сказку про Дюймовочку? Посмотрите, какой перед вами красивый цветок! Может быть, мы найдем ее там, внутри? (Раскрывает лепестки и вынимает куколку.) Вот и Дюймовочка! (Сажает куколку между цветами, которые лежат врассыпную на столе.) Помните, в сказке Дюймовочка мечтала о стране эльфов? Мы поможем ей попасть туда, если выполним все музыкальные задания, которые находятся под этими цветами.

Музыкальный руководитель переворачивает цветы по очереди и предлагает детям исполнить задание. Небольшие плоские цветы изготовлены из цветного картона. На обратной стороне каждого цветка — музыкальное задание и нарисованная куколка-эльф с крылышками. Эльф прикрепляется так, что, когда цветок переворачивается, фигурка эльфа приподнимается перпендикулярно цветку.

Музыкальный руководитель.

Первый мы цветок возьмем

И узнаем, что же в нем?

«Чтобы громко, чисто петь,

Надо многое уметь.

Прямо с самого утра

На распевке детвора».

Упражнение на развитие музыкального слуха и голоса «Вот иду я вверх, вот иду я вниз. Топ-топ-топ-топ-топ. Топ-топ-топ-топ-топ!». Упражнение выполняется с различными заданиями. Надо спеть: грустно, весело, хмуро, ласково, сердито, протяжно, в быстром темпе и т.п.

Музыкальный руководитель.

Второй цветочек поднимаем,

Что там задано, узнаем...

«Рано утром в светлый дом

Все мы радостно идем.

В этом доме...

Дети . Детский сад!»

Музыкальный руководитель. Он устроен...

Дети . Для ребят!

Исполняется песня «Детский сад», слова и музыка Н. Пономаревой

Музыкальный руководитель.

Второй цветочек поднимаем,

Что нам задано, узнаем.

«Ах, вот какая жалость —

Уже четыре дня

Я с куклой поругалась,

Не слушает меня».

Девочки-солистки исполняют песню «Ах, вот какая жалость», слова и музыка Т. Копыловой.

Музыкальный руководитель . Какая грустная песня. Ругаться, дети, не годится, надо срочно по мириться!

Третий мы цветок возьмем

И узнаем, что же в нем?

«Дружит лес, и дружит луг,

Солнышко нам тоже друг!

В круг вам, дети, надо встать

И про дружбу рассказать».

Исполняется веселый танец «Ты мой друг, и я твой друг» под песню А. Пугачевой «Сто друзей». Движения по выбору музыкального руководителя.

Музыкальный руководитель.

Еще цветочек поднимаем.

Сейчас задание узнаем...

«Что за шум, что за звон?

Слышен он со всех сторон.

Так это же милашки —

Наши неваляшки!»

Танец «Неваляшки».

Музыкальный руководитель.

Пора еще цветочек взять,

Что нам задано опять?

«На прощанье еще раз

Потанцуйте вы для нас!»

Исполняется танец «Мы хотели танцевать» или любой другой общий танец по выбору музыкального руководителя. После танца дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель . Наше занятие подходит к концу, и мне очень бы хотелось вас порадовать. Посмотрите, сколько у меня воздушных шариков! Сегодня мы много говорили о настроении в музыке. А как вы думаете, какого цвета грустное настроение? А веселое? Мечтательное? Сердитое? (Дети отвечают.)

А давайте попробуем «оживить» эти воздушные шары! Мы выберем для них «глазки», «бровки», «ротик» и постараемся более точно выразить «настроение» шарика каждого цвета.

Звучит «Утреннее размышление» П. И. Чайковского, дети выполняют задание. Для изготовления глазок, ртов, бровей, носов удобно использовать цветную самоклеящуюся пленку. Глазки и носики можно наклеить заранее, чтобы «лицо» не расползлось за пределы разумного. Выражение «лица» у шарика достигается путем приклеивания в разном положении бровей и ртов.

Музыкальный руководитель . Теперь понятно, что это — грустный шарик. А этот — задумчивый, мечтательный. А этот на что-то очень рассердился. А вот этот — веселый хохотунчик! Они такие разные, каким бывает и наше с вами настроение. Возьмите эти шарики с собой в группу, там вы с ними еще поиграете. А нам пора прощаться. (Поет.) До свиданья, дети! Дети (поют). До свидания!

Под спокойную мелодию дети покидают зал.

Литература

Казначеева Т. Н. Конспект музыкального занятия. / Музыкальная палитра. № 1. 2007. Роот 3. Музыкально-дидактические игры.

Знакомству детей с народными инструментами посвящены отдельные . Конспект музыкального занятия в детском саду подготовлен музыкальным руководителем высшей категории Кутушевой Э.В., МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 56 «Северяночка», г. Нижневартовск и предназначается для детей второй младшей группы.

Цель занятия в детском саду:

  • Познакомить детей с русским народным инструментом гусли.

Задачи занятия в детском саду:

  • Воспитывать любовь детей к русской народной музыке и русскому народному инструменту — гусли, получать удовольствие и радость от самого процесса соприкосновения с музыкой.
  • Развивать представления детей об изобразительности музыки, создающей образ (гусли изображают героев русской сказки); о выразительных средствах музыки (динамика, регистр), звуковысотности (высоко-низко, движение мелодии вверх-вниз).
  • Развивать коммуникативные качества детей посредством музыкальной игры и парной пляски.
  • Передавать характер музыки в движении, в пении.
  • Расширять запас слов, обозначающих названия в русском фольклоре (русская народная музыка, древнерусский народный музыкальный инструмент, гусли), персонажей русской народной сказки, музыкальных терминов (тихо-громко, высоко-низко, движение мелодии вверх-вниз).

Ход занятия в детском саду В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

Под веселую русскую народную музыку дети заходят в зал. Музыкальный руководитель встречает детей.

Проводится упражнение-распевка «Здравствуйте».

Музыкальный руководитель: — Ребята, а вы любите сказки? (Дети отвечают.) Тогда садитесь поудобнее и слушайте. Сегодня к нам из знакомой сказки пришел гость, а вот из какой он сказки и кто он, догадайтесь сами!

— Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (Колобок).

Музыкальный руководитель: — А теперь, слушайте сказку внимательно. Бабка испекла Колобок и положила его на подоконник студиться. Но надоело Колобку там лежать, вот он и спрыгнул с окна, перекатился через порог и поскакал по ступенькам вниз. Потом решил вверх подняться и опять вниз спуститься…

Попевка «Лесенка».

Колобок вверх скакал, скок, скок, скок.
А потом вниз скакал, прыг, скок, скок.

Музыкальный руководитель: — Выкатился колобок на улицу, а там звонко поют птички.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Мы на веточках сидим».

Мама:

— Сижу на нижней ветке я,
И пою: чик-чирик.

Птенчики:

— Сидим на верхней ветке мы,
И поем: чик-чирик.

Музыкальный руководитель: — Катился колобок дальше, катился и увидел красивый цветок. Наклонился он к цветочку и понюхал его.

Проводится пальчиковая игра «Цветочек» Е. Железновой.

Музыкальный руководитель: — И покатился колобок дальше. Вдруг видит – на пеньке лежит чудесный мешочек. (Показывает.) Он, ребята, вам дружочек! Очень хочется узнать, что там спрятано? А вы как думаете, что в мешочке спрятано?

Дети отвечают. Музыкальный руководитель достает из мешочка гусли и показывает их детям.

Музыкальный руководитель: — Вот какой красивый инструмент! Это древнерусский музыкальный инструмент, и называется он «гусли». О нем рассказывается в разных сказках. Послушайте, пожалуйста, как он звучит!

Музыкальный руководитель играет на гуслях.

Музыкальный руководитель: — Как звучат гусли?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: — Да! Гусли звучат весело, задорно и радостно! Дети, а мы с собой в сказку возьмем гусли, и они нам помогут? (Ответы детей.) Тогда слушаем сказку дальше. Катился Колобок, а навстречу ему… кто?

Музыкальный руководитель играет на гуслях, дети узнают и охарактеризуют «медведя» по исполняемой музыке.

Медведь (воспитатель):

Музыкальный руководитель: — Не ешь Колобка, Мишенька, а лучше посмотри, как наши дети пляшут!

Дети танцуют парный танец.

Медведь: — Ой, спасибо, порадовали! Так и быть, не трону Колобка!

Музыкальный руководитель: — Побрел Медведь в лес, а Колобок дальше покатился. Катится, катился, а навстречу ему… кто?

Музыкальный руководитель играет на гуслях, дети узнают и охарактеризуют «зайца» по исполняемой музыке.

Заяц (воспитатель): — Колобок, Колобок, я тебя съем!

Музыкальный руководитель: — Нет, Заяц, не получится! А давайте мы его напугаем! А помогут нам гусли. Я буду играть тихо, а вы будете «шуршать» ладошками. А когда я буду играть на гуслях громко, вы будете громко хлопать в ладошки.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Громко-тихо».

Во время игры Заяц незаметно уходит.

Музыкальный руководитель: — Ой, а где же Заяц? (Дети отвечают: испугался, убежал.) Обрадовался Колобок и дальше покатился. Катится Колобок, катится, а навстречу ему… кто?

Музыкальный руководитель играет на гуслях, дети узнают и охарактеризуют «волка» по исполняемой музыке.

Волк (воспитатель): — Колобок, Колобок, я тебя съем!

Музыкальный руководитель: — Волк, не надо обижать Колобка. Он хороший, добрый, с ним надо дружить, как дружат наши ребята. Об этом они сейчас и споют.

Дети исполняют песню «Есть у солнышка друзья» Е. Тиличеевой.

Волк: — Хорошая песенка! Так и быть, не трону я тебя, Колобок!

Музыкальный руководитель: — Побежал Волк в лес, а Колобок дальше покатился. Катится, катится, а навстречу ему… кто?

Музыкальный руководитель играет на гуслях, дети узнают и охарактеризуют «лису» по исполняемой музыке.

Лиса (воспитатель): — Колобок, Колобок, я тебя съем!

Музыкальный руководитель: Не ешь Лиса Колобка, мы тебе песенку споем.

Лиса: Не хочу я песни слушать, я хочу съесть Колобка.

Музыкальный руководитель: — Не ешь Лиса Колобка, мы тебе на музыкальных инструментах сыграем.

Лиса: — Не хочу!

Музыкальный руководитель: — Ну тогда мы потанцуем!

Лиса: — Не хочу.

Музыкальный руководитель детям: — Тогда мы Лису перехитрим. Давайте мы с ней поиграем.

Проводится коммуникативная игра «Улыбка».

Во время игры незаметно прячут Колобка. Лиса начинает искать Колобка.

Лиса: Засмотрелась я на вас, не заметила, куда Колобок делся?

Музыкальный руководитель: — Бегала Лиса, бегала, искала Колобка, искала, да так ни с чем в лес и убежала. А Колобок поблагодарил вас за помощь и побежал домой. Вот и сказке конец, а кто слушал да помогал – молодец! А кто нам помогал? (Ответы детей.) Конечно же, вы и наш гость, древнерусский музыкальный инструмент – гусли! Наше занятие подошло к концу.

1. Содержание и структура музыкальных занятий.

Основная форма образовательной деятельности с детьми – музыкальные занятия, в ходе осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. На музыкальных занятиях осуществляется взаимосвязь в решении музыкально-эстетических и воспитательно-образовательных задач. В ходе активной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально-ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Всё это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических качеств личности.

Дети от природы наделены яркими способностями, но взрослым необходимо как можно раньше создать максимально-благоприятные условия для их развития. Музыкальные занятиянаправлены на развитие у детей дошкольного возраста музыкально-творческих, интеллектуальных и умственных способностей. Программа по музыкальному воспитанию решаетследующие задачи:

ü формирование навыков восприятия произведений музыкального искусства,

ü стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности,

ü развитие воображения и музыкальной памяти.

Вышеперечисленные задачи решаются с учётом возрастных особенностей детей, уровня их психического, интеллектуального и физического развития.

Опора в практической реализации поставленных целей и задач на ребёнка, его непосредственную реакцию, на произведения музыкального искусства.

Основной подход личностно-ориентированный, т. е с учётом специфических особенностей развитиядетей данной возрастной группы и психофизиологических особенностей каждого ребенка, при реализации поставленных задач учитывается принцип развивающего обучения, который и определяет, ведущие методические принципы:

ü Принцип деятельности.

На занятиях ребёнок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действия в игре – способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога .

ü Принцип вариативности.

Материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.

ü Принцип креативности (организации творческой деятельности).

Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которыхребёнок становится художником, поэтом, музыкантом, артистом и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

ü Принцип непрерывности.

Процесс развития не заканчивается на занятиях, а продолжается в домашних условиях.

ü Принцип гуманности.

Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности.

Занятия должны быть построены с учётом постоянного усложнения материала, его развития и обогащения. Архитектоника содержания представляет спираль, по которой происходит восхождение ребёнка к знаниям от простого к сложному. От знаний об эстетическом своеобразии окружающего мира к знаниям об особенностях произведений различных видов искусства. Важнейшим инструментом организации обучающей деятельности является коллективный диалог, при котором педагог включается в беседу – общение с каждым ребёнком. Любой учебный пример осваивается не через репродуктивную деятельность, а через продуктивную, ибо ребёнок сам осуществляет выбор, исходя из своих эстетических представлений и жизненного опыта.

Каждое занятие должно быть тщательно продумано и подготовлено, а также сохраняет для детей элемент непредсказуемости, сюрпризности, новизны. Импровизация присутствует на каждом занятии и необходима как педагогу, так и ребёнку, ибо только она даёт возможность неоднократного проигрывания ситуации в поисках истины и этот поиск осуществляется совместно. Занятия включают чередование различных видов деятельности (пение, ритмика, слушание музыки, игры на детских инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты, музыкально-дидактические игры). В дошкольном возрасте у ребенка уже проявляются эстетические чувства при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к собственным действиям. Поэтому приоритетными становятся задачи.

Усвоение материала на музыкальных занятиях может идти ускоренными или замедленными темпами в зависимости от уровня подготовленности детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю, и их продолжительность составляет 15 минут в средней, иот 20 до 30 минут в старших группах детского сада.На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

Наиболее установившейся структурой музыкального занятия в практике детского сада является следующая последовательность детской музыкальной деятельности: в начале занятия музыкально-ритмические упражнения, вслед за ними слушание музыки, затем пение и после этого музыкальная игра или танец.

1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения.

Цель – настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах и хороводах.

2. Основная часть.

a) Слушание музыки.

Цель — научить ребенка на занятии вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на него реагировать.

b) Подпевание и пение .

Цель – развивать вокальные задатки ребенка и учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и оканчивать пение вместе с воспитателем.

c) Музыкально-дидактические игры .

Цель познакомить с детскими музыкальными инструментами, развивать память и воображение, музыкально-сенсорных способности.

3. Заключительная часть. Игра или пляска.

Цель доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес и желание приходить на музыкальные занятия.

Структура музыкальных занятий, имеющая в практике некоторую стабильность, может и должна варьироваться в зависимости от учебных, воспитательно-образовательных задач, степени усвоения детьми музыкального материала, а также общего психофизиологического состояния детей. Однако при любом варианте структуры музыкального занятия следует соблюдать гигиену нервной системы, учитывая её возрастные особенности и быструю утомляемость.

Музыкальному руководителю и воспитателю следует помнить: любое музыкальное занятие должно обучать и развивать, а главное формировать его базовую структуру.

Любое музыкальное занятие будет успешным, если оно продумывается заранее музыкальным руководителем, а воспитатель знаком с материалом, который будет даваться детям и отвечает требованиям программы. Знания, умения и навыки, формирующиеся таким образом, содействуют развитию музыкальных способностей детей. Соблюдается последовательность в разучивании материала, обеспечивается взаимодействие всех видов музыкальной деятельности. Используются разные методические приемы, выбор которых зависит от этапа разучивания музыкального произведения. У более старших детей появляется интерес к музыкальной грамоте, более ярким становится стремление выразительно исполнить песню, танец, проявить творчество, желание высказать свое мнение об услышанном. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству. Формирование личности ребенка с опорой на музыкальное искусство по-прежнему остается стержнем музыкального воспитания.

При организации занятий необходимо учитывать следующие положения:

восприятие музыки происходит как диалог с композитором, как переживание определенного эмоционального состояния и эстетических чувств, осознание своих эстетических эмоций, связанных с музыкой, что означает, в конечном счете, развитие музыкального вкуса и сознания. Это зависит от педагога, который должен построить работу так, чтобы ребенок приобрел знания, навыки и умение чувствовать образ и передавать его с помощью разных видов искусств и интеграции художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основываются на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическим для каждого из них средствами.

Воплощение переживаемого в творческой деятельности особенно дошкольника 6-7 лет является обязательным. Синтезируя имеющийся у него художественный опыт, он испытывает потребность воплотить свои переживания и фантазии в объективной форме. Известно: чем богаче его художественный опыт, тем точнее критерии оценки, тем выразительнее творчество.

Для успешного музыкального развития детей необходимо наличие музыкально-педагогического оборудования: детских музыкальных инструментов (бубен, барабан, металлофон, ложки, ксилофон, треугольник, трещотка, погремушка, колотушка); музыкальных игрушек (органчик, музыкальные волчки, игрушечное пианино, детская гитара); настольных музыкально-дидактических игр; экранных, звуковых и экранно-звуковых (аудио визуальных) пособий и специального оборудования к ним с записями классической музыки и детским музыкальнымрепертуаром; оборудование для художественно-театральной деятельностив детском саду; атрибутов и костюмов для игр.

Структура музыкального занятия включает чередование различных видов детской деятельности, определяется программой и общевоспитательными задачами каждой возрастной группы.

Виды музыкальных занятий.

В зависимости от состава детей занятия принято подразделять на следующие виды: фронтальные (объединяющие всю возрастную группу), групповые (небольшие группы по 4-7 детей), индивидуальные, объединённые (занимаются 2-3 возрастные группы). В зависимости от содержания занятия они могут быть тематическими (в старших группах) и комплексными.

Каждый из указанных видов музыкальных занятий отвечает общим задачам музыкального воспитания и имеет свои специфические задачи. Тот или иной вид музыкальных занятий заранее намечается в перспективном и календарном планах. Соотношение указанных видов занятий в возрастных группах детского сада определяется учебно-воспитательными задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей, уровнем их музыкального развития и интересов, степенью усвоения программного материала, конкретными условиями жизни данной возрастной группы и всего учреждения в целом.

Рассмотрим некоторые из видов музыкальных занятий в отдельности.

При отборе и последовательности различных видов музыкальной деятельности на занятиях необходимо учитывать способность детского организма и особенно нервной системы дошкольников (всех возрастных групп) справиться с той или иной учебной нагрузкой.

Наиболее типичное фронтальное музыкальное занятие предусматривает последовательное чередование основных видов музыкальной деятельности детей: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений. Структура музыкального занятия может варьироваться. Рассмотрим примерные варианты занятий и их специфику.

1. Музыкальное занятие начинается слушанием музыки. В таком случае вход детей на занятие не требует музыкального сопровождения. В данном случае важно настроить детей на восприятие музыки и сосредоточить их слуховое внимание. По окончании слушания целесообразно перейти к пению и повторению разучиваемого репертуара песен. Здесь же включаются упражнения на развитие певческих навыков, музыкально-сенсорных и творческих способностей. В конце занятия проводятся кратковременные музыкально-ритмические упражнения в целях уточнения движений танца или игры.

2. Музыкальное занятие может начинаться входом детей под музыку марша, затем следует музыкально-ритмические упражнения (с предметами или без них, танцевальные, образные). После этого идёт пение со всем комплексом указанных выше певческих музыкально-сенсорных заданий, повторением и разучиванием одной-двух песен. По окончании пения детям предлагают прослушать знакомое им музыкальное произведение и музыку к новой музыкальной игре, программу которой педагог предварительно раскрывает в сюжетно-образном рассказе. Если игра несюжетная, то слушание музыкального произведения сочетается с анализом его (характера и структуры, средств музыкальной выразительности) и при активном участии детей. Затем даётся объяснение игровых действий и следует музыкальная игра.

3. Музыкальное занятие может быть связано с постановкой творческих задач. Такие варианты музыкальных занятий предусматривают выполнение детьми творческих заданий в области пения и музыкально-ритмических движений. Если творческие задания предлагаются в пении. Целесообразно планировать и проводить их в начале занятия, когда дети не утомлены и наиболее активны.

4. Наиболее эффективными можно считать занятия, сочетающие процесс обучения с творческими заданиями одного или двух разделов детской музыкальной деятельности. Они чередуются с процессом разучивания песен и включаются в музыкально-ритмические движения в играх и плясках.

5. Кроме названных следует разобрать и специфику тематических занятий для старшей и подготовительной группы детского сада. Отбор всех музыкальных произведений определяется его темой. Она является «сквозной» для всех видов музыкальной деятельности – слушания музыки, пения, ритмики и, когда возможно, игры на каком-либо детском музыкальном инструменте.

6. Определённый интерес для общего и музыкального развития детей подготовительной группы имеют комплексные занятия, творческие в нетрадиционной форме, музыкальные занятия познавательной направленности и интегрированные занятия.

Это сообщение было написано Четверг, Май 9th, 2013 в 17:44 в разделе , . Вы можете получать сообщения подписавшись на ленту. Вы можете

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №2 »


Музыкальный руководитель:

Позднякова Наталья Александровна

Свирск, 2014

Конспект открытого музыкального занятия

для детей старшего дошкольного возраста

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ :

    музыкально-эмоциональное и нравственное воспитание детей;

    комплексное развитие их музыкальности;

    развитие воображения и фантазии детей;

    создание условий для объединения знаний и ощущений детей.

ЗАДАЧИ:

    повторить и закрепить знания о музыкальных и шумовых звуках;

    создать теплое, радостное, «солнечное» настроение на занятии; развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость;

    развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных – в процессе музицирования;

    прививать любовь к музыке.

    вызвать эмоциональный подъем.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

    развивать способность воспринимать характер музыки, понимать ее содержание;

    развивать творческое воображение и фантазию;

    воспитывать интерес и любовь к музыке.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:

групповая, коллективная .

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ :

игра-путешествие.

ФОРМА ОБЩЕНИЯ :

диалогическая.

МЕТОДЫ:

    проблемный метод;

    словесный метод;

    наглядный метод;

    исследовательский метод.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

    художественное слово;

    собственный показ;

    объяснение с наглядным материалом.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    подбор музыкального материала;

    подбор наглядного материала.

АТРИБУТИКА И ОБОРУДОВАНИЕ:

демонстрационный материал;

музыкальный инструмент: синтезатор;

музыкальный центр;

детские музыкальные инструменты.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети цепочкой входят в музыкальный зал под музыку, исполняя хороводный шаг

Музыкальный руководитель :

Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Так приятно говорить друг другу слова приветствия. Ребята, сегодня на наше музыкальное занятие пришли гости, давайте мы тоже с ними поздороваемся! Мы с вами знаем очень интересную игру- приветствие, которое называется «Здравствуйте»! Итак, приготовились! Начинаем!

Игра- приветствие

«ЗДРАВСТВУЙТЕ»

Я здороваюсь везде маршевые движения
Дома и на улице,
Даже здравствуй, говорю махи правой рукой

На соседней улице.
Здравствуй, небо голубое, поднимают руки вверх

Здравствуй, солнце золотое, скрещивают кисти рук, расставив пальцы

Здравствуй, легкий ветерок, качает поднятыми вверх руками

Здравствуй, маленький дубок, соединяет запястья рук, разведя кисти рук Здравствуй, утро, мягкий жест правой руки вправо

Здравствуй, день, такой же жест левой рукой влево

Мне здороваться не лень. выполняют хлопки двумя руками

Музыкальный руководитель :

Молодцы, ребята! А теперь я попрошу вас пройти на стульчики!

Дети под музыку идут хороводным шагом, и присаживаются на стульчики
Музыкальный руководитель :

Знаете, ребята, сегодня утром я захожу в музыкальный зал и вижу, что на нашем ковре блестят какие-то яркие-яркие огоньки. Я удивилась, подбежала и успела схватить только один огонек, остальные исчезли. Посмотрите, что у меня осталось в руках. Смотрите какой-то цветок. Что это за цветок такой? (ответы детей )

Музыкальный руководитель :

Давайте посчитаем лепестки. Сколько лепестков? (ответы детей )

Музыкальный руководитель :

Мне кажется, что этот цветок появился здесь не просто так, он приглашает нас куда-то. А вы встречали этот цветок в какой-нибудь сказке? (ответы детей ). Наверное, это тот самый волшебный цветок. Ну что, отправимся туда, куда он зовет ? (Да ).

Музыкальный руководитель :

Тогда давайте закроем глаза и скажем волшебные слова : «Лети лепесток через запад на восток, через север через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-нашему вели!

Дети проговаривают слова с закрытыми глазами.

Звучит волшебная музыка.

Открывается нотный стан

Музыкальный руководитель :

А куда это мы попали? Ой, что это? (показываю на нотный стан )

    Кто вспомнит, как называется дом, где живут ноты? (нотный стан )

    Сколько линеек в нотном стане? (5)

    Как зовут «короля» всех нот? ( скрипичный ключ )

    Сколько нот в музыкальной палитре? (7) Давайте их споем.

Дети поют гамму

Музыкальный руководитель :

Ребята, а ведь мы с вами знаем очень интересную попевку, которая поётся только в пределах нашей гаммы! Кто мне скажет как она называется? (ответы детей)

Правильно, давайте мы сейчас её исполним. Все встанем на ножки, маленько встрепенёмся. Поставили перед собой свою ручку, чтобы она помогла вам при пении и под счёт вместе со мной исполняем! Приготовились? Начинаем!

Дети исполняют попевку «Кошка села на такси»

Музыкальный руководитель :

Молодцы ребята, а вы хотите дальше продолжать наше путешествие? Тогда отрываем второй лепесток.

Звучит танцевальная музыка «Волшебный цветок»

Музыкальный руководитель :

Ребята, слышите, музыка какая-то играет. Что это за музыка? А какая эта музыка песенная, маршевая или танцевальная? ( Танцевальная )

Музыкальный руководитель :

Правильно, мы попали в город танцев . И сегодня наши милые девочки приготовили для всех нас удивительный танец, который так и называется «Волшебный цветок».

Танец с цветами «Волшебный цветок»

Музыкальный руководитель :

Какие волшебные цветы у на растут в детском саду. Вам понравилось? Отправляемся дальше?

«Лети лепесток через запад на восток, через север через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-нашему вели!»

Звучит барабанная музыка

Музыкальный руководитель :

Ой, как интересно, куда же мы попали? Может нам звучащая музыка подскажет? Как же ее можно назвать? Ребята, давайте ещё разочек послушаем, мы слышим мелодию? (НЕТ ) А что слышится? ( Барабан ) Но это тоже музыка. И мы с вами попали в город ритмических звуков . Ребятки, а скажите -ка мне пожалуйста какие звуки бывают? (шумовые и музыкальные )

Все на свете дети знают

Звуки разные бывают

Журавлей прощальный клекот

Самолета громкий рокот,

Гул машины во дворе.

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка

Тихий шелест ветерка.

Это звуки – шумовые,

Только есть еще другие:

Не шуршащие, не стуки-

Музыкальные есть звуки

Музыкальный руководитель :

А какими бывают музыкальные звуки? (тихие-громкие, высокие-низкие ) Покажите, пожалуйста, на нотном стане, где низкие звуки? Где высокие? А давайте сейчас все мы превратимся в музыкантов и попробуем сыграть оркестром!

«Шумовой оркестр»

Музыкальный руководитель :

Какие вы молодцы! Отправимся дальше в путь?

«Лети лепесток через запад на восток, через север через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-нашему вели!»

Звучит музыкальная композиция «Солнечный круг»

Музыкальный руководитель :

Опять какая – то музыка звучит. Вам она, случайно не знакома ? Что же это? ( ПЕСНЯ ) Правильно, ведь мы сейчас в стране песен и нам светит ласковое солнышко и песенка тоже солнечная. Давайте эту прекрасную и замечательную песню.

Дети исполняют «Солнечный круг»

Музыкальный руководитель :

Какие вы все молодцы ребята. Вы замечательно поёте, очень красиво танцуете и про ноты все знаете, и на музыкальных инструментах хорошо играете. Мне кажется, что даже у нашего семицветика лепестки стали ярче. Посмотрите, у нас еще остались лепестки на цветке, давайте посчитаем, сколько их. (3) Только сегодня мы их обрывать не станем, ведь волшебный мир музыки такой огромный и нам еще предстоит много путешествовать по нему и много узнать о музыке, а цветик-семицветик будет нам в этом помогать. А теперь пора нам возвращаться в детский сад, давайте закроем глаза и попросим цветик унести нас обратно.

Дети закрывают глаза

Все вместе:

Цветик унеси нас назад

В наш любимый детский сад.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА, дети открывают глаза

Музыкальный руководитель :

Вот мы и вернулись из нашего замечательного путешествия. А вам понравилось? Скажите, пожалуйста, что больше всего вам запомнилось в

нашем путешествии? ( ответы детей )

Музыкальный руководитель :

Какие вы молодцы, я очень довольна нашим занятием, и в память о

путешествии я хочу вам подарить маленькие и весёлые нотки.

Музыкальный руководитель раздает ноты

Я хочу вас, ребята поблагодарить за такое замечательное занятие и приглашаю вас на следующее. Я вас буду ждать с нетерпением. А сейчас закончим наше занятие прощальной попевкой, которая называется «Досвиданья, ребята!»

Дети цепочкой выходят под музыку из музыкального зала,

исполняя хороводный шаг



Последние материалы сайта