Презентация по МХК на тему Зрелищные виды искусства. цирк. история цирка. Эстетика зрелищных форм в искусстве Зрелищные виды искусства цирк и эстрада презентация

16.07.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Основные понятия:

зрелищное искусство, цирк, кино, эстрада

Возникновение и динамика зрелищных форм в искусстве

Зрелище как разновидность досуга знали еще древние культуры. В Древнем Риме зрелище в чем-то даже затмевает собой искусство, заме-

щает его в иерархии духовной жизни и претендует на право диктаторства. Именно в это время зрелище не просто оформляется как самостоятельная форма деятельности, но и становится разнообразным по видам.

Современное зрелище так же разнообразно: спортивные состязания, массовые праздники, торговые ярмарки, концерты и театрализованные шествия, общественные акции, выставки-ярмарки, фестивали, хеппенен-ги, перфомансы, акции, акции-действия и т. д. Многие современные зрелища существуют как бы вне рамок художественного, но при этом обладают некоторой эстетикой, т. е. связаны с эстетизацией процесса проведения своих акций. Если высокое искусство по-прежнему устремляется к духовному и предполагает рациональность переживания, то зрелище отходит от рационального полюса в сторону чувственного. Высокое искусство возвышенно, так как^требует активной духовной работы от человека, его постоянного стремления к самосовершенствованию. Зрелище же расслабляет человека, ничего не требует от него и нацелено на предоставление удовольствий. Эстетика высокого искусства основана на духовном усилии, а эстетика зрелища - на расслаблении, отдыхе, пассивности.

Прекрасное в высоком искусстве переживается мягко и отличается особой глубиной и яркостью впечатления. Истинная красота высокого искусства ненавязчива и умеренна. Однако при этом она способна дольше переживаться, оставаться светлым воспоминанием в нашем сердце.

Зрелище наполнено взрывом эмоций. Оно эпатажно, необычно, нетрадиционно и т. д. Волна поднимаемых им чувств значительно выше. Но при этом время переживания зрелища значительно меньше. Оно быстро уходит из нашей чувственной памяти. Поэтому у зрелища есть два основных закона: всегда поражать и как можно быстрее обновляться.

Дальнейшая динамика зрелищных форм часто показывает продолжение расхождения художественного и эстетического начал. Зрелищное искусство по-прежнему отдаляется от высокого искусства в сторону чувственных форм. Однако это происходит не всегда. Некоторые формы зрелища уходят в сторону высокого искусства. Среди них можно назвать театр, цирк, кино.

Цирк относится к разряду зрелищных искусств, основанных на интеграции нескольких видов искусства. В. Шкловский в заметке «Искусство цирка» его главной особенностью называет «трудности» и «страшности». В цирке зрителю предоставляется возможность наблюдать выход человека из трудного положения. Нас восхищает трюк, совершаемый акробатом, нас поражают возможности животных и власть над ними дрессировщика. Момент катарсиса цирка приближен к моменту катарсиса театра, но отли-


чается заниженной социальной значимостью поступка. Именно другое прочтение героизма в цирке делает его самостоятельным искусством.

Современный цирк тяготеет к театральности. Часто представления бывают пронизаны сквозным сюжетом, общим развитием действия. Все чаще даже отдельные номера являются не демонстрацией мастерства и технического совершенства, а по-настоящему художественны. Некоторые из них вообще перерастают в совершенно новую разновидность театра (Театр кошек Куклачова). Еще одной особенностью современного цирка становится эстетизация и стилизация номеров.

Цирк становится не только национальным, но и авторским. Авторство часто соседствует с попыткой выхода цирка за его пределы. Например, фокусники конца XX века предпочитают работать в жанре гипериллюзии. Дэвид Копирфильд «работает» с Великой китайской стеной, Статуей Свободы и т. д. Его фокусы претендуют уже не на легкую иллюзию и удивление зрителей, сидящих в зале, а на создание масштабного зрелища, способного сломать традиционные представления о мире и человеке.

Приемник Копирфильда Дэвид Блейн не считает, что чудо, творимое фокусником, должно сегодня создавать эффект отсутствия монтажа. Иллюзия, по его мнению, должна реабилитировать себя в глазах публики. Поэтому надо совершать такие чудеса, которые не допускали бы никакого сомнения в своем неземном происхождении. Для этого Дэвид Блейн заживо хоронит себя в специальном гробу на несколько дней; замуровывает себя в глыбу льда; ставит себе памятник огромной высоты, выставляя себя самого в качестве изваяния на несколько суток; разбивает взглядом стеклянные стаканы и берет некоторые предметы из витрины прямо через стекло. В данном случае цирк стремится выйти за пределы возможного для человека и преодолеть собственную иллюзорность. Современное чудо должно переживаться человеком без тени сомнения.

Эстетика цирка отличается в позитивности переживаний. Цирк дарит радость, восторг, смех. Его эстетичность во многом граничит с этикой отношений не только между людьми, но и отношений людей с животными. Цирк учит любви к миру. Он окрыляет человека, дарит ему возможность преодоления невозможного. Цирк наполнен сказочностью, иллюзией, романтикой.

Кино относят к синтетическим видам искусства, так как оно использует средства выразительности разных традиционных видов искусства. Синтезированность кино проявляется и в том, что оно совмещает в себе художественное начало и технические достижения. Существует также версия отнесения кино к разряду особого рода театра - театра в техниче-

ском воплощении. Однако сегодня кино все больше завоевывая мир и увеличивая количество своих сторонников может претендовать на звание самостоятельного вида искусства.

Средствами выразительности в кино являются монтаж, композиция кадра, ракурс, свет, цвет, жест, звуковая композиция, музыка и др.

Специфической особенностью кино является то, что это искусство только настоящего времени (М. Лотман). Все, что развертывается перед воспринимающим кино человеком, происходит здесь и теперь. В кино, в отличие от театра, зритель не просто наблюдает происходящие события, а фактически становится их участником. Камера кинооператора становится «глазами» зрителя, который находится не просто в гуще происходящих событий, а даже способен «стоять» между героями. Эффект присутствия в кино намного сильнее, чем в каком-либо другом виде искусства. Поэтому телезритель - это человек-со-стороны и человек-участник (хотя его участие никак не замечается героями фильма). Все это создает ощущение сопереживания возникающего не просто со стороны, а со-переживание непосредственного участника событий.

Кино представлено самыми разнообразными жанрами: историческим, комедийным, документальным, детективным, мелодрамой, фантастикой и т. д. Кроме того, оно разделено по типам: детское и для взрослых. В последнее время возникает новый смешанный тип - семейное кино, предназначенное для просмотра всей семьей.

Наше время позволяет каждому желающему стать создателем собственного фильма. Доступность технических средств способствует расширению не только зрительской аудитории, но и становлению любительской режиссуры.

Современные процессы разделили кино на камерное (телевизионное) и широкомасштабное (предполагаемое просмотр в кинотеатре). Такая незначительная деталь, как среда восприятия, в данном случае оказывается мало изученным, но достаточно значительным фактором восприятия. Многие люди, например, предпочитают просмотр кино в домашних условиях, что помогает им расслабиться, создают обстановку, не требующую ограничений. Иные, наоборот, считают, что просмотр кино на огромном экране и в большом зале, наполненном зрителями, помогает лучше сосредоточиться на фильме, и переживания становятся как бы ярче и отчетливее.

Эстетическое переживание, связанное с восприятием фильма, может зависеть от самых разнообразных причин. Кино прекрасно для нас, когда мы получаем от него то, что хотим. Или, говоря на языке эстетики, когда реальное совпадает с идеальным. Например, если вы идете на комедию, то ожидаете от нее, в первую очередь, множество смешных ситуаций. После такого фильма настроение должно быть веселым, а во время самого про-


смотра вы должны много смеяться. Если это произошло, то вы скажете, что фильм прекрасный. Но если вы просидели весь киносеанс, ни разу не засмеявшись, то фильм для вас безобразный.

Кроме субъективности восприятия, на эстетическую оценку фильма влияет множество достаточно объективных факторов. Кино, благодаря своей способности совмещать идеальное и реальное в конкретном эстетическом переживании, становится мощным идеологическим средством. Пример тому - советское киноискусство 1920-х годов, которое попыталось поставить колоссальный потенциал неконтролируемых смыслов на службу мировоззрению и идеологии.

Эстетика кино связана с предоставлением человеку возможности преодолевать время и пространство. Благодаря кино человек может переживать состояние «включенности» в иные события по сравнению с реальными для себя. Причем эти иные события создают иллюзию реальности. Со-переживание зрителя направлено на духовное взаимодействие с героями кино, с заведомо понятной установкой отсутствия в ситуации самого зрителя. Зритель остается всегда за кадром, но кадр при этом всегда является «вошедшим» в ситуацию зрителя.

Телевидение

Телевидение - средство массовой аудиовизуальной коммуникации и экранное зрелище.

Хотя многие считают телевидение специфическим видом искусства, близким по художественным приемам кино, это не совсем так. Телевидение, возникшее в XX веке, и телевидение XXI века - хотя и сравнимые, но уже далеко не тождественные вещи.

Телевидение можно рассматривать как особый вид искусства, ведь оно проявляет в себе мир, окружающий человека, все его изменения, способствует познанию этих изменений, может воздействовать на людей, менять их менталитет и представление о мире. Кроме всего перечисленного, телевидение все больше становится авторским. Сегодня можно говорить о концепции телевидения. А концепция, как правило, формулируется Личностью. Как только происходит смена руководства телевиденьем, начинается изменение как его структуры, формы, так и содержания всего того, что наполняет телеэфир.

В отличие от кино, телевидение тяготеет к разряду средств массовой информации: связь с аудиторией осуществляется периодически, значительная часть передаваемой информации не принадлежит сфере художественного, часто выступает в качестве посредника между группой людей и миллионами физически разобщенных зрителей.

Телевидение сегодня - это разновидность зрелищной формы. Многие зрелища, уже существовавшие в культуре до появления телевидения, с его появлением получили право стать экранными (спортивные состязания, праздники, концерты и т. д.). Позднее телевидение само стало вырабатывать новые формы экранных зрелищ.

Среди специфически телевизионных форм можно назвать такие, как ток-шоу, познавательные передачи («В мире животных», «Здоровье»), критические передачи («Мир кино», «Партитуры не горят»), развлекательные передачи («Аншлаг») и т. д.

Современными особенностями телевидения стали интимность, камерность, периодическая продолжительность восприятия. Телеведущий - это домашний собеседник.

В то же время телевидение начинает активно тяготеть к художественности. Оно «переплавляет» в художественные формы реальные события (документально-игровое кино, передачи - комментарии событий). Возникают такие понятия, как «информационный дизайн», «режиссура новостей», «комментарии художественного материала», «эстетическая организация информационных потоков», «художественно-публицистические передачи» и т. д.

Телевизионные передачи постепенно наполняются средствами, позволяющими зрителю ощущать эффект присутствия («Что? Где? Когда?», ток-шоу «Моя семья», «Большая стирка», «Принцип домино», «Умники и умницы»). Телезрителю предоставляется возможность не только наблюдать действие телепередачи со стороны, но и участвовать в отгадывании задания или в создании этих заданий, позвонив во время эфира на телевидение (или заранее прислав свои вопросы). Иногда это присутствие иллюзорно (как запись смеющейся аудитории за кадром кинокомедийных сериалов). Но каждый раз телезритель находится в состоянии кажущегося присутствия среди других людей.

Целостность телевидения проявляется и в том, что оно получает Зрителя как единую аудиторию. Этот теле-Зритель отличается от зрителя театра, кино, цирка прежде всего тем, что он разрознен, но все же един одновременно. Аудитория телевидения - это люди, сидящие в своих квартирах, не видящие друг друга и не вовлеченные таким образом в ситуацию толпы. Каждый зритель воспринимает телевизионную проекцию самостоятельно. Но при этом он четко осознает, что является частью огромной зрительской аудитории. Это дает каждому человеку особое право самостоятельно подключаться или выходить из телеэфира.

Многое стало меняться в телевидении с началом его коммерциализации. Как никогда ранее, сегодня телевидение стало отличаться невиданной до этого целостностью и слитностью. Все в нем стало развиваться по единому закону зрелища. Телевизионная зрелищность изначально связана


с массовостью, а массовость - самая благодатная почва для обращения денежных средств. Рейтинг передачи стал главным критерием ее качества. Телевидение, как и всякое зрелище, живет законами массовости. Суть этого закона заключается в том, что творчество телевизионными средствами осуществляется «на заказ» масс, оно изначально нацелено на потребление. Поэтому продукт этого творчества, представленный в виде телепередач, является товаром. Это отдаляет телевидение от искусства.

Зрелищность современного телевидения представлена и в процессах активного расширения его технических возможностей. Телевидение можно сегодня «зарезервировать» и хранить дома на полке в виде видеокассеты, создавая свое собственное телевидение. Можно вообще создавать «свое кино» и быть «Сам себе режиссером».

Но главная новинка века - «интерактивное телевидение» - синтез телевидения и компьютерной технологии. Телезритель получает не только возможность самому выбирать и создавать «свое телевидение», но и управлять им во время восприятия: менять ракурс камеры, менять масштаб изображения и т. д.

И все же телевидение можно отнести и к области искусства:

Телевидение предполагает воздействие на чувства людей, обладает эстетичностью. Все, что подается с экрана, так или иначе оценивается человеком с позиции его эстетического вкуса. И критериев эстетичности передачи много: от оформления студии и внешности ведущего до конкретных эпизодов программ;

Наличие такого момента, как режиссура. Телевидение создало новую режиссерскую специальность - режиссура телевизионных программ. Эта новая область имеет специфику, но она же предполагает использование наиболее общих принципов постановки любого театрального действия;

Телевидение наполнено игровым характером, оно развлекательно, так же как и многие явления искусства;

Телевидение является отражением окружающего мира. Оно несет в себе опосредованные особенности современности. Меняется мир, окружающий человека, и меняется телевидение;

Телевидение помогает людям познавать как окружающий мир, так и самих себя;

Телевидение - акт творческий, оно творится, создается, придумывается и т. д.

Эстетика телевидения сводится к тому, что восприятие всего, что оно предлагает современному зрителю, все в большей мере зависит не от тех, кто его делает, а от тех, кто его смотрит. Мы сами, полагаясь на свой собственный эстетический вкус, распределяем свое восприятие телевизионного материала. Поэтому телевидение - это

Огромные возможности восприятия, но реализованными они становятся только при условии востребованности отдельным субъектом восприятия. Прекрасное и безобразное на телевидении лишено статуса всеобщности, оно сугубо индивидуально.

Эстрада - 1) вид искусства, включающий малые формы драматургии, драматическое и вокальное искусство, музыку, хореографию, цирк и др. В концертах отдельные номера объединены конферансом или несложным сюжетом; 2) сценическая площадка для концертных выступлений артистов. Как самостоятельное искусство, эстрада оформилась с конца XLX века. Современная эстрада - это широкий круг жанровых форм, среди которых можно вспомнить такие, как «легкая музыка», «популярная музыка», «пародия», «выступление юмористов», «театральные миниатюры», «пластические миниатюры».

Существует и такое значение этого понятия, как специальное место для зрелищ, сцена. Сегодня можно наблюдать расширение понятия «эстрада» и до такого определения, как особая форма художественной деятельности, спецификой которой является развлекательность и отдых, заполнение свободного времени удовольствием.

Эстрада является разновидностью зрелищной формы художественной деятельности. Специфика эстрадных форм в искусстве:

Предполагает особый тип отношений зрителя и артистов, нацеленного на возникновение атмосферы доверия (лирическая песня, романс);

Приоритет и значимость импровизационного начала (прием «незапланированный номер»);

Высокое мастерство: импровизация должна быть не просто хорошо подготовленной, но и создавать у зрителя иллюзию случайности;

Тяготеет к праздничности и разнообразию форм, призвана удивлять, поражать, восхищать зрителя, дарить ему наслаждение и чувство удовлетвор енности;

Стремится к обновлению. Это способствует тому, что эстрада становится наиболее экспериментальной сферой зрелищного искусства;

Артист эстрады является универсальным артистом- он должен быть и певцом, и танцором, и режиссером, и ведущим;

Предполагает лаконичность, мозаичность, смену, разнообразие, которые в свою очередь соединяются в единое целое по принципу сюит-ности.

Эстрада - это искусство зрелищной формы, окончательно сформировавшееся только в XX веке. Она отличается зрелищностью,


Праздничностью и легкостью восприятия, но предполагает высокое мастерство артистов. Спецификой ее эстетики является акцент на радости и удовольствии, развлекательности и доступности. Кроме того, эстрадпость предполагает массовость, а значит тяготеет к коллективности переживания.

Удрученный заботами, нуждающийся человек нечувствителен к самому прекрасному зрелищу.

Карл Маркс

Великое искусство кино состоит не в движениях мускулов лица или тела, а в движениях мысли и души.

Луиза Брукс

Насколько скрывает человека сцена, настолько беспощадно обнажает эстрада. Эстрада - что-то вроде плахи.

А. Ахматова

Триллер - главный жанр XX века. Он целиком, как и весь двадцатый век, сводится в вопросу: «Кто виноват?»

Бриджид Брофи

Телевидение опасно прежде всего тем, что снабжает десять миллионов детей совершенно одинаковыми, готовыми к употреблению фантазиями.

Мария Манне

Артисты и публика не должны встречаться после того, как занавес падает, актер должен исчезнуть как по мановению волшебной палочки.

Эдит Пиаф

Вопросы и творческие задания

1. Что такое зрелищные формы искусства?

2. Что роднит и объединяет зрелищные формы творчества и высокое искусство?

3. В чем заключается жанровое разнообразие цирка?

4. Почему телевидение иногда относят к искусству, а иногда нет?

5. Назовите эстрадные жанры искусства.

6. Какие характерные черты эстрады можно назвать?

7. Почему эстраду относят к зрелищным формам искусства?

8. Какова тенденция зрелищных форм в искусстве?

9. Попробуйте составить сценарий телепередачи (тема на ваш вкус).

10. Попробуйте составить краткий сценарий (или план) фильма по литературному произведению.

11. Подготовьте сообщение на тему «Мультипликация как особое искусство».

Темы для рефератов

1. Высокое и зрелищное искусство.

2. Телевидение как вид искусства.

3. Цирк как вид искусства.

4. Эстрадные формы искусства.

5. Кино и современное телевидение.

6. Проблемы видео и кинопроката в Республике Беларусь.

1. Орлов А. Аниматограф и его анима. Психогенные аспекты экранных технологий. - М., 1995.

2. Гуревич 3. Б. О жанрах советского цирка: Учеб. пособие. - М., 1977.

Солнцев Илья Сергеевич

аспирант ФГБОУВО "Российский институт театрального искусства - ГИТИС"

Синтез искусств находится в поле зрения исследователей и является одной из категорий эстетики. Главной целью этой работы является осуществление попытки анализа синтетичности как одной из основных черт эстрадного и циркового искусств. В статье представлен анализ понятия «синтез искусств». Дана характеристика синтетичности как одного из признаков эстрадного и циркового искусства в России второй половины ХХ века. Показано, что эстрада и цирк по своей природе имеют синтетическую первооснову и в процессе своего существования тяготеют к синтетическим соединениям с целью получения более разветвленной вариативности средств отображения действительности.

Введение

Проблема синтеза искусств - это большая теоретическая и эстетическая проблема, которая имеет значительное практическое и творческое значение. Искусство как целое теоретически возрождается в начале XIX века. И если XIX век в целом был временем дифференциации различных отраслей духовной культуры, то XX в., наоборот, побудил к интеграционным процессам. В искусстве большое значение приобрели отрасли, между которыми существуют органические взаимосвязи (например, музыка и театр, театр и цирк), а общий смысл эстетической деятельности, которая соотносится в настоящее время с искусством, представляется как идеальный синтез всех его видов. Например, в известной концепции «синтетического художественного произведения» Вагнера мы находим интересные разработки прообраза «художественного произведения будущего», в котором полная синестезийность указывала на «всемогущество» человека и должна была заключать в себе также дух «свободного артистического человечества» .

Понятие «синтез искусств» в современной искусствоведческой и эстетической литературе используется слишком широко и привычно характеризует большой круг явлений искусства, традиционно синтез искусств связывают с произведением искусства. «Это понятие означает взаимодействие видов искусств в архитектурном ансамбле. Это же можно сказать о синтезе искусств для характеристики театра, кинематографа, балета и тому подобное. Синтез реализуется в сценическом произведении пространственных или временных искусств. Возникают и более сложные жанры, которые функционируют в рамках традиционных школ, но по своей культурной, эстетической сущности являются многокомпонентными. Так, например, влияние театра на живопись заключается в определенном мизансценировании предметной среды, предметный мир картины живет уже как театральная реальность, уподобляется в своеобразной пантомиме вещей» .

Теоретические аспекты синтеза зрелищных искусств

Искусство составляет духовный стержень культурной жизни общества, эстетическое отражение мира человеком. А.Г. Габричевский утверждает, что «искусство – форма общественного сознания (а не только познания), которая отражает общественное бытие. При этом оно – не механическое зеркальное отражение, а обладающий относительной самостоятельностью способ духовного производства, который осуществляет обратное влияние на выражаемую им действительность» . В приведенном определении особенно ценностным является подчеркивание двусторонней деятельности искусства.

Понятие «синтез» происходит от греческого и означает сочетание, соединение, а также наряду с анализом является одним из средств познания и изучения действительности человеком. Также стоит отметить, что в процессе исследования синтеза в сфере искусств исследователи обращаются к понятию синестезии, определяя ее как одну из разновидностей синтеза и «...не просто образное единение, а «перекличка чувств»...». Однако, некоторые ученые отрицают данное суждение подчеркивая, что синестезия – не разновидность, а основа синтеза, и заключается она во взаимодействии между отдельными модальностями восприятия (визуальной, аудиальной и кинестетической).

Если рассматривать синестезию как основу синтеза, то его уровень теоретически должен был бы перевести сочетание разнородных искусств в плоскость «сверхсинтеза», что повлекло бы образование феномена «цветного слуха» в разных проявлениях полифонического единения. «Отдельные виды искусства по своей сути моносенсорны... Именно синестезия помогает преодолеть видовую ограниченность каждого искусства, в частности, компенсирует неполноту чувственного восприятия в моносенсорных искусствах» . Итак, синестезия является специфическим проявлением синтетического единения моносенсорных искусств на чувственно-образном уровне, но не присуща всем видам синтеза искусств в качестве их основы.

В контексте связи проблемы функциональности и синтеза искусства представляется интересной точка зрения Л.Н. Муна, который оперирует тремя различными понятиями при рассмотрении проблем синтеза: «взаимодействие искусств», «синтез искусств» и «художественный синтез» . Обращение к дифференциации такого типа является необходимым во избежание возможных вопросов относительно корректности постановки проблемы вокруг именно синтеза искусств, хотя достаточно часто эти понятия являются довольно абстрактными и используются в едином синонимичном русле. По мнению исследователя, взаимодействие искусств – это определенное сотрудничество, своеобразные партнерские отношения, в процессе которых создается единое целое, но прослеживаются границы каждого отдельного искусства. В свою очередь, синтез искусств предполагает сочетание, взаимопроникновение и подчинение одного вида искусства другому и взаимодействие по законам доминирующего. Остается охарактеризовать «художественный синтез» как одну из ключевых категорий, которая определена тем, что в нее «...входят и некоторые такие компоненты, которые сами по себе, не будучи включенными в определенную эстетическую систему, носят порой внехудожественный характер» . Обращаясь к такой трактовке понятия, можно сделать вывод, что художественный синтез в своей основе не является исключительно художественной категорией, ведь на начальном этапе содержит не только принципиально художественные элементы. Однако не стоит оставлять без внимания то, что в процессе художественного синтеза может быть создана категория, которая является результатом синтеза искусств.

Согласно приведенных определений, можно утверждать, что разноплановость синтеза искусств и художественного синтеза заключается в отсутствии ограничения последнего только художественным пространством. Следовательно, привлечение элементов математики и физики в эстрадных жанрах иллюзионизма и мнемотехники является свидетельством того, что эстрада относится к художественному синтезу. Зато нужно отметить, что синтез искусств и художественный синтез является достаточно взаимопроникающим и неразрывными друг от друга понятиями, особенно в пространстве эстрадного зрелища. И, как утверждал С. Клитин: «Эстрадное искусство – это конгломерат (соединение разнородных предметов, явлений) особых жанров всех видов пространственных и пространственно-временных искусств» .

Основываясь на последнем утверждении, прослеживается необходимость определения видовой структуры искусств. В теоретическом обиходе можно встретить термины «временные», «пространственные», «синтетические», «изобразительные», «выразительные», «полифонические», «пространственно-временные», «зрительные», «слуховые», «простые», «исполнительские», «прикладные» и др. Все перечисленные виды искусств имеют общие принципы, цель, но отличаются формами и средствами материального воплощения.

При этом в современной эстетике существует признанное триединство разделения искусств: пространственные или статические (скульптура, живопись, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное искусство); временные или динамические (музыка, литература); пространственно-временные или синтетические (театр эстрада, цирк, кино, хореография). В данном разделении эстрадное и цирковое искусство стоят рядом с театральным.

В рамках современной системы искусств прослеживаются два течения: с тяготением к синтезу и с ориентиром на автономию каждого из искусств. Абсолютно все виды искусства приобщаются к эстетическому освоению мира, формируя непрерывный процесс взаимодействия. При этом, как отмечает В.В. Ванслов, выделяется группа искусств, которые пользуются всем сказанным (их мы сейчас называем синтетическими)» . Ученый подчеркивает, что каждое искусство является самостоятельным, однако подсознательно стремится к синтетическому взаимодействию, вызванному неполнотой возможного отражения действительности лишь средствами собственной выразительности. Итак, из последнего утверждения как результат назревает следующее: любой вид искусства по своей природе перспективно синтетический. Особый сектор формируют пространственно-временные искусства, в которых данная перспектива заложена в основу созидания.

Синтез зрелищных искусств на российской эстраде во второй половине ХХ века

Во второй половине XX века моножанр понемногу исчезает из эстрадных программ. Если он и существует, то на правах паритетного дополнения, а не превалирующей реальности. Новая поп-музыка, возникшая именно в 50-х гг. XX ст., была неразрывно связана с предшествующими ей жанрами поп-музыки: джазом, ритм-энд-блюзом, кантри, рок-н-роллом, другими жанровыми конфигурациями.

Так, в СССР в начале 50-х гг. стало развиваться понятие «советский джаз» с ориентацией на многонациональные традиции и уже с середины 50-х гг. начали активно гастролировать оркестры под руководством Л. Утесова, А. Лундстрема, Е. Рознера, С. Пожлакова, А. Гаккеля и др.

Не менее бурным развитием советской музыкальной эстрады нового типа охарактеризованы 60-е гг. ХХ века, когда рок-музыка, получившая основное развитие в США и Великобритании, стала распространяться и в СССР. Одним из поджанров рок-н-ролла был твист, ставший самым любимым стилем эстрадной музыки. Среди наиболее известных произведений песенной эстрады того времени в стиле твист были: «Черный кот» в исполнении Т. Миансаровой; «Королева красоты» в исполнении М. Магомаева; «Песенка про медведей» в исполнении А. Ведищевой; «Звенит январская вьюга» в исполнении Н. Бродской и многие других, некоторые из которых популярны и сегодня .

Таким образом, мы можем свидетельствовать, что сам синтез искусств, который является актуальным в контексте эстрады, это синтез, прежде всего, не видов искусств, а синтез жанровых, более того, культурных и метакультурных спецификаций музыкальной культуры, где сочетаются интенции рока, джаза и других направлений, которые образуются на основе фольклора народов Европы и афро-американского культурного пространства. И если говорить об источниках поп-культуры, которая, фактически, формировала образы эстрады, в частности, эстрады в России, а предварительно на советском пространстве, то она осуществлялась под влиянием синтеза культурных интенций разных народов .

Период с 60-х до начала 70-х гг. для советской эстрады можно считать периодом синтеза вокала и театра в жанре «театра песни», где основным требованием было создание вокальной режиссуры как нового качества эстрадного мастерства. Особый вклад в развитие данного направления внесли Л. Утесов, М. Бернес, К. Шульженко. В процессе создания песни происходило тесное, равноправное сотрудничество композитора, поэта и исполнителя.

Говоря о национальных истоках эстрады, следует отметить, что они тоже синтетические. В основе российской эстрады, помимо русского, лежит симбиоз многочисленных языков. Так, в конце 60-х – начале 70-х гг. сформировался «неофольклорный» стиль в творчестве ВИА, которые сознательно специализировались на интерпретациях народной песенности со своеобразной манерой исполнения, отражавшей самобытность народных традиций соответствующего региона СССР. Отказываясь от англоязычных текстов, исполнители пели на родном языке, и обогащали интонационную палитру рок-музыки народным голосом. Профессиональную эстраду представляли вокально-инструментальные группы, которые в свои аранжировки вплетали орнамент национальной мелодики («Добры молодцы», «Ариэль» (РСФСР), «Червона рута» (Украина), «Песняры» (Беларусь), «Орэра» (Грузия), «Ялла» (Узбекистан)) .

Таким образом, по нашему мнению, синтез искусств на эстраде - это не только синтез звука, вокала, инструментовки, танца и других форм взаимодействия, это тот идеальный глубинный синтез, модель мира, которая осуществляется в формах персональной презентации этой модели. Персональность и адекватность пути становятся именно формами того синтезирования, от которых зависит, как они отражают реальность, становятся имиджами, маркерами, идеалами, символами поп-культуры, или той культуры, которая называется популярной, массовой.

При этом, этнохудожественное измерение эстрадного синтеза свидетельствует, что именно фольклор становится основой таких шедевров, которые в определенной степени становятся легендой музыкальной поп-культуры. То есть формула эстрады может определиться как симбиоз, как интеграция, адаптация и экстенсивный взрыв, расширение, театрализация, драматизация одного-единственного мотива или одного-единственного ритмического рисунка.

Синтез на эстраде осуществляется имманентными средствами, то есть средствами сцены здесь и сейчас, в этом пространстве, обще-художественными, которые происходят от семантических, вербальных клише, канонов, норм, культурных образов, от вспомогательных средств инструментовки, аранжировки и всей полифонии осуществления пространства, а также как тип единения в эстрадном пространстве различных интонаций, образов и типов культуротворения .

Синтез зрелищных искусств в цирке

Цирковое искусство по-своему эксцентрично передает окружающую действительность, отражает ее выразительными средствами разных искусств, обрамляющими смысловое ядро цирка – трюк. Синтез множества искусств, в котором вызрел современный цирк, обусловливает колоритность, некоторую рельефность его художественных образов.

Преобладающим началом в эстетическом поле цирка является то, что в центре его внимания всегда остается устремление к образу красивого, внутренне наполненного, реализующего свой потенциал человека, для которого даже невозможное может стать реальным. Другими словами, основой является развитие высших человеческих качеств, которые облагораживают ум и сердце. Язык выразительности цирка предопределяет для реципиента вторжение размышлений об упомянутом совершенстве, которое приобретает на манеже вполне явные очертания, в повседневную жизнь. Впитав в себя вековые традиции и черты карнавалов, фольклора, концентрируя опыт множества поколений, цирковое искусство творит свою ценностную систему человеческой жизни. Эволюционная история циркового искусства демонстрирует, что развивали цирк, формировали новые жанры, стилистически усложняли и синтезировали с классическими искусствами в форме художественной полифонии путешественники, в современной ситуации – гастролирующие цирковые артисты, которые издавна передавали между странами и народами, между поколениями и эпохами ценностные ориентиры.

Тенденция к «эстрадизации» цирковых программ, согласно которой они должны были соответствовать принципам создания гала-концерта, наметилась еще в 1960–1970-е гг. Черты эстрадного шоу, которые заявлялись уже в начале циркового представления, стали и характерными чертами отдельных номеров, например тем, что были выстроены на основе акробатической пантомимы.

В традиционных цирковых номерах доминировала «эстрадная» зрелищность, выражавшаяся в вычурном облике приспособлений, экзотичности животных. Принципы постановки номеров стремились к яркости, образности и подчеркивании динамизма. Так, например, в кордебалете истинная цирковая природа в выступлении проявлялась, когда танцовщицы, начинавшие номер вальсированием, внезапно сбрасывали вечерние платья и становились воздушными гимнастками .

В 1980-е гг. цирк вбирает в себя и цирковую драматургию, и систему режиссуры. Отдельное внимание следует обратить на особенности, связанные с выступлением в одной цирковой программе нескольких коверных клоунов (как парных, так и солистов). Клоуны превращались в некий центр представления, его самостоятельным номеров, в структуре которого остальным номерам порой была отведена роль вставных интермедий. Примером могут быть выступления пары Ю. Никулина и М. Шуйдина или «Солнечного клоуна» О. Попова.

Сегодня синтез цирка и театра стал характерной чертой цирковых выступлений, а цирковые программы являются своего рода спектаклями, где происходит не просто смена номеров, но все действие выстраивается согласно соответствующему сюжету для достижения конкретной цели. Так, возникновение театра «Лицедеи» В. Полунина позволило говорить о синтезе цирка и эстрады и рождении театральной клоунады. Труппа театра прошла значительный путь от крохотных юмористичных пантомим до значительных, полноценных спектаклей, использующих специфику обоих видов искусства. Экспериментальный проект «Маленький принц» московских режиссеров Н. Крылова и Г. Лавровского одновременно синтезировал в себе художественные возможности цирка, с одной стороны, и драмы, оперы и балета, с другой. Синтезом цирка, театра и мультимедиа стало поставленное по мотивам гофмановского «Щелкунчика» театрально-цирковое шоу «Кракатук», созданное А. Могучим и А. Шишкиным.

Таким образом, во всех вышеперечисленных случаях можно говорить о высшем типе синтеза искусств, когда происходит синтез искусств (цирка, с одной стороны и театра, оперы, балета и т.п. с другой) синтетических изначально, по своей исходной природе. При этом происходит своеобразный перевод с одного творческого языка на другой, и, как следствие, взаимное обогащение различных искусств. Однако, необходимо уточнить, что при этом происходит как синтез искусств, так и его антитеза, когда каждое из искусств сохраняет за собой собственные выразительные и художественные особенности.

Заключение

Синтез искусств - своеобразная реальность, которая подталкивает к тому, чтобы определить ее актуальность именно как событие, как акт вхождения в обыденное пространство человеческого существования.

Все виды искусства автоматически тяготеют к синтетизму, поскольку сочетают в себе свойства собственного отражения и признаки отображаемого объекта. Соответственно, искусства эстрады и цирка по своей природе имеют синтетическую первооснову и в процессе своего существования тяготеют к синтетическим соединениям с целью получения более разветвленной вариативности средств отображения действительности.

При этом синтез искусств достигает своего высшего типа в том случае, когда происходит синтез искусств синтетических изначально. При этом происходит своеобразный перевод с одного творческого языка на другой, и, как следствие, взаимное обогащение различных искусств при сохранении за каждым из них собственных выразительных и художественных особенностей.

ЛИТЕРАТУРА

Рихард В. Произведение искусства будущего // Избранные работы. Пер. с нем. - М..: Искусство, 1978. С. 142-261.
Моторина И.Е. Синтез искусств как принцип развития художественной культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2012. № 2 (16). Ч. II. C. 147-150.
Габричевский А.Г. Морфология искусства. - М.: Аграф, 2002.
Седых Э.В. Проблема синтеза искусств в теории и истории литературы и искусства. – М.: Знание, 2010.
Мун Л.Н. Синтез искусств как постоянно развивающийся процесс порождения нового в искусстве, образовании, науке и его импровизационная природа// Электронный научный журнал «Педагогика искусства». 2008. №2. URL: http://www..n.pdf
Клитин С. История искусства эстрады. – С-Пб.: Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2008.
Ильина Т. В. Введение в искусствознание. – М. : Аст «Астрель», 2003.
Ванслов В.В. Что такое искусство. – М.: Изобразительное искусство, 1989.
Крохмаль Н.В., Щербакова А.И. Эстрадно-джазовый вокал в художественном пространстве культуры ХХ века: несколько страниц музыкальной истории // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов. – М., 2015. С. 202-211.
Цукер А. М. Отечественная массовая музыка: 1960–1990 гг. - С-Пб: Лань, 2016.
Удалова С.В., Щербакова А.И. Принципы построения и реализации концертной программы на современной эстраде // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов. – М., 2015. С. 255-265.
Прасолов Е.Н. Взаимодействие и синтез искусств в современной науке и художественной практике // Художественное образование и наука. 2015. №3. С. 3-16.
Немчинский М.И. Цирк России наперегонки со временем: Модели цирковых спектаклей 1920–1990-х годов. - М.: ГИТИС, 2001.

«Декоративное искусство» - Афинский акрополь. Древнегреческие сосуды. Работа в рудниках. Храм Посейдона. Храм Аполлона. Вазописец. Храм Цецеры. Живопись. Торговля в Древней Греции. Гончар. Статуи. Сельское хозяйство. Виды вазописи. Роль декоративного искусства в обществе. Дорогие ребята! Практическая работа. Древнегреческая школа.

«Виды искусства» - Введение в мировую художественную культуру. Eхperimentum - опыт, проба); ст.-Слав. Cultura). Телевидение. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения. Театр. Материальная (вещи и предметы, созданные человеком). Музыка. Литература. (От церк.-Слав. Хореография.

«Парковая культура» - Його головне призначення – навчити людину бачити красу у простому, повсякденному. Острівна відокремленість Англії сприяла появі місцевих законів планування садів. Особливість: порошковий чай готується безпосередньо під час церемонії. Зазвичай їх розміщують триадами, викладають скульптури, розташовують доріжками або містками.

«Искусство фотографии» - Музыка способствует драматургическому развитию происходящего на экране действия. Кино доступно, увлекательно, выразительно. Широкое распространение получила художественная фотография. Прокатный плакат кинофильма «Броненосец Потемкин. Кинофильм «Кинг Конг». С Шипулин « На закате». А.Якубович «Полдень».

«Садовое искусство» - Висячие сады Семирамиды. Садово-парковое искусство китая и японии. Священные рощи? герооны Философские сады Частновладельческие сады. Садово-парковое искусство западной европы и сша в xix-xx вв. Во-ле-Виконт. Версаль. Монастырские сады Феодальный тип садов Сад-лабиринт Ботанические сады. Царское село.

«Ораторское искусство» - Речь, слово оказывается реальным и эффективным инструментом приобретения славы, богатства. Особенно привлекательной была личность Демосфена. Вот настоящий пример для подражания! Особенности Ораторской речи изучались ранее риторикой. Ораторская речь. Выделяют академическое (научное), политическое, судебное, церковное (особенно проповедь) и др. виды красноречия.

Всего в теме 12 презентаций

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цирк (от латинского circus - окружность, круг) - один из самых любимых видов искусства. В основе циркового искусства лежит трюк - сложное для исполнения и эмоционально впечатляющее действие. Совокупность таких действий-трюков в сочетании с музыкой, хореографией, словом, внешним оформлением образует цирковой номер, а их соединение - программу; при наличии сюжетной канвы - цирковой спектакль.

3 слайд

Описание слайда:

Как и театр, оно возникло из трудовой, обрядовой, военной деятельности людей (см. ст. «Древнейшие формы театральных представлений»). В Европе XI - XVI вв. на ярмарочных площадях увеселяли народ бродячие комедианты. В кругу, образованном зрителями, артисты показывали мастерство акробатики, гимнастики, жонглирования, разыгрывали комические сцены. С XVI в. в Европе получили распространение школы верховой езды - истоки одного из видов будущего цирка - конного.

4 слайд

Описание слайда:

С середины XVIII в. появляется высшая школа верховой езды, где мастерское управление конем и искусство конной дрессировки достигают особого совершенства. Выдвигаются берейторы - наездники, дрессировщики, которые во главе небольших конно-акробатических групп выступают на временных манежах для публики.

5 слайд

Описание слайда:

В 1770 г. бывший английский кавалерист Филип Астлей (1742 - 1814) построил в Лондоне Школу верховой езды, преобразованную им в 1780 г. в специальный «Амфитеатр Астлея». С него историки ведут начало современного профессионального цирка. В том же году Астлей построил филиал этой школы - «Английский амфитеатр предместья Тампль» в районе Парижа. В программу кроме конных номеров входили выступления акробатов, гимнастов, клоунов; ставились пантомимы. Пантомимы получили широкое распространение в XIX в., привлекая сюжетами, откликавшимися на важнейшие события своего времени

6 слайд

Описание слайда:

Как развивался профессиональный цирк в России? В начале XIX в. большинство цирковых предпринимателей и артистов были иностранцами. Со второй половины XIX в. появляются отечественные цирки. Создателями первого русского цирка были братья Аким (1843 - 1917), Дмитрий (1835 - 1918) и Петр (1846 - 1921) Никитины - выходцы из семьи бывшего крепостного крестьянина Александра Никитина. Они начали свой путь артистов, выступая на улицах под музыку шарманки, на которой играл их отец. В 1873 г. они открыли небольшой цирк в Пензе, который имел успех Цирк А.А.Никитина на бывшей Екатеринославской ул.Харькова А.А.Никитин (1843-1917)

7 слайд

Описание слайда:

В цирках России того периода (С. Чинизелли в Петербурге, А. Саламонского в Москве, на Цветном бульваре, Труцци в крупных провинциальных городах), формировались целые поколения выдающихся русских артистов, многие из которых впоследствии вписали памятные страницы и в историю советского цирка. Это знаменитые клоуны-сатирики, дрессировщики братья Владимир Леонидович (1863 - 1934) и Анатолий Леонидович (1864 - 1916) Дуровы Как развивался профессиональный цирк в России?

8 слайд

Описание слайда:

Большим успехом у публики пользовались выступления Виталия Ефимовича Лазаренко (1890 - 1939). Он соединил сатирические номера клоунады с акробатикой. Популярными в русском цирке, рядом с Дуровыми и Лазаренко, были клоуны Альперовы, братья Таити, Бим-Бом. Успешно выступали на манежах страны русские артисты во всех жанрах. Среди них были широко известны канатоходец Ф. Ф. Молодцов, конники разных профилей: семья Гамсахурдия, П. С. Крутиков, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычев, П. А. Федосеевский; атлеты и борцы: И. М. Поддубный, И. М. Заикин, Н. А. Вахтуров, П. Ф. Крылов, И. В. Шемякин, выходившие победителями из соревнований с прославленными чемпионами мира и Европы; акробаты Винкины; велофигуристы Подрезовы (по сцене Польди); жонглеры К. и М. Пащенко, жонглер на лошади Н. А. Никитин и другие. Как развивался профессиональный цирк в России?

9 слайд

Описание слайда:

Октябрьская революция - исторический рубеж в истории русского цирка, ознаменовавший крутой поворот в организации творческой деятельности мастеров арены. В январе 1919 г. в театральном отделе Наркомпроса была создана Секция цирка. 26 августа 1919 г. В. И. Ленин подписал Декрет СНК «Об объединении театрального дела». Объявив национализацию цирков, декрет навсегда предопределил демократическую сущность цирка как вида искусства, который наравне с театрами необходим народу, нуждается в постоянном организационном и идейно-творческом руководстве Советского государства. И действительно, цирк СССР стал качественно новым явлением. Как развивался профессиональный цирк в России? Акробаты-эквилибристы Н. и П.Маяцкие

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель урока

Формирование целостного представления о мире и формах искусства (пространственно-временных искусств).

Задачи урока

  • Усвоение особенностей языка циркового и эстрадного искусства и их художественных средств выразительности;
  • Формирование представления об истории циркового и эстрадного искусства, умения выявлять и анализировать особенности различных жанров циркового и эстрадного искусства, систематизировать полученные знания.
  • Реализация творческого потенциала.
  • Расширение эстетического кругозора, осознания художественной ценности зрелищных искусств.

Виды деятельности

    Изучение истоков возникновения цирка и эстрады. Классификация выразительных средств и жанров цирка и эстрады. Работа с таблицами. Работа с текстом учебника. Работа в парах. Рассуждение о специфике творческих профессий зрелищных искусств и освоение их элементарных приёмов.

Ключевые понятия

    Зрелищные искусства, художественная образность, эффект сопереживания. Трюк, эксцентрика, пантомима, акробатика, атлетика, клоунада, иллюзионизм, жонглирование, дрессура, эквилибристика.
Название этапа Методический комментарий
1 1. Мотивация к учебной деятельности Учитель направляет рассуждение учащихся к мысли, что не все зрелища можно рассматривать как произведение искусства. Задача учителя подвести учащихся к мысли о образности художественных зрелищ, целостности и наличие сюжета, роли режиссуры.
2 2. Актуализация опорных знаний Вопрос учителя: «Разделяете ли вы точку зрения, что цирк – это спорт плюс театр? Назовите различия между цирком, спортом и театром».
3 3. Целеполагание Учащимся предлагается разделиться на пары, и учитель распределяет каждой паре жанр циркового искусства, который нужно охарактеризовать. Обсуждение.
4 4. Самостоятельная работа Учащиеся рассматривают фотографии и сами выполняют задание 26 в рабочей тетради, приводят примеры.
5 5. Обобщение полученных знаний с включением новых Вопросы учителя: – К какому виду зрелищных искусств вы отнесёте эти изображения? Перечислите представленные жанры. – В чём заключаются особенности искусства эстрады среди всех зрелищных искусств, специфика этих творческих профессий? Учащимся следует выделить в эстрадном искусстве развлекательный характер и яркую зрелищность. Его малые формы, которые лаконичны, эксцентричны и динамичны на сцене. Открытость актёрского искусства и большой контакт со зрителем. Учитель нацеливает учащихся видеть новые знания в структуре общего раздела курса, их связи с уже приобретённым опытом.
6 6. Итог урока Задача учителя включить учащихся в процесс обсуждения, нацелить на высказывание своей точки зрения на эту тему. Обсудить возможные пути решения обсуждаемой проблемы и поставить вопросы, которые нацелят учащихся на новые размышления.


Последние материалы сайта