Музыкотерапия в детском саду. Музыкотерапия в детском саду: задачи и цели, выбор музыки, методика развития, особенности проведения занятий и положительное влияние на ребенка. Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

23.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одаренным детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

В нашем ДОУ помимо воспитывающего фактора музыки в воспитательно-образовательном процессе используется целительное воздействие музыки на дошкольников.

Музыка не только фактор облагораживающий,
воспитательный. Музыка – целитель здоровья.
(В.М.Бехтерев)

Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода музыкотерапии.

Первый механизм состоит в том, что музыкальное искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и за счет этого найти ее разрешение.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие “аффекта от мучительного к приносящему наслаждение”.

Обычно различают ретроспективную и проспективную фазы музыкотерапии. Ретроспективная фаза имеет задачей натолкнуть участника на переживание, необходимости активного раскрытия внутреннего конфликта. Слушание музыки должно привести человека к конфронтации с своей внутренней жизнью. Переживания, до того остававшиеся неосознанными или только частично осознанными, преобразуются в конкретные представления. На этой фазе следует использовать музыку глубокого эмоционального содержания, например, симфоническую музыку

19 столетия. В проспективной фазе возможны два подхода. Первый – разрядка психического напряжения, выражением которого может быть мышечное напряжение. Второй – развитие потребности в слушании музыки, расширение круга переживаний, стабилизации самочувствия.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с отличительно– коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивает педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается очищение. В третьем – снимается нервно– психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой – является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.

Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может “выговориться”; выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.

Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо оттого, что ребенок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди.

Музыка – искусство, и как любое искусство познается душой. Воспринимать музыку можно, внимая ей или участвуя в создании.

Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.

К слушанию музыки относятся:

  • Беседы или занятия, когда музыка звучит фоном;
  • Специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;
  • Упражнения на внутреннее слышание.

На успешность проведения занятий, как справедливо указывается во многих руководствах, положительно влияют позитивная личность музыкального педагога, владение им способами музыкального выражения – игрой на музыкальном инструменте и умение петь, а также включение в лечебный и профилактический процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

В период времени от 1,5 лет происходит становление первых отношений между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление темперамента ребенка, появляются новые эмоции.

Одной из самых распространенных проблем в дошкольном учреждении, в решении которой требуется музыкотерапия, является адаптация ребенка к условиям детского сада.

Необходимо не менее 20 минут в спокойной обстановке немного поиграть. Реквизит для игры разнообразный: домик из больших кубиков; теремок, в котором обитают различные животные; елочки, имитирующие лес; барабан, танк, робот; тряпичные куклы, надеваемые на руку, обычные куклы, изображающие людей, животных и сказочных персонажей. Все это проходит под спокойную музыку (Э.Григ “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”, М.Мусоргский “Рассвет на Москве-реке” и др.) Воспитатель находится рядом с играющим, возможно присев на корточки. В разговоре стараются не превышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении. Следует поиграть с ребенком и родителем в подвижные игры типа бросание мяча, пятнашек, игры в кегли, музыка должна нести ярко выраженное положительное начало (“Маленькая ночная серенада” В.Моцарта, “Трепак” из “Щелкунчика” П.И.Чайковского и т.д.) Всем этим создается жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному состоянию ребенка.

Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

На одном из занятий в ходе практики были собраны гиперактивные дети (4–5 лет), и им было предложено послушать пьесу “Мама” из “Детского альбома” П.Чайковского, сразу же состоялась беседа о характере произведения. В течении нескольких следующих занятий были прослушаны различные произведения в порядке увеличения продолжительности звучания, в том числе упомянутое “Утро” Э.Грига. За это время дети научились глубже чувствовать и понимать музыку, дольше сохранять внимание, подавлять проявления агрессии; после прослушивания ведут себя более спокойно, чем обычно.

Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки:

Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

При подборе произведения для слушания опираемся на то, чтобы музыка отвечала двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование , которое способствует повышению самооценки, – преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).

Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия – ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними – возникали коммуникативно – эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущественно групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент “анонимности” чувств, “укрытости” в общей массе, что создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

Пение должно быть ориентировано на народные песни. Занимаясь 5 лет по русскому народному творчеству, мы обратили внимание, что у детей повысился интерес к русскому народному творчеству, дети стали раскрепощенные, эмоциональные, у них стали формироваться нравственно-личностные качества к произведениям русского народного творчества, его песням, танцам и хороводам, игре на детских музыкальных инструментах. Мы используем песни оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроем группы. Размещение группы – замкнутый круг. Ведущий поет вместе со всеми. Когда достигается определенное состояние группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, выдвинуть запевалу. Запев связан для многих с преодолением застенчивости, так как запевала попадает в центр внимания.

Для руководства этой работой требуется музыкальные знания и навыки, если воспитатель сам не музыкант, он работает совместно с музыкальным руководителем, который дает необходимые консультации.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально – хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

Наряду с песней применяются элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении.

Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. Терапевтическую ценность представляют ритмические, колебательные движения под музыку в три такта.

Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребенок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них.

В музыкальной терапии существует два направления:

Первое – воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает;

Второе – строится на методе “освобождения творческих сил”, благодаря этому ребенок творит в музыке, танцует, импровизирует мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

Музыкотерапия может стать эффективным методом лечения детских неврозов, которые сегодня все больше поражают все больше детей. Поэтому сегодня дети должны постепенно овладевать не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его требованиями и преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Одним из таких средств и является музыкотерапия.

С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.

Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Уровень развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией. Предлагаем схемы использования музыкотерапии в различных видах деятельности и в режимных моментах (Приложение 1) .

Список литературы.

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: “Просвещение” 1984.
  2. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль “Академия развития”, 1997.
  3. Музыкальное воспитание в первых общественных д/садах России. – Дошкольное воспитание, 1996 г., №11.
  4. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н., Методика музыкального воспитания, М.: – “Музыка”,1990 г. ст. “Музыкальное искусство – средство воспитания детей”.
  5. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса.– М., 1947 г.

Музыкотерапия – это форма взаимодействия педагога с детьми, с применением разнообразной музыки в любом ее проявлении. Сегодня это направление необычайно популярно в детских садах и других дошкольных учреждениях.

Обычно музыкотерапию используют в работе с дошкольниками, наравне с другими видами – изотерапией, и так далее. Все эти методы воспитания в комплексе способны корректировать различные эмоциональные отклонения, страхи, нарушения психики у малышей. Терапия искусством становится совершенно незаменимой при лечении детей с аутизмом и задержками психического и речевого развития. В данной статье мы расскажем вам о том, что именно представляет собой занятие музыкотерапией в детском саду, и какую пользу оно может принести детям.

Что представляет собой музыкотерапия для дошкольников?

Музыкальная терапия в группе детей может быть выражена в следующих формах:

  • прослушивание музыки;
  • хоровое пение;
  • танцы;
  • создание собственных музыкальных произведений и запись их на аудионосители;
  • игра на простых музыкальных инструментах и т.п.

Кроме групповой формы, нередко используется индивидуальная форма влияния на ребенка. В этом случае педагог или психолог взаимодействует с малышом с помощью музыкальных произведений. Обычно такой метод применяется, если у ребенка имеются какие-либо нарушения психики или отклонения в развитии. Нередко такая ситуация возникает после перенесенного малышом стресса, например, связанного с разводом родителей.

В чем польза музыкотерапии для детей дошкольного возраста?

Правильно подобранная музыка способна полностью изменить душевное и физическое состояние, как взрослого человека, так и ребенка. Мелодии, которые нравятся деткам, улучшают их настроение и избавляют от негативных эмоций, настраивают на позитивный лад, способствуют раскрепощению. Некоторые малыши перестают стесняться в процессе танцев под веселую музыку.

Кроме того, танцевальная музыка стимулирует двигательную активность, что особенно полезно для деток с различными нарушениями физического развития.

К тому же, музыкотерапия способствует сенсорному развитию ребенка и усилению активности речевых функций. Сегодня многие врачи-логопеды также стараются использовать в своей работе с детьми дошкольного возраста элементы музыкотерапии, отмечая необычайно высокую эффективность таких занятий.

Предварительный просмотр:

МДОУ Новоспасский д/с №7

МУЗЫКОТЕРАПИЯ в ДОУ

(КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ РЕБЕНКА)

Подготовила

музыкальный руководитель

Маклакова Елена Михайловна.

Р.п. Новоспасское

2016г.

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.

Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем, медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.

Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.

Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания. Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слона стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, кому необходима

коммуникабельность.

Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Прослушивание быстрой, громкой музыки после медленной может привести к эффекту, описанному Ницше: «Мои возражения против музыки Вагнера являются физиологическими. Мне становится трудно дышать, когда на меня воздействует его музыка». Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным. Обычно такой эффект имеют песнопения, современные оркестровки и народная музыка.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. Как заметил Игорь Стравинский: «Ударные и басы действуют как система центрального отопления».

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма - ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка.

Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ

Зайчата

Дети выполняют движения соответственно тексту.

Вот пушистые зайчата

Мирно спят в своих кроватках.

Но зайчатам хватит спать,

Пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем,

Ручку левую потянем,

Глазки открываем,

С ножками играем:

Поджимаем ножки,

Выпрямляем ножки,

А теперь бежим скорей

По лесной дорожке.

С боку на бок повернемся

И уже совсем проснемся!

Просыпайтесь, глазки!

Просыпайтесь, глазки! Глазки все проснулись?

Дети лежат на спине, легко поглаживают закрытые глаза.

Просыпайтесь, ушки! Ушки все проснулись?

Растирают уши ладошками.

Просыпайтесь, ручки! Ручки все проснулись?

Растирают руки от кисти до плеча.

Просыпайтесь, ножки! Ножки все проснулись?

Стучат пяточками по кровати.

- Просыпайтесь, детки!

Мы проснулись! Потягиваются, затем хлопают в ладоши.

Потягушка

Это кто уже проснулся?

Кто так сладко потянулся?

Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки.

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся,

Вот уже растем, растем, растем!

Н. Пикулева

Дети потягиваются, вытягивают поочередно то правую руку, то левую, выгибают спинки.

Котята

Маленькие котята - смешные ребята:

То в клубок свернутся, то снова развернутся.

Дети лежат на спине, руки вдоль туловища. Сгибают колени, ноги подтягивают к груди, обхватывают колени руками, возвращаются ей.

Чтобы спинка была гибкой,

Чтобы ножки были прытки,

Делают котятки для спины зарядку.

Дети лежат на спине, руки «в замке» за головой, ноги согнуты в коленях.. Наклон колен влево, в и. п., наклон колен вправо, в и. п.

Запыхтел паровоз, он котят гулять повез.

Дети сидят, ноги вместе, руки в упоре сзади. Сгибают ноги в коленях, подтягивают их к груди со звуком «ф-ф» на выдохе.

Скоро полдник у котят? У них животики урчат.

Дети сидят по-турецки, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.

Вот котята встали, до солнышка достали.

Дети стоят на полу, поднимают руки вверх, потягиваются.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Маленькие детки

Маленькие детки спят,

Носиками все сопят,

Носиками все сопят,

Сон волшебный все глядят.

Сон волшебный и цветной,

И немножечко смешной.

Снится зайка озорной,

Он спешит к себе домой.

Снится розовый слоненок -

Он, как маленький ребенок,

То смеется, то играет,

Но никак не засыпает.

Спите, маленькие детки!

Воробей сидит на ветке.

Он чирикает, и слышно: |

Тише, тише, тише, тише... |

Н. Байдавлетова

Колыбельная медвежат

Баю-баюшки-баю!

Саше песенку пою

Про веселых медвежат,

Что под елкою сидят.

Один лапу сосет,

Другой семечки грызет.

Третий сел на пенек,

Звонко песенку поет:

«Саша, спи, засыпай,

Свои глазки закрывай...»

Баюкалка

(колыбельная уральских казаков)

Баю-баюшки-баю!

Стоит домик на краю.

Он не беден, не богат,

Полна горница ребят.

Полна горница ребят,

Все по лавочкам сидят,

Все по лавочкам сидят,

Кашу сладкую едят.

Кашка маслена,

Ложки крашены.

Рядом котик сидит,

На ребяток глядит.

Уж ты, котик-коток,

У тебя серый лобок,

Беленькая шкурка,

Дам тебе кокурку (сдобное печенье).

Приходи-ка ты, коток, ко мне детушек качать, ко мне детушек качать, убаюкивать.

И у ночи будет край...

(русская народная колыбельная)

Баю-бай, баю-бай,

И у ночи будет край.

А покуда детвора

Спит в кроватках до утра.

Спит корова, спит бычок,

В огороде спит жучок.

И котенок рядом с кошкой

Спит за печкою в лукошке.

На лужайке спит трава,

На деревьях спит листва,

Спит осока у реки,

Спят сомы и окуньки.

Баю-бай, крадется Дрема,

Он разносит сны по дому.

И к тебе пришел, малыш,

Ты уже так сладко спишь.

СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

МУЗЫКОТЕРАПИИ

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классические произведения:

1. Бах И. «Прелюдия до мажор».

2. Бах И. «Шутка».

3. Брамс И. «Вальс».

4. Вивальди А. «Времена года».

5. Гайдн И. «Серенада».

6. Кабалевский Д. «Клоуны».

7. Кабалевский Д. «Петя и волк».

8. Лядов А. «Музыкальная табакерка».

9. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада».

10. Моцарт В. «Турецкое рондо».

11. Мусоргский М. «Картинки с выставки».

12. Рубинштейн А. «Мелодия».

13. Свиридов Г. «Военный марш».

14. Чайковский П. «Детский альбом».

15. Чайковский П. «Времена года».

16. Чайковский П. «Щелкунчик» (отрывки из балета).

17. Шопен Ф. «Вальсы».

18. Штраус И. «Вальсы».

19. Штраус И. «Полька "Трик-трак"».

Детские песни:

1. «Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский).

2. «Бу-ра-ти-но» (из к/ф «Буратино», Ю. Энтин, А. Рыбников).

3. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).

4. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старока-

домский).

5. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).

6. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).

7. «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).

8. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский, Б. Савельев).

9. «Колокола» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Е. Крылатов).

10. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника»,

Ю. Энтин, Г. Гладков).

11. «Лучики надежды и добра» (ел. и муз. Е. Войтенко).

12. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев).

13. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков).

14. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).

15. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков).

16. «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего», Ю. Эн-тин, Е. Крылатов).

17. «Танец утят» (французская народная песня).

Музыка для пробуждения после дневного сна

Классические произведения:

1. Боккерини Л. «Менуэт».

2. Григ Э. «Утро».

3. Дворжак А. «Славянский танец».

4. Лютневая музыка XVII века.

5. Лист Ф. «Утешения».

6. Мендельсон Ф. «Песня без слов».

7. Моцарт В. «Сонаты».

8. Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов».

9. Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке».

10. Сен-Сане К. «Аквариум».

11. Чайковский П. «Вальс цветов».

12. Чайковский П. «Зимнее утро».

13. Чайковский П. «Песня жаворонка».

14. Шостакович Д. «Романс».

15. Шуман Р. «Май, милый май!».

Музыка для релаксации

Классические произведения:

1. Альбинони Т. «Адажио».

2. Бах И. «Ария из сюиты № 3».

3. Бетховен Л. «Лунная соната».

4. Глюк К. «Мелодия».

5. Григ Э. «Песня Сольвейг».

6. Дебюсси К. «Лунный свет».

7. Колыбельные.

8. Римский-Корсаков Н. «Море».

9. Свиридов Г. «Романс».

10. Сен-Сане К. «Лебедь».

11. Чайковский П. «Осенняя песнь».

12. Чайковский П. «Сентиментальный вальс».

13. Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор».


История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века - подобное лечение в психиатрических учреждениях применял французский врач Эскироль.

Первоначально назначение пациентам музыкотерапии носило целиком эмпирический характер и опиралось на интуицию врача. Уже позже под данный метод была подведена серьезная научная база . Сейчас многие музыкотерапевты активно применяют в своей работе компьютерные технологии .

Кому помогает музыкотерапия?

Музыкотерапия применяется для реабилитации после инфарктов, черепных травм, для облегчения болей. В психиатрии музыкой лечат неврозы и некоторые формы шизофрении. Музыкотерапия помогает в адаптации людям с физическими нарушениями – слепым и немым, а также является незаменимым средством для застенчивых людей. С помощью музыкальной терапии они учатся самоконтролю, коммуникации с другими.

Музыкотерапия является очень популярным способом лечения детей, больных аутизмом . Для таких детей все, что происходит в окружающем мире неинтересно, их волнует только их собственный внутренний мир. Такие дети с трудом общаются с собственными родителями, поэтому для их лечения нужно выбирать способы, через которые можно вызвать у них эмоции. Музыкотерапия для таких детей способствует улучшению контакта с окружающим миром.

Музыкотерапия также помогает в семейных проблемах. Супругам предлагается выбрать несколько музыкальных произведений, которые нравятся им обоим. В данном случае, музыкотерапия помогает организовать совместную деятельность.

Лечение музыкой завоевывает все большую популярность. Никто уже не спорит с тем, что музыка помогает в преодолении болевых ощущений, снимает психоэмоциональное и мышечное напряжение. Поэтому музыкотерапию все чаще и с неизменным успехом применяют в самых разных областях медицины.

Нет таких музыкальных произведений, которые помогали бы всем людям. Однако, большинству людей помогает расслабиться музыка Моцарта. Далее по популярности идут Чайковский и Шопен.

Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях.

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?

В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: «Мазурки» и «Прелюдии» Ф.Шопена, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.

На чтение 8 мин. Просмотров 4.8k.

Эмоциональная сфера ребенка не может гармонично сформироваться сама по себе, а нуждается в мудрой и бережной помощи взрослых.

Одним из методов, что даст возможность педагогам эффективно корректировать эмоциональное развитие ребенка и учить его эмоциональной саморегуляции, .

В современном мире детская психика подвергается воздействию непрерывно растущего информационного потока, страдает от ухудшения экологии и других негативных внешних факторов. В результате появляются проблемы в развитии эмоциональной сферы детей, самыми распространенными из которых являются физическое и эмоциональное напряжение. Оно проявляется в раздражительности, агрессии и т. п. и является препятствием для гармоничного и эффективного развития личности ребенка. Помочь этому может музыкальный руководитель на своих занятиях, применяя элементы музыкотерапии для детей.

Музыкальная терапия использует музыку как важный фактор психоэмоционального воздействия на детей. Издавна известно, что настроение и синхронизировать с музыкой. Например, марш благодаря своему четкому ритму имеет свойство бодрить и мобилизовать человека, зато текучая, равномерная, тихая колыбельная успокаивает, навевает сон.

Поэтому в настоящее время всем педагогам-музыкантам следует активно использовать на своих занятиях способность муз.звука, тембра, ритма, темпа влиять на внутренний мир дошкольника, вызвать телесные, психо- и эмоциональные реакции и направлять их.

Практическое применение методов музыкотерапии

Особое значение в современной музыкотерапии приобретает интеграция музыки с выразительными возможностями иных видов искусств.

Самыми часто употребляемыми из интегрированных методов музыкотерапии считают:

  • рисование под музыку;
  • музыкально-подвижные игры;
  • пантомима;
  • пластическая драматизация под музыку;
  • музыкальная цветотерапия;
  • придумывание детьми сказок во время и после слушания музыки.

Подобные комплексные формы творчества привлекают к творческому процессу все органы и системы восприятия ребенка. Это повышает эффективность специальных упражнений, а также дает музыкальному руководителю возможность разными путями корректировать у своих воспитанников эмоционального и физического напряжения.

Музыкальная терапия для детей

Музыкотерапевтические упражнения для уменьшения у детей физического и эмоционального напряжения обычно содержат два основных компонента, а именно:

  • восприятие музыки в движении;
  • успокоение и выравнивание дыхания.

Известно, что в мышечной ригидности, в проблемах с координацией движений у детей часто проявляются эмоциональные проблемы, в частности затруднено переживания и воспроизведения эмоций, неспособность осознавать собственные эмоции и чувства, а также воспринимать чувства других людей. Зато способность свободно и пластично двигаться, чувствовать и воспроизводить музыку телом прямо связана с эмоциональной раскованностью. Поэтому, чтобы гармонизировать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, лучше предлагать им во время музыкотерапии активную форму восприятия музыки.

Ослабить мышечное напряжение, что сопровождает у детей любое сильное эмоциональное переживание, возможно также с помощью упражнений для успокоения и выравнивания дыхания. Глубокое спокойное дыхание помогает уменьшить тревогу и обрести уверенность в себе. Кроме сугубо упражнений на дыхание, в практике музыкотерапии для релаксации применяют упражнения на формирование певческого дыхания, а также игру на духовых инструментах и тому подобное.

Подбирая музыкальный сюжет для проведения упражнения, муз.рук. должен учитывать, что успокаивающее, расслабляющее действие присуще звукам флейты, скрипки, фортепиано - при условии, что произведение будет звучать в тихой (умеренной) динамике и медленном (умеренном) темпе.

Музыкотерапевтическое упражнение может иметь следующие фазы:

  • установление контакта с малышом, определение его эмоционального состояния;
  • подбор музыки для коррекции и гармонизации эмоционального состояния ребенка;
  • уменьшение эмоционального напряжения - применение динамической музыки, что стимулирует интенсивные эмоции и дает ребенку возможность «сбросить» эмоциональное нагрузки;
  • расслабление и заряд положительными эмоциями - применение спокойной музыки, которая снимает напряжение и создает атмосферу удовлетворения.

Рассмотрим примеры музыкотерапевтичних упражнений

Упражнение «Сыграй свое настроение» является коллективной формой активного музицирования на шумовых инструментах. Во время нее дети учатся озвучивать стихи, играть в ансамбле, а еще - импровизировать собственные небольшие пьесы, воплощая в них свое настроение и звуковые представления.

Упражнение «Шарф с волшебными историями» предназначено, прежде всего, для детей с выраженной гиперактивностью, синдромом дефицита внимания. Такие дети требуют индивидуальной работы, во время которой учатся успокаиваться и сосредотачиваться.

Для проведения упражнения музыкальный руководитель включает музыку, двигает над ребенком большой яркий шарф, одновременно рассказывая фантазийную историю (например, про самого ребенка, с которым проводит упражнение). При этом музыкальный руководитель предлагает ребенку произвольно двигаться, когда шарф «взлетает» вверх или колыхаются из стороны в сторону, и останавливаться, когда шарф опускается.

Во время упражнения педагогу необходимо синхронизировать подвижные и спокойные эпизоды в движениях шарфа, в музыке и в истории.

Правильно подобранная по интенсивности звучания и ритмом музыка поможет ребенку упорядочить движения, усиливая впечатление от движений шарфа и слов музыкального руководителя.

Упражнение для расслабления «Морское дно» предназначено, прежде всего, для детей старшей группы. Музыкальный материал для упражнения - аудиозапись пьесы «Лунный свет» Клода Дебюсси (Claude Debussy).

Дети произвольно размещаются в музыкальном зале. Педагог проговаривает текст, согласуя его с движением музыки: «Дети, сейчас мы окунемся в морскую глубину.

Сначала проверим, работает ли наше снаряжение для дыхания под водой: спокойно, без напряжения вдохните, теперь выдохните. Со снаряжением все в порядке, поэтому погружаемся!

Сделайте спокойный глубоких вдох, а с выдохом опуститесь на самое дно. Вокруг вас - лишь чистая голубая вода. А теперь ощутите, что вы - морские волны, которые легко качаются вместе с музыкой. Вокруг вас плавают разноцветные жители моря - почувствуйте их присутствие, рассмотрите внимательно.

Вдруг течение изменилась! Все волны зашевелились, начали перемещаться, путешествовать морской глубиной, встречать новых морских жителей… А теперь наступила ночь. В полной темноте морская вода засияла - это светящиеся микроскопические водоросли, рачки, удивительные медузы. Волны постепенно успокаиваются и ложатся на дно».

После упражнения следует предложить детям под ту самую музыку нарисовать образы, возникшие в их воображении. После этого музыкальному руководителю следует проанализировать детские рисунки - цвета, насыщенность, силу нажима карандаша и тому подобное.

Таким образом можно выявить у детей скрытое эмоциональное напряжение, недовольство, агрессию и направить усилия для их устранения во время сеансов музыкотерапии.

Целью упражнения является релаксация и развитие певческого дыхания. Музыкальный материал для упражнения - Прелюдия до-мажор из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach).

Музыкальный руководитель предлагает детям посадить мнимое зернышко на ладошку. Дети выполняют задание, сопровождая «посадку», произнося слова «динь!», затем заботятся, чтобы зернышко проросло:

  • поливают дождиком - имитируют голосом звуки капелек;
  • согревают солнышком - высоко поют звук «а».

Музыкальный руководитель продолжает руководить действиями детей, поэтапно продолжая рассказ:

  • зернышко начало расти - дети поют звук «а» на крещендо;
  • вырос большой, красивый цветок и открыл прекрасные лепестки - дети, представляя цветок на своих ладонях, улыбаются, любуются им;
  • цветок имеет великолепный аромат - дети медленно, глубоко вдыхают носом, а выдыхают ртом со звуком «ха».

Ценность этого упражнения в том, что оно выравнивает эмоциональное состояние всех детей группы, помогает воспитанникам со слабой нервной системой избавиться от эмоционального дисбаланса от того, что их психофизические реакции отстают от общего ритма жизни группы.

Упражнение «Цветная музыка» целесообразно проводить, когда есть необходимость вызвать у детей определенное настроение.

Упражнение содержит элементы цветотерапии, а именно предусматривает использование различных предметов определенного цвета.

Музыкальное сопровождение упражнения и цвет предметов будет зависеть от настроения, которое нужно создать. Так, чтобы успокоить детей, музыкальный руководитель может предложить им создать танцевальную импровизацию под музыку вальса, используя при этом шелковые шарфы синего, голубого или зеленого цветов. Вместо того, чтобы подбодрить детей, следует включить ритмичную музыку в оживленном темпе, а как реквизит предложить детям ленты или платочки желтого или красного цветов.

Целью этого упражнения является:

  • нормализовать дыхание;
  • расслабить мышцы горла.

Как музыкальный материал для упражнения можно использовать аудио-запись «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига (Edvard Grieg) или другую спокойную музыку (темп - не более 60-65-ти ударов в минуту), шум леса, пение птиц и тому подобное.

Это упражнение лучше выполнять с детьми после физической нагрузки. Музыкальный руководитель включает музыку и предлагает детям удобно расположиться на полу, закрыть глаза, представить солнечный день и зеленый лес. Главный элемент упражнения - «лесной» воздух, при котором дети должны спокойно, с удовольствием вдыхать и выдыхать воздух, представляя, что находятся в лесу и наслаждаются лесным чистым воздухом.

Недирективная медитация

Недирективная медитация - это метод, который позволяет фокусироваться на дыхании или звуке, а также «обрабатывать» воспоминания и эмоции. Такой метод целесообразно использовать тогда, когда слушатель свободно отдается образам и ассоциациям, которые возникают у него во время созерцания развития музыкального содержания.

Во время упражнений на недирективную медитацию музыкальный руководитель предлагает детям прослушать музыкальные произведения, не давая «подсказок», не направляя внимание детей на что-то конкретное. Слушая музыку, дети создают в воображении «музыкальные сны» («рисуют мультфильмы»).

Затем каждый из детей рассказывает, что увидел и почувствовал, какие образы навеяла ему музыка.

Используя музыкотерапевтические упражнения на занятиях, музыкальный руководитель гармонизирует внутренний мир детей двумя способами: физическим - через успокоение дыхания и расслабление мышц, и эмоциональным - через раскрепощение воображения и свободное выражение чувств.

Поэтому музыкотерапия для детей предстает как эффективная система, элементы которой каждому музыкальному руководителю стоит внедрять в свою ежедневную практику.



Последние материалы сайта