Основные тенденции развития мировой литературы 20 века. Развитие мировой литературы конца ХХ–XXI вв. словацкая литература

05.04.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

…Искусство предназначено лишь изображать и толковать жизнь – всегда многоликую, всегда противоречивую и всегда несовершенную.
Дмитрий Затонский

Для развития мирового литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века характерно сосуществование и взаимодействие разных стилей, направлений и течений. Как отмечают современные литературоведы, в стремительное и нестабильное время рубежа веков продолжают развиваться художественные произведения с реалистической доминантой. Для большинства произведений этого направления характерно

Усиление внимания к жизни общества, внимания к психологии героя, примат идеи над художественностью (публицистичность литературы), утверждение активной жизненной позиции героя и т. д. Но наряду с реалистическим направлением, которое обогащается новыми духовными исканиями и открытиями, в современной мировой литературе стремительно развиваются новые направления, например, такие, как уже упомянутый Постмодернизм.

Основополагающие принципы постмодернистской прозы выражены в произведениях итальянцев Умберто Эко (род. 1932) и Итало Кальвино (1923 -1985), американца Джона Барта (род. 1930), немца Патрика Зюскинда (род. 1949), чеха Милана Кундеры (род.

1925), серба Милорада Павича (1929-2009) и других.

Отметим, что для философии постмодернизма, где оттачивалась теория этого литературного направления, было характерно ее слияние с искусством. Так, философские концепции теоретиков постмодернизма напоминают скорее “литературные дискуссии” и “литературные игры”, нежели целостные и системные трактаты. Например, Ролан Барт в этом смысле выступил как литературовед и писатель, а Морис Бланшо – как прозаик и философ.

Обсуждение философских, психологических, культурологических проблем, превращение автора в критика своего же текста – стали ведущими для писателей конца ХХ – начала ХХI века.

Обратим ваше внимание на то, что философия постмодернизма была сформирована западными учеными еще в 80-х годах ХХ века. Она отвечала новой парадигме мировосприятия и мироощущения, и отображая изменения, которые произошли в обществе. Исследователи называют эту особенность “постмодернистской чувствительностью”. В ее основе лежит специфическая установка на восприятие мира как хаоса.

Причинами возникновения постмодернизма литературоведы также считают неопределенность, растерянность человека в мире тотальных глобальных изменений и техногенных катастроф, ожидание конца света и, вместе с тем, бурное развитие передовых коммуникативных технологий, изобретение компьютера, создание Интернета, развитие культурной толерантности мирового сообщества. Беспрецедентность эпохи рубежа ХХ – ХХI веков очень точно выразил французский философ Жак Деррида: “Это абсолютная эпоха; это не абсолютное знание или конец истории, это эпоха абсолютного знания абсолютного саморазрушения без Апокалипсиса, без откровения, без абсолютного знания…”. “”Постмодернистские времена”, – вторит ему украинский исследователь Дмитрий Затонский, – и в самом деле наступили после того, как термоядерный Апокалипсис не состоялся. Мы заглянули в бездну и остались жить.

Правда, заплатив за это Верой, Надеждой, Любовью…”. Таким образом, основными эстетическими категориями для постмодернистов стали Неопределенность, фрагментарность, потеря собственного “Я”, отсутствие канонов, неоднозначность. Важнейшей чертой постмодернистской эстетики было и отречение от понятия “вечные ценности”. Теоретики постмодернизма считали, что они сдерживают творчество автора.

При этом ведущей идеей становится идея “смерти автора” . Так, французский ученый Ролан Барт вводит понятие Скриптора и объясняет, что в постмодернистском произведении автор умирает, остается только скриптор, который несет в себе не чувства, впечатления и настроения, а только необъятный словарь, из которого последний и черпает свое письмо. Таким образом, писатель провозглашается мертвым, т. е. не способным создавать что-либо новое, он лишь цитирует тексты, а содержание, душу в художественное произведение вкладывает не автор, а читатель. Текст, таким образом, приравнивается к удовольствию, а чтение – к прогулке.

Но интересной и увлекательной эта Прогулка станет лишь для подготовленного читателя, который способен расшифровать все “культурные коды”, спрятанные в постмодернистском произведении.

Даже само понятие художественного произведения постмодернисты заменили понятием Текст. Широко используется понятие интертекстуальность, которое обозначает “диалог текстов”, т. е. включение в текст фрагментов, цитат из других произведений. Одной из важнейших особенностей интертекстуальности является то, что она размывает традиционные границы между искусством и реальностью.

Французский писатель Мишель Бютор отмечал: “Не существует индивидуального произведения. Конкретное произведение представляет собой своеобразный узелок, который образуется внутри культурной ткани… Индивид по своему происхождению – всего лишь ее элемент. Точно так же и его произведение – это всегда коллективное произведение”.

Ярким примером использования интертекстуальности является роман-цитата французского писателя Жака Ривэ “Барышни из А.” , который представляет собой не что иное, как сборник 750 цитат из произведений 408 авторов.

Писатели-постмодернисты в своих произведениях отказываются от толкования реальности как некой определенности, которая может быть объяснена с помощью логических приемов. Они отказываются и от понятия истина, поскольку само существование истины отрицается, и от понятия характер, так как характер человека может быть объяснен условиями его формирования. Ни одно явление, по убеждению постмодернистов, не может быть истолковано однозначно.

Для литературы постмодернизма также характерными были так называемые Симулякры (от лат. simulo – “делать вид, притворяться”) – “копии”, которые не имеют оригинала в реальности, это репрезентация того, чего на самом деле не существует. Важно помнить, что для постмодернистской литературы какая-либо реальность является фиктивной, она зависит лишь от взглядов на нее.

Как известно, постмодернизм возникает в постиндустриальном обществе, для которого характерна тотальная отчужденность людей. В иллюзорном мире отчужденный человек не способен различать свое и чужое, чужие языки, культуры воспринимаются им как свои, из них начинают создаваться собственные миры. Поэтому постмодернистское произведение – это процесс взаимодействия художника с текстом, текста с культурой, с художником.

В постмодернистских текстах все условно, в них обязательно присутствуют элементы иронии и пародии. Эту отличительную черту постмодернистской литературы очень точно охарактеризовал “мэтр постмодернизма” Умберто Эко: “Постмодернизм – это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение приведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности”. Так, популярным является такой художественный прием, как обыгрывание знакомых читателям по классической литературе имен персонажей. Например, в романе того же У. Эко “Имя розы” (1980) имена главных героев напоминают героев Конан Дойла.

Монаха-сыщика зовут Баскервильский, а его помощника – Адсон. Остановимся детальнее на этом ярчайшем произведении итальянского писателя, ставшем уже классикой литературы постмодернизма. Итак, “Имя розы” Умберто Эко – это философско-детективный Роман, действие которого разворачивается в средневековом монастыре.

Главный герой Вильгельм Баскервильский занят расшифровкой рукописей. Интересно обратить внимание и на название романа. Эко в качестве заголовка своего произведения выбирает словосочетание “имя розы”, потому что “роза как символическая фигура настолько перенасыщена символами, что утрачивает свой основной смысл”.

Роман (бессмертное произведение) писатель заканчивает латинской цитатой, в которой говорится о том, что роза завяла, но слово (имя) розы между тем существует.

“Имя розы” – прекрасная стилизованная смесь исторического романа, детектива, литературных и культурных ассоциаций, философской притчи, мистификации.

В 1983 году Умберто Эко написал небольшую книгу “Заметки на полях “Имени розы”” , в которой раскрывает читателю некоторые секреты создания своего произведения и размышляет об отношениях Автора, Читателя и Художественного произведения в литературе. Эко обращает внимание на такие характерные черты постмодернизма, как интертекстуальность, говорит о том, что каждая новая книга только “переписывает” предыдущие, критически, с иронией относясь к традиционному опыту. В духе постмодернистской эстетики звучит и призыв Умберто Эко заинтересовывать читателя детективной интригой. Таким образом, выделим еще одну особенность постмодернистской литературы – Сближение элитарного искусства с “массовой культурой “.

Писатели-постмодернисты в своих произведениях обращаются к главным вопросам современной цивилизации: проблеме духовной жизни общества и личности в нем (Р. Бах, П. Зюскинд, П. Коэльо, И. Кальвино, М. Кундера, Х. Мураками и др.). Например, один из известнейших представителей современной немецкой литературы Патрик Зюскинд в романе “Парфюмер” (1985) рассказывает историю жизни человека, гениальность и феноменальное тщеславие которого проявились в области запахов. Автор последовательно показывает становление, расцвет и падение своего героя, в котором соединились гений и монстр.

У этого произведения есть подзаголовок “История одного убийцы” , однако так же, как и великолепный шедевр Умберто Эко, произведение Зюскинда выходит за рамки легенды, исторического детектива или психологической драмы. В соответствии с эстетикой постмодернизма, автор иронически переосмысливает элементы традиционных жанров, выводя на первое место метафорическую сущность произведения – образ запаха, за которым и скрывается современная духовная жизнь. Роман (бессмертное произведение) Зюскинда пользуется необыкновенной популярностью у читателей, он признан одним из лучших немецкоязычных произведений.

Книгой, которая заставила весь мир ощутить радость и счастье полета, называют произведение популярного американского писателя и философа Ричарда Баха (род. 1936) “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” (1970). В этом произведении писатель намеренно изображает действующих лиц птицами.

Таким образом он призывает читателей быть самими собой, беречь свою уникальность, противостоять жестокости и несправедливости мира. Вот несколько афоризмов Р. Баха:

“Единственное, что разрушает мечты, это – компромисс” ; “Если Вы хотите иметь то, что никогда не имели, – начните делать то, что никогда не делали”; “Оттого, что ты не постиг истину, она не перестает быть истиной”.

Интересно, что большинство книг Ричарда Баха так или иначе связаны с полетами, которые выступают философской метафорой произведения.

Своим притчевым характером и афористичностью языка повесть Ричарда Баха “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” близка к роману популярного бразильского писателя Пауло Коэльо (род. 1947) “Алхимик” . “Когда я писал Алхимика, я пробовал понять смысл существования жизни. Вместо того чтобы писать философский трактат, я решил поговорить с ребенком в моей душе.

К моему удивлению, этот ребенок жил в сердцах миллионов людей во всем мире. В этой книге я хотел разделить с моими читателями вопросы, которые, именно потому что они не имеют ответа, делают жизнь большим приключением”, – отмечал писатель. О чем эта книга? О поисках смысла жизни, о трудностях, которые неизменно встречаются на пути человека, о том, что никогда не стоит поддаваться отчаянию, а идти до конца и прислушиваться к своему внутреннему голосу.

Приведем лишь несколько выражений из этой книги, которые также стали афористичными: “Когда ты чего-то хочешь, вся Вселенная помогает тебе осуществить твою мечту”; “Все, что мы видим вокруг нас, – результат мечты”; “Достичь воплощения своей судьбы – это единственная настоящая обязанность человека”. Роман (бессмертное произведение) Коэльо – притча именно для нашего противоречивого, жестокого и нестабильного мира. Это история, которая существует вне времени.

Ярким современным литературным явлением стало и творчество японского писателя и переводчика Харуки Мураками (род. 1949). На родине писателя, в Японии, Мураками считают человеком запада, так как своим творчеством писатель разрушает традиционные и современные японские ценности, например такие, как жизнь в гармонии с природой, соединение со средой, одержимость карьерным ростом. Мураками пытался посмотреть на свою страну глазами европейца. “То, что интересует меня, – это некая живая тема темноты внутри человека”, – отмечал Мураками.

Герой писателя не приспособлен к жизни в мире Системы, в которой он всего лишь маленький винтик или гаечка. Выход – уход в собственное подсознание и служение людям. Харуки Мураками – настоящий романтик, который убежден в силе добра. “Сочинять музыку и писать романы – это замечательное право, подаренное человеку, и в то же время великий долг”, – писал японский постмодернист.

Особой популярностью у современных читателей пользуется литература Фэнтези. Первые произведения литературы фэнтези появились еще в первой половине XX века. Особую роль в развитии этого жанра сыграли произведения Джона Рональда Руэла Толкиена (“Хоббит, или Туда и обратно”, “Властелин колец”), Клайва Стейплза Льюиса (“Хроники Нарнии”), Роберта Ирвина Говарда (“Конан”). Традиции литературы этого жанра нашли свое продолжение в творчестве многих писателей-фантастов, например, Роджера Желязны (“Хроники Амбера”), Кристофера Паолини (“Эрагон”), Джоанн Роулинг (Цикл романов о Гарри Поттере) и других).

Таким образом, мировая литература постмодернизма, расцвет которой приходится на конец ХХ – начало ХХI ст., выражает особенное постмодернистское мировосприятие и связана с зарождением литературы нового типа – литературы третьего тысячелетия, которая значительно отличается от классических произведений. Современная мировая литература настолько разнообразна, настолько непривычна и нетрадиционна, что сегодня и в литературоведении, и среди поклонников современного искусства не утихают дискуссии по поводу ее существования и дальнейших путей развития.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Рубеж ХХ-ХХI веков – резкое переключение скоростей времени… Культура по мере многовекового накопления своих материалов ищет все более компактные способы их упаковки. Михаил Эпштейн На рубеже ХХ-ХХI веков в обществе ощущается исчерпанность культурных традиций прошлого. Система привычных ценностей стремительно размывается, а привычные нормы и стереотипы поведения исчезают. Общую растерянность, характерную для того времени, хорошо отразил […]...
  2. ИСТОРИЯ 9 КЛАСС ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ “РОССИЯ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА”, ТЕСТ 25 ВОПРОСОВ 4 ВАРИАНТА ОТВЕТОВ Зайцева И. В. учитель истории и обществознания МКОУ “СОШ № 19 им. Л. А. Попугаевой” г. Удачный РС(Я) Каким государством была Россия на рубеже 19 – 20 века(найти лишнее)? Многонациональным 3) поликонфессиональным Монархическим […]...
  3. 8.1.1. Тенденции социально-экономического развития Для России рубежа XIX-XXвв. были характерны следующие тенденции социально-экономического развития: в экономике: мощный промышленный подъем (период с конца XIX в. до на­чала Первой мировой войны называют временем царской ин­дустриализации), поэтому на рубеже веков Россия вступает в стадию аграрно-индустриального общества; Россия вступает в стадию империализма (монополистического капитализма): возникновение монополий в промышленности и […]...
  4. В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века? В чем вы видите особенности развития рус­ской литературы XX века? Русская литература XX века развива­лась в эпоху трагических катаклизмов: войн, революций, массовых репрессий, образования на территории страны “горя­чих точек”. Эти события нашли отраже­ние в создаваемых художественных про­изведениях различных направлений и те­чений и получили в них […]...
  5. Самая высокая нравственная ценность представлена дружбой. Что является началом дружбы? Сочувствие и доброе отношение к ближнему. Основой для развития дружеских отношений выступает искренность, чуткость, сопереживание. Настоящему другу не нужно объяснять, в какой момент тебе необходима его помощь и поддержка. Он поймет сразу, когда для тебя наступил трудный момент. Подобное мнение подтверждается примерами. Зачастую, еще до […]...
  6. Первая глава открывается внутренним монологом героя, в котором под иронией скрыто раздражение. Онегин соглашается на роль, которая в его собственных глазах трезво оценена как “низкое коварство”: “Но Боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарства, Вздыхать […]...
  7. Подведем некоторые итоги развития русской литературы в первой половине XIII века Благодаря переписке с болгарских оригиналов и непосредственным переводам с греческого и других языков Русь восприняла многие из жанров византийской литературы (или, правильнее сказать, общеславянской литературы-посредницы), восприняла при этом в лучших, классических образцах. Русь узнала библейские и богослужебные книги, патристику, в обеих ее формах – […]...
  8. Урок-путешествие по Новой истории в 8 классе. Тема: Обобщение по главе 3. Страны промышленной цивилизации в конце 19 – начале 20 в. Цели: – обобщить знания по пройденной главе, выявить пробелы, – развивать способность работать в группе. Ход урока. Орг. Момент. Сообщение темы и целей Повторение (“путешествие по станциям”) Класс делится на группы и выполняют […]...
  9. Поначалу все было благостно. Вокруг разруха, но квартира профессора Преображенского – оазис в мире голода и холода. Как и сам профессор, ученый, необходимый любому строю и любой власти. Конфликт еще не созрел. Он только зарождается после того, как эксперимент с собакой приводит к результату, необратимому на первый взгляд, – в налаженные жизнь и быт профессора […]...
  10. В годы развернутого социалистического строитель­ства перед драматургией встали сложные задачи. Предстояло не только осмыслить новые конфликты и нового героя, но и воплотить осознанное в такие формы, которые наиболее полно отвечали бы тенденци­ям современной действительности. Разные творческие установки художников обусловили многочисленные дискуссии и полемику тех лет на страницах специаль­ных журналов и газет, на совещаниях, конференциях, диспутах. […]...
  11. В каких произведениях русской литературы ХХ-го века реализуется мотив железной дороги и в чем сходство и различие его развития с некрасовским стихотворением? В начале своего рассуждения отметьте, что указанный мотив связан как с разработкой темы путешествия, так и с нравственно-философским осмыслением человеческих судеб и истории страны. Покажите, что железная дорога становится символом рока, судьбы женщины […]...
  12. Эстетизм: Оскар Уайльд Главы из нового учебника. Эпоха на рубеже двух веков – девятнадцатого и двадцатого – получила в истории культуры название “прекрасной” . На протяжении полувека Европа не знала продолжительных войн, подлинный расцвет переживали все виды искусства и – в особенности – научное знание. Казалось бы, человек научился понимать мир и себя в нем, […]...
  13. Ж. Делез и Ф. Гваттари, теоретики структурализма, в своей книге “Ризома” (1976) выделяют два типа культур, сосуществующих в наши дни – “древесную” культуру и культуру “корневища”. Первый тип культуры тяготеет к классическим образцам, сохраняя за искусством функцию подражания природе, сформулированную еще Аристотелем. Символом искусства, отражающего мир, условно говоря, становящегося его фотографией, может служить дерево, являющее […]...
  14. Русская литература этого периода продолжала, а порой и углубляла те областные тенденции, которые наметились в ней в предыдущий период. Значительное количество ее памятников связано с местными политическими интересами той или иной области, отстаивающей права на самостоятельные пути своего развития. Но при защите местных интересов ясно сознавалась и необходимость объединения русских земель, в” особенности для борьбы […]...
  15. Цель: ознакомить учеников с новыми тенденциями в мировой литературе, развитием разных жанров, возникновением постмодернизма в последней трети ХХ ст.; развивать навыки самостоятельного поиска информации, ее оформление и представление; умение выделять главное, воспринимать информацию на слух, составлять опорные конспекты; воспитывать любознательность, любовь к литературе, эстетичный вкус; расширять кругозор учеников. Оборудование: карта мира, книжная выставка, иллюстративные материалы. […]...
  16. Горький принимал активное участие в различных общественных акциях протеста. Так, в январе 1901 года он присоединил свой голос к протестовавшим против решения правительства отдать в солдаты студентов Киевского университета, которые участвовали в студенческих волнениях; в числе 43 писателей и общественных деятелей подписал воззвание против насилия над демонстрантами и т. д. Расстрел безоружных людей, шедших к […]...
  17. Массовая литература сейчас, по мнению социологов, занимает более 90 процентов всего литературного потока. Она апеллирует к стереотипам сознания и каноническим жанрам развлекательной литературы (мелодрама, детектив, любовный Роман, фантастические, приключенческие и исторические романы). Писатели используют эстетические шаблоны этих жанров, чтобы в легком непритязательном повествовании рассказать об узнаваемой читателем повседневной жизни, в которой встречается то необыкновенная любовь, […]...
  18. 1. Русская литература, обслуживая в основном интересы господствующего класса древней Руси, в своих лучших произведениях отразила общественно-политическую жизнь русского народа и общенародные интересы. Богатое устное народное творчество содействовало развитию литературы своими темами, идеями, художественными приемами, прививая ей черты своеобразия, народности и самобытности. 2. Развитие древнерусской литературы шло в тесной связи с жизнью, с русской исторической […]...
  19. На протяжении тысячелетий формировалась систе­ма литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров (роман, рассказ, комедия и т. д.), изобразительных средств языка (метафора, эпитет и др.). Развитие лите­ратуры – это особый процесс. Литература нового вре­мени опирается на достижения литературы прежних веков. Так, древнейшие произведения писались только в стихах, и лишь в XVIII-XIX веках проза и поэзия стали […]...
  20. В творчестве Горького 90-х годов сливаются в единый поток два воспринятые от классиков начала: революционный романтизм и самый трезвый, беспощадный реализм. Однако делить его ранние произведения на романтические и реалистические можно лишь условно, ибо реализм проникает во все его романтические произведения, так же как революционная романтика пронизывает почти все его произведения реалистические. В исследованиях о […]...
  21. Идейно-литературная борьба, резкое размежевание литературных сил закономерно привели в начале XIX в. к организационному объединению сторонников противоборствующих группировок. Зимой 1806-1807 гг. “шишковисты” организовали постоянные литературные чтения и беседы. Затем этим частным собраниям был придан более официальный характер. С 1811 г. начинает существование “Беседа любителей русского слова”, пользовавшаяся “высочайшим покровительством”. Новое общество, построенное по образцу казенного […]...
  22. В XIX в. в русской драматургии и театре еще жива была традиция серьезной или высокой комедии, о которой еще Пушкин писал, что она “не основана единственно на смехе, но на развитии характеров,- и что нередко близко подходит к трагедии”. Впоследствии такой сложный жанр (которым написано и “Горе от ума”) получил название трагикомедии”. Трагическое и комическое […]...
  23. Во второй половине XIX в. Тургенев бесспорно занимал в литературном процессе центральное место. Тургенев был мастером самых различных литературных жанров, но в историю мировой литературы он вошел прежде всего как один из создателей классического романа. Типологическими особенностями его романов являются их общественная актуальность, детерминированность (обусловленность) героев важнейшими идейными движениями эпохи, умение уловить новые, нарождающиеся жизненные […]...
  24. Г. Флобер высказал свое восхищение в одном из писем к Тургеневу (январь 1880 г.): “Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог! Два первых тома изумительны… Мне случалось вскрикивать от восторга во время чтения… Да, это сильно, очень сильно!” Позднее Д. Голсуорси назвал “Войну и мир” “лучшим романом, какой когда-либо был написан”. Эти суждения выдающихся […]...
  25. В “Коварстве и любви”, как и в выдающихся бытоописательных романах XVIII века, уже Отчетливо наметились те тенденции развития литературы, которые окончательно утвердились и XIX веке. Однако в сравнении с просветительским романом драма Шиллера самобытна. В романе XVIII столетия типа “Тома Джонса” Фильдинга непременно присутствовал благополучный конец. Романисты в большинстве своем были уверены в возможности нравственного […]...
  26. Этапы в развитии Мировой литературы принято выделять в соответствии с историко-литературной периодизацией. Она отражает динамику художественных стилей и направлений, жанровую специфику литературы определенного периода. Русская литература прошла в своем становлении все те же стадии, что и другие европейские литературы. Однако литературный процесс в России имеет свою специфику. Русский Классицизм “отставал” от европейского почти на столетие. […]...
  27. К концу XV или к началу XVI в. относится и житийное оформление новгородского предания о прибытии в XII в. в Новгород из Рима тамошнего святого Антония. В житии Антония говорится, что он родился в Риме от “християну родителю” и воспитан был в христианской вере, которой родители его держались тайно, потому что Рим отпал от христианской […]...
  28. Сам по себе предмет спора в то время был очень важен и актуален. Речь шла не просто о правомерности использования той или иной лексики или определенных синтаксических конструкций, а о путях развития русской культуры. За полемикой о языке художественной литературы отчетливо просматриваются различные идейно-политические позиции, что, естественно, еще более обостряло литературную борьбу. СентименталистЫ настойчиво отстаивали […]...
  29. Тема Добра и Зла – вечная тема. Она интересовала людей на протяжении всего срока существования человечества. Что есть Добро? Что есть Зло? Как они связаны? Как соотнесены в мире и в душе каждого человека? Каждый писатель отвечает на эти вопросы по-своему. Так, Ф. Гете в своей трагедии “Фауст” показывает борьбу “дьявольского” и “божественного” в душе […]...
  30. “Слово о полку Игоревом” – произведение древнерусской литературы о защите Русской земли от половецкого нашествия. Написал его неизвестный автор. События, обрисованные в поэме, происходят в 1185 году, когда князь Игорь повел свое войско на половцев. Несмотря на затемнение солнца, которое провещало поражение, жена Игоря решила разбить половецкие войска, чтобы навсегда закрыть им путь на Русь. […]...
  31. 8.3.1. Политические партии России В ходе Первой русской революции произошло становление российской многопартийности (табл. 8.1). Раньше всего в России оформились партии левого (социалистического, революционного) толка – они действовали нелегально еще до Манифеста 17 октября 1905 г. Все левые партии счи­тали своей конечной целью переход к социалистическому строю, а в бли­жайшей перспективе выступали за свержение самодержавия […]...
  32. Роман – большое эпическое произведение, в кот. изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни. Объемность романа – количественный признак, который связан с его качественными особенностями: полнота обрисовки широкоохватывающего конфликта, развертывание масштабных событий на большом пространстве и в течение длительного времени или весьма детализированное изображение явления, персонажа, проявлений и […]...
  33. XVII столетие – это весьма своеобразный этап в развитие западноевропейской культуры литературы и искусства. Эти особенности во многом определяются историческими условиями. Век наполнен глубокими противоречиями. С конца XVII века феодально-каталическая реакция переходит в широкое наступление, и стремиться искоренить все гуманистические идеи, материальные и научные взгляды (в 1600 г. в Италии были сожжены Бруно – астроном […]...
  34. Пушкин – великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гете, Лев Толстой. Поэзия Пушкина явилась воплощением свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманных чувств русского народа, его могучих творческих сил. Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения своего времени. Плодотворное влияние Пушкина сказалось во всех областях русской культуры. Творчество Пушкина […]...
  35. Одна из задач уроков литературы – воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приемы технологии развития критического мышления. По пословице, доброе начало полдела откачало. Приемы […]...
  36. Обаятелен мир древности. В его жизни зерно всего великого, благородного, доблестного, потому что основа его жизни – гордость личности, неприкосновенность человеческого достоинства”. И действительно, к античности обращались и гуманисты Возрождения, и деятели французской революции, и русские коммунисты. Как мы уже убедились на примере Пушкина, Мустая Карима, которые создали произведения на основе античных мифов, древнее искусство […]...
  37. Древнерусская литература возникла в XI веке и развивалась в течение семи веков, до Петровской эпохи. Киевскую Русь сменило время княжеств Северо-Восточной Руси с центром во Владимире, летописная Русская земля пережила монголо-татарское нашествие, освободилась от ига. Великий князь московский стал царем, Государем Всея Великия, и Белыя, и Малыя Руси. Умер последний отпрыск “колена Рюрикова”, на троне […]...
  38. Проблема романтизма Принадлежит к числу сложнейших в науке о литературе. Трудности решения этой проблемы предопределены до некоторой степени недостаточной четкостью терминологии. Романтизмом называют и художественный метод, и литературное направление, и особый тип сознания и поведения. Однако, несмотря на дискуссионность ряда положений теоретического и историко-литературного характера, большинство ученых согласны с тем, что романтизм был необходимым звеном […]...
  39. Василий Стус пришел в литературу в конце 50-х – в начале 60-х годов, когда изменения в жизни страны, связанные с изобличением культа Сталина, привели к взрывным изменениям в искусстве, литературе и прежде всего, в поэзии как роде литературы, во-первых, наиболее мобильном, а во-вторых, наиболее чутком, который, словно обнаженный нерв, сразу же болезненно реагирует на изменения, […]...
  40. В современной русской литературе, особенностью которой является разнообразие форм, смешение и перемешивание жанров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в советские годы утративших свою актуальность. Одним из таких является авантюрный Роман, ведущий генеалогию от западноевропейского плутовского романа, претерпевший бурное развитие в русской литературе 1920-х годов (И. Ильф и Е. Петров, А. Толстой, В. Катаев, В. […]...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Развитие мировой литературы конца ХХ-XXI вв.

Тема: «Развитие мировой литературы конца 20-начала 21 века» показалась мне наиболее интересной, так как она затрагивает время, в котором мы живем. Именно литература имеет огромное значение на развитие общества в целом.

Так же эта тема понравилась мне чисто из личного интереса. В будущем, мне бы хотелось связать свою деятельность, в частности учебную, с литературой. Данная работа мне может пригодиться в будущем.

Моя задача выяснить основные литературные направления и ознакомиться с самыми известными писателями данного временного периода.

Для достижения моей цели я воспользуюсь материалами из Интернета и учебной литературой из библиотеки.

Изменения, происшедшие в Европе после второй мировой воины, ангажируя общество и искусство, повлекли за собой изменения не только художественных систем, но и способствовали появлению новых форм. Необходимость воссоздания исторических событий и осмысления происшедшего привела к сращиванию художественных и документальных вариантов отражения реальности, созданию мультимедийных текстов, распространению произведений, в которых недавнее прошлое стало источником размышления о настоящем, представляя варианты интерпретаций «микросреды» индивида, акцентируя, в то же время, особую, надвременную и надидеологическую ценность личности.

Рубежом, меняющим ХХ век после второй мировой войны еще раз, стал 1968 год, когда университетские городки Франции, США, Англии, Германии захлестнули студенческие бунты. Сам факт выступления анархиствующих студентов Сарбонны разрушил миф об устойчивости общества потребления и обострил проблему всеобщей дегуманизации. Осмысление последствий студенческих “революций” пришло позднее (Р. Мерль “За стеклом”), но безнадежный, на первый взгляд, бунт обнажил устрашившую европейцев глубину противоречий технологической и потребительской цивилизации, утрату идеалов и падение духовности.

Виртуальный мир, телевизионная или мультимедийная картинка заменяют слово, в мировой коммуникативной сети изображение зачастую теснит последнее.

Все это приводит к тому, что возникает серьезнейшая проблема: потребляя информацию, а искусство тоже начинают относить к информации, реципиент рискует потерять навык понимания слова

Критический реализм.

Он обращался к нерешенным общественным проблемам, судьбам людей, вырванных обстоятельствами и привычных условий существования. Именно реализм оказал влияние на литературу 20 века.

Психологический реализм

Появился в первой половине 20 века. Наиболее яркие его представители - У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Г. Бёлль, С. Цвейг. В центре внимания - судьба личности в меняющемся мире, поиск ею смысла жизни. «Героя можно убить, но не победить».

Неореализм

Новое направление возникло на волне широкого демократического антифашистского движения. Оно утверждало гуманное отношение у человеку, веру в красоту и богатство души народной и потому оказало большое и плодотворное влияние на культуру послевоенного мира.

Вместе с тем вскоре обнаружились и слабые стороны неореализма.

Это, прежде всего, известная созерцательность, недостаточно острое изображение социальных конфликтов, уклонение от ясного ответа на вопрос, что нужно делать, чтобы избавить простого человека от невзгод.

Представители: В. Пратолини, К. Леви, А Моравиа и др.

Психологический реализм

Одно из ведущих направлений. Его представители - Б. Шоу, Б. Брехт, Т. Драйзер, И. Стоун, С. Моэм, Э.М. Ремарк и др.

Мир, как следует из их произведений, не только губит человеческое в человеке, но и изначально создается им как мир антигуманный.

Социалистический реализм

Это направление ориентировалось не только на выполнение идеологических требований правящих партий. В странах запада многие известные писатели и поэты выражали искренние симпатии революционным идеям. Во Франции это Р. Роллан, А. Барбюс, Л. Арагон, в Испании - Г. Лорка, в Чили - П. Неруда. Они ввели в литературу новый образ - это массы, охваченные единой идеей, порывом, способные как к разрушению, так и к созиданию.

Авангардизм (от фр. avant garde - передовой отряд)

Для него характерен разрыв с традициями прошлого и стремление к коренному обновлению искусства. Многие писатели отдали дань авангардизму. В своем творчестве они отошли от традиционных сюжетов и логики повествования. Ирландский писатель Дж. Джойс использовал в качестве метода описания «поток сознания» (или внутренний монолог), фиксируя переходы мыслей, впечатлений и ощущений (самоотчет ощущений). В рамках авангардизма экспериментировали М. Пруст, А. Жид и многие др. писатели.

Экспрессионизм («Искусство крика»)

Неоспоримая заслуга экспрессионизма - воинственное выдвижение на передний план человека, его внутренний мир в пору, когда человеку угрожало уничтожение в кровопролитных войнах.

Например, в рассказах австрийского писателя Ф. Кафки за повседневной рутиной жизни всегда действуют обезличенные, враждебные человеку силы. В них просматриваются контуры бездушной государственной машины. Для экспрессионизма характерен гротеск, отсутствие оптимистической перспективы, незащищенность человека, страдающего от одиночества и абсурдности жизни.

Экзистенциализм (от лат.exsistentia -существование)

Согласно экзистенциализму, мир вообще абсурден, лишен сущности, смысла.

Его представители - французские писатели Ж.П. Сартр, А. Камю рассматривали личность как абсолютную ценность. Нет привычных для реалистической литературы положительных героев. Их персонажи эгоистичны, враждебны друг другу и обществу.

Социальная антиутопия

Сочетает элементы авангардизма и реализма. Английские писатели Г. Уэллс, О. Хаксли, Д. Оруэлл, обращаясь к теме будущего, создали романы-предостережения. Их герои живут в обществе, где возобладал тоталитаризм. В этих обществах беспощадно искореняется инакомыслие, не допускается появление людей способных к критическому восприятию действительности. Последствием торжества такого режима, предостерегал Г. Уэллс, будет полная деградация и управляющих, и управляемых.

«Плохое время: все пишут никто не читает»

Курс нынешней отечественной словесности это курс на массовость, на историю («story»), на приключения, на карнавальность… Для прозы последних лет характерен «журнализм», который выражается прежде всего в стилистике. Реалистическая тенденция отодвигает постмодернистскую.

Успех книги в сетевой среде обеспечивается сходством с компьютерной игрой.

Ориентация на образцы западной литературы вполне заметная сейчас тенденция - тенденция к универсализму, космополитизму. Ныне на нашу жизнь влияют коммерческие проекты. Книга сегодня стала продуктом. Существует даже такой термин как «бизнес-роман». Литература создаётся под определённый формат, книга является товаром, получая прямую или косвенную пиар-поддержку. Многие книги читаются только потому, что они включены в определённую серию.

На развитие русской литературы в XXI веке будут оказывать влияние три основных фактора:

Первый фактор - экономический

Второй фактор - технологический

Третий фактор - идеологический

Глобализация мира, с одной стороны, и потребительская идеология, с другой стороны, оказывают существенное влияние на облик потребителя современной литературы. Главное свойство человека ныне - быть потребителем. Поэтому книга всё более становится товаром и всё менее источником преображения.

Эта работа заставила приложить много усилий, особенно для поиска информации. Развитие литературы достаточно долгий, но интересный процесс. Как итог можно сказать, что он ещё очень важен для общества. Ведь именно литература имеет огромное влияние на человека, а от человека зависит и существование Мира.

Так сказал один журналист: «Для меня литература - это живое слово, способное выразить сокровенное и преобразить человека. Литература, если она настоящая, способна изменять сознание людей, а значит и саму жизнь! Задача литературы -- формировать новые идеалы, вспоминая Вечные истины, доказывать их необходимость и возможность! Искусство слова -- кое и есть литература -- состоит в умении проникнуть в сердце, и, покорив его, заставить разум побуждать людей творить добро без оглядки, вызвать чувства, которые лучше любого доказательства убедят в необходимости любить несмотря ни на что. Литература -- это крик, зов к человеку, призыв к лучшему в человеке!»

Список аннотированных источников информации

неореализм экспрессионизм космополитизм

1. Страницы истории «Зарубежной литературы ХХ-XXI веков», Учебное пособие для студентов. Царева Р.Ш.

2. http://blog.nikolaykofyrin.ru/?p=194.

3. «Зарубежная литература» пособие по факультативному курсу для учащихся 8-10 классов. Изд. 1977 г.

4. «Всеобщая история. Новейшая история. ХХ век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Загладин Н.В.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Истоки, особенности и значение европейского Просвещения, особенности литературы этой эпохи. Анализ значения произведения "Фауст" в мировой литературе и попытка рассмотреть его как зеркало просветительской художественной мысли и вершину мировой литературы.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2009

    Установление советской власти в Беларуси и вхождение Белорусской советской социалистической республики в СССР, связанное с этим развитие новых прогрессивных направлений во всех видах искусства. Особенности и направления становления литературы эпохи.

    презентация , добавлен 18.12.2013

    Анализ развития детской литературы России в различные исторические эпохи. Зависимость детской литературы от политических, религиозных, идеологических установок общества. Основные тенденции развития российской детской литературы на современном этапе.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2010

    Исследование показательных черт поэзии Е.А. Благининой в соотношении её стихотворных произведений с жанровыми формами фольклора и традициями мировой и отечественной литературы. Оригинальности образного ряда и поэтики "взрослых" стихотворений Благининой.

    дипломная работа , добавлен 29.04.2011

    Основные закономерности и особенности экспрессионизма в поэзии и музыке, средства достижения нужного эмоционального воздействия на слушателя. Социально-критический пафос, характерный для экспрессионизма. Анализ "Песни о гражданской войне" Ю. Шевчука.

    творческая работа , добавлен 23.05.2010

    Общечеловеческое, философско-этическое и художественное значение художественной литературы времен Первой мировой войны. Роль литературы в изучении истории. Первая мировая война в творчестве А. Барбюса, Э.М. Ремарка, Э. Хемингуэя и Р. Олдингтона.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2014

    Новый этап социально-экономического развития страны. Окончание Кавказской войны. Развитие литературы на Северо-Западном Кавказе. Представители украинской литературной традиции на Кубани. Национальное самосознание украинского населения Кубанской области.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Своеобразие и этапы раннего американского романтизма. Анализ критической литературы, посвященной творчеству В. Ирвинга. Специфика сопоставления прошлого и настоящего в новеллах американского писателя. Характеристика американской литературы ХVII века.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2010

    Ступени исторического развития литературы. Стадии развития литературного процесса и мировые художественные системы XIX–XX веков. Региональная, национальная специфика литературы и мировых литературных связей. Сравнительное изучение литературы разных эпох.

    реферат , добавлен 13.08.2009

    Возникновение и развитие литературы русского зарубежья. Характеристика трех волн в истории русской эмиграции. Социальные и культурные обстоятельства каждой волны, их непосредственное влияние на развитие литературы русского зарубежья и ее жанров.

Литературный процесс XX века своими корнями уходит в век XIX.

Глубинные связи, существующие между литературой XIX и XX веков определили во многом своеобразие развития литературных направлений нового искусства, формирование различных течений и школ, возникновение новых принципов отношения искусства к действительности.

Литература XX века отразила коренные социальные изменения, прок шедшие в России. Эпоха Октябрьской революции, круто изменившая судьбы страны, не могла не оказать решающего воздействия на национальное самосознание народа и интеллигенции.

Время рубежа XIX-XX столетий называют русским ренессансом . Рос­сия переживает в этот период небывалый по размаху культурный подъем: в литературе той поры творили Лев Толстой и Чехов, Горький и Бунин, Куприн и Л.Андреев; в музыке - Римский-Корсаков и Скрябин, Рахманинов и Стравинский; в театре - Станиславский и Комиссаржевская, в опере - Шаляпин и Нежданова. При всех конфликтах и противостояния идеологических и эстетических каждый художник-творец имел право отстаивать свое видение мира и человека.

Явлением в литературной жизни рубежа веков был символизм , с которым прежде всего связано понятие "серебряный век" русской поэзии. Символисты чутко уловили и выразили тревожное предощущение социальной катастрофы. В их произведениях за­печатлен романтический порыв к миропорядку, где царит духовная свобода и единение людей. Это были поэты и прозаики и одновременно философы и мыслители, широко эрудированные люди, обновившие поэтический язык, создавшие новые формы стиха, его ритмику, словарь и краски. Брюсов, Баль­монт, Белый, Блок, Бунин - у каждого из них свой голос, своя палитра, свой облик. Симво­листы свято верили в искусство, в его великую преображающую земное бы­тие роль.

Своеобразным развитием идей символизма стал акмеизм (от греч. слова "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила), возникший из отри­цания представления символистов об истинности мира, созданной интуицией художника. Акмеисты (А.Ахматова, Н.Гумилев, О.Мандельштам) провозгла­шали высокую самоценность земного мира, утверждали права конкретного слова, которому возвращали изначальный смысл, освободив его от многозначительности символистских толкований.

Несколько раньше акмеистов на литературную арену вышли футурис­ты , утверждавшие возможность создания нового искусства путем отказа от искусства прошлого. Объявляя классику отжившим явлением, призы­вая сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого... с "парохода" современности, футуристы (от лат. слова "futurum" - будущее) утверждали свое право на обновление слов, на создание нового слова, выражающего древнейший смысл звука (В.Хлебников). В 1910-е годы в России существовало несколько групп футуристов: кубофутуристы (В.Хлебников, Д.Бурлюк А.Крученых, В. Маяковский), кружок "Центрифуга" (Н.Асеев, Б.Пастер нак), эгофутуристы (И.Северянин). В.Маяковский был одним из вдохновенных участников обновления искусства и, несмотря на существующую между ним и футуризмом связь, сразу заявил о себе как о самобытном таланте. Маяковский стал глашатаем бунта против "жирных", ненавидя современную ему жестокую действительность. Нарушая нормы классического стихосложения, ломая привычные ритмы, поэзия Маяковского была ярко экспрессивна, выражала трагическое мироощущение ее лирического героя.



Удивительным явлением поэзии "серебряного века" стало возникновение в 1900-х годах течения "неокрестьянских" поэтов , которым суждено было сыграть значительную роль в духовной культуре XX столетия (С.Клюев, С.Клычков, С.Есенин, П.Орешин). Эти поэты, при всем их различии, родовыми корнями были связаны с русской деревней, крестьянством. Пути эти поэтов к творчеству были различны, но все они выступали как продолжатели традиций поэзии русского крестьянства Кольцова, Никитина, Сурикова. Народная песня, сказка, былина, усвоенная с детства, с одной стороны, усвоение образов классической поэзии Пушкина и Некрасова рождали са­мобытную поэзию одного из наиболее ярких представителей этого течения - С.Есенина.

Одной из ве­дущих тенденций литературного процесса начала XX века становится обра­щение к романтизму . Романтический пафос утверждения нового мира и че­ловека, рожденного Октябрем, проявился прежде всего в лирических жан­рах, в обращении поэтов к таким жанрам высокой лирики конца XVIII - XIX века, как ода и баллада.



Этапом в развитии романтизма как литературного направления в XX веке стало творчество М.Горького. Пафос романтической веры в безграничные возможности человека определяет идейно-художественную концепцию его рассказов и повестей 1890-1900 годов. Вместе с тем Горький, уже в предрево­люционные годы, обращается к реализму, к большим видам эпической прозы - повестям и роману ("Фома Гордеев", "Трое", "Мать").

С именем и творчеством Горького связано такое понятие, как "социа­листический реализм" , литературное направление и метод, идейно-эстети­ческая концепция которого была сформулирована М. Горьким. В послед­нее десятилетие ведутся ожесточенные споры о том, можно ли рассматри­вать "социалистический реализм" как явление искусства, поскольку лите­ратурный процесс в России советской эпохи находился под жестким иде­ологическим контролем. Именно в творчестве М. Горь­кого проявилось значение данного этапа развития литературы в изобра­жении действительности как творящейся на глазах у человека истории; это исследование психологии коллективного сознания, его активного, преобразующего мир начала, это сочетание критического пафоса изображения действительности с глубокой верой в человека и его будущее. Социалистический реализм как художественный метод был во многом нормативен (выбор темы, героев, принципов изображения), но эти "ограничения" были обусловлены задачей создания образа героя времени - труженика, творца, созидателя (творчество А.Серафимовича, Ф.Гладкова, ЛЛеонова, В.Катае­ва, М.Шагинян и др.).

К 20-м годам в русской литературе складывается тенденция к эпичес­кому осмыслению действительности . Искусство ставит перед собой зада­чу отразить судьбу отдельной личности в стремительном движении вре­мени. Так рождаются лиро-эпические поэмы В.Маяковского и С.Есени­на, Э.Багрицкого и Б.Пастернака. В прозаических жанрах возникает но­вая видовая форма романа, опирающаяся на документ и использующая ху­дожественный вымысел (Д.Фурманов "Чапаев"). Другим типом романа становится произведение, в котором исследуется психология массы, коллектива (А.Фадеев "Разгром"); в новых исторических условиях развивается жанр социально-психологического романа (М.Булгаков "Белая гвардия"). В 20-е годы складываются подходы к созданию крупной эпической формы - романа-эпопеи ("Тихий Дон", "Жизнь Клима Самгина", " Хождение по мукам"), окончательное становление которой произойдет в 40-e годы.

Вторая половина 20-х - начало 30-х годов отмечена развитием сатирических традиций в прозе, поэзии и драматургии. В эти годы все отчетливее начинают проявляться отрицательные стороны нового общественного строя, формирующегося в Советской России. В рассказах М.Зощенко, повестях Булгакова, романах И.Илъфа и Е.Петрова, пьесах В.Маяковского, рассказах Толстого резкой критике подвергается рожденный революцией новый социально-психологический тип бюрократа, мещанина, приспособленца, выявляются объективные социально-исторические корни формирования психологии данного типа. Сатира советской эпохи наследует традиции Гоголя и Щедрина в художественном изображении чуждых гуманизму общественных явлений: широко используются элементы фантастики, иронии, гротеска наряду с пафосом утверждения, органически формирующим новый тип художественного мышления.

Эпическое начало, мощно заявившее о себе в конце 20-х годов, завершится созданием эпопейного жанра , взявшего на себя задачу осмысления исторических путей становления русской нации на новом этапе ее судьбы. Всем ходом развития русской литературы, и прежде всего опытом национально-исторической эпопеи Л.Толстого, подготовлено рождение романа "Петр Первый" А.Толстого. Проблемы "государство и народ", "человек и история", интеллигенция и революция" отразились в этом историко-документальном по типу повествования психологическом полотне. Исследованию одной из важнейших нравственно-философских и исторических проблем - проблеме судеб народных масс в революции - посвящен роман-эпопея "Жизнь Клима Самгина" М.Горького, "Хождение по мукам" А.Толстого - эпос о потерянной и возвращенной родине, а "Тихий Дон" М.Шолохова - эпопея-трагедия русского народа.

Литература 40-50-х годов отразила один из сложнейших этапов в судьбе России. Это была литература, воспевшая подвиг советского народа , его реальную силу и нравственную стойкость в схватке с врагом.

В 40-е годы лирическая поэзия определяет своеобразие литературного процесса. Одические и элегические жанры, различные формы песни, опирается на традиции русского фольклора (в поэзии А.Твардовского, А.Суркова, А.Ахматовой, Б.Пастернака, В.Инбер), отражали мир чувств и дум народа в годы великих испытаний.

Особую роль в литературе 40-х годов сыграли документально-публицистические жанры (очерки и повести А.Толстого, М.Шолохова, А.Платонова, определившие во многом становление повествовательных жанров о войне, созданных уже в 50-е годы ("Судьба человека" М.Шолохова). Новое поколение литераторов (Ю.Бондарев, В.Быков, Г.Бакланов), прошедшее войну, продолжало традицию изображения человека на войне, расширив и углу­бив нравственную и философскую проблематику очерков и повестей воен­ных лет.

Нравственные конфликты, ушедшие на второй план в годы войны, вновь заявили о себе в 60-е годы. Советская литература обращается к исследова­нию психологии человека, прошедшего испытание войной ("Две зимы и три лета" Ф.Абрамова); появляется жанр "лирической прозы" в творчестве В.Солоухина, О.Берггольц. Развитие жанра "лирической прозы" происходит в дальнейшем творчестве В.Астафьева, Е.Носова.

Глубоким анализом нравственных процессов в жизни общества и отдельного человека, вызванных к жизни эпохой тоталитарного господства коммунистической идеологии процессов, разрушающих личность, деформирующих ее, отмечены произведения, созданные в 50-60-е годы, - это роман Б.Пастернака "Доктор Живаго", романы-исследования А.Солженицына, поэмы А.Ахматовой "Реквием", А.Твардовского "По праву памяти".

Евгений Замятин говорил, что писателю необходима духовная свобода. В противном случае «у русской литературы останется толь­ко одно: ее прошлое».

Если всмотреться в глубинные токи литературной жизни, то нельзя не заметить, что ее движение в наши дни все меньше определяется уз­коидеологическими и политическими задачами. Возникает литерату­ра, уже не претендующая на учительскую роль. Она подчеркнуто скеп­тически, вплоть до презрительного пародирования, до «чернухи» и де­монстративного политического «нигилизма», относится к идеологичес­ким моделям.

И в то же время она потрясенно останавливается перед словно бы заново раскрывшейся глубиной и напряженностью экзистенциальных проблем. Человек в ней погружается в неотвратимые вопросы о смысле его личной жизни, о ценностях мира, в котором ему приходится жить, - вопросы, страшно запущенные или решенные в предшествующей ли­тературе не в пользу духовного выживания человека, его «самостоянья».

Это направление в литературе связано, например, с драматургией А. Вампилова, прозой В. Маканина, А. Битова, С. Каледина, с книгой «Москва - Петушки» В. Ерофеева, прозой и пьесами Л. Петрушевской и т. д.

Появление этой, условно говоря, «экзистенциальной» литературы (от лат. existentia - существование), разумеется, не перечеркивает большой традиции, которая всегда существовала.

Заслуги большой литературы и в советские времена неоспоримы. Даже в наиболее неблагоприятные для нее годы без особой надежды на появление в свет (а поэтому и вне конъюнктурной «идеологии») сидел над рукописями Андрей Платонов, писала «Поэму без героя» Анна Ахматова, создавали свои романы Б. Пастернак и В. Гроссман. Совер­шенно вопреки рекомендованным образцам начиналась «военная» и «деревенская» проза, пришли в литературу А. Солженицын, В.Астафь­ев, Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Шаламов, В. Шукшин...

Но следует сказать и то, что одной традицией, даже самой ценной, не исчерпывается живая литература.

Сегодняшняя новая литература углубляется одновременно в «быт», в поток повседневной жизни, в «молекулярный» анализ текущего и, ка­залось бы, преходящего. И погружается - в глубь души, в смутные про­странства сознания современного человека, оказавшегося перед неразрешенностью главных смыслов своего существования. Сегодня в «быто­вого», обычного человека перемещается новая, еще неведомая ему ду­ховная активность. Показать пути ее воплощения в новых судьбах, не похожих на все, что было пережито русским человеком на протяжении последнего столетия, - вот поле, на которое вступила новая литература.

Иным становится отношение к книге. Может показаться даже, что литература, особенно текущая, умира­ет за невостребованностью. Еще немного - и читать будет почти неко­му. В том числе и великую классику всех времен и народов - интерес к чтению пал в последние годы. А те, кто читает книги, - читает их по привычке и зачастую, увы, псевдолитературу.

Сегодня, на рубеже XXI века, естественно задать вопрос: а есть ли будущее у русской литературы?

Вероятно, будут существовать одновременно и параллельно, как это было всегда, две литературы. Одна - «для внутреннего употребления» как иногда, даря свои книги, писал В. Маяковский. Это будет литера­тура вечных вопросов, которые стоят перед каждым человеком.

И - рядом, но не пересекаясь с этой литературой, - будет суще­ствовать «массовая литература», беллетристика, привлекающая тем, что она снимает с человека духовные перегрузки, освобождает его от труд­ного личного выбора, от собственного решения своих вопросов...

Мировой литературный процесс ушедшего столетия – явление чрезвычайно сложное и многоплановое, не поддающееся целостному, всестороннему анализу. В современном литературоведении существует несколько трактовок литературного процесса 20 века. Разногласия учёных касаются даже вопроса о том, когда начался 20 век в литературе . По мнению одних историков литературы, художественные тенденции, определившие путь дальнейшего развития мировой литературы, сложились уже на рубеже 1860 – 1870-х гг., когда в Европе заявили о себе поэт-новатор Шарль Бодлер, создатель новой драмы Генрик Ибсен, а также французские поэты-символисты Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. По мнению других литературоведов, точкой отсчёта в истории литературы 20 века следует считать начало 1910-х гг ., т.к. это было время смелых экспериментов во всех областях искусства: в живописи (Пабло Пикассо), в музыке (Морис Равель), в театре (Макс Рейнгардт), в кино (Дэвид Гриффит), в литературе (Марсель Пруст, Франц Кафка, Андре Жид, Гийом Аполлинер и др.). Кроме того, 1910-е гг. печально знамениты в истории тем, что в это время в Европе шла Первая мировая война, значительно изменившая многие устоявшиеся представления человечества.

Формирование нового мироощущения объяснялось следующими факторами. До начала 20 века считалось, что человечество идёт по пути прогресса и что духовному потенциалу личности ещё предстоит раскрыться. Однако исторические катаклизмы привели к разрушению всяких иллюзий. «Переоценке ценностей» (выражение Фридриха Ницше) в глобальном масштабе способствовали и научные открытия (исследование клеточного ядра, теория относительности Эйнштейна, психоанализ Фрейда, геометрия Лобачевского и т. д.), расширившие горизонты познания.

Приметой времени стал сопутствующий научным открытиям технический прогресс : никогда прежде техника не развивалась так стремительно. В 1895 году был изобретён беспроволочный телеграф, в 1896 – кино, в первое десятилетие 20 века появились метро, радио, телефон. Если в начале 20 столетия автомобиль и радио были чудом, то уже через полвека никого не удивляли полёты в космос, ядерное оружие, телевидение и генная инженерия. Всё это явилось мощным стимулом для развития такого направления, как научная фантастика . Именно в первые десятилетия 20 века появляются классики научной фантастики: Герберт Уэллс, Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Жюль Верн, Александр Беляев.

К научной фантастике примыкает появившийся в 20 веке жанр антиутопии, явившийся следствием политических потрясений. Примечательно, что первопроходцем жанра стал русский писатель Евгений Замятин, написавший в 1920 году роман "Мы" на стыке фантастики и антиутопии, хотя сам термин "антиутопия" был введён английским философом Джоном Миллем в 1868 году. В 1930-1950-е годы жанр антиутопии становится популярным и в Европе: Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл, Рэй Брэдбери.

Одна из характерных черт литературного процесса 20 века – его крайняя раздробленность . Именно в 20 веке стали разделять литературу на элитарную и массовую, мужскую и женскую, реалистическую и модернистскую . Последняя, в свою очередь, поражала пестротой методов и направлений: футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, дадаизм, абсурдизм, концептуализм – таков далеко не полный перечень модернистских и постмодернистских направлений и методов. Модернисты решительно отказались от традиционных форм искусства и от оптимистического отношения к миру. Реализм 20 века – явление тоже неоднородное. Уже в начале столетия выделяли такие разновидности реализма , как натурализм, неоромантизм, социалистический реализм, мифологический реализм.

20 век не создал какого-либо главенствующего направления в литературе, но внёс в неё необратимые изменения. Это выразилось в географии литературного процесса, а также в понимании того, что есть литературный герой и художественная правда. В 20 веке произошло резкое расширение пространственных границ литературы: писатели с мировыми именами стали появляться в так называемых «третьих странах» – Колумбии, Бразилии, Исландии, чего не было прежде. Изменилось представление о том, что такое литературный герой и что такое художественная правда, расширилось понятие реальной действительности. Мир, изображаемый в литературе, потерял какие-либо законченные формы: он стал раздробленным, невыстроенным, разнородным, в таком мире невозможно надеяться на постижение истины, на гармоничное бытие. Поэтому вместо поиска истины литература обрела иную задачу – найти множество возможных интерпретаций общественных и духовных явлений .

Историческая обстановка первого десятилетия после войны: - победа над фашизмом, - расширение лагеря социализма; - крушение колониальной системы; - движение сторонников мира; - начало «холодной» войны; появление массовой культуры.

Основные черты литературы и направления: - критический реализм;

Модернистские течения (литература сердитых, битников, неореализм, экзистенциализм).

Основная тематика : - война, сопротивление, победа над фашизмом, антифашизм (в основном - критический реализм, восточный лагерь (Зегерс, Арагон, Неруда «Песнь любви Сталинграду»));

Тема непреодоленного прошлого, трагедии, связанные с фашизмом (Ремарк, Бёлль, Мерль) - западный лагерь. - Г.Мерль- «Смерть - моё ремесло» (дневник начальника концлагеря;

Борьба за мир (П.Неруда «Всеобщая песнь»;

Борьба рабочих за свои права (Олдридж);

Крушение колониальной системы (Грем Грин «Тихий американец»);

Место человека в жизни, человек как индивидуальность (Э.Хемингуэй «Старик и море).

Художественные особенности: - внимание к 1 герою;

Новый уровень эпичности, изображение событий в большем масштабе;

Публицистичность;

Документальная основа произведений.

Неореализм - обновленные традиции реализма (из итальянского киноискусства в литературу - Пратолини). Жизнь коллектива - квартала, а не одного героя, не выдумывать сюжет, брать за основу жизнь, создавать форму синхронного изображения жизни людей.

Битники (битничество) - литература молодых, изображение разочарования в условиях послевоенного стабилизирующегося общества в Америке, во Франции - гусарство, в Англии - сердитые. Ф.Саган «Здравствуй, грусть», П.Осборн «Оглянись во гневе», Д. Селлинджер «Над пропастью во ржи» - показ индивидуалистического бунта в студенческом обществе, протест против окружающих, так как детям не нужны ценности родителей. Выход - уйти, опроститься, существовать бродяжничеством, рюкзачная революция.

Экзистенциализм - представители этого течения также недовольны обществом, но это модернистская тенденция. Систему буржуазных ценностей нельзя ликвидировать, но можно совершить духовный переворот для пробуждения нравственных сил человека. Достаточно того, что он осознает, что происходит. «Мухи» Сартра - необходимо понять свой долг перед человеком.

Камю «Чума» - рассказ о коричневой чуме, то есть об оккупации. Стремление языком мифа рассказать о выборе человеком своей судьбы, человек должен сопротивляться чуме. Город в Алжире, начало эпидемии, доктор Руэ наблюдает различные типы характера и отношения к чуме - непротивленец, гуманист, иезуит, преступник, журналист.

Художественные особенности: - полемика с пессимистическими традициями жизни;



Вера в силу человеческого разума;

Мифологизирующие жизнь произведения (характеры не разработаны);

Показ действий человека в пограничной ситуации;

Влияние экзистенциализма на себе испытали: Айрис Мердок (Англия), Кобо Абэ (Япония), Питер О’Нил (Америка).

Литература второго послевоенного десятилетия

Исторические тенденции: - конец «холодной войны», Женева, мирное сосуществование;

Распад колониальной системы (1961 - год Африки);

Новые литературы и континенты вступают в мировой литературный процесс (литература Африки и Латинской Америки);

Стабилизация капитализма, литература общества потребления, интерес к точным наукам.

Основные черты литературы и её направления: - забыть войну; - тенденция к аполитичности искусства, - мода на модернизм и литературу абсурда.

Абсурдная драма - мир - хаос, абсурд, деградация. Сэмюэль Беккет (ирландец из Франции), Эжен Ионеску (парижский румын).

Человек в их произведениях находится в состоянии катастрофического разобщения, он одинок, происходит распад человеческой личности, отрицание возможностей человеческого интеллекта. Поэтому возникает драма без действия и сюжета, отсутствуют там и яркие характеры, а язык перестает быть способом общения между людьми.

Например, драма С.Бэккета «В ожидании Годо» (1956 ). Двое бродяг, Эстрагон и Владимир , на обочине дороги ждут Годо, он им сказал, чтобы его тут ждали. Сколько они уже ждут - неизвестно, они не помнят даже, что было вчера. Кто такой Годо? Вроде бы богатый человек, который совершил благодеяние. Каждый день приходит мальчик и говорит, что Годо прийти не может. Иссякает терпение, возникает идея повеситься (негде ночевать), но ремень для этого использовать нельзя - падают штаны, веревка - обрывается. Оба героя когда-то были людьми, а теперь не помнят даже друг друга, дружба - в общности их состояния и положения.

Реализм без берегов - зародился во Франции - течение носит промежуточный характер между реализмом и модернизмом. Луи Арагон высказал идею «открытого» реализма, нет никаких течений и традиций, реализм тождественен искусству, единственное мерило - талант (Гароди «Эстетика», Эльза Триоле «Великое никогда»).

Критический реализм - возможность рационального познания и неизбежность переустройства мира средствами искусства - литература Латинской Америки (П.Неруда, Ж.Амаду, А.Карпентьер, Г.Г.Маркес), литература Африки.

Тематика : - антифашистская, антивоенная (З.Ленц «Урок немецкого»);

Критика общества потребления (семейный роман, философский роман - Апдайк, документальная проза - Тр. Капоте, рабочий роман - А. Силлитоу);

Антиколониальная проза (Г.Грин «Комедианты», «Наш человек в Гаване», Д.Олдридж).

Художественные особенности: - тяга к философской обобщенности;

Мифологизация действительности;

Углубление психологизма (внутренний мир главного героя);

Обращение к фольклору, использование стилизации;

Многообразие творческих манер.

Третье послевоенное десятилетие(65-75)

Исторические особенности : - студенческие волнения;

Наступление реакции (Вьетнам, убийство Кеннеди);

Неприятие буржуазного общества;

Политизация литературы

Начало экологической проблематики.

Основные тенденции развития модернистских направлений :

Антиискусство и антипоэзия, переход от идей к инстинктам (сексуальная революция);

Политизация искусства - неоавангардизм новых левых;

Жанр «хэппенинга» - изображать то, что происходит, экспромт, вместе со зрителем;

Новый новый роман - о марксизме с позиций структурализма;

Основные тенденции развития реализма : - политическая активность;

Проблема истинной революционности;

Философско-фантастический документальный роман (Р.Мерль «За стеклом»);

Борьба против буржуазного мира (исторический роман Шаброль «Пушка «Братство»»);

Против вещизма и комфорта (Ж.Перек «Вещи» 65г. - главные герои романа не Жером и Сильвия, а вещи);

Проблема истинных ценностей (Ф.Саган «Немного солнца в холодное воде»);

Магический реализм (А.Карпентьер);

Становятся серьезным жанром научная и фантастическая литература, впоследствии обусловившая появление жанра «фэнтэзи»;

Занимает позиции серьезной литературы и детективный роман.



Последние материалы сайта