Программа кружка по музыкально-ритмическому развитию рабочая программа по музыке на тему. Рабочая программа кружка «Обучение игре на детских музыкальных инструментах Дополнительные кружки по музыкальному воспитанию

30.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Пояснительная записка

С каждым годом все больше детей приходит в детский сад с пониженной эмоциональностью, частичной дискоординацией, напряжением мышечного аппарата, скованный ребенок не уверен в себе. Вследствие этого появляется зажатость, и ребенок не всегда может выразить себя в танце. Поэтому процесс развития творческих способностей у ребенка замедляется. Проблеме изучения произвольности поведения в процессе развития двигательной активности никогда не уделялось должного внимания.

В связи с этим перед музыкальным руководителем стоит задача формирования двигательной активности детей, развития музыкального слуха, памяти, воображения, посредством освоения ребенком музыкально-ритмических движений и, как следствие, развиваются творческие способности у ребенка, в виде раскрепощенности в движениях, ориентации в пространстве, координации движений. Танец является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, положительных эмоций, способствует повышению работоспособности и психологической разрядке.

Наблюдая ритмичность движения в природе и в трудовых процессах, изучая законы жизни, ученые-физиологи, ученые-врачи обращают внимание на вопросы использования музыки в сочетании с движением в лечебных целях. «Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной реакции на музыку свойственной любому ребенку» (Л. Кулаковский).

Особенно ярко проявляется взаимосвязь музыки и движений у детей. Известно, что при помощи движений ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах дети расширяют свои познания о действительности.

В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями у детей развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка. Музыкальный ритм способствует упорядочению движений и облегчает владение ими. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.

Видя красоту движения в играх, плясках, танцах, хороводах, стремясь выполнить движения как можно красивее, изящнее, согласовывать из с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Приобщаясь к образцам народной, русской классической и современной музыки, формируется нравственный образ ребенка, развивается музыкальность и художественный вкус, воспитывается любовь к Родине.

Исполняя групповые, парные танцы, участвуя в подвижных музыкальных играх, у детей воспитывается активность, дисциплинированность, чувство коллективизма, умение оценить себя и товарища.

Возраст 4 — 5 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение , развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца.

Кружок дополнительного образования «Задоринки» разработан на основе:

    программы А.И.Бурениной « Ритмическая мозаика» (по ритмической пластике для детей 3–7 лет);

    учебно-методическому пособию «Са-фи-дансе» (по танцевально-игровой гимнастики для детей).

Цель:

Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма;

воспитание пластической культуры у детей, знакомство их с классическими, народными, эстрадными, спортивными танцами.

Развитие гармоничной и всесторонне развитой личности.

Задачи:

Образовательные:

    Обучить детей танцевальным движениям.

    Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.

    Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

    Формировать умение ориентироваться в пространстве.

    Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:

    Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.

    Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.

    Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.

    Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

    Развивать творческие способности детей.

    Развить музыкальный слух и чувство ритма.

    Развить воображение, фантазию.

Оздоровительные:

    укрепление здоровья детей.

Возраст детей и срок реализации программы.

Курс программы рассчитан на 1 год — проведение занятий 2 раза в неделю, длительность занятия – один академический час – 30 минут (общий объём – 72 занятий в год).

Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Форма работы:

Используется групповой способ реализации (10-14 детей).

В соответствии с ФГТ программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:

    принцип развивающего образования ,
    целью которого является развитие ребенка.
    Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития
    ;

    сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

    соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

    единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
    образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

    принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

    принципы гуманизации , дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

    Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

    признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

    признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

    уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.


    • дифференциация
      и
      индивидуализация
      воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.

    принцип последовательности и систематичности.
    Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.

    принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.


    принцип оздоровительной направленности,
    обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

    принцип — развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма).

Перечень вспомогательного материала

  • музыкально-дидактически игры для развития чувства ритма;
  • видеопособия (ритмические игры);
  • нотные приложения;
  • аудио- и видео-записи;
  • схемы танцевальных движений;
  • разнообразная атрибутика;
  • танцевальные костюмы.

    танцевально-ритмическая гимнастика, в которую входят:

    игроритмика

    игрогимнастика

    игротанцы

    диско-разминка

    нетрадиционные виды упражнений:

    игропластика

    пальчиковая гимнастика

    игровой самомассаж

    музыкально-подвижные игры

    креативная гимнастика:

    музыкально-творческие игры

    специальные задания

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям:

    Музыкальная игра.

    Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально-учебные задания, и, облегчённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

    В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.

    В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные , где выступают определённые персонажи, развёртывается действие и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа, и несюжетные , правила которых связаны с музыкой, и решается задача двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.

    Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочерёдно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и т. д. Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

    Пляски, танцы, хороводы.

    Своеобразной формой музыкально — ритмических движений являются детские пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических танцевальных движений.

    Исходя из поставленных задач и общего содержания, их можно последовательно сгруппировать:

    пляски с зафиксированными движениями , построение которых всегда зависит от структуры музыкального произведения;

    пляски комбинированные , имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию;

    свободные пляски , которые носят творческий характер и исполняются под народные плясовые мелодии. Дети, используя знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою» пляску;

    хороводы плясового характера , чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями;

    детский «бальный танец»,
    включающий разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения.
    Лёгкий, оживленный характер музыки сопровождается всё время повторяющимися танцевальными элементами (шаг польки, шаг галопа);

    характерный танец,
    в котором «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец снежинок, танец Петрушки).

    В плясках очень ограниченно используются самые простые движения, так как детям трудно запомнить их последовательность.

    3.Упражнения.

    Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам с ним справиться. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного движения в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, поскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.

    Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая её сначала в совокупности всех средств, выделяют, отличая отдельные, наиболее яркие средства, доминирующие в произведении (например, форму, темп, динамику, метроритм) , передавая это в движениях.

    Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов и упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать общее настроение, характер. Однако в процессе обучения можно выделить те или иные навыки, которые особенно хорошо усваиваются при разучивании данного материала.

    Двигательные навыки детей, необходимые для постановки танца, зависят, в первую очередь, от психофизиологических особенностей. Разучивание движений только тогда будет эффективно, когда оно основано на знании возможностей ребенка, а так же требуется строгий учет его возрастных психофизиологических особенностей. Танцуя, ребенок, включается в творческий процесс. Совершенствуются его двигательные возможности и навыки.

    Выполнение двигательных упражнений способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества необходимые для формирования умений и специфических навыков.

    Ожидаемые результаты

    Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста.

    Улучшение физического развития.

    Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности.

Интеграция содержания образовательной области

Примерные виды интеграции области «Музыка»
Образовательная область

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

«Здоровье»

Развивать физические качества, для музыкально-ритмической деятельности. Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки

«Безопасность» Развивать умения безопасного пользования техническими средствами, носителями музыки, вспомогательными предметами для танца. Формировать правила безопасности на занятиях
«Социализация»

Осуществлять эмоционально-чувственное познание мира, реализовывать первые опыты взаимодействия с музыкой, обогащать индивидуальный культурный опыт, налаживать социальные контакты и коммуникации, практиковаться в способах самовыражения, первых опытах творчества; Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения, о происшедших с ним изменениях (сейчас умеешь правильно и красиво двигаться

«Познание» Освоение музыкально-сенсорных предэталонов звука, обогащение элементарных музыковедческих представлений. Знакомство с историей танца, ритмическими движениями разных танцев.
«Коммуникация»

Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу («Скажите: «Проходите, пожалуйста», Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам. Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей.

«Чтение художественной литературы» Использование литературных произведений как иллюстраций к музыкальным образам. Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек.

Перспективный план работы кружка «Задоринки»

Музыкальный руководитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Центр развития ребенка» детский сад №41

город Таганрог, Ростовская область, Российская Федерация

срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год

1. Пояснительная записка:

Программа «Росинка» разработана в соответствии:

с Федеральным законом РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) ;

действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4. 3049-13) ;

Письмом Минобразования России от 18. 06. 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного об образования детей» .

1. 1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс.

Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. На занятиях по вокалу каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Пение является важнейшей основой для развития «музыкально – слуховых представлений» , которые обусловливают развитие всех музыкальных способностей. Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией! Что касается маленьких детей, то чаще всего они показывают не плохой слух, а плохую координацию слуха и голоса, то есть – неправильное голосообразование. Исправление голосообразования ведет к быстрому развитию музыкального слуха. Если ребенок не проявляет ярких музыкальных способностей, это не только не должно становиться основанием для отлучения его от занятий музыкой, но, напротив, именно таким детям музыкальные занятия – и в первую очередь занятия пением – более всего нужны и приносят пользу! Однако, в сегодняшней практике музыкального воспитания в детском саду, педагоги не занимаются постановкой детских певческих голосов. Занятия с детьми по пению в большинстве случаев сводятся к разучиванию песен и работе над чистотой интонирования мелодии голосом. Родители же больше внимания отводят развитию речи детей, не понимая определенной связи между этими проблемами. Причины неудовлетворительной вокально-хоровой работы с детьми кроются: в неверных методических установках программы по пению для дошкольников, в издержках сложившейся практики музыкальных занятий. Последствиями такой работы является то, что в настоящее время значительная часть детей приходит в школу из детских садов практически непоющей. Дети не научены фальцетному голосообразованию. Поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряженно, не показывают необходимых навыков слухо-вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены и т.д., исполнение песен проходит не на должном художественном уровне, недостаточное развитие слухо – голосового аппарата влияет и на качество обучения в начальной школе.

Нужна дополнительная работа в вокальном кружке в условиях ДОУ для решения ряда проблем, описанных ранее. Ключевая проблема состоит в том, что многие музыкальные руководители отказываются от глубокой и целенаправленной работы по постановке голоса и слуха, при наличии устаревших методик по пению и постановке голоса, и, чувствуя незаинтересованное отношение родителей к развитию детей в этом направлении. Между тем именно в детских садах на музыкальных занятиях, в которых пение занимает до 50 % всего времени, а само обучение длится 3 -4 года, дети к семи годам, то есть к первому классу школы, могут и должны быть научены достаточно грамотно и красиво петь! Подтверждением тому служит пение малолетних артистов во всевозможных телевизионных шоу, а также опыт работы с шестилетками в студиях, когда за год занятий все они развиваются в музыкально – певческом отношении заметно выше общего детсадовского уровня.

Исследования ведущих педагогов в области вокала, таких как

Г.П Стулова, В.А Шереметьев, Д.Е. Огороднов, Е.Е. Емельянов, К.В. Тарасова, показывают, что пение способствует общему и музыкальному развитию, развитию певческой культуры, песня воспитывает наш духовный мир и формирует личность. Пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: оно способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме.

Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильным, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Как увлечь, заинтересовать малышей пением? Как настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос? Методика обучения пению детей складывалась в течение многих десятилетий. Она состоит из огромного числа вариантов. Однако это процесс долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения. Практика показывает, что дети не любят, когда их принуждают к чему- либо. Невозможно детей заставить полюбить петь, можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания.

Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства посредством игровых методов обучения с использованием здоровьесберегающих технологий.

Игровые способы обучения пению замечательны тем, что этот процесс проходит незаметно для детей, непроизвольно. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объём работы, какой им не доступен в обычной учебной ситуации.

Вид программы: авторская. Программа «Росинка» разработана на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева) , программы формирования здоровья детей дошкольного возраста М. Л. Лазарева «Здравствуй!» с использованием учебно-методического пособия «Игровая методика обучения детей пению» О. В. Кацер.

Актуальность программы

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Вокальный кружок «Росинка» , направленная на духовное развитие обучающихся и на укрепление их здоровья.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

К сожалению, в нашем городе нет профессиональных детских театров. И замечательно, если родителям удаётся свозить ребёнка в настоящий театр в другой город. Но ещё лучше, если театр входит в повседневную жизнь ребёнка в детском саду. Наш музыкально-театральный кружок называется «Радуга».

Цель кружка: Приобщать детей старшего дошкольного возраста к искусству музыкального театра, развивать творческие и музыкальные способности.

Формы работы кружка:

1. Музыкально-театрализованные игры на развитие вокально-слуховой и музыкально-двигательной координации.

2. Рассказы, беседы о театре.

3. Индивидуальные и коллективные творческие задания.

4. Игровые тренинги на развитие психических процессов (внимания, памяти, воображения).

5. Сочинение сказок, придумывание сюжетов.

6. Изготовление атрибутов, костюмов.

7. Постановка спектаклей.

8. Совместное посещение спектаклей и их обсуждение.

9. Оформление альбома о кружке.

Ожидаемые результаты :

1. Раскрытие творческих и музыкальных способностей детей (эмоциональность, выразительность).

2. Развитие психических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение).

3. Развитие личностных качеств (коммуникативные навыки, партнёрские взаимоотношения)

Работа музыкально-театрального кружка строится по следующим принципам :

  • Принцип системности
  • Принцип дифференциации (развитие творческих способностей по различным направлениям)
  • Принцип увлекательности
  • Принцип коллективизма
  • Принцип интеграции (развитие речи, музыкальная деятельность, изодеятельность, театральная деятельность, познавательная деятельность)
  • Принцип креативности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и коммуникативных качеств личности.

Педагогическая целесообразность программы определяется возрастными особенностями дошкольников: разносторонними интересами, любознательностью, увлечённостью.

Приложение 1: Программа музыкально-театрального кружка «Радуга»

Приложение 2: Презентация Программы «Радуга».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

Пояснительная записка

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским музыкальным инструментам отводится особая роль. Они вызывают у детей большой интерес, ими широко пользуются и в семье и в детских садах. Вовлекая тем самым ребенка в сферу музыки, игрушки и инструменты помогают развитию его творческих способностей.

Программа рассчитана на демонстрацию разнообразных возможностей использования музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях – это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре. В программе представлены занятия, в ходе которых педагог стремится, прежде всего с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой (дети учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и подыгрывать себе и тд.).

Кроме того, некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты.

Данная программа предполагает знакомство и учебную деятельность детей с определенными видами музыкальных инструментов, которые отличаются как по способу звукоизвлечения (струнные, духовые, ударные, клавишно-язычковые), так и по характеру звучания (беззвучные и звучащие).


Структура занятия по данной программе может состоять из следующих элементов:

1. Музыкальная грамота.

Цель: расширение представлений о музыке (в частности инструментальной), об основных средствах выразительности.

Знакомство с детскими музыкальными инструментами; введение понятий о длинных и коротких звуках, о высоких и низких звуках; знакомство с понятиями «оркестр», «ансамбль», «форте», «пиано». Дать представление об общем направлении мелодии (вверх, вниз, на одном звуке)

Знакомство с ладом (минор, мажор).

2. Ритмические и рече - ритмические игры и упражнения.

Цель: развитие и тренировка чувства метро - ритма.

Учить слышать и передавать метрическую пульсацию музыки различного характера и темпа; учить исполнять ритмические эталоны и комбинации из них; учить осознанно выделять на слух сильную долю; познакомить с ритмической нотацией.

3. Разучивание и исполнение музыкальных произведений .

Цель: обучение навыкам коллективной игры, развитие чувства ансамбля.

Дать представление о концертном качестве исполнения музыкальных произведений; развитие чувства ансамбля, навыков коллективной игры, воспитание внимания, слухового контроля, выдержки

4. Творческое музицирование.

Цель: обучение детей обращаться со знакомым музыкальным материалом, используя приемы игры импровизационного характера.

Развитие воображения, фантазии, изобретательности в приемах исполнительства на музыкальных инструментах; поощрение творческих проявлений обучающихся.

На каждом занятии могут быть представлены как все элементы структуры, так и отдельные.


Учебная задача программы

В дошкольных учреждениях общение детей с музыкальными инструментами и игрушками происходит в различных формах во всех возрастных группах. Обучение игре на музыкальных инструментах в соответствии с основной образовательной программой проходит в средней, старшей и подготовительной группах.

ЦЕЛЬ : Развитие навыков ансамблевого музицирования.

ЗАДАЧИ:

1. Тренировать метроритмическое чувство.

2. Способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

3. Создавать условия для творческих проявлений детей.

План – программа рассчитана на один год обучения, для детей 5 -7 лет.

К концу пребывания в дошкольном учреждении и за период занятий в музыкальном кружке дети должны овладеть следующим объемом знаний и умений:

иметь представление:

О видах музыкальных инструментов;

знать:

- названия инструментов;

Характер звучания инструментов;

Правила пользования инструментами и их хранение;

Приемы игры на них;

Расположение высоких и низких звуков на различных инструментах;

Названия нот и их место на пластинах металлофонов и клавишах других инструментов.

уметь:

Владеть простейшими приемами игры на различных инструментах;

Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп; своевременно вступать и заканчивать игру;

Пользоваться элементарными динамическими оттенками;

Играть индивидуально простейшие песенки, попевки;

Импровизировать ритмические попевки, подбирать по слуху хорошо знакомый вокальный репертуар.

Занятия проводятся ОДИН раз в неделю:

ПОНЕДЕЛЬНИК: 10.00 – 10.25

Формы контроля

Текущий контроль данного вида музыкальной деятельности складывается из контроля над подготовкой детей к учебным музыкальным занятиям.

Итоговый контроль работы кружка, а также показателей результативности обучения детей ансамблевой игре на детских музыкальных инструментах может быть представлен в виде их выступлений на различных мероприятиях (концертах, праздниках, развлечениях, конкурсах и т. д.)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

ЗА-НЯ-ТИЕ

ИНСТРУМЕНТ

ТЕМА

РЕПЕРТУАР

ПЕРИОД

Организа-ционное занятие

Сентябрь

Погремушка

Музыкальная грамота

«Погремушка как музыкальный инструмент» «Разновидности погремушек»

«Тембр. Разнотембровые погремушки»

Обучение игре на ДМИ

«Озорные погремушки»

Строение и устройство погремушки:

ножка, наполнитель, футляр-емкость для горошин. Показ различных видов погремушек: с ножкой и без ножки, различной формы, металлические, деревянные, пластмассовые и др. Определение на слух различных погремушек. Слушание звучания разнотембровых погремушек: гремящих, звенящих, шуршащих и др. , в зависимости от материала. Определение на слух звучания всех этих погремушек.

Знакомство с приемами игры на

погремушке: встряхивание, удар погремушкой по ладошке, удар ножкой погремушки по полу (столу).

Песенка «Погремушка» Ю. Антонова.

«Пляска с погремушками».

Игра «Кто скорее?»

Свободные игры, пляски с погремушками.

Подвижные игры - «Догонялки»

Музыкально-дидактическая игра -

« Угадай - ка».

Игра на различных погремушках с

использованием р. н.м.

«Мишка с куклой»

«Ах вы, сени», р. н.м.

«Как у наших у ворот», р. н.м.

Игра «Сохрани погремушку»

Сентябрь

Бубен

Музыкальная грамота

«Бубен. Строение бубна»

«Разновидности бубнов»

«Разновидность бубнов. Динамика, слуховое восприятие

Обучение игре на ДМИ

«Мой веселый звонкий бубен, мы играть с тобою будем»

Рассказ об устройстве бубна: корпус,

донце, ямка, металлические пластинки,

бубенчики.

Беседа о разных видах бубнов: малые,

средние, большие концертные, с

бубенчиками и без бубенчиков.

бубнов, показ.

Беседа о зависимости громкости звука,

извлекаемого бубном, от его размера,

количества бубенчиков и силы удара.

Знакомство с приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу. Учить правильно держать бубен в левой руке - ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой.

Кроссворд. Музыкальные инструменты.

Упражнение на различение высоких и низких звуков.
Комплект картин. «Игра на муз. инструментах».
«Послушай и угадай» с нотками-пуговками.

Сказка «Два брата».

Игра «Кто скорее?»,

«Угадай-ка».

Свободная игра на всех видах бубнов-

Игра «Бубен».

Н. Фрид «Тихо-громко в бубен бей»

Свободные игры:

«Пойду ль я», р. н.м.

«Ах вы, сени», р. н.м.

Музыкально-дидактическая игра

«Тихо-громко в бубен бей»

Е. Тиличеевой

Свободные пляски с бубном

Игры: «Петушок», «Цветы», «Имена».

Сентябрь-октябрь

Колокольчи-ки (валдайские, маленькие, средние)

Музыкальная грамота

Колокольчик. Его строение»

«Разновидности колокольчиков»

«Тембр. Различие в звучаниях колокольчиков»

Обучение игре на

«Колокольчик зазвенит, всех вокруг развеселит»

«Колокольчик мелодичный, звонкий, милый, симпатичный»

Рассказ о строении колокольчика: юбочка,

язычок, ушко. Показ различных колокольчиков: малые, большие, средние, валдайские.

Определение на слух звучания различных

колокольчиков: громко, тихо, нежно,

звонко, мелодично, протяжно - в

зависимости от вида и приема игры

(трель, удар палочкой, пальцем,

встряхивание).

Закрепление приемов игры на бубне: удар

ладошкой, удар кулачком (косточками) по

донцу. Учить правильно держать бубен в левой руке - ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой.

Знакомство с игрой на колокольчиках показ

приемов игры: удар палочкой, встряхивание

толчок пальцем. Обучение приему «трель».

Учить правильно держать колокольчик:

вертикально, не зажимать кисть, свободно

потряхивать и ставить на ладошку.

Закрепление навыков игры на колокольчиках.

«Угадай-ка» (бубен,

колокольчики, погремушки).

«Игра с колокольчиками».

Свободная игра на колокольчиках -

«Тихие и громкие звоночки».

Слуховая «Угадай-ка».

Музыкально-дидактическая игра

«Тихие и громкие звоночки» Е. Тиличеевой.

«Игра с колокольчиками»

муз. Римского – Корсакова.

Свободные пляски. Игра с колокольчиками,

«Ёлка» Т. Попатенко («трель»).

Барабан

Музыкальная грамота

«Барабан. Строение барабана»

«Разновидности барабана»

«Тембр. Различие в звучании разных барабанов»

Обучение игре на ДМИ

«Барабан наш не молчит, он грохочет и стучит»

Показ барабана. Рассказ о его строении:

корпус, два донца, палочки, ремешок.

Звукоизвлечение. Слушание музыки.

Показ различных барабанов: большого,

малого, железного. Беседа о том, чем они

отличаются друг от друга.

Восприятия на слух звучания различных

барабанов. Различать звучание больших,

малых и железного барабана.

Знакомство с игрой на барабане. Показ

приемов игры: одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь.

Песня «Барабан».

«Маленький марш»

А. Парлова.

Марш под барабан

Упражнение - «Гулять-отдыхать».

Песня «Барабан».

Марш под все барабаны.

Игры «Угадай-ка»

Музыкально-ритмическая игра - «Труба и барабан».

Песня «Барабан» (подыгрывать). «Веселая песенка» Евдокимова.

Упражнение - «Барабанщики» муз. Красева.

«Марш» А. Парлова

Музыкаль-ные

игрушки

Музыкальная грамота

«Музыкальные игрушки»

Обучение игре на ДМИ

«Погремушки, барабаны с бубном громко тарабанят, а нежный колокольчик громко петь не хочет»

Показ музыкальных игрушек: неваляшек, музыкальных волчков, органчиков, музыкальных открыток, шкатулок, коробочек. Закрепление знаний детей о музыкальных игрушках.

Повторение всех приемов игры на

погремушках, бубнах, колокольчиках,

барабане. Закрепление полученных навыков.

Свободные пляски, игры,

подвижные игры «Угадай-ка»

Повторение пройденного репертуара.

Деревянные ложки

Музыкальная грамота

«Ложки деревянные как музыкальный инструмент».

«Строение ложки»

«Тембр. Слуховое восприятие звучания ложек»

Обучение игре на ДМИ

«Вятские, смоленские – ложки деревенские»

Ложка - музыкальный инструмент.

Описание лодки: расписные, деревянные,

металлические, большие, маленькие,

пластмассовые.

Беседа о строении ложки: палочка-ручка,

пяточка. Как извлекается звук.

Слушать звучание различных ложек,

определять на слух большие и маленькие,

деревянные, металлические и пластмассовые.

Знакомство с игрой на деревянных ложках.

Показ приемов игры на ложках. Учить детей

правильно держать ложки в руках, ритмично

ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом

«ладушки» .

Песня «Ложкари».

«Лошадка» муз. Потоловского (прямой галоп). «Мышка Хохоша».

Показ приемов игры на ложках.

Свободные игры, пляски.

Определение на слух

«Угадай-ка».

Свободные игры, пляски.

«Ладушки», р. н.м.

«Лошадка» муз. Потоловского

«Цок, цок лошадка» муз. Тиличеевой

« Цирковые лошадки», «Мышка

Металлофон

Музыкальная грамота

«Металлофон. Строение металлофона»

Обучение игре на ДМИ

«Молоточек мы возьмем и везде стучать начнем»

Показ металлофона. Беседа о его

строении: корпус, металлические

пластиночки разного размера, молоточек.

Знакомство с игрой на металлофоне. Учить:

самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти.

Исполнение взрослым

различных пьес на металлофоне. «Угадай-ка».

Свободные игры, пляски.

Упражнения с молоточками без музыки:

«Дождик»

«Часики»

«Ручейки»

«Цыплятки»

Звуки

Музыкальная грамота

«Звуки музыкальные и немузыкальные»

«Высокие и низкие звуки»

«Звуки громкие и тихие»

Обучение игре на ДМИ

«Наш металлофон звенит, молоточек так велит»

Беседа о шумных звуках и музыкальных с показом звучания различных

инструментов. Определение на слух.

Определение на слух звучания

металлофона в высоком и низком

регистре. Узнавание приемов удар и glissando. Определить на слух громкость звучания металлофона.

0бучение приемам игры на металлофоне:

удар по одной пластиночке, glissando на

пластиночках. Добиваться отскакивания

молоточка от пластиночки, стремиться к

красивому звуку.

Исполнение взрослым

знакомых песенок, подпевание детьми

«Птица и птенчики» Упражнения: «Дождик»,

«Дятел», «Ручеек»,

«Мышка», «Речка»

«Дождик-дятел». «Угадайки».

«Дождик» (тихий- сильный)

«Ручейки»,

«Птички»,

«Цыплята».

«Мышка Хохоша».

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ


ЗАНЯТИЕ

ИНСТРУМЕНТ

ТЕМА

РЕПЕРТУАР

ПЕРИОД

Организационное занятие

Организационное занятие «Юные оркестранты»

Погремушки

Бубны

Барабаны

Колокольчи-ки

Музыкальная грамота

«Бубен. Строение бубна»

«Короткие и длинные звуки»

Обучение игре на ДМИ

«Здравствуйте, веселые игрушки-погремушки, бубны барабаны - весело нам с вами!»

Проверка чувства ритма, чувства динамики,

реакции на начало и конец мелодии.

Исполнение детьми и взрослыми

знакомых произведений из репертуара

предыдущего периода обучения.

«Андрей-воробей» р. н.м.

«Ах вы, сени» р. н.м.

«Мишка с куклой».

«Игра с колокольчиками».

«Марш» муз. Тиличеевой

Бубен

Музыкальная грамота

«Бубен. Строение бубна» «Короткие и длинные звуки»

Обучение игре на ДМИ

«Вот как дружно в бубен бьем - никогда не устаем»

Повторение строения бубна. Разновидности бубнов.

Беседа о коротких и длинных звуках.

Графическое изображение. Прохлопывание попевок.

Графическое изображение на фланелеграфе.

Пропевание песенок.

Определение на слух коротких и длинных

звуков. Выполнение упражнений.

Повторение приемов игры на бубне: удар

кулачком, ладошкой, встряхивание.

Разучивание нового приема игры на бубне:

удар подушечками пальцев. Повторение

выученных приемов.

Исполнение пьесы различными приемами

игры на бубне. Добиваться ритмического

ансамбля.

Работа над ритмическим ансамблем,

одновременным вступлением, окончанием

«Тихо-громко в бубен бей» Тиличеевой Игра «Бубен» Фрида

Слушание «Мишка с куклой»

«Андрей-воробей»

Игра «Шагать и бегать»

«Бег» Магиденко

«Пойду ль я»

«Ах вы, сени»

«Мишка с куклой»

Аудиокассета «Звуки окружающего мира».
Р. н. песня «Петушок»

Гамма до мажор – до минор.

Январь - Февраль

Металлофон

Музыкальная грамота

«Металлофон.

Строение металлофона»

Обучение игре на ДМИ

«Это наш металлофон, мы на нем играть начнем»

Определение на слух приемов игры на

металлофоне. Начинать и заканчивать с

воображения и фантазии.

Обучение приемам игры на металлофоне.

Работа над приемом игры glissando

«Мишка с куклой»

«Дождик»,

«Ливень»,

«Ручейки», «Мышки». «Дождик», «Дятел».

Подвижные игры.

Придумывай свою музыку.

Колокольчи-ки всех видов,

бубны,

металлофо-ны

Музыкальная грамота

«Настроение в музыке»

Обучение игре на ДМИ

«Бубен и металлофон с колокольчиком возьмем, польку весело сыграем - всех на танец приглашаем.»

Определение характера, динамики, темпа в незнакомых произведениях, выбор

соответствующих инструментов.

Поэтапное разучивание нового

произведения на различных

инструментах определенными приемами

«Полька» муз. Красева.

«Колокольчики звенят».

«Полька» муз. Красева (повторение)

«Ливенская полька»

Февраль-Март

Колокольчи-ки

всех видов,

бубны,

металлофо-ны

Музыкальная грамота

«Музыкальные

Обучение игре на ДМИ

Марш-танец. Слушание произведений в

этих жанрах, определение на слух.

Повторение и закрепление на знакомом

материале различных приемов игры.

Сольное исполнение отдельных партий.

Свободные маршировки и танцы.

«Колокольчики звенят», «Полька» муз. Красева

(повторение).

Колокольчи-ки

всех видов,

бубны,

металлофо-ны

Музыкальная грамота

«Средства музыкальной

выразительности»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

Беседа о средствах выразительности музыки

(характер, темп и т. д.).

Разучивание новой пьесы. Распределение

инструментов. Поэтапное разучивание

всех партий. Работать над одновременным

вступлением и окончанием игры.

«Колокольчики звенят»

«Полька» муз. Красева

(повторение)

«Весёлые музыканты» Тиличеева, «Аннушка» ч. н.мел., «Как у наших, у ворот», «Праздничный марш» муз. Тиличеевой, «Полька» муз. Кабалевского

Март-Апрель

Колокольчи-ки

всех видов,

бубны,

металлофо-ны

Музыкальная грамота

«Средства

музыкальной

выразительности»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

Вслушиваться в музыку. Определять

характер и регистр в незнакомых

произведениях.

Добиваться тишины вовремя выступления

и исполнения другими инструментами.

Повторение и закрепление.

«Праздник птиц».

«Скворцы и вороны».

«Плачь куклы».

«Колокольчики звенят».

«Полька» муз. Красева

(повторение).

Ложки,

колокольчи-ки

Музыкальная грамота

«Ударно - шумовой оркестр»

«Ударно - шумовой оркестр. Ложки»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

Повторение приема игры на ложках

«ладушки». Знакомство с новым приемом

«тарелочки».

Ложки. Разучивание приема «блинчики»,

повторение пройденного.

Распределение приемов игры на ложках

по частям нового произведения: 1 ч -

маленькие «ладушки», 2ч - большие

ладушки (4раза), 3ч. - быстрые маленькие

«ладушки». Повторение знакомых пьес.

«Мы запели песенку» муз. Рустамова.

«Пойду ль я» р. н.п.

Подвижные игры:

«Ладушки» , «Пойду ль я».

«Пирожки» муз. Чудновой

«Топотушки».

«Колокольчики звенят».

«Полька»

Апрель-Май

Колокольчи-ки всех видов,

бубны,

металлофо-ны,

треугольник,

ложки, музыкаль-ные палочки, кубики

Музыкальная грамота

«Ударно - шумовой оркестр. Музыкальные

палочки и кубики» «Ударно- шумовой оркестр. Состав оркестра. Треугольники»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

«Наши ложки расписные будут весело играть, инструменты остальные будут ложкам помогать»

«Треугольник заиграй, веселиться помогай»

Состав ударно-шумового оркестра, показ

инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра.

Повторение строения ложек, разновидности

ложек. Знакомство с музыкальными

палочками.

Слушание музыкальных произведений.

Выбор соответствующих музыкальных

инструментов. Исполнение по подгруппам

оркестра и движений.

Знакомство с новым произведением.

Распределение инструментов в

зависимости от изобразительного

характера песни. Разучивание партии

каждого инструмента. Соединение всех в

ансамбль. Работа над своевременным

вступлением каждого инструмента и

окончанием звучания.

Добиваться ритмического ансамбля,

общей динамики, чистоты исполнения

приемов игры на всех инструментах,

Повторение всех ранее выученных

«Топотушки».

Подвижные игры и танцы на

дробном шаге.

«Топотушки» (другие шаги)

«Моя лошадка» муз. Потоловского (галоп).

Свободные танцы под оркестр

(по подгруппам).

«Лесная песенка».

«Колокольчики звенят».

«Полька».

«Весёлые матрёшки» Слонов, «Дождь» Сибелиус (аудио), «Венгерская нар. мел.»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.С. Бублей: «Детский оркестр». Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений. Ленинград, «Музыка», 1983 г.

2. . Программа «3вук - волшебник». Москва, «Линка-пресс», 2006.

3. . Музыкальное воспитание младших дошкольников. Москва, «Просвещение», 1985 г.

4. . Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / . - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз. руководителя детского сада. Москва, «Просвещение», 1990 г.

6. . Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. 2002.

7. . Музыкальные ступеньки (игры и развлечения с детскими музыкальными инструментами). Москва,1998 г.

8. Т. Тютюнникова. Программа. «Элементарное музицирование с дошкольниками.» Журнал «Дошкольное воспитание,1988 г.

9. . «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. Журнал «Дошкольное воспитание»,1997 г.

10. . Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками».

11. Юдина уроки музыки и творчества. 1999.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аккордеон

скрипка

Арфа

Барабан

Балалайка

Программа «Топ, топ, каблучок» имеет художественно-эстетическую направленность. Основная цель этой программы – художественное воспитание и образование детей средствами музыкально-ритмических движений, формирование навыков исполнительства, влияния на личность, выработка позитивного отношения к жизни, к себе, окружающим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД №3 «УЛЫБКА»

СТАНИЦЫ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ»

Утверждаю:

Заведующий МКДОУ «Детский сад

№3 «Улыбка»ст Александрийской»

Е.С.Савельева

Принято на педагогическом совете

Протокол № ____от______________

ПРОГРАММА

КРУЖКА ПО МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

«Топ, топ, каблучок»

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА 3-7 ЛЕТ

Музыкальный руководитель: Чикина О.Н.

2013г.

Пояснительная записка

  • 1.1 В МКДОУ «Детский сад №3 «Улыбка» ст.Александрийской»

функционирует 3 группы общеразвивающего вида. Возраст детей 3 – 7 лет.

Заведующий ДОУ – Савельева Евгения Сергеевна, образование – высшее (СГУ г.Ставрополь).

Образовательный процесс осуществляют 6 педагогов. Состав и квалификация педагогических кадров ДОУ позволяют работать на уровне требований современного общества и запросов родителей.

Основные задачи учреждения :

  • охрана жизни и здоровья детей
  • воспитание и гармоничное развитие детей
  • соблюдение прав детей
  • обеспечение всем воспитанникам оптимальных условий для

развития, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество

  • создание развивающей предметно-пространственной среды и

условий для приобщения детей к общечеловеческим ценностям

  • взаимодействие с семьей, вовлечение родителей в образовательный

Процесс для формирования у них компетентной, педагогической

Позиции по отношению к собственному ребенку.

«Есть что-то удивительное в том, как соединяются между собой развивающие ребенка начала - игра, язык и песня. С полным основанием можно сказать, что детская песня рождается в играх. Практика детских игр является как бы первоначальной школой музыкальной культуры детей... Может быть, ответ на вопрос о том, что такое русская пляска для детей, нужно искать в этих играх. В них выведен тот красивый ритмичный рисунок, который доступен ребенку, и дан он в форме игры»,- писала А. П. Усова. В этих образных словах подчеркивается мудрость народной педагогики, которая умело использовала и передавала ребенку все лучшее, что есть в ее опыте.

Данная программа «Топ, топ, каблучок» имеет художественно-эстетическую направленность. Основная цель этой программы – художественное воспитание и образование детей средствами музыкально-ритмических движений, формирование навыков исполнительства, влияния на личность, выработка позитивного отношения к жизни, к себе, окружающим.

Задачи обучения : знакомство с основами хореографии, позициями и положениями рук и ног, положение корпуса и головы во время исполнений танцевальных движений, совершенствование музыкального слуха и чувства ритма, развитие элементарных навыков координации; воспитание у детей умение передавать характер, стиль и манеру исполнения танцевальных произведений, развития выразительности; выработка гибкости и пластичности, постановка осанки, развитие прыжка и шага.

Эти задачи реализуются через овладения детьми разнообразными формами музыкально - ритмического движения: ходьбой, бегами, подскоками, гимнастическими и танцевальными упражнениями. Овладевая этими движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация и координация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений. Занятия в кружке создают благоприятные условия для развития творческого воображения детей.

Основные задачи по музыкальной деятельности в детском саду

по программе “Ритмическая мозаика” А.И. Бурениной

  1. Развитие музыкальности:
  • Развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
  • Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
  • Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
  • Развитие музыкальной памяти
  1. Развитие двигательных качеств и умений:
  • Развитие ловкости, точности, координации движений;
  • Развитие гибкости и пластичности;
  • Воспитание выносливости, развитие силы;
  • Формирование правильной осанки, красивой походки;
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве;
  • Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
  1. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
  1. Развитие и тренировка психических процессов:
  • Развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  • Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воли.
  1. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
  • Воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
  • Воспитание умения веси себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Педагогическая целесообразность.

Программа основана на приоритете свободного развития личности. Обеспечивает одну из важнейших задач вхождения ребенка в мир искусства с сохранением и совершенствованием традиций отечественного музыкаль -ного образования, используя вариативные подходы в целях адаптации к спо- собностям и возможностям каждого ребенка индивидуально. Мною созданы максимально наглядные пособия, направленные на развитие у детей творческого интереса, формирование социальной мобильности, адаптивности и ответствен-ности, помогающие усвоению музыкально-ритмического материала. Все это обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка и сохранение его психики в соответствии с возрастными возможностями, способствует формированию про- фессионального самоопределения.

  • Методические принципы
  1. Главный принцип – это создание непринуждённой обстановки , в которой ребёнок чувствует себя комфортно и раскрепощённо.
  2. Второй принцип – целостный подход в решении педагогических задач .
  • Обогащение детей музыкальными впечатлениями через игры, пляски, хороводы.
  • Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.
  • Приобщение к народной культуре (разучивание народных танцев,игр,хороводов).
  1. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по музыкально – ритмическому развитию.

Если в младшем дошкольном возрасте во всём помогают воспитатели, то в подготовительной группе дети способны самостоятельно осмыслить тот или иной материал и высказать своё впечатление и отношение.

  1. Четвёртый принцип – соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и частично с историческим.

В силу своих возрастных способностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события, и мы даём возможность принять в нём посильное участие, посмотреть выступление других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать).

  1. Одним из важнейших принципов музыкально-ритмического развития является - принцип партнёрства .Вместе слушать музыку, вместе рас -суждать, вместе играть и вместе танцевать.
  2. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
  • Музыкально – ритмические движения.
  • Развитие музыкального слуха и чувства ритма.
  • Ритмопластика
  • Элементы классического танца, элементы народного танца(по плану)
  • Танцевальные этюды, игры и танцы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  • Музыкально- ритмические движения

В этот раздел включено два вида движений:

общеразвивающие и танцевальные. Следить за осанкой детей (держаться прямо, стройно, легко и свободно ходить, бегать, эластично отскакивать и приземляться при прыжках и пружинить при подскоках, переменный шаг, притопы и т.д.)

Вырабатывать правильную координацию рук и ног в любых движениях. Развивать торможение, сохраняя при этом правильное положение тела.

  • Развитие музыкального слуха и чувства ритма

Этот раздел включает в себя ритмические упражнения, имеющие целью музыкально – ритмическое развитие детей. Они знакомятся с разно – ритмической музыкой (вальс, полька, марш), с понятиями «аллегро», «адажио», и исполняют движения в такт звучания (бег, шаги, прыжки).Передача в движении шагом различного характера музыки (быстрый, задумчивый), различной силы звучания (громко, тихо). Музыкально – пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Повороты на месте, продвижения на углах, с прыжками. Фигурная маршировка.

  • Ритмопластика

Упражнения на полу позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трёх целей:

  • Повысить гибкость суставов
  • Улучшить эластичность мышц и связок
  • Нарастить силу мышц

Упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.

Ритмопластика позволяет приобрести упругость и эластичность всего тела, необходимую не только тем кто в дальнейшем решит связать свою жизнь с танцами, но и всем тем, кто хочет иметь здоровое, красивое, правильно сформированное тело.

  • Элементы классического танца

Изучение основ классического танца. Знакомство с позициями рук и ног, положения корпуса и головы во время исполнения танцевальных движений, развитие элементарных навыков координации.

Выработка прыжка, шага, устойчивости. Различные вращения.

В дальнейшем переход к экзерсису у станка

  • Элементы народного танца

Этот раздел включает в себе изучение отдельных танцевальных движений. Народные танцы приобщают детей к народной культуре, порождают положительные эмоции, помогают формированию эсте- тических вкусов. Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизводя их, дети учатся различать разнохарактерные части му -зыкального произведения, передавая пластикой их содержание, точно начинать и заканчивать движение. Основные позиции рук (на поясе,1 и 2 позиции) и ног (3и 4 позиции).Простые танцевальные движения. Простой шаг (мягкий, перекатный с высоким подниманием бедра, на полупальцах, топающий на всей ступне).Притопы, прыжки, хлопки, «ковырялочка».Бег на носочках, скольжение по полу, повороты на носках.Подскоки, переменная полька(вперёд и боком), движения друг за другом (по кругу, змейкой и в обратном направлении). Приседания: полуприсядка, полное приседание. Вращение на подскоках. Синхронность движений. Упражнения на развития зрительной памяти.

  • Танцевальные этюды, игры, танцы

Этюды, игры, танцы, которые учат строиться в колонну по росту, в шеренгу, в круг, в несколько кружков, сужать и расширять круг, соблюдая равнение, при «рассыпном» построении, уметь занимать всё свободное пространство помещения. При любых построениях и перестроениях соблюдать интервалы и равнение. Работа над качест- вом выполнения движения во всех упражнениях, танцах и играх. Создание образа с импровизацией движений под музыку. Развитие танцевальной выразительности посредством правильного подбора репертуара Постепенный переход от простого к сложному.

  • 1.1 Программа кружка «Топ, топ, каблучок» составлена на основании двух программ:

1. порциальной интегрированной программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки». Издательство «Композитор»(Санкт–Петербург).1999И.М.Каплунова,И.А. Новосколь- цева. 1999

2. «Ритмическая мозаика»

  • Программа «Топ, топ, каблучок» рассчитана на 2 года обучения.

Старшая группа

  • В старшей группе 1 раз в неделю, в месяц – 4 раза,

общее количество 32 , длительность совместной деятельности с детьми составляет 25 минут.

Дети старшей группы начинают больше осознавать себя членами коллектива, у них появляется чувство ответственности при исполнении песен, хороводов, танцев. Более отчетливо проявляется интерес, стремление слушать, понимать музыку, заниматься ею. Дети этого возраста могут дать простейшую оценку произведению.

Движения детей становятся свободнее, определённее, выразительнее в передаче характера произведений

Возросшие возможности позволяют лучше осваивать основные виды музыкальной деятельности –музыкально – ритмические движения.

Задачи:

  • Воспитывать эстетическое отношение к окружающему, к родной природе, расширяя музыкальные впечатления; вызывать потребность слушать музыку, приобщать к разным ее жанрам, испытывать эмоциональный отклик, стремление высказаться о ней.
  • Развивать сенсорные способности – звуковысотный, тембровый, ритмический и динамический слух, а на их основе ладовысотный и чувство ритма.
  • Приобщать к разным видам музыкальной деятельности, развивать восприятие, выразительность и ритмичность движений.
  • Активизировать творческую самостоятельность при импровизации плясовых, игровых движений.

К концу года дети научатся:

  • Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами;
  • Выполнять танцевальные движения;
  • Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать не подражая друг другу;

Подготовительная группа

В подготовительной группе 1 раз в неделю, в месяц – 4 раза общее количество 32, длительность совместной деятельности с детьми составляет 30 минут.

На седьмом году жизни завершается период дошкольного детства. У ребенка меняется отношение к занятиям, появляется стремление к хорошему исполнению, активизируется интерес к новым современным танцам. Исполнение плясок, игр становится достаточно выразительным. На общем фоне у отдельных детей выявляются более яркие индивидуальные способности. Движения в этом возрасте более устойчивы, дети хорошо ориентируются в различном темпе при ходьбе, беге.

Задачи:

  • Воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, закладывать основы художественного вкуса, стимулировать коллективное исполнение плясок, потребность радоваться общему успеху, развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ритма, совершенствовать способности, музыкальную память.
  • Развивать целостное и дифференцированное восприятие, образность и ритмичность движений.
  • Развивать творческие способности, инсцинированию игр, комбинированию элементов танцевальных движений.

К концу года дети должны уметь:

  • Различать жанры и части музыкального произведения, определять общее настроение, характер произведения в целом и его частей, выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр. Слышать в музыке изобразительные моменты, выражать свои впечатления от музыки в движениях.
  • Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами. Передавать несложный музыкальный ритмический рисунок. Самостоятельно начинать и заканчивать движение после музыкального вступления. Выполнять танцевальные движения;
  • Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
  • 1.4 В основу организации совместной деятельности определен

комплексно -тематический принцип включающий несложные композиции, комплексы ритмической гимнастики, игры и упражнения с предметами, а также разнообразные композиции историко – бытовых, народных и современных танцев, игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности с детьми, а так же в самостоятельной деятельности детей. Общение с детьми в процессе совместной деятельности осуществляется в форме сотрудничества. Выбор приемов и методов определяется целями и задачами конкретной деятельности и ее содержанием.

Деятельность организовывается в форме: беседа, подвижные игры, конкурсы, концерты, праздники, досуги.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Вводное занятие. История возникновения и развития танца. Знакомство с программой и правилами поведения в кружке. Режим работы. Материалы, необходимые для занятий. Правила безопасности труда на занятиях. Правила подготовки к работе.

Практическая деятельность. Изучение музыкально – ритмических движений, работа над ритмопластикой. Выступление на концертах.

Теоретическая деятельность. Беседа. Хореография-что это такое. Знакомство с танцевальным творчеством других народов. Использование музыкальных

Итоговое занятие. Проходит в форме открытого урока, показ всех разделов пройденной программы.

п/п

Раздел

Кол-во

занятий

Вводное занятие

Выработка осанки и походки

Развитие муз-ного слуха,чувства ритма

Ритмопластика

Элементы классического танца

Элементы народного танца

Танцевальные этюды,игры,танцы

Итоговое занятие

Итого:

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться и опробовать различные художественные материалы.

Дети научатся обсуждать и анализировать работы художников, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания. Научатся видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах. Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии.

Показатели развития:

Ребенок может сравнивать и различать характерные особенности образа, выполненного художником, скульптором, дизайнером

Способен передавать линией, цветом. формой характер образа

Разбирается в жанрах искусства

Может находить связь между выразительностью образа и выбором техники исполнения, изобразительных материалов.

Результатом работы кружка будут организованные выставки в, более сплоченный дружеский коллектив.

Дошкольники, общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность будет формировать расположенность к другим людям, умение быть чутким, тактичным, терпимым, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях.

  1. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА

Для отслеживания динамики достижений детей 2 раза в год проводится диагностика:

  • первичная диагностика с целью выявления стартовых условий проблем развития и достижений детей проводится в сентябре

(начало месяца) , 7дней

  • итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае (начало месяца) , 7 дней

Диагностика проводится с целью фиксации достижений ребенка, отслеживания результатов его развития и предназначена для индивидуализации работы с детьми.

Диагностика - это анализ знаний, умений, навыков воспитанников по различным направлениям музыкально- ритмических движений, анализ и оценка образовательной совместной деятельности в ходе работы кружка «Топ,топ,каблучок ».

  • оценка результатов развития дошкольников строится на основе показателей развития, данных по методике «Диагностика по программе «Ладушки» И.Каплунова, И. Новоскольцева.

Основными методами диагностики являются: наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятельности.

Результаты исследований различных областей представляются в виде трехуровневой шкалы: низкий (1 балл) , средний (2 балла) , и высокий (3 балла). Низкий уровень представляет собой тот факт, когда ребенок не справляется с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью воспитателя. Средний уровень – справляется с небольшой помощью воспитателя, высокий уровень – ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием.

Диагностическая карта

Танцевальные этюды

Игры

«н» начало года «к» конец года

Материально техническое обеспечение

  1. Иллюстрации и репродукции
  2. Игровые атрибуты
  3. Аудио – и видеоматериалы
  4. Игрушки, спортивный инвентарь(обруч, мяч и т.д.)
  5. Атрибуты для создания образа (зайчик, мишка, лисичка, птичка, кошка, собачка и др.)
  6. Сценические костюмы для танцев.
  7. «Живые» игрушки (воспитатели,дети,одетые в соответствующие костюмы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Порциальной интегрированной программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки». Издательство «Композитор»(Санкт–Петербург).1999И.М.Каплунова,И.А. Новосколь- цева. 1999

2. Программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» для детей А.И. Буренина (3 – 7 лет)

3. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.:ЛИНКА - ПРЕСС,2006.-272с.+вкл.




Последние материалы сайта