Существующие условия жизни современного общества таковы, что приводят к усилению негативных факторов, действующих на личность, результатом которых является духовно-нравственное разложение значительной части нашей молодежи. (Увеличивается в подростковой среде число наркоманов, беспризорных, растет число разводов, матерей-одиночек и мн. др.)
Анализ Национальной доктрины образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 показал, что образование призвано обеспечить: «светский характер образования», «воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону».
Духовная культура или «духовность» состоит из многих областей. Помимо религии, она включает все области наук о природе и обществе, литература и поэзия, все виды искусств, а также право, мораль, правила, образцы и нормы поведения, традиции, язык, церемонии, символы, обычаи, обряды, этикет и др.
Данный курс «ОРКиСЭ» носит и воспитательный характер, который поможет воспитать духовно-нравственных личностей нашего государства, а также познакомит с историей и культурой народов многоконфессиональной России.
Слайд 1. Требования к результатам освоения содержания
Освоение учебного содержания должно обеспечить:
б) на беседу с родителями.
Содержание
Коммуникативные умения:
Речь
это деятельность человека использующая язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира для планирования своих действий.
Коммуникативное умение
– это умение, которое связывает в единый процесс мышление и речь, и именно в речевой среде формируются коммуникативные умения.
Объекты лингвистики
– это автор и читатель. Речь должна надеваться на мысль как платье. Мысль превращаясь в речь перестраивается и видоизменяется. Мысль не выражается, но совершается в слове.
Типы тестов:
Сплошные тесты:
Урок 1. Россия – наша Родина
Вы узнаете:
Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство. Численность России на 2002 г. составляет 144 млн. чел. (народов на ее территории более 100, в Курганской области 109 разных национальностей). По прогнозам Интернета к 2010 г. численность России сократится до 120 млн. человек. По мнению Андрея Кураева через 50 лет в России останется 2 % населения Земли. (12 % территория, которую мы занимаем и 32% – полезные ископаемые и недра, которыми богата наша Россия). Демографический кризис наблюдается по всей Российской Федерации. Сравнить демографическую ситуацию разных народов России.
Урок 2. Культура и религия
Цель: формирование понятий религия и культура
Задачи:
Ход урока
Вы узнаете:
Религиоведы – ученые, изучающие религиозные традиции мира, – создали более двухсот определений религии, но и они, по их мнению, не отражают данное явление духовной жизни во всей полноте.
«В этом смысле религия подобно времени», – справедливо замечает американский исследователь Б.Г.Иэрхарт, – все чувствуют, что это такое, но не так-то легко ухватить его суть и дать ему точное определение»
Слово «религия» переводится и объясняется по разному. Впервые оно появилось у древних римлян. Им обозначили все, что было связано с почитанием богов. По разъяснениям Цицерона (106-43 гг. до н.э.), известного римского оратора и философа, слово «религия» происходит от лат. Relegere, что означает «относиться с особым почтением» (совестливость, святость). Блаженный Августин (354-430) – раннехристианский мыслитель считает, что восходит объяснение этого смысла из глагола religo, и тогда слово «религия» приобретает иной смысл – связываю развязанное, воссоединяю (бога и человека, священное и мирское). Понятие религии неоднозначно. Существует более 250 определений религии.
Например, религия – это особая область, связанная с духовной жизнью людей и обращенная к душе человека.
Религия – определенная картина мира, включающая целый набор представлений о причинах возникновения и природе Вселенной?
Религия – комплекс ритуалов, обрядов, традиций.
Религия – сообщества людей, придерживающихся той или иной религиозной традиции (конфессии).
Но нельзя забывать, что религия отделена от государства, но не отделена от общества. Поэтому отношение к религии – это дело каждого, индивидуально-личностное.
На религиозном глобусе особенно выделяются религии, имеющие многочисленных последователей в различных регионах мира: христианство, ислам и буддизм.
Наименование религии |
Численность, в млн чел. |
% от населения мира |
Время основания |
Священные тексты |
Христианство |
1995 |
33,5 |
I в. н.э. |
Библия |
Ислам |
1180 |
19,5 |
610 |
Коран |
Индуизм |
888 |
14,6 |
III тыс. до н.э. |
Веды |
Буддизм |
354 |
6 |
544 г.до н.э. |
Типитака (Трипитака) |
Племенные религии |
132 |
2,2 |
Доист. время |
Устная традиция |
В учебном пособии с учетом возрастных особенностей учащихся 4-5 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.
ПЕРВЫЕ РЕЛИГИИ.
Религиозные чувства возникли у человека на самом раннем этапе его истории. Найденные захоронения древних людей сделаны с большой любовью и заботой. Это указывает на их веру в загробное существование и в высшие силы. Первобытные люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и своего племени. У них просили защиты, а иногда и боялись их.
Древние люди верили, что окружающий мир населён духами, добрыми или злыми. Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях и реках, огне и ветре. Люди также почитали священных животных, например медведей или оленей.
Постепенно на смену вере в духов приходит вера в богов. В древних государствах - Египте, Греции, Риме, Индии, Китае, Японии - люди верили в то, что богов много и каждый бог имеет свою «специализацию». Были боги, которые покровительствовали ремёслам или искусству, другие считались владыками морей и океанов, подземного царства. Все вместе эти боги назывались пантеоном. Религия, в которой почитается много богов, называется многобожием.
Содержание
Урок 1. Россия - наша Родина 4
Урок 2. Культура и религия 6
Урок 3. Культура и религия 8
Урок 4. Возникновение религий 10
Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели 12
Уроки 6-7. Священные книги религий мира 16
Урок 8. Хранители предания в религиях мира 22
Уроки 9-10. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния 24
Урок 11. Человек в религиозных традициях мира 28
Уроки 12-13. Священные сооружения 30
Уроки 14-15. Искусство в религиозной культуре 34
Уроки 16-17. Творческие работы учащихся 38
Уроки 18-19. История религий в России 40
Уроки 20-21. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды 52
Урок 22. Паломничества и святыни 58
Уроки 23-24. Праздники и календари 62
Уроки 25-26. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира 68
Урок 27. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь 72
Урок 28. Семья 74
Урок 29. Долг, свобода, ответственность, труд 76
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству 78.
Дата публикации: 10.05.2013 03:39 UTC
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа им. С.А, Суркова с. Богословка Пензенского района Пензенской области
Принято на заседании педсовета Обсуждено Утверждаю
Протокол № _______ от____ на заседании МО Директор школы
Протокол №____ от_____ Рамзайцева Г. А.
на 2015-2016 учебный год
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Учитель: Бакалова В. А.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе образовательной программы МОБУСОШ им.С.А. Суркова с. Богословка.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 класса общеобразовательной школы представляет собой комплексный поливариантный курс, знакомящих школьников с одной из пяти важнейших национальных духовных традиций (по выбору). В соответствии с этим, курс существует в виде различных модулей, каждый из которых посвящен рассмотрению одной из духовных традиций - православия, ислама, иудаизма, буддизма, светской этики - либо обзорному рассмотрению основ мировых религиозных культур.
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы светской этики;
Основы мировых религиозных культур.
В 2011-2012 учебном году с согласия и по выбору родителей (законных представителей) учащихся МОБУСОШ им. С.А.Суркова с. Богословка для изучения был выбран модуль «Основы мировых религиозных культур».
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Структура документа
Образовательная программа включает три раздела: пояснительную записку ; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к результатам обучения учащихся.
Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
Общая историческая судьба народов России.
Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а так же между ними и другими учебными предметами;
ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Основные задачи комплексного учебного курса:
знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Место предмета в учебном плане школы.
На изучение данного курса в учебном плане МОБУСОШ им. С.А.Суркова предусмотрено 34 часа в 4 классе, из расчета 1 час в неделю.
Основное содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина.(1час)
Культура и религия (2часа). Древнейшие верования (1час). Религии мира и их основатели (1час). Священные книги религий мира (2часа). Хранители предания в религиях мира (1час). Добро и зло. Понятие греха, раскаяния, покаяния(2часа). Человек в религиозных традициях мира (1час). Священные сооружения (2часа). Искусство в религиозной культуре (2часа). Творческие работы учащихся. Презентация творческих работ(2часа). Религии России (2часа). Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (2часа). Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды (2часа). Религиозные ритуалы в искусстве (1час). Календари религий мира (1час). Праздники в религиях мира (1час). Семья, семейные ценности (1час). Долг, свобода, ответственность, учение и труд (1час). Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий (1час). Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России (1час). Подготовка творческих работ учащихся (2часа). Презентация творческих работ (2часа).
Учебные пособия для комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Для учеников:
1.Учебник для учащихся «Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы. Просвещение. Москва. 2010г
2.Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5.
Для родителей:
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.
Для учителя:
1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. 2010
2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.
3. Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5.
4. Энциклопедическая и справочная литература.
Тема урока | Цели урока | Основные понятия | Методика, виды работ | Методы и формы контроля, рефлексии | Требуемые Ресурсы | Привлечение родителей |
|
Россия – наша Родина | Формирование представлений о понятиях Родина, государство, государственные символы, культурные традиции. | Россия. Родина. Патриот. Отечество. Президент. Культурные традиции. | Работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи | пословиц со словами семья, Родина , Россия, Отечество. | ПК, выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д. | Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? |
|
Культура и | Формирование у обучающихся уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества | Культура. Религия. Ритуалы. | Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь с культурой, работа с текстом и иллюстрациями | Творческая работа «Составление предложений со словами культура, религия» | Тесты на диске «Основы мировых религиозных культур». | Фотографии и изображения священных книг разных религий |
|
Культура и | Культура. Религия | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи | Творческая работа «Составление предложений со словами культура, религия, христианство, православие» | Ответь на вопросы на странице 7; Вместе со взрослыми найди на карте, где проживают крупнейшие народы нашей страны. Узнай, какие религии они исповедуют. |
|||
Возникновение религий. Древнейшие верования | Знакомство с представлениями и верованиями людей древнего мира | Пантеон. Многобожие. Завет. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | Презентации «Древнейшие верования», «Боги Древней Греции»; учебный мультсериал «Древнейшие верования. Возникновение религий»; | Термины учить. Узнать и рассказать о богах Греции, Рима, славянских богах, Индийских богах (на выбор). |
||
Возникновение религий. мира и их основатели. | Знакомство с основными мировыми религиями, их основателями. | Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана. Ступы. Буддизм. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | пособия, ответить на вопросы |
||
Священные Книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака | Веды, Авеста, Типитака | Урок актуализации знаний. Беседа, работа с текстом | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Диск «Основы мировых религиозных культур» | пособия, ответить на вопросы |
||
Священные книга мира: Тора, Библия, Коран, Типитака | Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий. | Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки | Урок актуализации знаний. Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | ПК, мультимедиа, раздаточный материал. | ||
Хранители предания в религиях | Знакомство с хранителями преданий в религиях мира | Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник. Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха. | Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Диск «Основы мировых религиозных культур», иллюстрации «Хранители предания в религиях мира» | Рассказать членам семьи и друзьям о мировых религиях. |
|
Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния | Знакомство с нравственными нормами бытия, развитие понятий о добре и зле. | Добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние, покаяние | Беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле. Подготовьте пословицы о добре и зле. |
|
Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | Формирование умений составления рассказа по теме, с использованием плана, ключевых слов, умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий. | Добро, зло, грехопадение, раскаяние, воздаяние. Рай и ад, традиции | Подготовка рассказа на тему | Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло» |
|||
Человек в религиозных традициях | Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная культура. | Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации | Творческая работа «Продолжить предложение «Молитва – это…». Заполнение таблицы | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Подготовить рассказ на тему «Что говорит о человеке … культура » |
||
Священные сооружения. | Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий. Развитие навыка составления таблицы. | Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска. | Самостоятельная работа с источником информации | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Написать, какие священные сооружения ты встречал в своём |
|
Священные сооружения | Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Написать, какие священные сооружения ты встречал в своём |
|||
Искусство в религиозной культуре | Знакомство с исторической иконописью, составление устного рассказа на основе увиденного. | Икона. Каллиграфия. Арабески. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Напиши небольшой рассказ «Мои впечатления от иконы (семисвечника, изображения Будды, каллиграфически написанной книги, арабесок)» |
|
Искусство в религиозной культуре | Знакомство с буддизмом и его символами. | Семисвечник. Способы изображения Будды. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Подготовить рассказ «Мои впечатления от |
|
Творческие учащихся | Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, развитие творческих способностей | Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой | Использование мультимедийных средств | Подготовка творческих работ по выбору уч-ся |
||
Презентация творческих | Развитие способностей и умений в работе с мультимедийными средствами | Защита творческих работ | Презентации творческих работ | ||||
История религии в | Формирование уважения к мировым религиям как к ценностям культуры человечества. | Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | мультимедийная установка, презентация, репродукции картин И.Эггинка «Великий князь Владимир выбирает веру» и В.Васнецова «Крещение Руси» | По выбору 1 задание: составить тест по теме «Религии России». 2 задание: составить таблицу «Священные сооружения, символы религий |
|
Религиозные | Формирование представлений о религиозных ритуалах мировых религий, их возникновении. | Обряды. Ритуалы. Таинства. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Подготовить сообщение об обрядах |
|
Вопросы с.57 |
|||||||
Паломничества и святыни | Формирование представлений о паломничестве, о главных святынях мировых религий. | Паломничества: хадж, накхор | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Вопросы с.61 |
||
Праздники и календари | Систематизация и обобщение знаний о праздниках в религиях мира | Песах, Шавуот,Суккот, Рождество, ПасхаКурбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлид, Дончод, Сагаалган | Самостоятельная работа с источниками информации | Самостоятельная работа | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Сообщение о традиционных религиозных праздниках по группам |
|
Праздники и календари | Групповая исследовательская работа | Исследование | |||||
Религия и Нравственные заповеди в религиях | Знакомство с нравственными заповедями мировых религий, формирование расширения понятий – добро и зло. |
Попробовав один раз кекс на сгущенке, влюбитесь навсегда в этот десерт. Очень рекомендую всем попробовать кекс на сгущенке – нежный, воздушный и необыкновенно ароматный! Рецепт очень доступный, а кекс нереально вкусный. Можно готовить и готовить, радуя св
– прекрасное кушанье, которое можно подавать к столу и на завтрак, и на обед, и на ужин. Мультиварка позволяет оптимизировать и упростить процесс приготовления блюда.Творожные запеканки могут быть разные: с дополнительными ингредиентами и без них, сладки
ПредисловиеКогда-то в недавнем прошлом людей, умеющих создавать и поддерживать хорошие связи, высмеивали в кино и прессе, называя это явление прохиндиадой. А ведь это особый талант, особый стиль жизни, который направлен в первую очередь на созидание и про
В разных странах законы определяют статус языков терминами государственный, официальный, иногда национальный. В государствах, где население пользуется более чем одним языком, официальный статус, как правило, имеют несколько языков. Так, например, в Швейца
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова