«Чудо-кисточка»
Ольга Нерсесова
глава студии
____
«Идея создания культурного центра возникла у меня в девяностые годы, когда мы поняли, что можем заниматься любимым делом без давления советской идеологии. Собрав коллег и чудом получив помещение, мы оказались на своей свободной территории, где создали различные творческие студии, в том числе и «Чудо-кисточку». На занятиях звучит классическая музыка, взрослые тоже могут рисовать».
Адрес:
Тихвинский пер., 10/12, корп. 1, 3
Расписание:
понедельник-четверг, 14:00
Возраст: пять-восемь лет
Абонемент на месяц: 2 500 р.
Студия «Колор»
Детская студия «Колор» началась с кружка керамики в 1980 году. Через три года она стала называться «Детская экспериментальная студия синтеза искусств» — потому что на занятии слушали музыку и делали театральные постановки.
Марк Маргулис
руководитель студии
____
«Занятия в группе проходят в игровой форме. Во время игры дети решают различные задачи, которые я перед ними ставлю, порой и очень сложные. Иногда в игру или в творческий процесс включаются родители — это всегда приветствуется. Основной смысл наших занятий — создание среды, в которой ребенок максимально мог бы раскрыть свои творческие способности. И мне не важно, в какой области он будет творцом, — поэтому на занятиях мы не только рисуем, но и играем, лепим, слушаем музыку, ставим спектакли».
Адрес:
Красная Пресня, 4а
Расписание:
два раза в неделю, набор в конце сентября
Возраст: от одного года до 14 лет
Абонемент на месяц: 4 000 р.
«Мусейон» при ГМИИ имени Пушкина
Студия существует с начала шестидесятых годов. Сначала с детьми, в основном школьниками, занимались студенты педагогического института — на общественных началах. В середине 1960-х студию возглавила Эрна Ивановна Ларионова (1922-1992). При ней в студию стали брать детей помладше. Первый час дети ходят по музею (каждый раз по разным залам), второй — рисуют.
Мария Лукьянцева
преподаватель
«В изостудии занимаются дети пяти-шести лет. Занятия не рассчитаны на подготовку профессиональных художников. Главное — через восприятие памятников искусства раскрыть внутренний мир ребенка, пробудить его творческую фантазию. Мы не учим рисовать, мы вдохновляем. В конце каждого учебного года для старшей, выпускной группы устраивается небольшой выпускной вечер. Ребята готовят спектакль с самодельными картонными куклами по мотивам греческих и египетских мифов и сказок, проводятся викторины и конкурсы».
Адрес: Колымажный пер., 6, стр. 2
Расписание: раз в две недели с октября по май, в будни с 11:00 до 13:00 или с 15:00 до 17:00
Возраст: от пяти лет
Цена: 3 500 за год
Детская студия «Фантазия»
При Московском музее современного искусства была создана школа современного искусства, а уже при ней сделали студию для тех, кто захочет поступить в школу. Студия существует десять лет.
Светлана Галактионова
преподаватель
«С рисунком и живописью мы работаем мало — не хватает часов и этому научат в художественной школе. Работаем с композицией, цветом, учим даже маленького ребенка компоновать, сочетать различные материалы. Дети делают эскизы, обдумывают, создают двухметровые полотна. Мы рисуем гуашью, масляной пастелью, цветными карандашами, ручками. Широкой кистью, тонкой кистью… У нас полная свобода выражения, и задачи для каждого ребенка ставятся индивидуально».
Адрес: Петровка, 25
Расписание: два раза в неделю; суббота, воскресенье — с 10:00 до 18:00, среда — с 17:00 до 19:00
Возраст: от пяти до 12 лет
Бесплатно
Студия «СТАРТ»
Студия возникла при Союзе архитекторов в 1982 году, а в 1993-м превратилась в школу, при которой есть платные занятия.
Нона Азнавурян
преподаватель
«Мы занимаемся с детьми архитектурно-художественным проектированием и обучаем в первую очередь архитектуре и дизайну. Есть множество факультативных занятий: дизайн-театр, черчение, академический рисунок, компьютерная графика. Платная программа та же, что и бесплатная, и идет параллельно с ней».
Адрес: Зоологическая, 18
Расписание: один раз в неделю
Возраст: с пяти лет
Абонемент на месяц: 4 000 р.
«Улей»
Юрий Изосимов
руководитель студии
«Улей» существует уже тридцать три года. Это семейная студия, и семья для нас — это главное. Мы не только учим детей рисовать, но и приобщаем к искусству, проводим выставки, в том числе и международные, ходим в музеи вместе с родителями, регулярно ездим рисовать в Царицыно».
Адрес: Каширское шоссе, 58, стр. 2
Расписание: вторник, четверг, пятница — 15:00-19:00
Возраст: от пяти до 14 лет
Абонемент на месяц: 2 400 р.
«Маленькие дети и большое искусство»
Елизавета Лавинская
руководитель студии
«Студия появилась год назад в мастерской скульптора Николая Андреева, построенной в начале XX века. Идея — сразу погружать ребенка в атмосферу искусства, творческой мастерской. Каждое занятие начинается с небольшой истории по теории искусств. Это может быть история из жизни художника или сквозная тема: например, кошки в искусстве, весна в искусстве, женский скульптурный портрет… Я сама из семьи художников — как меня воспитывали, так я и стараюсь донести это до детей. Чтобы они выросли интеллигентными людьми и мне было с кем поговорить. Помимо бесед, мы рисуем и лепим в различных техниках, занимаемся керамикой и коллажем. Стараемся, чтобы даже маленькие дети успевали порисовать и полепить за одно занятие. Чтобы у детей было переключение, потому что занятие длинное — два часа. Заканчивается занятие чаепитием, на котором мы обсуждаем, что мы узнали нового».
Адрес: Б. Афанасьевский пер., 27, стр. 2
Расписание : среда, суббота, воскресенье — 11:00-17:00
Возраст: от двух до 16 лет
Абонемент на месяц: 3 200 р.
«Зинина мастерская» в «Шардаме»
Зина Сурова
преподаватель
«В реальной жизни я иллюстратор, художник-декоратор и дизайнер. И опыт показывает, что художнику, кем бы он ни был, нужна лаборатория. Мастерская в «Шардаме» как раз и является такой лабораторией для детей: мы рисуем, конструируем, клеим, лепим, печатаем, будем работать с деревом и тканью. Нужно находить для детей различные пути и выходы, чтобы они могли реализовываться, — не просто давать бумагу и карандаш. Иногда, сделав что-то из деревяшек, они начинают лучше рисовать красками. В начале занятия я почти всегда показываю, что другие художники делали на ту же тему, и дети тут же начинают ощущать себя художниками».
Адрес: Крымский Вал, 10
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Цель: воспитание человека будущего, с развитым чувством прекрасного, с
активным творческим началом.
разнообразными художественными материалами;
Ознакомить учащихся с универсальным языком искусства
средствами художественно-образной выразительности;
Развить художественно-творческие способности учащихся через
продуктивные виды деятельности;
Воспитать художественный вкус и чувство гармонии.
Основные образовательные технологии:
Культуровоспитывающая;
Игровая;
Развивающего обучения;
Гуманно-личностная технология.
Методы обучения:
практический, объяснительно-иллюстративный,
проблемно-поисковый.
Индивидуальная;
Групповая;
Коллективная.
Типы занятий:
Традиционные /теоретические, практические/ ;
Нетрадиционные.
Межпредметная связь:
искусство, история, рисование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Детская художественная одарённость –
не прерогатива редких гениев, а весьма
распространённое явление, практически
всегда возникающее в благоприятной
среде обучения и воспитания».
Мелик – Пашаев А,
Нолявская З.Н.
Самовыражение в рисунке - одна из древнейших человеческих потребностей: около 25% детей с раннего возраста, проявляют интерес к рисованию; для них и создана образовательная программа изостудии «Махаон»
Образовательная программа «Махаон» создана для реализации в МОУ ДОД «Дом школьников» п. Первомайский, разработана на основании существующих нормативных документов учреждений дополнительного образования и учебных пособий Ростовцева Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе».М., 1980 г. и Белютина Э.М. Основы изобразительной грамоты. М., 1958 г.
Охватывая широкий круг учебных и воспитательных задач умственного, морально-волевого, эстетического и трудового развития личности, изобразительное искусство стимулирует проявление творческих способностей учащихся, активизирует их любознательность, сообразительность, формируют стремление участвовать в деятельности по охране природы, памятников истории и культуры.
Актуальность: В современных социальных условиях, где дополнительное образование несёт в себе роль подготовки личности к самовоспитанию и самообразованию, опыт творческой деятельности необходим для развития творческой личности.
Целью преподавания изобразительного искусства в дополнительном образовании является формирование художественной культуры школьников, как неотъемлемой части культуры духовной. Приобщение к изобразительному творчеству, ведет учащихся к формированию у них нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, формированию художественно-творческой активности, овладению образным языком изобразительного искусства.
Концепция программы предполагает совместное сотрудничество и поиск, не навязывать ребенку культурные формы, а предлагать, не просто давать занятия а выстраивать их в соответствии с запросами и потребностями групп,
Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей от дошкольного до старшего школьного возраста, целью которой является гармонизация отношений ребенка с окружающим миром.
Предлагаемая программа построена таким образом, чтобы дать школьникам более четкие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
В основу программы положены следующие принципы:
Основная цель программы – воспитание человека будущего, с развитым чувством прекрасного, с активным творческим началом.
Задачи: Реализация программной цели предполагает выполнение следующих задач:
Образовательные:
Создать условия для свободного экспериментирования с разнообразными художественными материалами;
Ознакомить учащихся с универсальным языком искусства средствами художественно-образной выразительности;
Расширение художественно-эстетического кругозора;
Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике
Развивающие:
Воспитывающие:
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в коллективе.
Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени;
Воспитать художественный вкус и чувство гармонии.
Программа направлена на развитие таких качеств, как:
Оригинальность творческой мысли;
Умение обобщать и синтезировать полученную информацию;
Стремление к поиску новых решений и необычных идей.
Данная программа предназначена для учащихся младшего и среднего школьного возраста (7-15 лет), имеющих навыки основ изобразительной деятельности и рассчитана на 4 года обучения. Причем первые два года – программа начального уровня, последующие два года – программа углубленного уровня.
Режим занятий учебных групп
Группа |
Возраст |
Занятия |
||
Количество занятий в неделю |
Продолжительность |
Часов за год
|
||
1-го года |
7-9 лет |
2 |
1 час |
72 |
2-го года |
9-11лет |
4 |
2 часа |
144 |
3-го года |
11-13 лет |
6 |
2 часа |
216 |
4-го года |
13-15 лет |
6 |
2 часа |
216 |
Программным материалом предполагается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.
Особенностями содержания программы является то, что она состоит из ряда занятий и заданий, где учащиеся самостоятельно выбирают путь исследования средства для достижения цели, где актуализируются знания каждого по теме, затем обогащаются опытом других, корректируются в ходе общего и самоанализа.
Система занятий по данной программе формирует мотивацию детей к дальнейшему обучению, развивая его интеллектуальные и творческие способности. Для поддержания детского интереса к системным занятиям художественным творчеством используются различные формы обучения (игры, беседы, интервью, театрализация, экскурсии); средства обучения (ТСО, разнообразный учебно-методический комплекс, музыкальный и литературный ряды)
Разнообразие материалов и инструментов, применяемых в обучении (акварель, гуашь, восковые мелки, цветные бумага, картон, фольга, клей, соленое тесто, местные природные материалы, ткань и др.) позволяют вариативно их сочетать и применять различные графические и декоративные техники (живопись, скульптура, батик, гипсопластика, граттаж, картоногравюра и др.).
Основными методическими приемами в содержании являются: социализация, самоконструкция, социоконструкция, коррекция, творческое конструирование знания.
В программе I года обучения занятия начинаются со знакомства с миром красок их возможностями. Учащиеся осваивают простейшие формы рисования от цветов до деревьев, от животных до человека. Например, в теме: «Цветы» - учащиеся знакомятся с техникой лессировки, «а ля прима», но здесь я разработала свою технику – это сочетание «а ля прима» и соли, в результате чего получается необыкновенный эффект в работах.
Разработана система комбинаторики, где учащиеся через разнообразные формы – капля, круг и другие, создают свои произведения – цветы, животных. Растения.
Новизна: Для более эффективного изучения темы «Человек», мной разработана новая методика рисования человека, где используется прием шаблона, в качестве которого выступает сам ученик и рисует своё изображение в полный рост.
Ещё одна моя разработка помогает в технике рисования мазками гуашью. Я разработала особый способ смешивания красок, где идет ограничение – от 3 до 5 красок. Особенно эффективно при выполнении пейзажей в технике «монотипия», «графика»,……
В программе II года обучения учащиеся знакомятся с законами композиции, где более подробно изучают графику, живопись, скульптуру. Все задания предусматривают знание детьми композиционных правил и приемов. Например, в теме: «Пейзаж» - происходит знакомство учащихся с правилами воздушной перспективы, с техникой «граттаж». Затем следует этап обучения, куда включены основы художественных знаний и умений школьников в области разных видов искусства /изобразительного, декоративного, конструктивного/. Теоретическая часть связана с такими областями знаний, как литература, история, искусство, а практическая часть взаимодействует с архитектурой, скульптурой, дизайном, декоративно-прикладным искусством.
Учащиеся второго года обучения получают представление о роли искусства в жизни общества, об основных этапах истории зарубежного искусства, искусства русского народа.
Большое место отведено знаниям, посвященным жизни и творчеству выдающихся художников.
Педагогический контроль. По окончании изучения каждой темы запланированы итоговые занятия, где представляется возможность сопоставить разнообразные работы, объединённые общей темой, сравнить работы всей группы со своими, оценить художественный труд, проанализировать свою деятельность.
Ожидаемые результаты
По прохождению курса обучения
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения.
(начальный уровень)
№ |
|
Кол-во часов |
||
всего |
Теория |
Практика |
||
Вводное. Инструктаж по технике безопасности. | ||||
Тема: «Цветы». | ||||
Тема: «Животные». | ||||
Тема: «Человек». | ||||
Тема: «Пейзаж» | ||||
Конкурсы и выставки. | ||||
Итоговое занятие | ||||
|
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ К КОНЦУ I УЧЕБНОГО ГОДА
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
(начальный уровень)
Вводное.
Задачи:
ЗУН:
Знания
: заповеди ИЗОстудии, правил соблюдения техники безопасности, правил поведения кружковцев
Тема
I
:
«Цветы».
Задачи:
Методы и приёмы:
Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага.
Ключевые слова: спектр, репродукции, фон, заливка, эскиз.
Методическое пособие: цветовой спектр, методические работы «Что умеет гуашь», «Что умеет акварель», детские работы.
Теория:
Демонстрация: цветы (живые и искусственные), репродукции.
Практические работы:
смешивание красок, рисование цветов, выполнение оттисков, изготовление поздравительных открыток, выполнение букетов красками.
ЗУН:
Уметь получать дополнительные цвета;
Знать термины «спектр», «репродукции».
Ожидаемые результаты: работы учащихся, выполненные в соответствии с
требованиями смешения красок.
Методы и приёмы: наглядно-иллюстративный, практический
Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы, восковой мелок.
Ключевые слова: «а ля прима», эскиз, зарисовка.
Методическое пособие:
работы.
1) Домашние животные;
2) Дикие животные;
3) Творческие работы.
Демонстрация: игрушки, фотографии, декоративные изделия.
Практические работы: выполнение схемы рисования животных, рисование акварелью в технике «а ля прима», изображение животных (кота, собаки, петуха, лошади, медведя, зайца, лисы), выполнение аппликации.
ЗУН: - уметь изображать животных;
Знать технику работы с акварелью и гуашью;
Владеть навыком работы с бумагой.
Ожидаемые результаты: творческие работы учащихся в технике «а ля прима», аппликации, с изображением животных
Тема
III
:
«Человек».
Задачи:
практический
Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы, восковой мелок,
шаблоны.
работы.
Практические работы: изготовление масок, рисунок портрета мамы, папы,
рисование автопортрета, создание творческой
работы «Моя семья».
ЗУН: - знать пропорции фигуры человека;
Уметь рисовать кисти, стопы;
Применять различные техники в исполнении работ
Ожидаемые результаты: творческие работы учащихся: портреты,
автопортреты, «Моя семья»
Тема
IV
:
«Пейзаж».
Задачи:
Материалы:
Ключевые слова: поиски, тон, план.
Методическое пособие: методические таблицы, иллюстрации, детские
Теория:
1) Рисунок неба;
2) Рисунок деревьев;
3) Времена года;
Демонстрация:
Практические работы: рисунок неба в различное время суток и состояния природы(дождь, облака, снег), зарисовки с натуры деревьев, изображение зимы, весны, лета, осени.
ЗУН: - соблюдать поэтапность выполнения пейзажа;
Знать особенности цветовой гаммы при выполнении времен года;
Применять свои наблюдения в рисунках;
Знать правила воздушной перспективы.
Тема V: Конкурсы и выставки
Задачи:
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность;
Развивать умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
Методы и приёмы: рассказ-демонстрация, творческо-практическая работа
Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага, восковой мелок, трафареты.
Теория:
Практические работы:
Тема VI : Итоговое занятие
Задачи:
Теория:
Практика: Творческие отчеты, тестирование, выполнение зачетных заданий
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
(начальный уровень)
№ |
тема |
Кол-во часов |
||
всего |
теор |
прак |
||
Вводное. Инструктаж по технике безопасности | ||||
Тема: «Виды изобразительного искусства» | ||||
Тема: «Пейзаж» | ||||
Тема: «Натюрморт» | ||||
Тема: «Портрет» | ||||
Конкурсы и выставки. | ||||
Итоговое занятие | ||||
всего |
144 |
37 |
107 |
(начальный уровень)
Вводное занятие
Задачи:
Методы и приёмы: объяснительно - иллюстративный
Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага, восковой мелок,
карандаш, ластик.
Ключевые слова: нюанс, контраст, статика, динамика.
Методическое пособие: методические таблицы, иллюстрации, детские
работы.
Демонстрация:
рисунок на мольберте, репродукции картин.
Практические работы:
упражнения с карандашом на решение фактуры, композиционные задания через рисунок, освоение техники писания красками (акварель, гуашь).
ЗУН:
- знать жанры изобразительного искусства;
Уметь выполнять работы с натуры, добиваться цветовых и
тональных решений при передаче объема.
Ожидаемые результаты: творческие работы учащихся, выполненные с
учетом требований по основам композиции.
Материалы:
Ключевые слова: перспектива, колорит, силуэт.
Методическое пособие: методические таблицы, иллюстрации, детские
работы.
Демонстрация:
рисунок на мольберте, репродукции картин.
Практические работы:
выполнение пейзажа романтического, реалистического, фантастического, исполнение графического пейзажа в различными материалами (тушь, гуашь, акварель, пастель), выполнение воздушной перспективы.
ЗУН:
- знать виды пейзажа;
Уметь передавать воздушную перспективу в рисунке.
Ожидаемые результаты:
творческие работы учащихся по теме «Пейзаж»
Тема
III
«Натюрморт».
Задачи:
практический
Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага, перо, тушь, пастель.
Ключевые слова: ассоциация, ракурс.
Методическое пособие: методические таблицы, иллюстрации, детские
работы.
1) История возникновения натюрморта;
2) Виды натюрморта;
3) Правила и приемы композиции в натюрморте.
Демонстрация: рисунок на мольберте, репродукции картин.
Практические работы:
упражнения по выполнению натюрморта, выполнение ассоциативного натюрморта, рисунок с натуры, тематический рисунок.
ЗУН:
- знать виды натюрморта;
Применять знания по композиции при выполнении
натюрморта;
Ожидаемые результаты: творческие работы учащихся по теме
«Натюрморт»
Тема
IV
«Портрет».
Задачи:
Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага, перо, тушь, пастель.
Ключевые слова: портрет, ракурс, экспозиция, фрагмент.
Методическое пособие: методические таблицы, иллюстрации, детские
работы.
Демонстрация: рисунок на мольберте, репродукции картин,
фотографии.
Практические работы:
выполнение зарисовок на тему по историческому портрету, выполнение портретов (по пояс, в полный рост, в фас, в профиль), тематическое рисование на конкурсы.
ЗУН:
- уметь компоновать портрет на формате листа;
Уметь передавать характер и состояние настроения через
Знать этапы выполнения портрета.
Продолжить развитие художественный вкус, фантазию, изобретательность;
Развивать умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
Методы и приёмы:
рассказ-демонстрация, творческо-практическая работа
Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага, восковой мелок, трафареты.
Теория:
Практические работы:
Тема VI : Итоговое занятие
Задачи: проверка освоения обучающимися учебного материала за год.
Теория: обсуждение формы проведения зачетных работ
Практика: Творческие отчеты, тестирование, выполнение зачетных заданий
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ К КОНЦУ II УЧЕБНОГО ГОДА
Учащиеся должны знать:
ГЛОССАРИЙ
Декор – оформление предмета, ткани узором.
Эскиз – набросок, хорошо проработанный в деталях.
Фактура – качество бумаги на ощупь.
Ажурный – узор.
Маска – личина, накладка на лицо с изображением, какого – либо
персонажа.
Натюрморт – изображение предметов на картине.
Пейзаж – изображение природы на картине.
Портрет – изображение человека.
Штрих – линия выполнена карандашом.
Нюанс – сглаженное изображение в цвете и форме.
Контраст – противоположное сочетание по цвету и форме.
Анималист – художник, который рисует животных.
Колорит – множество красок яркого цвета.
Монотипия – оттиск краски с бумаги на бумагу.
Ракурс – изменение фигуры в пространстве, укорочение формы.
Коллаж – работа, выполненная различными материалами.
Пояснительная записка
(углубленный уровень)
Среди множества видов изобразительного творчества одной из самых привлекательных для детей является роспись и украшение ткани. Работа с прекрасными материалами: шелком, атласом, красками, кистью – доставляет удовольствие. Роспись ткани открывает перед ребенком широкое поле для реализации идей по дизайну одежды или интерьера.
Данная адаптированная программа рассчитана на обучение декоративной росписи ткани учащихся различного возраста (12-16лет), обучающихся, в том числе, и в других студиях или объединениях. Данная программа является одной из составляющих работы по интеллектуально- художественному развитию личности ребенка.
Цель программы – раскрыть и развить потенциальные художественные способности ребенка, способствовать удовлетворению потребности детей в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты
Задачи:
Условия реализации.
Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы, инструменты и условия:
Принципы обучения:
Эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности – основное условие развития детского творчества;
Учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий успешного обучения;
Последовательность освоения учебного материала;
Удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей.
Методы обучения:
Репродуктивный;
Иллюстративный;
Проблемный;
Эвристический.
ТЕМАТИЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
(углубленный уровень)
№ п/п
|
Тема
|
Количество часов |
||
всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Введение |
2 |
2 | |
2 |
Радужный мир |
30 |
10 |
10,5 |
3 |
Калейдоскоп. |
30 |
10 |
11 |
4 |
Батик |
42 |
16 |
12 |
5 |
Подводное царство |
30 |
10 |
20 |
6 |
И осень, и зима |
30 |
10 |
12 |
7 |
Весна красна |
30 |
10 |
21 |
8 |
Конкурсы и выставки |
20 |
2 |
16 |
9 |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
Итого: 216 70 146
(углубленный уровень)
I Введение
Задачи:
ТЕМА I I «Радужный мир»
Задачи:
Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага, ткань.
Ключевые слова: ахроматические цвета, ритм, орнамент,композиция
Методическое пособие:
Теория:
рисунки, цветовой круг, схемы смешения цветов
Практические работы: Смешение красок, знакомство со спектром, отработка приема проведения непрерывных красочных линий. Смешение теплых цветов, отработка приема равномерных заливок. Смешение холодных цветов. Работа в смешанной гамме цветов. Сочетание равномерных заливок и направленного мазка. Изображение «Образ дождя», ограниченная палитра. Изображение орнамента в круге разбеливание и утемнение красок
ЗУН:
ТЕМА III: «Калейдоскоп»
Задачи:
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, практический
Материалы: кисти, трубочки стеклянные, валики, тампоны, аэрограф, гуашь
Ключевые слова: орнамент (геометрический, зооморфный, растительный), симметрия, асимметрия,равновесие, статика, динамика, нюансы, эскиз
Методическое пособие: Технология. Этот чудесный батик, А.А. Ярыгина
Теория:
рисунки
ЗУН:
Задачи:
Методы и приёмы: игровой,
поисковый
трафареты, карандаши простые, бумага копировальная, калька,
резерв, красители, ткань
Ключевые слова:
батик, резерв, дизайн, «парео», техника «а ля прима»,
вливание красок
Методическое пособие: Технология. Этот чудесный батик, А.А. Ярыгина
Теория:
Демонстрация:
Практические работы: Приготовление красителей. Смешение красителей. Отработка приема заливок на ткани. Знакомство с резервом. Отработка приема проведения непрерывных линий по заранее нанесенному контуру.
Перевод рисунка на ткань. Работа резервом по контуру. Роспись ткани по эскизу. «Парео». Свободная роспись ткани.
«Зебра», «Парео»
ТЕМА V «Подводное царство»
Задачи:
поисковыйведения росписи в технике холодного батика.писи,
Материалы: кисти, трубочки стеклянные, валики, тампоны, аэрограф,
трафареты, карандаши простые, бумага копировальная, калька,
резерв, красители, ткань,перо,акварель.
Ключевые слова:
нюанс, контраст, интерьер
Методическое пособие:
Технология. Этот чудесный батик, А.А. Ярыгина
Теория:
Практические работы:
Роспись по ткани: салфетка, платок, галстук, коврик.
Выполнение рисунка пером. Эскиз занавеси. Выполнение
росписи занавеси.
ЗУН:
Ожидаемые результаты: Выставка творческих работ
ТЕМА VI: «И осень, и зима»
Задачи:
поисковыйведения росписи в технике холодного батика.писи,
трафареты, карандаши простые, бумага копировальная, калька,
карандаши
Ключевые слова:
пропорции, фактура, панно, статика и динамика.
Методическое пособие:
Технология. Этот чудесный батик, А.А. Ярыгина
Теория:
Демонстрация:
Практические работы:
Роспись по ткани: платок. Рисунок кистью.
Выполнение эскиза листьев. Выполнение эскиза занавеси.
Поэтапность воплощения художественного замысла».
Выполнение росписи занавеси.
ЗУН:
белка», «Осенний пейзаж», «На лесной опушке», «Удод».
ТЕМА VII: «Весна красна»
Задачи:
Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, практический
Материалы: кисти, трубочки стеклянные, валики, тампоны, аэрограф,
трафареты, карандаши простые, бумага копировальная, калька,
Ключевые слова: цветовые контрасты, пропорции, станковые и монументальные произведения.
Методическое пособие:
Технология. Этот чудесный батик, А.А. Ярыгина
Теория:
Демонстрация: эскизы работ, фотографии растений и животных
Практические работы: Роспись по ткани: косынка, платок, фартук, коврик.
Выполнение эскизного панно «Зеленый шум». Оформление
станкового произведения «Зеленый шум».
ЗУН:
Ожидаемые результаты: выставка творческих работ: «Бабочка», «Павлин»,
«Ирисы», «Земляника», «Зеленый шум»
Тема V: Конкурсы и выставки
Задачи:
Развитие творческой инициативы
Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага, восковой мелок, трафареты.
Теория:
Практические работы:
Тема VI : Итоговое занятие
Задачи:
проверка освоения обучающимися учебного материала за год.
Практика:
Защита творческого проекта, выполнение зачетных заданий
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 год обучения
(углубленный уровень)
Итого: 216 20 196
4 год обучения
(углубленное изучение)
I Введение
Задачи:
Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный
ведения росписи в технике холодного батика.писи,
ТЕМА II «Полевые цветы».
Задачи:
поисковыйведения росписи в технике холодного батика.писи,
трафареты, карандаши простые, бумага копировальная, калька,
резерв, красители, ткань, акварель, гуашь, цветные
карандаши
Ключевые слова : триптих, художественный замысел, художественный образ
Методическое пособие: Технология. Этот чудесный батик, А.А. Ярыгина
Теория:
подсолнуха
Практические работы: Выполнение эскиза простым карандашом и в цвете.
ЗУН:
цветы», «Золотой колос»
ТЕМА III: «Осеннее настроение»
Задачи:
поисковыйведения росписи в технике холодного батика.писи,
трафареты, карандаши простые, бумага копировальная, калька,
резерв, красители, ткань, акварель, гуашь, цветные
карандаши
Методическое пособие: Технология. Этот чудесный батик, А.А. Ярыгина
Теория:
пейзажей
Рисунок кистью. Роспись по ткани. Панно
ЗУН:
калины красной», «Осеннее настроение»
ТЕМА
IV
«Зимняя сказка»
Задачи:
Материалы: кисти, трубочки стеклянные, валики, тампоны, аэрограф,
трафареты, карандаши простые, бумага копировальная, калька,
резерв, красители, ткань, акварель, гуашь
Методическое пособие: Технология. Этот чудесный батик, А.А. Ярыгина
Теория:
Демонстрация: эскизы работ, фотографии зимних пейзажей, елочных
украшений
Практические работы: Выполнение эскиза простым карандашом и в цвете.
Рисунок кистью. Роспись по ткани. Панно «Сколько
на елочке шариков цветных».Изготовление
праздничных сувениров, аксессуаров и оформление
помещения
ЗУН:
«Лесная красавица»
ТЕМА V «Весна пришла, весне - дорогу»
Задачи:
ведения росписи в технике холодного батика.писи,
Материалы:
кисти, трубочки стеклянные, валики, тампоны, аэрограф,
трафареты, карандаши простые, бумага копировальная, калька,
резерв, красители, ткань, акварель, гуашь, цветные
карандаши
Методическое пособие: Технология. Этот чудесный батик, А.А. Ярыгина
Теория:
горошка
Рисунок кистью. Роспись по ткани.
ЗУН:
«Я машину веду», «Уточка-мандаринка»
ТЕМА VI « Я создаю батик»
Задачи:
ведения росписи в технике холодного батика.писи,
Материалы:
кисти, трубочки стеклянные, валики, тампоны, аэрограф,
трафареты, карандаши простые, бумага копировальная, калька,
резерв, красители, ткань, акварель, гуашь, цветные
карандаши
Методическое пособие:
Технология. Этот чудесный батик, А.А. Ярыгина
Содержание:
Демонстрация: эскизы работ, фотографии
Практические работы: Поиск темы. Поисковые наброски. Композиционный
замысел. Эскиз в цвете. Роспись по ткани.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ К КОНЦУ
III
УЧЕБНОГО ГОДА
Учащиеся должны знать:
учащиеся должны уметь:
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ К КОНЦУ VI УЧЕБНОГО ГОДА
Учащиеся должны знать:
учащиеся должны уметь:
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1 Бродский Б. «Каменные страницы истории». М., 1960 г.
2 Белютин Э.М. «Основы изобразительной грамоты». М., 1958 г.
3 Гусакова М.А. «Аппликация». М., 1987 г.
4 Данилова А.И. «Камень, глина и фантазия». М., 1991 г.
5 Доронин А. «Руси волшебная палитра». М., 1992 г.
6 Евангулова О.С., Карев А.А. «Портретная живопись в России вторая половина XVIII века». М., 1994 г.
7 Кликушин Г.Ф. «Шрифты». М., 1979 г.
8 Михайлов А.М. «Любителям рисования». М., 1963 г.
9 Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе». М., 1980 г.
10 Ростовцев Н.Н. «История методов обучения рисованию». М., 1981 г.
11 Роспись по дереву – Магнитогорск. 1993 г.
12 Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. М., 1987 г.
13 Соловьев С.А. «Декоративное оформление». М., 1987 г.
14 Серов А.М. «Рисунок». М., 1975 г.
15 Журналы: «Искусство в школе» №5 . 2001 г. с 3-5
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1 Алехин А.Д. «Когда начинается художник». М., 1993 г.
2 Богатеев З.А. «Чудесные поделки из бумаги». М., 1992 г.
3 Каменева Е. «Какого цвета радуга». М., 1971 г.
4 Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество / Сборник под ред. Т.Я. Шрикаловой. – М., 1924
5 Газарян С.С. Прекрасное -своими руками. – М.: Детская литература, 1979
6 Гусакова М.А. Аппликация М., 1987.
7 Горяева Н.Л., Островкая О.В. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека.- М., 2001
8. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – М., 1983.
9 Журналы: «Сделай сам». М., 1995 г.
«Эскиз» издат. «Веселые картинки». 2001 г.
«Юный художник» 2001г.
Показатели |
Методы |
Форма |
Методика |
Обученность |
наблюдение |
устный опрос работа в паре контрольный срез | |
Воспитанность |
наблюдение |
массовые мероприятия |
В.Л. Савиных |
Здоровье |
собеседование анкетирование |
фронтальная экспресс-диагностика | |
Мотивация |
анкетирование |
письменный опрос | |
Эмоциональность и комфортность |
анкетирование |
письменный опрос | |
Творческий рост |
изучение продуктов деятельности |
выставки |
Формой учета показателей диагностики является карта «Психолого-педагогическое обеспечение реализации образовательной программы».
Изучение возможностей детей осуществляется через задания творческого характера, собеседование.
Диагностика стартовых характеристик позволяет определить технологию обучения.
Формой учета специальных предметных ЗУН является «Карта индивидуального наблюдения за творческим развитием обучающегося», где указаны критерии оценки текущих и конечных результатов.
Особенность оценки ЗУН в изучении продуктов творческой деятельности: рисунок, скульптура.
Характерно использование знаковой системы для фиксации результативности:
Уровень фиксируется в журнале в конце учебного года.
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Репродуктивный уровень –
характеризуется наличием определенного объема знаний, умений, навыков обучающихся позволяющего им действовать по известному алгоритму, а также желанием у обучающихся регулярно посещать занятия.
Эврический уровень –
характеризуется умением обучающихся получать самостоятельно знания, применять ранее освоенные действия для решения нетиповой задачи (задания), при этом получая субъективно новую информацию, а также стремление обучающихся получать реальный результат обучения.
Креативный (творческий) уровень –
характеризуется умением обучающихся выполнять творческие задания, получая при этом новую информацию, и повышением уровня их внутренней мотивации до энтузиазма (обучающиеся стремятся учится самостоятельно).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
начальный уровень 4-5 лет
Данная программа воплощает в себя новый подход к художественно-творческому развитию дошкольников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики.
Основа программы – это постепенность погружения в мир искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждое занятие – новый шаг в познании. А познание это происходит, как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребенка. Единство их в каждом занятии обязательно.
Занятия построены в виде игры – путешествия по сказочным странам (в гости к краскам, к кисточкам, к палочкам и т.д.). Основная цель этих превращений в веселую игру занятий – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.
Постепенно дети включаются в круг художественной жизни через три формы художественной деятельности, которые предстают перед ними в виде трех сказочных братьев: Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Три формы художественного мышления (изобразительная, декоративная, конструктивная) фактически являются основой творчества. Переход от игровой формы их осознания к научной будет происходить постепенно.
Обучение делится на три этапа. Через цветовую беспредметную живопись, а затем линию и форму нужно перейти вместе с детьми к построению предметной композиции.
4-летний ребенок тонко, чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Важно не упустить эту возрастную особенность. Занятия лучше начать с развития у детей чувства цвета.
Задачи I этапа:
II ЭТАП
В 5 лет у ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности.
Задачи II этапа:
III ЭТАП
В 6 лет возникает тяга к предметному рисованию, к детализации в рисунке.
Задачи III этапа:
КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ – формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.
Обучение строится на следующих принципах:
Главное, не вести работу одними и теми же материалами, а постоянно менять их, развивая умения работать всеми, используя разнообразные техники:
Беседа;
Наблюдения;
Объяснение с демонстрацией;
Предварительное разъяснение.
ЛИТЕРАТУРА
Прежде чем начать мозговой штурм, по поводу имени вашего детища, постарайтесь ответить на следующие вопросы.
Каким видите свой салон широкопрофильным или специализированным – может быть свадебным, молодежным, детским или для съемок в стиле ретро. Ведь название для детской фотостудии, должно будет отражать именно мир ребенка:
Хорошо, если имя салона будет подчеркивать его направление деятельности:
Какими будут цены, доступными для большего числа клиентов или только для людей с высоким достатком.
Ваш салон будет заниматься только фото, видеосъемкой или будет предоставлять декорированные площади для проведения мероприятий. Может, будете сдавать в аренду площади и оборудование другим специалистам.
Определитесь с потенциальным клиентом вашего предприятия. Возраст, семейное положение, увлечения и даже половая принадлежность, все нужно рассмотреть. Можно выбрать продвинутое, креативное название фотостудии, привлекательное для людей с неуемных характером:
А можно остаться приверженцем консерватизма, не пугать посетителей непонятной вывеской и выбрать имя попроще:
Наверное, многим помнится история с подбором названия советского автомобиля. Было предложено имя автомашины «Родина», всего один вопрос Сталина, отмел это название как неприемлемое. Он спросил: «Почем «Родину» продавать будете?» Так что, нейминг это не прихоть, а точный и обоснованный подбор имени для вашего дела.
Студийное фото тяготеет к художественному творению. Отражение в названии фотостудии идеи творчества, фантазии или истории фотографии встречается довольно часто:
Кого можно привлечь к этому ответственному делу и что будет приемлемо для клиентуры, а что может вызвать отторжение.
Подумайте, как ваше оригинальное название для фотостудии будет произноситься, и звучать в телефонном разговоре. Ведь вашему администратору придется отвечать на звонки и представляться от имени предприятия. К примеру, насколько понятно и удобно будет произношение названия – CYAN-MAGENTA-YELLOW-BLACK.
Изучите названия фотостудий мира, в Америке или в Европе. У известных американских фотопредприятий многие названия не несут смысла для слуха русского человека, хотя в профессиональной среде узнаваемы:
Для каждой среды обитания, национального менталитета, свой алгоритм составления имени. В среде европейских фотохудожников встречаются такие названия заведений:
Здесь понятнее смысл выбора имени
Многие предприниматели любят простое понятие написать латиницей или перевернуть слово, и опять же применить латинские буквы.Так что, при переводе названия фотостудии, примеры интерпретаций могут быть неоднозначными.
Надо помнить о возможных неприятных или неудачных ассоциациях, получившихся слов, в других языках.
Например: Yagoda, русскому человеку все понятно, это “Ягода». А вот житель Германии заподозрит владельца в необоснованном восхвалении собственного профессионализма. Для него это будет звучать: «Я Бог». Не зря наш автопром, в свое время постеснялся вывозить за рубеж автомобили под собственными именами «Жигули» и «Запорожец» и дал им названия «Лада» и «Ялта». В разных частях света, русские слова трансформировались в – жиголо, сутенера, неуча и даже в свиной хрящик.
Не старайтесь брать вычурные слова или с ограниченной областью использования. Не забывайте про склонения слов при произношении.
Вопрос: « Как удобнее доехать до вашего «Языка цвета»?», будет звучать некорректно. В названии для фотостудии, к примеру, плохо будет звучать слово reflected , хотя термин интересен – отражение или отраженный. Слово «модный» на английском языке произносится как «фашэн», карябает слух близким значением с фашизмом.
Как быстро ваши клиенты запомнят название фотостудии, к примеру:
Обратитесь к книжной мудрости и соберите всевозможные словари:
В английском языке слово с одинаковым написанием, может быть и глаголом и существительным
Зачастую термин, выдернутый из контекста, может означать совершенно не то, что требовалось
При выборе названия фотостудии, список правил и рекомендаций можно продолжать бесконечно. Постарайтесь «распробовать» имя мысленно в разных ситуациях, поиграть в ассоциации. Попросите друзей и родственников повторить название, как быстро они его запомнят. Можно, конечно, и не ломать голову как назвать фотостудию, а использовать имеющиеся примеры.
В разных странах законы определяют статус языков терминами государственный, официальный, иногда национальный. В государствах, где население пользуется более чем одним языком, официальный статус, как правило, имеют несколько языков. Так, например, в Швейца
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн