Музыкотерапия в доу методическая разработка на тему. Программа курса коррекционно – развивающих занятий по музыкотерапии Музыкальная терапия в детском саду

26.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Музыка - это великое искусство, которое с древних времен является естественной формой выражения эмоциональных состояний человека.

В.А. Сухомлинский(педагог и психолог) считал музыку средством нравственного и умственного воспитания человека: « Воспитание музыкальное- это не воспитание музыканта,а, прежде всего, воспитание человека».

Музыкотерапия -лечение музыкой.

Музыкотерапия - это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка.

Музыка -это лекарство, которое слушают.

Потрясающая сила воздействия музыки на людей известна с древнейших времен. Достаточно вспомнить звуковое сопровождение различных религиозных обрядов, начиная с шаманизма и заканчивая мировыми религиями. Но, как установила наука, музыка способна не только помогать душе, но и лечить тело.

Принцип действия: Дело в том, что нервная система человека и его мускулатура способны чувствовать ритм. Музыкальный ритмический рисунок выступает как раздражитель, стимулируя физиологические процессы в организме. Музыка может гармонизировать и ритмы отдельных органов человека, производя своеобразную настройку их частот.

Звучание каждого инструмента оказывает индивидуальное влияние на организм. Самое сильное и комплексное воздействие оказывает орган. Для печени полезнее всего звуки кларнета, звуки саксофона - для мочеполовой системы, струнные инструменты благотворно действуют на сердце.

С точки зрения целей применения музыкотерапия делится на следующие группы:

Клиническая - необходима в лечении и профилактике;

Экспериментальная - исследует различные музыкальные воздействия на организм человека;

Интегративная - сочетается с другими видами терапии, использующими искусство (арт-терапия): танец, рисование под музыку и т.д.

Фоновая - нужна в качестве фона при проведении психотерапевтических мероприятий,

Тематическая - подразумевает наличие сюжета, лекцию по выбранной тематике (например, творчество определенного композитора).

История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века - подобное лечение в психиатрических учреждениях применял французский врач Эскироль.

Первоначально назначение пациентам музыкотерапии носило целиком эмпирический характер и опиралось на интуицию врача. Уже позже под данный метод была подведена серьезная научная база. Сейчас многие музыкотерапевты активно применяют в своей работе компьютерные технологии.

Какие болезни можно вылечить с помощью музыкотерапии? Перечень подобных заболеваний очень широк: неврозы, неврастения, переутомление, бессонница, шизофрения, психозы. Есть положительнее результаты при лечении гипертонии, ишемической болезни сердца, гастритов, спастических колитов, язвенной болезни, хронического бронхита, бронхиальной астмы, болезней мочеполовой системы. Особенно ценно лечение музыкой для пациентов, страдающих аллергией на лекарственные препараты, а также при психосоматических нарушениях.

В отличие от большинства других методов оздоровления, музыкотерапия приемлет самолечение. Есть даже специальные музыкальные сборники: в них объединены произведения, способствующие лечению определенной болезни. Разумеется, музыкотерапия не сможет заменить привычные медицинские процедуры, но способна снизить требуемые дозы принимаемых препаратов, а также особенно эффективна при обезболивании.

Как происходит лечение с помощью музыки? Средняя продолжительность сеанса колеблется от 30 до 45 минут. Общее количество сеансов зависит от диагноза, индивидуального состояния больного и других факторов. Обычно требуется от 10 до 20 посещений музыкотерапевтического кабинета. Данное помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, удобную мебель, чтобы пациент мог чувствовать себя комфортно во время сеанса. Предпочтительнее проводить сеансы без наушников. В процессе лечения могут применяться микронаушники, которые прикрепляются на точки акупунктуры и оказывают колебательные воздействия.

Занятия музыкотерапией способствуют развитию внимания, воображения, коммуникативных навыков. Музыка помогает ребенку развиваться гармонично, обогащая его внутренний мир, укрепляя его «Я».

Все это формирует успешного, уверенного в себе и сильного человека. В контексте нашей с вами работы мы можем использовать гармонизирующую силу музыки для развития ребенка и, при необходимости, коррекцию эмоционально- личностных расстройств посредством музыкального сопровождения.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и т.д.

Давайте рассмотрим, какие цели реализует музыкотерапия:

    Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка- успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать.

    Помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка

    Повышает самооценку

    Способствует установлению и развитию межличностных отношений

    Формирует ценные практические навыки- игру на музыкальных инструментах, умение петь.

И сегодня у нас с вами есть возможность прикоснуться к волшебному миру музыки, окунуться в него, почувствовать на себе его исцеляющее воздействие.

Сила музыки заключается в том, что она передаёт смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно или весело; достаточно только сыграть мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали или радости с первых тактов. И одним из наиболее ярких музыкальных инструментов, воздействующих на психику, является скрипка .

Психологами установлено, что с помощью известных всем детских песен с добрыми словами, а также народной музыки, доступной в восприятии, легче устанавливается контакт между детьми. Такая музыка дает детям ощущение безопасности.

Музыка увлекает за собой ребенка, вызывает в нем сильные чувства, пробуждает богатые внутренние зрительные образы. Прикасаясь к музыке, ребенок начинает воспринимать мир еще на одном языке- языке чувственных образов.

ПРОГРАММА курса коррекционно – развивающих занятий музыкотерапии

ЦЕЛЬ: Формирование положительного эмоционального фона реабилитации и позитивной самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа предназначена для преподавания основ музыкального искусства в младших классах в режиме занятий дополнительного образования, рассчитана на один учебный год. Данная программа предусматривает систематическое и последовательное обучение. Придерживаясь содержания программы, учитель может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.

Программа музыкально – терапевтических занятий составлена по принципу контраста, с учётом физиологических законов сопоставления звучащей музыки и обуславливает лучшую «заряжаемость» положительными эмоциями. Сопоставление и чередование тихой и громкой, быстрой и медленной, мажорной и минорной музыки (с относительным преобладанием той или иной в зависимости от вида и степени эмоционального расстройства, отклонения в поведении и этапа коррекции) следует тому же закону контраста. В последовательности двигательных упражнений также соблюдается чередование и сравнение противоположных по характеру движений, что рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается его психическая и двигательная активность, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование эмоционально-волевой сферы учащихся. Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыкальных произведений, музыкально-ритмические упражнения, пение, музыкальные игры, музицирование, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о музыкальном и изобразительном искусстве. Беседы, проводимые на занятиях, детьми проводятся беседы - диалоги, обсуждения, которые соответствуют возрасту и степени развития детей, помогают развитию способности логически мыслить.

Основные методы: Ø коммуникативные игры;

Ø психогимнастические упражнения;

Ø пение песен различного характера;

Ø пальчиковая гимнастика;

Ø элементы релаксации;

Ø беседы и дискуссии;

Ø рисунок;

Ø музыкально-дидактические игры;

Ø упражнения на развитие образного восприятия и воображения.

Интересные факты о музыкотерапии

    Известный французский актер Жерар Депардье в молодости сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его только начинавшейся карьере. Но врач посоветовал ему ежедневно не менее двух часов уделять прослушиванию Моцарта. Через два месяца Жерар полностью избавился от заикания. Так музыкотерапия позволила многочисленным поклонникам наслаждаться талантом выдающегося актера.

    Не исключено, что скоро медицина сможет бороться с инфекционными заболеваниями с помощью музыкотерапии. Некоторые специалисты утверждают, что существовавший на Руси обычай беспрестанно звонить в церковные колокола во время эпидемий имел и терапевтические основания.

    Исследования показали, что композиторы военных маршей интуитивно определяли характер их воздействия на человека. Ритмы маршей, которые звучали во время длительных походов, были чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. Такая музыка повышала выносливость солдат, снимала усталость. А вот парадные марши имели более быстрый ритм, что оказывало бодрящее и мобилизующее воздействие.

Музыкотерапия – это форма взаимодействия педагога с детьми, с применением разнообразной музыки в любом ее проявлении. Сегодня это направление необычайно популярно в детских садах и других дошкольных учреждениях.

Обычно музыкотерапию используют в работе с дошкольниками, наравне с другими видами – изотерапией, и так далее. Все эти методы воспитания в комплексе способны корректировать различные эмоциональные отклонения, страхи, нарушения психики у малышей. Терапия искусством становится совершенно незаменимой при лечении детей с аутизмом и задержками психического и речевого развития. В данной статье мы расскажем вам о том, что именно представляет собой занятие музыкотерапией в детском саду, и какую пользу оно может принести детям.

Что представляет собой музыкотерапия для дошкольников?

Музыкальная терапия в группе детей может быть выражена в следующих формах:

  • прослушивание музыки;
  • хоровое пение;
  • танцы;
  • создание собственных музыкальных произведений и запись их на аудионосители;
  • игра на простых музыкальных инструментах и т.п.

Кроме групповой формы, нередко используется индивидуальная форма влияния на ребенка. В этом случае педагог или психолог взаимодействует с малышом с помощью музыкальных произведений. Обычно такой метод применяется, если у ребенка имеются какие-либо нарушения психики или отклонения в развитии. Нередко такая ситуация возникает после перенесенного малышом стресса, например, связанного с разводом родителей.

В чем польза музыкотерапии для детей дошкольного возраста?

Правильно подобранная музыка способна полностью изменить душевное и физическое состояние, как взрослого человека, так и ребенка. Мелодии, которые нравятся деткам, улучшают их настроение и избавляют от негативных эмоций, настраивают на позитивный лад, способствуют раскрепощению. Некоторые малыши перестают стесняться в процессе танцев под веселую музыку.

Кроме того, танцевальная музыка стимулирует двигательную активность, что особенно полезно для деток с различными нарушениями физического развития.

К тому же, музыкотерапия способствует сенсорному развитию ребенка и усилению активности речевых функций. Сегодня многие врачи-логопеды также стараются использовать в своей работе с детьми дошкольного возраста элементы музыкотерапии, отмечая необычайно высокую эффективность таких занятий.

Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
Василий Сухомлинский

Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека.

Музыка – это язык чувств

В. Сухомлинский

Музыка - поэзия воздуха.

Музыка – не только фактор облагораживающий,
воспитывающий, но и целитель здоровья.
В.М. Бехтерев

Музыка облагораживает нравы.

Аристотель

Объяснительная записка

Одним из перспективных интегративных методов восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей признана музыкальная терапия. Во всем мире музыкотерапия является одним из простых, но в то же время высокоэффективных терапевтических методов. С 8 апреля 2003 г. она стала официальным методом здравоохранения и в России.

Музыкотерапия во многих странах мира широко применяется для профилактики и лечения большого числа нарушений, таких как психосоматические заболевания, и т. д. Уникальность данной технологии заключается в простоте применения, малой затратности и высокой эффективности, что дает возможность включить в программу и охватить широкую целевую группу.

Коррекционное воздействие музыкотерапии является симптоматическим т.е. снижающим в определённой степени психические проявления, но не устраняющим источник их возникновения. Этот метод является дополнительным по отношению к другим методам коррекционного воздействия. Музыкотерапия в коррекционных целях, наиболее приемлемая в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, призвана решать задачи нормализации психоэмоционального состояния, обеспечивать выход человека из отрицательных переживаний, наполнять его положительными эмоциями, реконструировать его эмоциональную сферу.

В современной психологии существует отдельное направление - музыкотерапия . Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также отклонениях в развитии, речевых нарушениях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.

Музыкотерапия может служить вспомогательным средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.

Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии:

Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;

Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);

Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

Повышение эстетических потребностей.

Влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание школьников и помогает быстрее запомнить новый материал.

Цели программы: создание условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья учащихся на уроках; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.

Задачи: активизировать деятельность учащихся;

оптимизировать психоэмоциональное состояние школьников с отклонением в развитии при умственном напряжении на уроках.

Использование «фоновой» музыки является одним из доступных эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях коррекционной школы.

«Фоновая» музыка в классе может помочь в решении следующих задач:

- создание благоприятного эмоционального фона, что приводит к снятию нервно-эмоционального напряжения и сохранению здоровья детей;

- развитие воображения в процессе творческой деятельности, что способствует повышению творческой активности;

- активизации мыслительной деятельности, что приводит к повышению качества усвоения знаний;

- переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, что предупреждает усталость и утомление;

- психологической и физической разрядки после учебной нагрузки - во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Музыкотерапией в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии является хор.

При хоровом пении развивается голос – одно из важных средств общения. Занятия пением при правильной работе играют оздоравливающую роль, в частности, улучшают дыхание и кровообращение.

Хоровое пение особо сближает всех поющих. В условиях совместного пения хорошо себя чувствуют и неуверенные дети. Они воодушевлены общим примером. А подвижных детей пение делает более уравновешенными.

На занятиях со школьниками важно создать позитивную установку на восприятие музыкального произведения. Школьники должны слушать музыку в атмосфере, приближенной к «атмосфере концертного зала» («как на настоящем концерте»). Процесс восприятия и исполнения возникает из тишины и тишиной заканчивается. Можно предвосхищать слушание музыки точно сформулированным вопросом - проблемой, или предложить ряд словесных характеристик музыки, из которых нужно выбрать наиболее подходящий образ данного сочинения и т.п.

В школах рекомендуют очень тихо включать музыку во время уроков, это помогает лучше усвоить материал. Желательно, чтобы музыка звучала ненавязчиво; необходимо обращать внимание на реакции детей, выбирая громкость музыки. Даже тихая, «фоновая» музыка уже оказывает воздействие на ребёнка. Поэтому нет необходимости включать её громко. Главное, чтобы она просто играла, не отвлекая на себя много внимания ребёнка

Принципы включения элементов музыкотерапии

в учебно-воспитательный процесс

Принцип формирования социальной активности личности ( осуществляется посредством включения каждого учащегося в посильную для него активную музыкальную деятельность в сообществе сверстников).

Принцип обязательного успеха внедрения элементов музыкотерапии (определяется профессиональной компетентностью педагога).

Принцип преемственности в процессе организации занятий гуманитарной направленности (реализуется с целью создания психологической уравновешенности и уверенности в жизненной необходимости, как учебных занятий, так и внеклассных мероприятий).

Принцип индивидуально-личностного подхода (предполагает разностороннее изучение личностных качеств учащихся).

Принцип оптимизма (реализуется через создание психолого-комфортных для учащихся условий учебно-воспитательного процесса).

В фонотеке педагога, занимающегося музыкотерапией, должен быть подбор фонограмм классических, народных, детских музыкальных произведений, шумовых фонограмм и звуков природы, которые широко применяются на занятиях как самостоятельные терапевтические приёмы и как музыкальные сопровождения, усиливающие эмоциональный отклик детей и зрительные образы, создаваемые детьми.

Направления работы по программе

1.Расширение и обогащение представлений об окружающем мире в процессе музыкальных показов.
2. Развитие эмоциональной сферы в процессе слушания музыки.
3. Развитие речи в процессе пения-подпевания.
4. Развитие музыкально-слуховых представлений.
5. Упражнения для развития крупной и мелкой моторики.
6. Профилактика и коррекция нервно-психических нарушений, установление равновесия в деятельности нервной системы.

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей

    Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.

    Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы - "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена.

    Для общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта.

    Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.

    Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, - "Дон Жуан" Моцарт, "Венгерская рапсодия №1" Листа, "Сюита Маскарад" Хачатуряна.

    Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения - "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.

    Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.

    Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности - "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона

Список произведений инструментальной музыки

    Сергей Сиротин. Сборник инструментальной музыки для релаксации.

    С. Шабутин. Музыкотерапия.

    Детская успокаивающая музыка.

    Малыш в лесу.

    Пение соловья.

    Исцеляющая музыка.

    Релаксация. Легкий бриз.

    Релаксация. Романтическое море.

    Релаксация. Музыка для души.

    Исцеляющая музыка.

Ожидаемый результат

В результате систематических занятий музыкотерапией

    улучшится понимание учителя учеников, так как восприятие у всех детей разное;

    уменьшится психологический дискомфорт непонимания изучаемого материала;

    снимется физическая, психологическая усталость.

Средства музыкотерапии способствуют общему развитию личности ребенка. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям с нарушениями в развитии откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность.

Музыкотерапия способствует приобретению навыков сотрудничества с другими людьми, с окружающим миром, восприятию мира во всей полноте красок и звуков, поможет ценить жизнь свою и других, всего сущего на Земле; обеспечить условия для развития интеллекта, чувств и отношений, формирования у детей высокого уровня социальной ответственности и воспитания высоких моральных принципов, позитивного отношения к миру, позволяющего понимать мир и находить в нем свое место. Благодаря этому выпускник коррекционной школы обретает уверенность в собственных силах и успешно адаптируется в современном обществе.

Список использованной литературы

  1. Фадеева С.А. Воспитание музыкой. Н.Новгород, 2005.

    Петрушина В. Интеграция музыкальной терапии с ведущими направлениями психологии [Текст] / В. Петрушина // Музыка в школе. - 2001. - №4.

    Шанских, Г. Музыка как средство коррекционной работы. Искусство в школе. - 2003.- №5.

    Семячкина Г. А. Музыкотерапия как средство развития способностей школьников / Начальная школа. - 2008. - № 1

    Битова, А. Л. Место музыкальной терапии в системе помощи ребенку с нарушениями развития [Текст] / А. Л. Битова, И. С. Константинова, А. А. Цыганок // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 6.

    Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: Методические рекомендации / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: «Триада-фарм», 2002. 114 с.

Мастер-класс для родителей дошкольников "Музыкотерапия в системе здоровьесбережения"

Автор: Гуляева Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ №19 СП «Детский сад «Кораблик»
г. Новокуйбышевск Самарской области

Материал актуален для педагогов детских садов и школ.
Цель: раскрыть возможности музыкотерапии в профилактике заболеваний и оздоровлении детей и взрослых.
Задачи:
-обучить приемам вокалотерапии на основе диафрагмального дыхания;
-предложить практический музыкальный материл для применения в домашних условиях;
-обучить приемам расслабления мышц и выражения эмоций.
Здравствуйте, уважаемые родители! В том, что музыка может создавать определенное настроение и вызывать соответствующие эмоции, никого убеждать не надо. А вот то, что она является еще и отличным лекарем, известно не каждому. Между тем, способность звуков исцелять давным-давно была подмечена древними врачевателями. Музыкотерапия не ограничивается психоэмоциональным воздействием, она способна проникать в организм не только через органы слуха, но и через кожу, так как имеет волновую природу, а в коже находятся виброрецепторы, воспринимающие звуковые волны, которые воздействуя в определенной частоте, запускают противоболевую систему. То есть, в механизме музыкального воздействия имеет место явление
биорезонанса. Известно, что каждая клетка нашего организма совершает колебания с определенной частотой, и если эти колебания попадают в резонанс со звуковыми колебаниями, клетка определенным образом реагирует на звук. Очень бурно реагируют на музыку раковые клетки, причем от одной музыки они начинают активно расти и размножаться, а от другой, наоборот, их рост замедляется. Лечебный эффект музыкотерапия дает и при заболеваниях нервной, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, бронхо-легочных патологиях.
Слушание каких же музыкальных произведений дает оздоровительный эффект? Это в основном классические произведения в исполнении симфонического оркестра : «Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса снимают напряжение; «Вальс цветов» Чайковского способен излечению язвы желудка; творческий импульс стимулируют «Марш» Дунаевского из к/ф «Цирк», «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна; для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, «Времена года» Чайковского; полное расслабление можно получить после прослушивания «Вальса» Шостаковича из к/ф «Овод», «Метели» Свиридова; нормализует кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона; снимает головную боль и невроз прослушивание «Полонеза» Огиньского; нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига; «Соната № 7» Бетховена излечивает от гастрита, а музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей детей. Не злоупотребляйте слушанием рока, слишком громкой агрессивной музыки, так как это чревато накоплением негативных эмоций, нервного напряжения и возбуждения.
Кроме того, звучание отдельных инструментов ( (кларнет, виолончель, скрипка, флейта, фортепиано, орган и т.д.) в умеренном темпе и громкости звучания влияет на разные органы и части тела. Кларнет активизирует работу системы кровообращения; скрипка и фортепиано успокаивают; флейта положительно воздействует на бронхи и легкие; виолончель – на мочеполовую систему; арфа гармонизирует работу сердца, снимает сердечные боли, избавляет от аритмии; орган приводит в состояние душевной гармонии; тромбон положительно воздействует на костную систему, снимает зажимы в позвоночнике; ударные прочищают энергетические каналы.
В целях коррекции психоэмоциональных состояний детей всем родителям предлагаю подборку «лечебных» музыкальных произведений как в исполнении симфонического оркестра, так и в звучании отдельных инструментов.
С помощью детских песен тоже можно корректировать состояние детей. Мажорная веселая, динамичная мелодия способна поднять настроение, ускорить работу сердца, поднимая артериальное давление и учащая пульс, а минорная мелодичная, спокойная музыка уместна тогда, когда надо, как говориться, «умерить пыл», снять перевозбуждение, для релаксации.
При наступлении зимнего периода, при обострении бронхо-легочных заболеваний особенно важно использовать вокалотерапию. Воздействие гласных звуков на организм различно, поскольку для каждой гласной характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних гласных подзаряжает энергией, других – успокаивает, расслабляет, снимает напряжение, что является прекрасной профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук воздействует на определенный орган. Например, «А» положительно влияет на работу сердца, толстого кишечника, стимулирует энергетику;
«О» стимулирует работу печени;
«У» помогает стабилизировать эмоции, воздействует на психику;
«Е» воздействует на клеточном уровне, стимулирует регенерацию клеток;
«Э» помогает преодолеть комплекс неполноценности;
«И» улучшает работу головного мозга;
«Я» активизирует внутренние силы организма, иммунную систему;
«Ю» звук молодости, обновления, оказывает благотворное влияние на почки, кожу.
Наиболее важны звуки «А» и «О», это доноры, дающие организму энергию.
Использование полного дыхания способствует достижению желаемого оздоровительного эффекта.
МЕТОДИКА ПРОПЕВАНИЯ:
Перед пропеванием гласных звуков нужно занять позу балерины, сделать глубокий вдох («животом»), задержать дыхание и затем использовать энергию полного выдоха, представив, как звук уходит ввысь золотой нитью. Такое диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, что способствует повышению сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является эффективным средством удаления шлаков и очищения организма, массажем внутренних органов. Высота звучания голоса должна быть удобной для поющего, продолжительность – до полного выдоха, время пропевания одной гласной – несколько минут.
Очень эффективны для оздоровления звуковые игры с согласными. Игры со звуком «В» полезно выполнять при начинающемся насморке. «Закройте глаза, раскиньте руки и звучите, как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче), затем звучит очень громко, затем самолет удаляется». Или звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра. Также можно поиграть со звуком «Ж» («Жуки»), с помощью которого можно снять кашель, или со звуком «З» - если болит горло. Снять усталость помогут игры со звуками «Тр-тр-тр» («Заводим мотор»), «Ш» , который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик»). Игры можно сопровождать движениями, что очень нравится детям.
Упражнения и этюды из «Психогимнастики» М.Чистяковой помогут создать спокойное настроение, расслабленное состояние маскулатуры, снимают напряжение.
На тренинге с родителями проводились этюды на расслабление мышц «Старый гриб», «Сосулька», «Штанга» и этюды на выражение различных эмоций «Кислое и сладкое», «Лисичка подслушивает».
Важным фактором в достижении душевного, а значит и физического здоровья и психологической устойчивости являются Формулы музыкального самовнушения:
1.Формулы психологической устойчивости: «Твердо по жизни я иду», «Только смеяться» и другие.
Пример: "Только смеяться!"
Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться.
И подниматься, и распрямляться, крепко держаться и снова смеяться!
2.Формулы принятия несчастья: «Что бы со мной не случилось» (улыбка при неудачах), «Я забыл про мои неудачи» (забвение неудач) и другие.
Пример: "Я забыла про мои неудачи"
Я забыла мои пораженья, я забыла мои огорченья,
Я забыла, что меня тяготило, всё, что на сердце тяжко давило.
Ничего я не помню плохого, и не надо мне счастья иного,
Не зову, не жалею, не плачу, я забыла мои неудачи.
3. Формула расслабления и успокоения: «О покой, тишина» (колыбельная самому себе)
О, покой, тишина и предчувствие сна.
Сладко мне в тишине, мягкий свет льется в душу ко мне.
Отдохни от забот, засыпай, милый друг,
И скорей в тишине позабудь всё, что было вокруг.
4. Формула защиты от беспокойства и плохих мыслей: «В любой работе не напрягайся»
В любой работе не напрягайся, а если напрягся – быстрей расслабляйся.
Напряженные мышцы – источник беспокойства, от них идет усталость в сознание и мозг.
А если их расслабишь, то долго не устанешь, здоровый будешь, свежий, как светлый майский день!
5. Формула позитивных мыслей: «Жизнь моя есть то, что думаю о ней»
Жизнь моя есть то, что думаю о ней, сила моя то, что думаю о ней.
Воля моя то, что думаю о ней, здоровье мое то, что думаю о нем.
Я думаю о том, что жизнь моя прекрасна, я думаю о том, что очень счастлив я.
Я верю, что живу и мыслю не напрасно, и счастьем одарит меня судьба моя!
6.Формула повышения самооценки и позитивного восприятия окружающих "Я - хороший, ты - хороший"
Я. я, я хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый.
Я, я очень умный. Я, я очень добрый. Я, я очень сильный. Я, я очень смелый.
Я, я, я люблю тебя. Я, я, я люблю тебя. Я, я, я люблю тебя. Я люблю тебя.
Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый. Ты, ты, ты самый нежный. Ты, ты, ты самый лучший.
Ты, ты, ты просто чудо. Ты, ты, ты просто диво. Ты, ты, ты просто ангел. Ты, ты, ты дар судьбы.
Желающим предлагаются также Формулы голодания, Формулы здоровья при сердечно-сосудистых заболеваниях, при заболеваниях внутренних органов, при бронхиальной астме, при болях в ногах.
(Формулы с музыкальным сопровождением содержатся в книге В.Петрушина "Музыкальная психотерапия")
В чем их эффективность? Они нацелены на то, чтобы сформировать в человеке такие принципы по отношению к окружающей его жизни, которые бы способствовали гармонии его внутреннего мира. Стойкость при неудачах, защита от негативных мыслей, умение радоваться жизни и благодарить судьбу составляют основное содержание этих формул. Они направлены на воспитание веры в жизнь и поиск в ней тех опорных точек, которые придают ей смысл. Ориентации же на смысл и на дело являются важным фактором душевного здоровья и психологической устойчивости.


Музыка обладает магической силой и

Может усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть кряжистый дуб.

У.Конгрив


Музыкотерапия – как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребёнка.

Дзгоева Э.А.

Музыкальный руководитель МКДОУ№7



Проект «Музыкотерапия как одно из средств оздоровления дошкольников.»

В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. Над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Я, как музыкальный руководитель, обратилась к такому мало изученному коррекционному методу,как музыкальная терапия.

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии как в психолого-педагогической коррекции, так и в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы. Изучив данные материалы, я решила направить созидательную энергию музыки на коррекцию эмоционального поведения старших дошкольников и разработала свою концепцию « Музыкальная терапия, как метод регуляции эмоционального благополучия ребенка».


Я поставила перед собой цель: исследовать процесс воздействия музыкотерапии на детей с отклонениями в эмоциональном состоянии и другими нарушениями в поведении.

Объектом моего исследования стало: общее эмоциональное состояние детей группы.

Перед собой я поставила следующие задачи:

  • Изучить опыт работы специалистов по данной проблеме.
  • Провести диагностическое исследование с целью определения эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста.
  • Исследовать процесс воздействия приемов музыкальной терапии на общее эмоциональное состояние детей и подтвердить гипотезу о его положительном влиянии.
  • Дать практические рекомендации педагогам и родителям по использованию музыкотерапии в совместной деятельности с детьми.

Гипотеза : Музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей,повысит статус группы, если:

В 1-ом этапе созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией:

Во 2-ом этапе выработка методических приемов : специальные музыкальные упражнения, игры, задания;

Подборка специальных музыкальных произведений.

3 этап интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности : арттерапия, сказкотерапия, хореография, театральная деятельность.

Я использовала следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, метод сказкотерапии.


МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ДИАГНОСТИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

РАБОТА С ДЕТЬМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

РАБОТА СПЕДАГОГАМИ


Виды музыкальной деятельности

Здоровьесберегающие технологии

Вводная ходьба

Дыхательная гимнастика

Музыкально-двигательные упражнения

Артикуляционная гимнастика

Слушание музыки

Пальчиковые игры

Распевание

Музыкотерапия(активная)

Музыкотерапия пассивная

Пение, песенное творчество

Игры, хороводы, инсценировки

Речевые игры

Пляски, танцевальное творчество




Взаимодействие с педагогами

Ведется совместная работа с педагогами детского сада. Ведется подборка репертуара. Составление сценария и обсуждение его. Ведем совместную подготовку к тем или иным мероприятиям.



Работа с родителями

Проводится просветительская работа с родителями.

Привлечение внимания родителей к новым формам работы дошкольного образовательного учреждения по всестороннему развитию личности ребёнка.

Анкетирование родителей

Родители отвечают на вопросы, по ним я определяю, как обстоят дела с музыкальным воспитанием в семье.

1.Слушаете вы с детьми музыку дома?

2 . Обмениваетесь ли вы впечатлениями о прослушанной музыке?

3. Поёте с детьми?

4. Есть ли музыкальные инструменты?

5.Играете на музыкальных инструментах?

6.Любите серьезную музыку?




Слушание музыки

Использование музыки поможет снизить интенсивность эмоциональных реакций, замкнутость неадекватность поведения, поэтому так важно правильно подобрать ту или иную мелодию, учитывая эмоциональное состояние ребёнка.

Если ребёнок испытывает печаль ,то можно включить медленную минорную музыку:

  • Чайковский-вступление Vи финал IV симфоний;
  • Бах-вторая часть концерта №5 Ре-минор.

При раздражении, гневе , волнении и тревоге хорошо включить быструю минорную музыку: например,

  • Шуман- «Порыв»;
  • Шопен-скерцо №1;
  • Дебюсси – «Шаги на снегу», «Сирены».

Спокойное настроение создаст медленная мажорная музыка:

  • Шуберт- «Аве Мария»;
  • Бородин-ноктюрн из «Струнного квартета»;
  • Равель- «Павана».

Радость, веселье, торжество выражают быстрые мажорные мелодии:

  • Лист-финалы рапсодий №6,12;
  • Равель- «Болеро»


Музыкально-двигательные упражнения

  • Основные движения . Изобразительные движения и жесты.

Начиная с младших групп осваивают « Гимнастику жестов»-

Специально подобранные игровые упражнения-этюды, в которых дети усваивают элементарный язык жестов: ласки, радости, злости, плача, просьбы, испуга, согласия и т.д.

  • Музыкально-двигательные этюды.

Основным приемом по музыкальному движению является образный музыкально-двигательный этюд.

Музыкально-двигательные этюды -это маленькие мини-спектакли, которые развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, её раскрепощению.


Пение и здоровье

Человеческий голосовой аппарат - необычный музыкальный инструмент, ничто не может сравниться с ним по богатству тембра и тонкости выражения музыкальных оттенков. Но главное-это «говорящий» музыкальный инструмент. Если слово адресуется к сознанию человека, то тембр голоса - непосредственно к его чувствам.

Звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Этот своеобразный вибрационный массаж внутренних органов может стимулировать и улучшать их работу.

Кроме того, систематические занятия пением развивают экономное дыхание, благотворно влияют не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их.

Что касается значения пения как средства самовыражения, то его трудно переоценить. Оно очень хорошо действует на психоэмоциональное состояние человека.

Наверное, именно поэтому среди певцов много долгожителей.

Еще одно важное достоинство пения – оно помогает расслабиться, избавляет от стрессов, облегчает общение. Эти свойства пения особенно ценны для современных детей.

Так что занятия пением, овладение приемами классического и всеми формами народного певческого искусства – один из путей к здоровью и очень важная составляющая здорового образа жизни.



Игры, инсценировки и хороводы

Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по образам и содержанию деятельности.

Важную роль занимает музыкальное восприятие, ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.






Диагностика развития музыкальной деятельности

Май 2012г.


Диагностика аффективно – эмоциональной сферы

Май 2012г.






Последние материалы сайта